Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 сентября 2008 г. N КГ-А41/6404-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 2 сентября 2008 г.
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 июля 2007 г. N КГ-А41/5804-07
Заместитель прокурора Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными постановления Главы муниципального образования "Сергиево-Посадский район" Московской области от 30 июня 2005 года N 997, а также договора купли-продажи земельного участка от 26 августа 2005 года N ДЗ-456, заключенного между Администрацией Сергиево-Посадского района и индивидуальным предпринимателем М.К.Э. и о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Территориальное управление Росимущества Московской области, Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура), Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево" (ФГУК "Абрамцево"), Россвязьохранкультура, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (УФАКОН по МО), Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области (УФРС по МО).
Арбитражный суд Московской области решением от 21 декабря 2006 года отказал Заместителю прокурора Московской области в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционные жалобы Заместителя прокурора Московской области и ФГУК "Абрамцево" без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 04.07.2007 г. N КГ-А41/5804-07 отменил решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2006 г. и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2007 г., дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Арбитражный суд Московской области решением от 31 января 2008 года удовлетворил заявленные требования Заместителя прокурора Московской области, признал недействительными постановление Главы муниципального образования "Сергиево-Посадский район" Московской области от 30 июня 2005 года N 997 "Об утверждении границ и предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю М.К.Э. земельного участка для размещения ресторана и хозяйственных построек"; договор купли-продажи земельного участка от 26 августа 2005 года N ДЗ-456, заключенный между Администрацией Сергиево-Посадского района и индивидуальным предпринимателем М.К.Э. в силу его ничтожности, применил последствия недействительности ничтожной сделки в виде двухсторонней реституции - возврата сторон в первоначальное состояние.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008 г. решение Арбитражного суда Московской области по делу N А471-К2-16835/06 оставлено без изменения.
На судебные акты подана кассационная жалоба, в которой заявитель указывает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, полагает, что при решении вопроса об отнесении спорного земельного участка к охранной зоне музея - заповедника судами не применены нормы права, подлежащие применению, а также считает, что принятые судебные акты нарушают статью 1 Протокола N 1 от 20.03.1952 г. "Конвенции защиты прав человека и основных свобод".
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя кассационной жалобы свою позицию поддержал в полном объеме.
Ответчик - Администрация Сергиево-Посадского района Московской области и третьи лица - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, Главное управление федеральной регистрационной службы Московской области, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, ТУ Росимущества по Московской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представленных на нее отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, 30 июня 2005 года Глава Сергиево-Посадского района Московской области вынес постановление N 997 "Об утверждении границ и предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю М.К.Э. земельного участка для размещения ресторана и хозяйственных построек".
Пунктом 1 вышеуказанного постановления утверждены границы земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 50:05:004 06 13:0011, площадью 2 414 кв.м., находящегося по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, Митинский с/о, с. Абрамцево, ул. Музейная, д. 3.
Пунктом 2 постановления N9 97 ИП М.К.Э. названный земельный участок предоставлен за плату в собственность в целях размещения ресторана и хозяйственных построек.
На основании постановления N 997 от 30.06.05 г. Администрация Сергиево-Посадского района (продавец) и ИП М.К.Э (покупатель) 26 августа 2005 года заключили договор N ДЗ-456 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:05:004 06 13:0011, площадью 2 414 кв.м., находящегося по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, Митинский с/о, с. Абрамцево, ул. Музейная, д. 3.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии НА N 0275369 от 14 октября 2005 года зарегистрировано право собственности ИП М.К.Э. на вышеуказанный земельный участок.
Полагая, что постановление Главы Сергиево-Посадского района N 997 от 30.06.05 г. и договор купли-продажи N ДЗ-456 от 26.08.05 г. не соответствуют требованиям действующего законодательства, Заместитель прокурора Московской области обратился с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Заместитель прокурора Московской области ссылается на то, что спорный земельный участок находится в пределах границ территории памятника культуры "Усадьба "Абрамцево" - объекта исторического и культурного наследия федерального значения, и не подлежит предоставлению в целях какого-либо строительства, кроме работ по сохранению данного памятника.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление Заместителя прокурора Московской области исходили из того, что спорный земельный участок расположен в зоне охраны памятника истории и культуры музея-заповедника ФГУК "Абрамцево".
В силу части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, и органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. N 176 Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево", расположенный в п. Абрамцево Сергиево-Посадского района отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий и представляющие собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства искусства, эстетики, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох, подлинным источниками информации о развитии культуры.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.06.2002 г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельности запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объектов культурного наследия (статья 34 Закона N 73-ФЗ).
В соответствии со статьей 35 названного Федерального закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Исходя из указанных выше положений действующего законодательства, земельные участки в пределах территории и охранных зон памятника культуры-объекта исторического и культурного наследия федерального значения, не подлежат предоставлению в целях какого-либо строительства, кроме работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий.
Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, относятся соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
Согласно пункту 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным значением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что решением Исполнительного комитета Московского Областного совета народных депутатов от 30.03.83 г. N 499 и Постановлением Совета министров РСФСР от 12 08.77 г. N 428 утверждена охранная зона, зона регулирования застройки и охраняемого ландшафта музея-заповедника "Абрамцево" с приложением проекта охранной зоны.
Вышеуказанными актами утверждена охранная зона, зона регулирования застройки и охраняемого ландшафта музея-заповедника "Абрамцево" с приложением проекта охранной зоны.
Указанным проектом, разработанным в 1978 году Проектным институтом "Спецреставрация" Республиканского научно-реставрационного объединения "Росреставрация" Министерства культуры РСФСР и согласованным Градостроительным советом при Главном архитекторе Московской области, установлены зоны охраны музея-заповедника "Абрамцево".
Из материалов дела следует, что проект охранных зон был согласован с Загорским райисполкомом и другими заинтересованными организациями, а также со всеми землепользователями. Из содержания данного документа следует, что "на территории памятника не разрешается всякое новое строительство, не связанное непосредственно с организацией заповедника, устройство дорог и автостоянок" (ЦГАМО, ф. 7974, оп. 1, д. 2427).
Согласно письму УФАКОН по МО от 22.09.2006 г. N 389 земельный участок с кадастровым номером 50:05:004 06 13:0011, площадью 2 414кв.м., на основании материалов, направленных директором ФГУК "Абрамцево", входит в границы территории памятника.
Таким образом, спорный земельный участок расположен в зоне охраны памятника истории и культуры музея-заповедника ФГУК "Абрамцево", указанный правовой режим земельного участка был установлен в соответствии с действовавшим на момент утверждения охранной зоны заповедника "Абрамцево" законодательством РСФСР.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что договор купли-продажи земельного участка от 26 августа 2005 года N ДЗ-456, заключенный между Администрацией Сергиево-Посадского района и индивидуальным предпринимателем М.К.Э. является недействительным в силу его ничтожности как заключенный в нарушение действующего законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела судами был исследован вопрос о наличии сведений о Государственном историко-художественном и литературном музее заповеднике "Абрамцево" в едином государственном реестре объектов культурного наследия Российской Федерации.
Согласно письму Федерального агентства по культуре и кинематографии данный реестр не сформирован, но Государственный историко-художественный и литературный музей заповедник "Абрамцево" является объектом культурного наследия федерального значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР", Указом Президента РФ от 20.02.1995 г. "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
Из материалов дела усматривается и судами установлено, что, предоставив по договору купли-продажи участок ИП М.К.Э. под строительство, не связанное с организацией и деятельностью музея-заповедника, Администрация нарушила право общества на пользование культурными ценностями в порядке, обеспечивающем неизменность облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями его историко-градостроительной среды, которая является предметом его охраны, режима содержания земель историко-культурного назначения и устанавливается его собственником, то есть государством, а также указанные действия органа местного самоуправления ведут к утрате названным объектом культурного наследия своей уникальной информационно-культурной значимости.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В связи с этим, договор купли-продажи земельного участка от 26.08.2005 г. N ДЗ-456, заключенный на основании постановления Главы Сергиево-Посадского района Московской области от 30.06.2005 г. N 997, является недействительной сделкой в силу ничтожности.
Статьей 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на Постановление Конституционного суда РФ от 21.04.2003 N 6-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерна отклонена судами, как не относящаяся к рассматриваемым правоотношениям.
При изложенных выше обстоятельствах, с учетом вышеназванных положений гражданского и арбитражного процессуального законодательства Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт принят на основе достаточно полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств и установления обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по настоящему делу, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права.
В связи с изложенным доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными.
Переоценка установленных по делу обстоятельств недопустима в суде кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов, не усматривается.
Руководствуясь статьями 284 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.01.2008 г. и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008 г. по делу N КГ-А41/6404-08 (А41-К2-16835/06) оставить без изменения, кассационную жалобу ПБОЮЛ М.К.Э. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 сентября 2008 г. N КГ-А41/6404-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании