Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 сентября 2008 г. N КГ-А40/8842-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2008 г.
ОАО "Корпорация "Русские системы" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным Приказа ФСФР России N 07-2633/пз-и от 6 ноября 2007 г. и обязании ФСФР России провести государственную регистрацию отчёта об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Корпорация "Русские системы" с восстановлением государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Корпорация "Русские системы" государственный регистрационный номер 1-01-04899-А-002Д от 12 апреля 2007 г.
Решением от 4 апреля 2008 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-5825/08-84-63 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 10 июня 2008 г. N 09АП-6020/2008-АК Девятого арбитражного апелляционного суда решение от 4 апреля 2008 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-5825/08-84-63 оставлено без изменения.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции мотивированы тем, что оспариваемый приказ ФСФР России об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Корпорация "Русские системы" соответствует требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и не нарушает права и законные интересы заявителя - ОАО "Корпорация "Русские системы". Суд апелляционной инстанции также отметил, что "_вопреки доводам апелляционной жалобы, полностью исследованы обстоятельства размещения ценных бумаг дополнительного выпуска и сделан верный вывод о нарушении заявителем пункта 20 Стандартов оценки. С даты составления отчета об оценке рыночной стоимости имущества, внесенного в оплату дополнительных ценных бумаг, представленного заявителем, (дата составления - 1 декабря 2004 г.), до даты совершения сделки с объектом оценки (27 апреля 2007 г.), указанной в п. 4 представленного отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг прошло более 6 месяцев. Таким образом, ФСФР России сделан правильный вывод о том, что по прошествии столь значительного срока оценочные данные отчета о рыночной стоимости имущества могли существенно измениться, что не позволяет принять эти данные как объективно соответствующие стоимостным показателям на момент заключения сделки_". Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что "_указание заявителем на то, что суд первой инстанции при вынесении решения не придал преюдициального значения судебным актам по делу N А40-46713/09-96-198 не обоснованы, поскольку названные судебные акты не имеют отношения к оспариванию Приказа ФСФР России, так как в рамках указанного дела рассматривался вопрос об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг заявителя, а не отчета об итогах дополнительного выпуска и обстоятельства, установленные в рамках названного дела не могут являться преюдицией при принятии оспариваемого решения_".
По делу N А40-5825/08-84-63 поступила кассационная жалоба от заявителя - ОАО "Корпорация "Русские системы", в которой оно просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование кассационной жалобы заявитель - ОАО "Корпорация "Русские системы" указывает, что суды не выяснили в полной мере обстоятельства, имеющие значение для дела, и что, по его мнению, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции и постановлении суда апелляционной инстанции, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На кассационную жалобу поступил отзыв от ответчика - ФСФР России (от 08.09.2008 г. N 08-05-05/19333; вх. N КГ-А40/8842-08-Д1 от 09.09.2008 г.), в котором он просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, ссылаясь на соблюдение при их принятии норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя - ОАО "Корпорация "Русские системы" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика - ФСФР России возражал против удовлетворения кассационной жалобы, поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представленного на нее отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела усматривается и судом установлено следующее.
Заявитель - ОАО "Корпорация "Русские системы" обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта - приказа ФСФР России от 6 ноября 2007 г. N 2633/пз-и, а также об обязании ФСФР России провести государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Корпорация "Русские системы" с восстановлением соответствующей государственной регистрации дополнительного выпуска.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при рассмотрении заявления об оспаривании приказа ФСФР России от 6 ноября 2007 г. N 2633/пз-и суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит, во-первых, проверка соответствия оспариваемых отказов закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, установление наличия, либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми отказами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На это обращается внимание и в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Приказом ФСФР России от 6 ноября 2007 г. N 2633/пз-и (л.д. 11-12 т. 1): было отказано в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Корпорация "Русские системы", государственный регистрационный номер дополнительного выпуска 1-01-04899-А-002D от 12 апреля 2007 г.; был признан несостоявшимся дополнительный выпуск обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Корпорация "Русские системы"; была аннулирована государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Корпорация "Русские системы" государственный регистрационный номер дополнительного выпуска 1-01-04899-А-002D от 12 апреля 2007 г.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" под эмиссией ценных бумаг понимается установленная данным Законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, которая состоит из определенных этапов, указанных в п. 1 ст. 19 названного Закона и включает в себя пять этапов: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Таким образом, эмиссия является состоявшейся после прохождения всех указанных этапов.
Согласно положениям ст. 26 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных в ст. 21 настоящего Федерального закона.
Статьей 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" предусматривается, что основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются:
нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;
несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;
несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;
внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Ответчик - ФСФР России в соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 317), ст. 26 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", пунктом 2.6.9 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утверждены приказом ФСФР России от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н), п.п. 4.1 и 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным (утверждено постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг 31 декабря 1997 г. N 45) в оспариваемом Приказе ФСФР России от 6 ноября 2007 г. N 2633/пз-и в качестве оснований в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Корпорация "Русские системы", признании указанного дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации указывает следующее. ОАО "Корпорация "Русские системы" нарушены требования п. 20 Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. N 519 (действовавших на момент принятия оспариваемого приказа) в связи с обнаружением недостоверной информации в отчете независимого оценщика в части указания сведений о рыночной стоимости имущества, внесенного в оплату уставного капитала ОАО "Корпорация "Русские системы".
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу этого, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, исходя из предмета заявленных требований, руководствуясь положениями действующего законодательства суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ ФСФР России от 6 ноября 2007 г. N 2633/пз-и "Об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Корпорация "Русские системы", признании указанного дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации" соответствует требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и не нарушает права и законные интересы заявителя - ОАО "Корпорация "Русские системы".
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов, не усматривается, доводы заявителя кассационной жалобы - ОАО "Корпорация "Русские системы" направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что является недопустимым в кассационной инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 4 апреля 2008 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 10 июня 2008 г. N 09АП-6020/2008-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-5825/08-84-63 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Корпорация "Русские системы" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 сентября 2008 г. N КГ-А40/8842-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании