Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 января 2014 г. N ВАС-19983/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Гвоздилиной О.Ю., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 30.12.2013 N 08/10177 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.03.2013, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.10.2013 по делу N А07-19501/2012,
УСТАНОВИЛА:
государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан "Уфимское лесничество" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 24.10.2012 N А-239/15-12 и предписания от 24.10.2012 N 179-А-239/15-12 по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства (далее - министерство), Министерство финансов Республики Башкортостан, Саяпов Раян Гильмутдинович (далее - Саяпов Р.Г.).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.03.2013 в удовлетворении требований отказано. С учреждения взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 28.10.2013 решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения арбитражного суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций министерство просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучение принятых по делу судебных актов показало, что суды исходили из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка. При рассмотрении заявления учреждения суды руководствовались действующим законодательством, в том числе нормами Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суды установили, что 18.04.2012 министерством проведен открытый аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности - в Демском участковом лесничестве в квартале N 71, выдел 14/1, площадь 0,7 га, с заготовкой ликвидной древесины в объеме 220 куб. м (лот N 66), а также в Юматовском участковом лесничестве в кварталах 53, 61, выделы 3, 36, делянки N 1, 2, 8 площадями по 0,9 га (лоты N 46, 47, 55).
На основании протоколов от 18.04.2012 N 2.46, 2.47, 2.66, 2.55 о результатах аукциона в связи с подачей для участия в аукционе по указанным лотам лишь одной заявки Саяповым Р.Г. аукцион по названным лотам признан несостоявшимся и решено заключить договор купли-продажи лесных насаждений, находящихся на указанной территории учреждения с Саяповым Р.Г.
Договоры купли-продажи лесных насаждений по результатам названного аукциона по лотам N 46, 47, 55, 66 между учреждением, действовавшим от имени министерства на основании доверенности, и Саяповым Р.Г. подписаны 25.05.2012.
Между Саяповым Р.Г. и учреждением подписаны договоры на оказание услуг N 24, 08, в соответствии с условиями которых учреждение обязалось оказать услуги по подготовке материалов по выбору участка, отводу лесного участка, оформлению договора купли-продажи насаждений, расчету платежей, проведению камеральных и полевых работ, отводу, таксации лесосеки под рубки насаждений, Саяпову Р.Г. выданы квитанции на оплату услуг в сумме 53 241 рублей 06 копеек и 9 221 рублей 82 копеек.
В связи с поступлением информации об указанных обстоятельствах по результатам рассмотрения дела N А-128/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении министерства, антимонопольным органом также возбуждено дело N А-239/151-2 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении учреждения.
Решением антимонопольного органа от 24.10.2012 учреждение признано нарушившими пункты 2, 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в установлении не предусмотренных законодательством требований к хозяйствующим субъектам, а также установлении взимания не предусмотренных законодательством платежей при предоставлении государственных услуг по организации и проведению открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
На основании решения антимонопольного органа учреждению выдано предписание от 24.10.2012 N 179-А-239/15-12, которым предписано устранить нарушение пунктов 2 и 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: прекратить взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при представлении услуг по организации и проведению открытого аукциона по продаже прав на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сделали вывод о доказанности антимонопольным органом наличия в действиях учреждения нарушения пункта 2 и пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суды согласились с выводами антимонопольного органа о том, что учреждение осуществляет функции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по организации и проведению аукционов на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений и обязано соблюдать ограничения, установленные статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суды установили, что при подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений в качестве приложения к договору подготовлены схема расположения лесных насаждений с указанием квартала, выдела, площади участка; документ об объеме подлежащей заготовке древесины в кубических метрах, с указанием категории подлежащей вырубке древесины; акт приема-передачи лесных насаждений с указанием характеристики и объема вырубаемой древесины. Необходимым условием подготовки указанных документов является проведение работ по подбору и оценке лесных участков, предназначенных в рубку.
По мнению судов, названные действия входят в состав бесплатно оказываемой услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений. Вместе с тем в стоимость платных услуг, оказываемых учреждением Саяпову Р.Г., включены работы по подготовке материалов, ограничению в натуре, материально-денежной оценке, отводу и таксации лесосек, оформлению договора купли-продажи и составлению технологической карты разработки лесосек (следует из представленной заявителем расшифровки предъявленных к оплате услуг). Указанные виды работ непосредственно связаны с определением лесных участков, объемов подлежащей заготовке древесины, а также подготовкой и оформлением документации об аукционе и заключением договоров, а потому подлежат выполнению в рамках оказания государственных услуг в области лесных отношений бесплатно.
При этом суды руководствовались положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Перечнем государственных услуг (функций) Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2009 N 300, Положением о министерстве, утвержденном Указом Президента Республики Башкортостан от 31.07.2008 N УП-362.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, не усматривается.
Рассмотрев заявление министерства, коллегия судей полагает, что содержащиеся в нем доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, частью 8 статьи 299, статьей 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А07-19501/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.03.2013, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.10.2013 отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Кирюшина |
Судьи |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 января 2014 г. N ВАС-19983/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А07-19501/2012
Истец: ГБУ РБ "Уфимское лесничество"
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы РБ
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства РБ, Министерство Финансов РБ, Министерство финансов Республики Башкортостан, Саяпов Раян Гильмутдинович