Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2014 г. N ВАС-772/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Першутова А.Г., судей Зарубиной Е.Н., Петровой С.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Иркутской области (г. Иркутск) от 13.01.2014 N 52/5-04/04 о пересмотре в порядке надзора постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.12.2013 по делу N А19-4969/2013 Арбитражного суда Иркутской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Братске и Братском районе Иркутской области (далее - Фонд, УПФР) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства финансов Иркутской области (далее - Министерство) по возвращению без исполнения исполнительного листа АС N 000132201, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия к исполнению указанного исполнительного документа.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 15.05.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Вихоревская городская больница" (далее - больница).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18.06.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 г. решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, действия Министерства признаны незаконными.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.12.2013 г. постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 г. по делу N А19-4969/2013 оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов, Министерство просит отменить судебные акты, принятые в судах апелляционной и кассационной инстанциях, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив выводы, положенные в основу обжалуемых судебных актов, и доводы заявления, судебная коллегия не находит оснований, необходимых в силу вышеприведенной нормы для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи со следующим.
Как установлено судами, 1 марта 2012 года решением Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1872/2012 (с учетом определения об исправлении опечатки от 20 декабря 2012 года) с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Вихоревская городская больница" (далее - МБУЗ "Вихоревская городская больница") в пользу Фонда взысканы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 205 544 руб. 81 коп.
20.12.2012 г. судом первой инстанции выдан исполнительный лист АС N 000132201 о взыскании с МБУЗ "Вихоревская городская больница" указанной суммы пеней по страховым взносам.
04.02.2013 г. исполнительный лист АС N 000132201, решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 марта 2012 года и определение об исправлении опечатки от 20 декабря 2012 года по делу N А19-1872/2012 были направлены Фондом в Министерство для исполнения.
Письмом от 19.02.2013 г. N 52/5/1-10/28 Министерство отказало в принудительном исполнении исполнительного листа и возвратило исполнительный документ без исполнения, основанием для возвращения исполнительного листа в письме указано, что в Министерстве отсутствует лицевой счет МБУЗ "Вихоревская городская больница".
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд.
Обосновывая требования, Фонд ссылался на то, что действия Министерства по возвращению исполнительного листа АС N 000132201 являются незаконными.
Арбитражный суд Иркутской области не нашел оснований для удовлетворения требований Фонда, ссылаясь в решении на то, что после вынесения решения суда и выдачи исполнительного листа по делу N А19-1872/2012 изменилось наименование больницы, в связи с чем Фонд на основании статьи 124 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об изменении (уточнении) наименования должника по исполнительному листу АС N 000132201.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции не согласился исходя из следующего.
Основанием для возврата исполнительного листа Министерством назван п. 3 ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ).
При этом Четвертый арбитражный апелляционный суд отметил, что из исполнительного документа можно идентифицировать должника и возврат исполнительного листа повлечет затягивание исполнения судебного акта.
Согласно подпункту 24 пункта 7 Положения о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120-пп, в сфере управления финансами Министерство осуществляет функции по исполнению судебных актов о взыскании средств областного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Получив в феврале 2013 года исполнительный лист АС N 000132201, Министерство обязано было принять все предусмотренные главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации меры и совершить действия, направленные на полное и своевременное исполнение названного исполнительного документа.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа поддержал позицию суда апелляционной инстанции.
Ссылки заявителя на п. 3 ст. 242.1 БК РФ несостоятельны в рассматриваемом в деле в силу того, что согласно 1.7 Устава областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Вихоревская городская больница" больница имеет лицевой счет в управлении казначейского исполнения бюджета Министерства финансов Иркутской области и при обращении с исполнительным листом Министерству следовало принять действия для надлежащего исполнения судебного решения.
Суды апелляционной и кассационной инстанций указали, что областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Вихоревская городская больница" имеет те же ИНН и ОГРН, что и муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Вихоревская городская больница" (соответственно 3823028790 и 1023802316119).
Доводы заявителя относительно того, что на момент принятия решения Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1872/2012 больница являлась муниципальным бюджетным учреждением, правового значения не имеют.
Доводы заявителя были предметом исследования судов и получили их соответствующую оценку, о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права данные доводы не свидетельствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А19-4969/2013 Арбитражного суда Иркутской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.12.2013 отказать.
Председательствующий судья |
А.Г. Першутов |
Судьи |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2014 г. N ВАС-772/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А19-4969/2013
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области
Ответчик: Министерство финансов Иркутской области