Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2014 г. N ВАС-13223/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Сарбаша С.В., судей Бабкина А.И. и Пановой И.В. рассмотрел в судебном заседании заявление федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан" (г. Уфа; далее - учреждение) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.11.2012 по делу N А07-12932/12, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.05.2013 по иску учреждения к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) о признании неправомерным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на передачу используемых учреждением нежилых помещений муниципальной собственности в федеральную собственность, а также об обязании заинтересованного лица совершить действия, предусмотренные частью 9 статьи 54 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", по передаче используемых учреждением нежилых помещений, расположенных по следующим адресам:
- Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Салавата, д. 11/1, цокольный этаж пятиэтажного жилого здания, общей площадью 352,9 кв. м;
- Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Салавата, д. 15/1, цокольный этаж пятиэтажного жилого здания, общей площадью 280,3 кв. м;
- Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Вологодская, д. 23, первый этаж двенадцатиэтажного жилого здания, общей площадью 155,6 кв. м,
в федеральную собственность (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, Государственное унитарное предприятие Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан.
СУД УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 решение суда первой оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.05.2013 судебные акты оставлены без изменения.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2013 N ВАС-13223/13 надзорное производство N ВАС - 13223/13 по делу Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-12932/12 приостановлено на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до окончания надзорного производства NВАС-10278/13.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13 по делу Арбитражного суда Пермского края N А50-7933/2012 размещено в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 04.03.2014. Поэтому коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации считает необходимым возобновить надзорное производство N ВАС-13223/13 на основании статей 146, 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учреждение просит отменить оспариваемые судебные акты, ссылаясь на нарушение арбитражными судами норм материального права, их единообразного толкования и применения.
Заявитель указывает на то, что судами не исследован вопрос о неправомерности бездействия учреждения, проигнорированы положения, предусмотренные частью 9 статьи 54 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), предусматривающие передачу в федеральную собственность используемых полицией нежилых помещений, необходимых для обеспечения ее деятельности и находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что спорные нежилые помещения используются учреждением для исполнения установленных действующим законодательством функций, в соответствии с договорами безвозмездного пользования объектами муниципального нежилого фонда, доказательств наличия препятствий в пользовании данными помещениями учреждением в материалы дела не представлены.
Суды пришли к выводу о том, что передача помещений из муниципальной в федеральную собственность не может быть осуществлена в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), поскольку указанный закон регулирует порядок передачи имущества в случае передачи полномочий из одного уровня власти в другой, тогда как заявителем не представлено доказательств наделения его новыми полномочиями, ранее относившимися к полномочиям органов местного самоуправления, ввиду чего у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по передаче имущества в федеральную собственность.
Суд кассационной инстанции согласился с выводом судов о недоказанности заявителем нарушения его прав и законных интересов оспариваемым действиями администрации.
Согласно части 8.1 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора будет установлено, что имеется обстоятельство, предусмотренное пунктом 5 части 3 статьи 311 Кодекса, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в котором указывает на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по новым обстоятельствам в срок, предусмотренный частью 1 статьи 312 Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт, оспариваемый в порядке надзора и основанный на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена либо изменена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть пересмотрен по новым обстоятельствам, если в соответствующем акте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.
При этом сроки, при наступлении которых официальная позиция считается определенной, исчисляются в порядке, установленном Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 "О внесении изменений и дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента Арбитражных судов Российской Федерации".
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.01.2013 N 10278/13 и опубликованном на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 04.03.2013, поддержан следующий правовой подход.
Обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Законом N 122-ФЗ.
Необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом (в рассматриваемом случае - Законом о полиции, в отношении имущества, используемого органами полиции).
По настоящему делу судами установлено, что администрация направила в адрес учреждения ответ от 26.04.2012 N 1/1261-9, в котором в передаче недвижимого имущества отказала, а также пояснила, что решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 12.04.2012 N 3/9 "Об утверждении перечня муниципального имущества городского округа город Уфа Республики Башкортостан, подлежащего безвозмездной передаче в федеральную собственность" только объекты недвижимости, расположенные по адресам: ул. Кавказская, 17, ул. Шафиева, 46, ул. М. Джалиля, 5А переданы в федеральную собственность, готовятся к передаче в федеральную собственность нежилые здания по ул. Рязанская, 14 и ул. Победы, 5. По остальным объектам недвижимости отказано с сохранением существующих договорных отношений.
Мотивы отказа в передаче спорного имущества в федеральную собственность не были для судов по настоящему делу предметом проверки на соответствие их закону.
Учитывая изложенное, а также отсутствие иных выработанных Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации позиций по данному вопросу, у заявителя имеется возможность пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.
В связи с этим дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Срок, предусмотренный частью 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в данном случае начинает течь с момента получения копии определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах коллегия судей не находит оснований в данном случае для пересмотра принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 146,147, 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
возобновить надзорное производство N ВАС-13223/13.
В передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-12932/12 для пересмотра в порядке надзора решения от 28.11.2012 по делу, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.05.2013 отказать.
Председательствующий судья |
С.В. Сарбаш |
Судьи |
А.И. Бабкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2014 г. N ВАС-13223/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А07-12932/2012
Истец: УВО Управлениния МВД России по г. Уфе, ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан", Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа РБ, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: ГУП "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан" Уфимский городской филиал, ГУП Центр учета инвентаризации и оценки недвижимости РБ, Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации Городского округа г. Уфа Республика Башкортостан, КУМС Администрации ГО г. Уфа, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, РФ в лице ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РБ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2015 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-295/15
13.11.2014 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-12932/12
07.05.2014 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-12932/12
17.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13223/13
07.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13223/13
10.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13223/13
30.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3233/13
06.02.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-131/13
28.11.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-12932/12