Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Павловой Н.В., судей Козловой О.А., Самуйлова С.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан (далее - заявитель) от 10.02.2014 N 11-13-24/545 о пересмотре в порядке надзора решения Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.09.2013 по делу N А57-10176/2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.12.2013 по тому же делу
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" (далее - общество) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2011 по делу N А57-9046/2011 (далее - решение от 25.10.2011), согласно которому с федерального государственного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств у должника - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (в порядке субсидиарной ответственности), за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества взыскана задолженность за период с 01.11.2010 по 31.12.2010 в сумме 9 515 499 рублей 87 копеек и судебные расходы в размере 70 577 рублей 49 копеек.
К участию в деле привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, Министерство обороны Российской Федерации, федеральное государственное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Свердловской области, Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.
СУД УСТАНОВИЛ:
Общество обратилось с заявлением о присуждении 950 000 рублей компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения от 25.10.2011, на основании которого после вступления его в законную силу выдан исполнительный лист серии АС N 001925228, посчитав срок исполнения названного исполнительного документа, исчисленный заявителем в тринадцать месяцев, неразумным.
Решением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.09.2013 по делу N А57-10176/2013, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.12.2013 по тому же делу, заявление удовлетворено частично, взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 250 000 рублей, в остальной части требования - отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора заявитель ссылается на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, незаконность оспариваемого судебного акта, обосновывая свои требования основным доводом о том, что общие сроки и порядок исполнительного производства не были нарушены, а срок исполнения судебного акта был вызван действиями самого заявителя. Заявитель также указывает, что главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность органа Федерального казначейства направлять исполнительный лист для исполнения по месту открытия лицевого счета главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности - Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
Изучив доводы заявителя, вынесенные по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечает следующее.
Частично удовлетворяя заявление общества о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения от 25.10.2011, суд, руководствуясь положениями Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" от 30.04.2010 N 68-ФЗ (далее - Закон о компенсации), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также Бюджетного кодекса Российской Федерации, приняв во внимание разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 30/64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", установив, что ненаправление Управлением Федерального казначейства по Свердловской области исполнительного листа для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета - Министерству обороны Российской Федерации, лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, повлекло возврат исполнительного листа взыскателю по его заявлению и неоправданную задержку исполнения исполнительного документа с 03.05.2012 по 29.08.2012 (3 месяца и 24 дня), пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований в части, соразмерной допущенной просрочки исполнения.
Принимая во внимание, что в силу позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 12826/11 по делу N А19-1175/98, согласно которой возложение на взыскателя бремени принудительного исполнения судебного акта против государства посредством повторного предъявления исполнительных документов, их пересылки в иной компетентный орган противоречит как правовой природе права на судебную защиту, так и законодательству Российской Федерации и нормам международного права, доводы заявителя о том, что срок исполнения судебного акта был вызван действиями самого заявителя, в то время как законодательством не предусмотрена обязанность самого органа Федерального казначейства направлять исполнительный лист для исполнения по месту открытия лицевого счета главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, должны быть отклонены как необоснованные и не соответствующие действующему законодательству и судебной арбитражной практике по данной категории дел.
Таки образом, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит экстраординарных оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А57-10176/2013 Федерального арбитражного суда Поволжского округа в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.09.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.12.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Н.В. Павлова |
Судьи |
О.А. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 2014 г. N ВАС-2422/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был