Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2014 г. N ВАС-2952/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кировской области от 26.04.2013 по делу N А28-162/2013-6/9, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.11.2013 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Новотранс-4" (далее - общество "Новотранс-4") к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации 1 259 148 рублей расходов, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан в 2009 году льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамента финансов Кировской области, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соистцов привлечены общество с ограниченной ответственностью "Новотранс-5" (далее - общество "Новотранс-5") и общество с ограниченной ответственностью "Кирово-Чепецкое пассажирское транспортное предприятие-1" (далее - общество "КЧПТП-1").
До принятия решения по делу истцы в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнили исковое требование и просили взыскать с ответчика в пользу общества "Новотранс-4" 501 840 рублей 37 копеек, в пользу общества "Новотранс-5" 452 906 рублей 40 копеек, в пользу общества "КЧПТП -1" 157 386 рублей 26 копеек.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 26.04.2013, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанции, исковое требование удовлетворено частично: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества "Новотранс-4" взыскано 501 840 рублей 37 копеек расходов. В удовлетворении искового требования обществ "Новотранс-5" и "КЧПТП-1" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано в связи с истечением срока исковой давности.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, суд надзорной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что общество "Новотранс-4" осуществляло перевозку автомобильным транспортом общего пользования по городским и пригородным маршрутам в том числе граждан, имеющих право на льготы.
Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 18.09.2008 N 33/1 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированном транспорте городского, пригородного и междугородного сообщения на территории Кировской области" установлены тарифы на проезд и провоз багажа в автобусах для всех категорий граждан и для граждан, имеющих право на льготный проезд по перечню, утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 140/286.
Утвержденный перечень содержит категории граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению как Российской Федерации (федеральный регистр), так и Кировской области (областной регистр).
В результате межтарифной разницы выпадающие доходы общества "Новотранс-4" по федеральному регистру составили 501 840 рублей 37 копеек.
Орган местного самоуправления определил для отдельных категорий населения льготный тариф по оплате проезда в городском автомобильном транспорте, но не обеспечил обществу "Новотранс-4" возмещение выпадающих доходов, возникших в результате межтарифной разницы.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества "Новотранс-4" в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела.
Доказательств выделения из бюджета Российской Федерации бюджету Кировской области субвенций на осуществление расходов лицам, имеющим право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, не представлено.
Расчет понесенных истцом расходов, основанный на тарифе на проезд, количестве перевезенных льготных категорий граждан, проверен судом и признан обоснованным.
Удовлетворяя исковое требование (в сумме 501 840 рублей 37 копеек) за счет казны Российской Федерации, суды руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, статьями 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено. Выводы судов соответствуют позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ по данной категории спора.
Довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, был предметом рассмотрения судами и отклонен как ошибочный. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения; по настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А28-162/2013-6/9 Арбитражного суда Кировской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 26.04.2013, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.11.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2014 г. N ВАС-2952/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А28-162/2013
Истец: ООО "Кирово-Чепецкое пассажирское транспортное предприятие-1", ООО "Новотранс-4", ООО "Новотранс-5"
Ответчик: Представитель Минфина РФ в Кировской области -Управление федерального казначейства по Кировской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, Департамент финансов Кировской области