Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.В. Попова, судей Е.Е. Борисовой, Ю.В. Гросула рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Стоматологическая клиника г. Березовского" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Свердловской области от 10.09.2013 по делу N А60-10891/2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.02.2014 по тому же делу по иску Правительства Свердловской области (далее - правительство) к администрации Березовского городского округа (далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Стоматологическая поликлиника г. Березовского" (далее - общество), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 24 по Свердловской области, комитету по управлению имуществом Березовского городского округа о признании постановления недействительным, признании сделки по приватизации недействительной, возложении обязанности передать в собственность имущественный комплекс (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство здравоохранения Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.09.2013 требования удовлетворены
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 26.02.2014 отменил постановление от 04.12.2013 и оставил в силе решение от 10.09.2013.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда кассационной инстанции, общество обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора. Общество указывает на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права. Общество не согласно с выводами судов о недействительности постановления администрации от 06.10.2011 N 517 и ничтожности сделки по приватизации.
Судами установлено, что согласно постановлению администрации от 06.10.2011 N 517 муниципальное унитарное предприятие "Стоматологическая поликлиника г. Березовского" (далее - предприятие) было приватизировано путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр Доверие+".
На основании решения комитета от 30.12.2011 N 3 название общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр Доверие+" изменено на общество с ограниченной ответственностью "Стоматологическая поликлиника г. Березовского", о чем 16.01.2012 в ЕГРЮЛ внесены изменения.
Имущество по передаточным актам от 01.12.2011, 30.12.2011 было передано обществу.
Полагая, что постановление администрации от 06.10.2011 N 517 является недействительным, а сделка приватизации - ничтожной, правительство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, поддержанный судом кассационной инстанции, исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.
В силу статьи 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ (далее - Закон N 178-ФЗ) объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению объектов здравоохранения, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Предприятие было создано в целях необходимости оказания населению соответствующего поселения медицинских стоматологических услуг и соответственно данное предприятие относится к объектам здравоохранения в значении, используемом в абзаце 3 пункте 1 статьи 30 Закона N 178-ФЗ, в связи с чем не подлежало приватизации в силу прямого указания закона.
Принимая постановление от 06.11.2011 N 517, администрация действовала в нарушение статьи 30 Закона N 178-ФЗ, статьи 17 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (далее - Закон N 323-ФЗ), тем самым нарушая права субъекта Российской Федерации - Свердловской области, поскольку приватизировав предприятие путем его преобразования в предприятие частной формы собственности - общество с ограниченной ответственностью, в отсутствие на территории соответствующего поселения иных предприятий, оказывающих аналогичные виды медицинских услуг, администрация исключила возможность последующего исполнения императивного требования статьи 100 Закона N 323-ФЗ и как следствие реализацию полномочий субъекта Российской Федерации - Свердловской области сфере охраны здоровья, в том числе, по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации (статья 16 Закона N 323-ФЗ).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал постановление от 06.11.2011 N 517 недействительным, а сделка ничтожной.
Кроме того, приняв во внимание, что в результате сделки приватизации предприятия совершенной с нарушением норм закона, было создано общество с ограниченной ответственностью "Стоматологическая клиника г. Березовского" путем его соответствующей государственной регистрации и внесения об этом записи в ЕГРЮЛ, суд первой инстанции признал запись в ЕГРЮЛ от 30.12.2011 N 1116678006565 недействительной и подлежащей исключению из ЕГРЮЛ.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Доводы общества, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств и не являются основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятых по нему судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А60-10891/2013 Арбитражного суда Свердловской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 10.09.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.02.2014 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Попов |
Судьи |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 марта 2014 г. N ВАС-3064/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А60-10891/2013
Истец: Правительство Свердловской области
Ответчик: Администрация Березовского городского округа, Комитет по управлению имуществом Березовского городского округа, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области, ООО "Стоматологическая клиника г. Березовского", ООО "Стоматологическая поликлиника г. Березовская"
Третье лицо: Министерство здравоохранения Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
07.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3064/14
26.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-276/14
04.12.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13057/13
10.09.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-10891/13