Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 апреля 2014 г. N ВАС-260/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Сарбаша С.В., судей Никифорова С.Б. и Пановой И.В. рассмотрела в судебном заседании заявление федерального государственного унитарного предприятия "Управление промышленных предприятий при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - предприятие) от 04.03.2014 о пересмотре в порядке надзора определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2013 по делу N ВАС-15044/13 по заявлению предприятия о признании недействующим Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 67 (далее - положение).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство юстиции Российской Федерации.
СУД УСТАНОВИЛ:
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2013 дело N ВАС-15044/13 направлено для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в качестве суда первой инстанции руководствовался статьей 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2014 в передаче дела Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-15044/13 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора определения от 05.12.2013 отказано.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации установил, что предприятие оспаривало не типовое положение, а положение о конкретном управлении, которое затрагивает вопросы организации деятельности только этого государственного органа, в силу чего оно является индивидуальным, а не нормативным правовым актом. Закрепленное в нормативном порядке соответствие оспариваемого положения типовому положению о территориальных органах Росимущества и его обязательность для управления, предопределяющая неоднократность применения, не изменяют его правовой природы как ненормативного (индивидуального) акта.
В настоящем заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре упомянутого определения от 05.12.2013 в порядке надзора, предприятие просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Предприятие указало новый довод о том, что на рассмотрении в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации находится дело N ВАС-15552/13 по заявлению о признании недействующими ряда положений писем Министерства финансов Российской Федерации.
Заявитель отметил, что в случае рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации данного дела по существу, в практике обозначатся различные подходы к вопросу квалификации правовых актов федеральных органов исполнительной власти, поскольку по названному делу суды общей юрисдикции сделали вывод о том, что оспариваемые письма Министерства финансов Российской Федерации являются ненормативными актами.
Кроме того, предприятие указало, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации как суда первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый правовой акт не регулирует отношения с участием заявителя, которые могут возникнуть в результате издания территориальным органом федерального органа исполнительной власти акта в установленной сфере деятельности. По мнению заявителя, суд таким образом предрешил результат рассмотрения вопроса об оспаривании положения по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы повторного заявления, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что таких оснований не имеется.
Сравнение заявителем оспариваемых по настоящему делу и по делу N ВАС-15552/13 правовых актов в целях установления единообразия практики применения судами норм права при их квалификации в данном случае некорректно, поскольку акты изданы разными федеральными органами исполнительной власти в разных сферах деятельности.
Определение юридической природы оспариваемого акта или его отдельных положений как нормативных или ненормативных осуществляется судом за рядом исключений (например, пункт 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении судами дел об оспаривании нормативных правовых актов") в каждом конкретном случае, исходя из оценки их содержания, формы акта, порядка его принятия и (или) введения в действие, полномочий органа или лица, принявших акт.
Поэтому ссылки предприятия на рассматриваемое Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации дело N ВАС-15552/13 в отношении иных правовых актов, не могут быть приняты во внимание для обоснования нормативного характера оспариваемого положения.
Довод заявителя о предрешении результата рассмотрения вопроса об оспаривании положения по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является несостоятельным. Вывод о том, что оспариваемый правовой акт не регулирует отношения с участием заявителя, которые могут возникнуть в результате издания территориальным органом федерального органа исполнительной власти акта в установленной сфере деятельности сделан судом постольку, поскольку по данному делу заявителем обратное не доказано. В случае принятия какого-либо незаконного акта, нарушающего права заявителя, они подлежат защите в установленном порядке.
При таких условиях коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-15044/13 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2013 отказать.
Председательствующий судья |
С.В. Сарбаш |
Судьи |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 апреля 2014 г. N ВАС-260/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-260/14
17.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-260/14
27.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-260/14
15.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-260/14
05.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15044/13