Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 декабря 2013 г. N ВАС-18492/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ю.Ю. Горячевой, судей А.И. Бабкина, Е.Ю. Валявиной, рассмотрела в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Задорожной Татьяны Сергеевны о пересмотре в порядке надзора определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.11.2013 N ВАС-16443/13.
СУД УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Задорожная Т.С. (далее - индивидуальный предприниматель) обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании подпункта 5 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" недействующим.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.11.2013 N ВАС-16443/13 заявление индивидуального предпринимателя возвращено применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом индивидуальному предпринимателю было разъяснено, что категории дел, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, определены в части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К ним относятся:
1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
Данный перечень сформулирован исчерпывающим образом, поэтому рассмотрение требований о признании недействующими положений федеральных законов не входит в компетенцию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке надзора, индивидуальный предприниматель просит отменить упомянутое определение, ссылаясь на неправильное толкование норм процессуального права.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, а также нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
Таких доводов в заявлении в порядке надзора не приведено. Оспариваемый судебный акт соответствует законодательству Российской Федерации, неотъемлемой частью которого является Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации определяет порядок принятия федеральных законов (статьи 105-107) и предусматривает издание Президентом Российской Федерации указов и распоряжений (статья 90), Правительством Российской Федерации - постановлений и распоряжений (статья 115).
Поэтому доводы индивидуального предпринимателя о том, что законы относятся к нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, названным в пункте 1 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению.
Вопреки мнению индивидуального предпринимателя, часть 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает проверку арбитражным судом не законов, а иных нормативных правовых актов на соответствие их закону.
Глава 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в которой содержится вышеупомянутая статья, определяет особенности рассмотрения подведомственных арбитражным судам дел, возникающих из административных и публичных отношений, и не может быть истолкована как расширяющая компетенцию арбитражных судов.
При таких условиях коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N ВАС-16443/13 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора определения от 11.11.2013 N ВАС-16443/13 отказать.
Председательствующий судья |
Ю.Ю. Горячева |
Судьи |
А.И. Бабкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 декабря 2013 г. N ВАС-18492/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был