Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 апреля 2014 г. N ВАС-3578/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А., судей Козловой О.А. и Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия от 27.02.2014 N 1556-13-7 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.05.2013 по делу N А10-4463/2012, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.12.2013 по тому же делу по иску Администрации г. Улан-Удэ (далее - администрация) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (далее - Управление), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) о взыскании 3 769 013 рублей 87 копеек убытков.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены: муниципальное автономное учреждение "Городское лесничество", Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия, Республика Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия, Республиканское агентство лесного хозяйства.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.05.2013, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.12.2013, исковое требование удовлетворено за счет Управления, а при недостаточности у него денежных средств - за счет Российской Федерации в лице МЧС России из средств казны Российской Федерации.
В заявлении о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора Управление просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права, недоказанность совокупности условий, необходимых для возложения на него ответственности за причиненные убытки, отсутствие у него обязанности по тушению пожаров в городских лесах.
Изучив заявление и материалы надзорного производства, суд не усматривает оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Основанием для предъявления иска послужило наличие у администрации убытков в связи с неисполнением Управлением возложенной на него обязанности по осуществлению тушения пожаров в городских лесах.
Судами установлено, что администрацией в 2011 году принято распоряжение от 18.03.2011 N 370-р "О неотложных мерах по подготовке к пожароопасному периоду 2011 года в городских лесах", выделены финансовые средства из резервного фонда по предупреждению чрезвычайных ситуаций в сумме 5 284 767 рублей для МАУ "Городское лесничество" на выполнение работ по профилактике и тушению лесных пожаров в 2011 году.
Между администрацией и МАУ "Городское лесничество" заключено соглашение 22.03.2011 N 12 "О порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ)", в рамках исполнения которого МАУ "Городское лесничество" в 2011 году было затрачено на противопожарные мероприятия 3 779 013 рублей 87 копеек.
Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) установлено, что государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ в статью 16 Закона о пожарной безопасности внесены изменения, касающиеся полномочий федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности по тушению пожаров в городских лесах, в связи с чем суды пришли к правомерному выводу о том, что тушение пожаров в городских лесах является законодательно установленной обязанностью органов МЧС и должно финансироваться из федерального бюджета.
Оценив представленные доказательства с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив совокупность необходимых для возложения на Управление ответственности за причиненные администрации убытки условий, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении иска за счет Управления, а при недостаточности у него денежных средств с учетом положений статей 10, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации - за счет главного распорядителя средств федерального бюджета - МЧС России из средств казны Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что в резолютивной части решения не указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, как предусмотрено постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, не влечет изменения судебных актов.
Обязанным к возмещению убытков лицом судом определено Управление, а при недостаточности у него денежных средств - главный распорядитель средств бюджета - МЧС России из средств казны Российской Федерации.
Учитывая, что финансирование Управления осуществляется МЧС России из средств бюджета, оснований полагать, что убытки взысканы не за счет казны Российской Федерации, не имеется. Иной источник финансирования Управления не установлен.
Доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, являлись предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций, которая не подлежит переоценке в суде надзорной инстанции в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А10-4463/2012 Арбитражного суда Республики Бурятия в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 30.05.2013, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.12.2013 отказать.
Председательствующий судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Судьи |
О.А. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 апреля 2014 г. N ВАС-3578/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3578/14
17.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3578/14
05.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5744/13
25.09.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3280/13
30.05.2013 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-4463/12