Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2014 г. N ВАС-5143/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Александрова В.Н., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Пожарная охрана "Иркутскэнерго" от 26.03.2014 N 321/321/01-02/272 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 07.08.2013, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.01.2014 по делу N А19-8441/2013,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Пожарная охрана "Иркутскэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее - ГУ МЧС России по Иркутской области) о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4 предписания от 18.03.2013 N 15/ЧС-4 по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 30.01.2014 решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций общество просит указанные судебные акты отменить в части пунктов 1 и 2 оспариваемого предписания, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучение принятых по делу судебных актов показало, что суды исходили из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка. При рассмотрении заявления общество суды руководствовались действующим законодательством, в том числе положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".
Суды установили, что согласно уставу общества одним из видов его деятельности являются ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, предупреждение и тушение пожаров. Общество имеет лицензию от 27.06.2012 N 6-А/00008 на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров и включено в Перечень сил и средств постоянной готовности территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный постановлением Правительства Иркутской области от 02.04.2010 N 62-ПП.
Согласно свидетельству общества от 31.01.2012 серии 713 N 00017 аварийно-спасательное формирование общества имеет статус профессионального.
Общество входит в состав сил гражданской обороны в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", а также является организацией, уполномоченной Правительством Иркутской области на решение вопросов по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в связи с чем на основании статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обязано обеспечивать поддержание в готовности к применению сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В ходе плановой выездной проверки деятельности общества по вопросу соблюдения обязательных требований, норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ГУ МЧС России по Иркутской области выявлены нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно: в обществе не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не создан орган повседневного управления на объектовом уровне - дежурно-диспетчерская служба общества; аварийно-спасательное формирование общества укомплектовано личным составом, менее 75% которого составляют спасатели, аттестованные на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование) - количество личного состава составляет 220 человек, из которых аттестованных спасателей 111 (50,5%); аварийно-спасательное формирование общества не находится в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайной ситуации и проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на обслуживаемых объектах.
По результатам проверки составлен акт проверки от 18.03.2013 N 15/ЧС и выдано предписание от 18.03.2013 N 15/ЧС-4 по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в срок до 18.09.2013.
Согласно оспариваемому предписанию общество обязано создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (согласно приказу общества от 12.03.2008 N 30 общ "О создании резерва финансовых и материальных средств" необходимо осуществить расчет резерва финансовых средств и материальных ресурсов и обеспечить наличие денежных средств. В приказе отсутствует подтверждение создания, расчет номенклатуры и объема резервов, не предусмотрено финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов) (пункт 1); общество обязано создать орган повседневного управления на объектовом уровне - дежурно-диспетчерскую службу общества (пункт 2); аварийно-спасательное формирование общества укомплектовать личным составом, 75% которого составляют спасатели, аттестованные на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование) - (количество личного состава составляет 220 человек, из которых аттестованных спасателей 111 (50,5%) (пункт 3); аварийно-спасательному формированию общества обеспечить постоянную готовность к выдвижению в зоны чрезвычайной ситуации и проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на обслуживаемых объектах (пункт 4).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что общество является организацией, в полномочия которой входит решение вопросов по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в связи с чем общество обязано выполнять основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в том числе по созданию финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Суды также установили, что обществом заключены договоры с ФГУ комбинатом "Прибайкалье" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу от 01.02.2013, открытым акционерным обществом "Иркутскэнерго" от 01.06.2009, по которым общество приняло на себя обязательства по поддержанию постоянной готовности сил и средств для реагирования на чрезвычайные ситуации, вызванные розливами нефти и нефтепродуктов, возникшие на опасных производственных объектах и ликвидации их последствий.
На основании изложенного суды сделали вывод о правомерности требования предписания о создании органа повседневного управления на объектном уровне (дежурно-диспетчерской службы общества) в соответствии с пунктом 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794. При этом суды учли, что учредителем общества является открытое акционерное общество "Иркутскэнерго", которое находится в ведении Министерства энергетики Российской Федерации, уполномоченного на создание функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении данного министерства.
По мнению судов, факт взаимодействия общества с ГУ МЧС России по Иркутской области через дежурно-диспетчерские службы отрядов государственной пожарной службы и пункты связи пожарных команд общества является лишь исполнение обществом обязанности по взаимодействию с федеральными, региональными, местными органами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и не освобождает общество от исполнения обязанности по созданию дежурно-диспетчерской службы.
Суды также признали соответствующими действующему законодательству выводы ГУ МЧС России по Иркутской области о несоответствии поисково-спасательного (аварийно-спасательного) формирования общества аттестационным требованиям, поскольку общество является не только аварийно-спасательным формированием, но и организацией, в полномочия которой входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в связи с чем пункт 3 предписания является правомерным.
Суды указали, что общество не обеспечивает постоянную готовность к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых им объектах и предписание в данной части обоснованно.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, не усматривается.
Рассмотрев заявление общества, коллегия судей полагает, что содержащиеся в нем доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, частью 8 статьи 299, статьей 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А19-8441/2013 Арбитражного суда Иркутской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 07.08.2013, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.01.2014 отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Кирюшина |
Судьи |
В.Н. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2014 г. N ВАС-5143/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5143/14
16.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5143/14
30.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6648/13
06.11.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4541/13
19.09.2013 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4541/13
07.08.2013 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-8441/13