Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 октября 2008 г. N КГ-А40/9502-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2008 г.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ Центр)" (далее - ФГУП "ФТ-Центр") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Правительству Москвы об обязании ответчика принять в собственность жилое здание, расположенное по адресу: г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 7/17 (за исключением нежилых помещений первого этажа, помещений технического подвала и другого имущества дома, принадлежащего иным лицам на праве собственности) и о взыскании неосновательного обогащения в сумме 689.757 руб. 94 коп.
В ходе рассмотрения дела судом было принято к рассмотрению заявление истца об уточнении предмета первого требования - обязании ответчика принять в собственность жилое здание по адресу: г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 7/17 (за исключением нежилых помещений первого этажа площадью 574,4 кв.м. и помещений технического подвала площадью 588 кв.м.) и уменьшении размера второго требования до 442.470 руб. 38 коп.
В обоснование предъявленных требований истец сослался на распоряжение Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 18.04.2007 г. N 1041-р "О безвозмездной передаче федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным эксплуатационным предприятием "СЕРВЭКС" Минимущества России, в собственность города Москвы", в соответствии с которым жилое здание по адресу: г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 7/17 подлежит передаче в собственность города Москвы, и на уклонение ответчика от принятия этого дома, в силу чего предприятие вынуждено исполнять обязательства по коммунальному, техническому и административно-хозяйственному обслуживанию объекта.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.04.2008 г. в иске отказано.
Отказ в иске суд первой инстанции мотивировал отсутствием волеизъявления Правительства Москвы на безвозмездную передачу из федеральной собственности жилого дома по адресу: г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 7/17 и отсутствием обязательств у Правительства Москвы по содержанию этого дома.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2008 г. N 09АП-7601/2008-ГК решение от 23.04.2008 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании Правительства Москвы принять в собственность жилое здание по адресу: г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 7/17 (за исключением нежилых помещений первого этажа площадью 574,4 кв.м. и помещений технического подвала площадью 588 кв.м.) отменено и в этой части требования истца удовлетворены, а в остальной части решение оставлено без изменения.
Отменяя решение суда первой инстанции в части обязания Правительства Москвы принять в собственность жилое здание по адресу: г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 7/17 (за исключением нежилых помещений первого этажа площадью 574,4 кв.м. и помещений технического подвала площадью 588 кв.м.) и удовлетворяя иск в этой части, апелляционная инстанция указала, что распоряжение Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 18.04.2007 г. N 1041-р "О безвозмездной передаче федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным эксплуатационным предприятием "СЕРВЭКС" Минимущества России, в собственность города Москвы" в установленном законом порядке не оспорено, полностью соответствует порядку передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, установленному частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В кассационной жалобе на постановление от 9 июля 2008 г. Правительство Москвы ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, регламентирующих порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, в связи с чем просит постановление от 9 июля 2008 г. отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции от 23 апреля 2008 г.
Заявитель указывает, что, удовлетворяя требования истца об обязании Правительства Москвы принять в собственность жилое здание, суд апелляционной инстанции не принял в качестве обязательной позицию Конституционного Суда Российской Федерации, определяющую конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, выраженную в постановлении от 30 июня 2006 г. N 8-П и определениях от 7 декабря 2006 г. N 542-О и от 4 декабря 2007 г. N 828-О-П.
Истец доводы ответчика считает необоснованными, просит постановление апелляционной инстанции от 9 июля 2008 г. оставить без изменения.
Надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства ТУ Росимущества по г. Москве явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этого лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Разграничение государственной собственности и передача имущества, находящегося в государственной собственности, осуществляется в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Установленный этим Законом порядок предусматривает, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, и является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденный перечень.
Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанного решения в соответствии с передаточным актом.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных решений государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющему принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества.
В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям этой статьи.
Распоряжением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 18.04.2007 г. N 1041-р "О безвозмездной передаче федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным эксплуатационным предприятием "СЕРВЭКС" Минимущества России, в собственность города Москвы" предусмотрена передача в собственность города Москвы жилого здания по адресу: г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 7/17 (за исключением нежилых помещений первого этажа площадью 574,4 кв.м и помещений технического подвала площадью 588 кв. м), а право хозяйственного ведения федерального государственного унитарного эксплуатационного предприятия "СЕРВЭКС" Минимущества России (далее - ФГУЭП "СЕРВЭКС") - прекращению.
ФГУП "ФТ-Центр" является правопреемником прав и обязанностей ФГУЭП "СЕРВЭКС" Минимущества России, реорганизованного в форме присоединения в соответствии с распоряжением Росимущества от 06.10.2006 N 3609-р.
В соответствии с пунктом 4 распоряжения Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве (далее - ТУ Росимущества по г. Москве) совместно с ФГУЭП "СЕРВЭКС" Минимущества России предписано в срок до 30 мая 2007 года оформить передачу в собственность города Москвы спорного объекта в соответствии с передаточным актом и внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества.
Согласно пункту 5 распоряжения Правительство Москвы обязано представить на утверждение ТУ Росимущества по г. Москве подписанный передаточный акт в течение 3-х недель с момента издания распоряжения.
Согласно пункту 6 распоряжения в случае не подписания и (или) не представления Правительством Москвы передаточного акта в установленный срок, передаточный акт утверждается ТУ Росимущества по г. Москве в одностороннем порядке.
Письмами от 17.07.2007 N 30-6/8803, от 16.08.2007 N 30-6/10266 ТУ Росимущества по г. Москве представило в Правительство Москвы утвержденный в одностороннем порядке акт приема-передачи жилого здания (за исключением нежилых помещений первого этажа, помещений технического подвала и другого имущества дома, принадлежащего иным лицам на праве собственности) по адресу: г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 7/17.
Акт приема-передачи Правительством Москвы подписан не был.
В соответствии с выпиской из технического паспорта на здание по адресу: г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 7/17 оно построено в 1976 году и имеет в своем составе 99 квартир, нежилые помещения площадью 542,4 кв.м. и техническое подполье.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций не выяснили, в силу каких обстоятельств Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Росимуществом было принято решение о передаче из федеральной собственности в собственность города Москвы не всего жилого дома, а только его части, имеются ли в доме квартиры, которые до настоящего времени предоставляются гражданам на условиях социального найма, и не имеется ли в подлежащем передаче доме помещений, принадлежащих на праве собственности другим лицам.
Без выяснения этих обстоятельств остается неопределенность в вопросе о том, в отношении какого недвижимого имущества составлен акт приема-передачи, утвержденный 16.08.2007 г. ТУ Росимущества по г. Москве, и может ли такой акт свидетельствовать о передаче недвижимого имущества из собственности Российской Федерации в собственность города Москвы.
В силу неполного выяснения обстоятельств, подлежащих выяснению по заявленным требованиям, решение от 23 апреля 2008 г. и постановление от 9 июля 2008 г. подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует выяснить вопрос о наличии зарегистрированных прав на недвижимое имущество в доме по адресу: г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 7/17 и, соответственно, какая часть этого дома к моменту передачи находилась в федеральной собственности, а также имеются ли возражения у Правительства Москвы на принятие этого дома в собственность города Москвы и к чему они сводятся и разрешить спор с учетом установленного порядка передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2008 г. N 09АП-7601/2008-ГК и решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 апреля 2008 г. по делу N А40-63447/07-64-518 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 октября 2008 г. N КГ-А40/9502-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании