Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 2014 г. N ВАС-1201/14
"О прекращении производства по делу"
резолютивная часть определения объявлена 21.05.2014
в полном объеме определение изготовлено 27.05.2014
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Потихониной Ж.Н., судей Разумова И.В. и Мифтахутдинова Р.Т., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Адушевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление арбитражного управляющего Баталыгина Николая Николаевича (город Старый Оскол) от 28.01.2014 о признании недействующими в части положений абзаца 3 пункта 2.5, пунктов 2.6, 2.9 Порядка формирования и ведения Единого Федерального реестра сведений о банкротстве и перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 N 178, как несоответствующих пункту 3 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2911 N 373, статьям 2 и 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
при участии:
от заявителя Баталыгина Н.Н. - Захарова Н.Н. (доверенность от 20.03.2014, паспорт);
от заинтересованного лица - Министерства экономического развития Российской Федерации - Стариков А.В. (доверенность от 07.04.2014 N 47-АУ, служебное удостоверение); Бештоев М.И. (доверенность от 15.04.2014 N 52-АУ, паспорт)
от заинтересованного лица - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) - Чистов С.К. (доверенность от 16.07.2013 N 20/136-НА, паспорт), Ольховикова С.В. (доверенность от 22.07.2013 N 20/151-НА, паспорт);
от заинтересованного лица - Министерства юстиции Российской Федерации - Каспарова Н.В. (доверенность от 22.12.2013 N 01-309-АК, служебное удостоверение).
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь с настоящим заявлением Баталыгин Николай Николаевич полагает, что оспариваемые положения не позволяют исполнить судебный акт о признании недействительным решения коллегиального органа об исключении арбитражного управляющего из саморегулируемой организации арбитражных управляющих, поскольку отсутствует правовое регулирование вопросов, связанных с внесением в ЕФРСБ сведений о признании соответствующей записи недействительной и восстановлении первоначальной записи.
В обоснование требований заявитель также ссылался на положения статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В судебном заседании представитель заявителя Баталыгина Н.Н. Захарова Н.Н. заявила об уточнении ранее заявленных требований и просила суд:
- признать недействующими пункты 2.6 и 2.9 Порядка формирования и ведения Единого Федерального реестра сведений о банкротстве и перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 N 178, как несоответствующие статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не обеспечивающие реализацию права на судебную защиту;
- обязать Министерство экономического развития Российской Федерации внести изменения, обеспечивающие возможность восстановления записей ЕФРСБ на основании судебного решения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании не заявили возражений относительно указанного заявления.
Судебная коллегия, изучив заявление об уточнении требований Баталыгина Н.Н., приходит к выводу о возможности его принятия на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
В судебном заседании представитель Министерства экономического развития Российской Федерации, ссылаясь на положения статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", статей 29, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку заявитель, обращаясь в арбитражный суд, доказательства, подтверждающие свое членство в одной из саморегулируемой организации арбитражных управляющих, не представил.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Судом установлено, что вышеуказанный Порядок является нормативным правовым актом, разработанным и утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статьей 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.06.2013 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", вступившего в силу 07.06.2013) арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, при условии, что рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Пунктом 4 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2.1 постановления от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснил: заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе, и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере (например, пункт 10 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Согласно пункту 2.2 упомянутого постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, если федеральным законом установлено, что нормативный правовой акт может быть обжалован в суд или арбитражный суд, дело об оспаривании такого акта, если им затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается арбитражным судом (статьи 29, 191 АПК РФ).
Если федеральным законом предусмотрено обжалование нормативных правовых актов в судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, входят в предмет регулирования Федеральных законов "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О несостоятельности (банкротстве)".
Ни названными Федеральными законами, ни приказом N 178 прямо не предусмотрено обжалование нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по формированию Единого федерального реестра сведений о банкротстве в арбитражный суд.
Положения пункта 12 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в рамках настоящего дела не подлежат применению, поскольку настоящий спор не связан с профессиональной деятельностью арбитражного управляющего в процедурах банкротства и не является спором между саморегулируемой организацией арбитражных управляющих и арбитражным управляющим.
В связи с этим суд приходит к выводу, что настоящее заявление о признании недействующими оспариваемых положений приказа Министерства экономического развития Российской Федерации N 178 от 05.04.2013 "Об утверждении порядка формирования и ведения Единого Федерального реестра сведений о банкротстве и перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве", неподведомственно арбитражному суду.
Учитывая изложенное, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная Баталыгиным Н.Н. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 29, 150, 151, 184, 185 - 188, 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять уточнения заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делу N ВАС-1201/14 прекратить.
Возвратить Баталыгину Николаю Николаевичу из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной по чек-ордеру от 28.01.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Определение может быть обжаловано в порядке надзора в срок, предусмотренный статьей 292 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ж.Н. Потихонина |
Судьи |
И.В. Разумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 2014 г. N ВАС-1201/14
"О прекращении производства по делу"
Текст определения официально опубликован не был