Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 мая 2014 г. N ВАС-5433/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Самуйлова С.В., судей Кирейковой Г.Г., Павловой Н.В. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Георгиевские городские электрические сети" от 17.04.2014 N 01-07/410 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ставропольского края от 07.08.2013 по делу N А63-6791/2013, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.03.2014 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" в лице филиала "Ставропольэнерго" (далее - компания) к открытому акционерному обществу "Георгиевские городские электрические сети" (далее - общество) о взыскании 7 381 174 руб. 85 коп. задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 31.12.2010 N СЭ02436, 8457 руб. 60 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период просрочки с 24.06.2013 по 28.06.2013.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением от 07.08.2013, оставленным без изменения постановлениями апелляционного и кассационного судов, исковые требования удовлетворены.
В заявлении о пересмотре обжалуемых судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение арбитражными судами единообразия в толковании и применении норм права, неправильное применение норм материального права.
Ознакомившись с доводами заявителя, судебная коллегия не находит оснований для передачи данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Суды установили, что стороны являются смежными сетевыми организациями.
31.12.2010 общество и компания заключили договор N СЭ02436, по условиям которого компания обязалась оказывать обществу услуги по передаче электрической энергии через принадлежащие ей технические устройства, а общество - принимать оказанные услуги и оплачивать их.
Тарифы для взаиморасчетов общества и компании установлены постановлением Региональной тарифной комиссии по Ставропольскому краю от 24.12.2012 N 70/3.
В мае 2013 года компания оказала обществу услуги по передаче электрической энергии, определив их стоимость по одноставочному варианту тарифа, который применялся в предшествующий расчетный период регулирования. Общество услуги не оплатило, ссылаясь на письмо от 01.03.2013 N 01-09/291 о выборе двухставочного тарифа и настаивая на необходимости его применения.
Разногласия по применяемому в отношениях сторон варианту тарифа в спорный период явились поводом для обращения компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Из статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 этого Закона об электроэнергетике следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. По общему правилу оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Порядок заключения и исполнения таких договоров (в том числе между смежными сетевыми организациями) устанавливается в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Из этих правил следует, что в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (смежными сетевыми организациями), в соответствии с разделом III Правил N 861. По договору между смежными сетевыми организациями одна сторона обязуется предоставлять другой услуги по передаче электроэнергии с использованием принадлежащих ей на законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона - оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электроэнергии (пункты 8, 34 Правил N 861, пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с разделом III Правил N 861 договору осуществляются по индивидуальному тарифу на услуги по передаче электроэнергии (пункт 42 Правил N 861).
Гражданские права и обязанности, возникающие из договоров, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статьи 8, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Услуги по передаче электрической энергии являются естественно-монопольной деятельностью, подлежащей ценовому регулированию. Тарифы на эти услуга устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 42, 46-48 Правил N 861).
Согласно пункту 64 действовавших во время принятия тарифного решения Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливались одновременно в двух вариантах: двухставочном и одноставочном. Для расчетов за услуги по передаче электроэнергии потребителям услуг предоставлялось право самостоятельно выбрать вариант тарифа на очередной период регулирования (календарный год) путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Из пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 и действовавших в спорный период (далее - Основы ценообразования), следует, что тарифы на услуги по передаче электроэнергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями, устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочном и одноставочном. При этом потребители услуг вправе самостоятельно выбрать вариант тарифа путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца со дня официального опубликования решений регулирующего органа об установлении соответствующих тарифов. Исключений для смежных сетевых организаций не сделано.
В соответствии с пунктом 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, цены (тарифы) подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что компания правомерно произвела расчет за оказанные услуги по передаче электрической энергии, рассчитав их стоимость по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования, поскольку общество не реализовало своевременно свое право на выбор (изменение) варианта тарифа на очередной период регулирования путем направления компании письменного уведомления в месячный срок со дня принятия тарифного решения, с чем согласились суды апелляционной и кассационной инстанций.
Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется.
Доводы общества о том, что судами не дана оценка направленному в адрес компании уведомлению о выборе тарифа, противоречит содержанию судебных актов, которые отклонены на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, с учетом даты принятия тарифного решения и дате направления обществом уведомления об изменении тарифа (01.03.2013).
Доводы заявителя о его праве в одностороннем порядке изменить вариант тарифа на двухставочный, несостоятельны, поскольку такое право предоставлено заказчику услуг после изменений пункта 81 Основ ценообразования, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 и вступивших в силу с июня 2012 года, в то время как спорный период касается мая 2012 года.
Кроме того, право на переход на двухставочный тариф в течение периода регулирования требует от потребителя оборудования энергопринимающих устройств, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня (интервальными приборами учета). Из судебных актов и заявления общества не усматривается, что доказательства этих обстоятельств представлялись в суд.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса. Таких оснований не установлено.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А63-6791/2013 Арбитражного суда Ставропольского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Ставропольского края от 07.08.2013, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.03.2014 отказать.
Председательствующий судья |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 мая 2014 г. N ВАС-5433/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5433/14
23.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5433/14
11.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-629/14
06.11.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3194/13
07.08.2013 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-6791/13