Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 2014 г. N ВАС-6619/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Александрова В.Н., Березия А.Е., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Поток" от 12.05.2014 N б/н о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2013, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.02.2014 по делу N А60-13836/2013,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Качканарского городского округа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган) от 14.01.2013 в части пунктов 1 и 3 по делу N 36 и предписания от 14.01.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Поток" (далее - общество "Поток"), общество с ограниченной ответственностью "Энергия" (далее - общество "Энергия"), Дума Качканарского городского округа, общество с ограниченной ответственностью "Уралбройлер-Екатеринбург", общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Северная" (далее - общество "Агрофирма "Северная").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2013 заявленные администрацией требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 19.02.2014 решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций общество "Поток" просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучение принятых по делу судебных актов показало, что суды исходили из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка. При рассмотрении заявления администрации суды руководствовались действующим законодательством, в том числе нормами Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суды установили, что общество "Поток" осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов и с 2004 года владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 125 573 кв. метров, на котором располагается действующий полигон твердых бытовых (ТБО) и промышленных отходов.
Комитетом по управлению имуществом Качканарского городского округа проведен конкурс на право заключения договора аренды имущественного комплекса - городская свалка, реконструируемая в полигон ТБО и промышленных отходов.
По результатам данного конкурса 30.04.2010 между названным Комитетом (арендодателем) и обществом "Энергия" (арендатором) заключен договор аренды имущественного комплекса - городской свалки, реконструируемой в полигон ТБО и промышленных отходов сроком на 10 лет, расположенной по адресу: город Качканар, промышленная зона, 9 квартал, участок N 54.
Имущественный комплекс состоит из земельного участка с кадастровым номером 66:48:0303001:65, площадью 113 455 кв. метров, местоположение: Свердловская область, город Качканар, промышленная зона, 9 квартал, участок N 54, и хозяйственной зоны. Хозяйственная зона состоит из контрольно-дезинфицирующей установки, служебного помещения, пожарного резервуара, уборной с водонепроницаемым выгребом, шлагбаума, трансформаторной подстанции, ограждения из колючей проволоки, карт N 1-4. Разрешенное использование указанного земельного участка - эксплуатация свалки твердых бытовых и промышленных отходов.
Ранее указанный земельный участок на основании постановления Главы Администрации города Качканара от 08.04.1998 N 180 и в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 16.07.1998 N 727-п находился в постоянном (бессрочном) пользовании муниципального бюджетного учреждения "Управление городского хозяйства". По указанному земельному участку осуществлялся доступ по накатанной дороге к земельному участку, находящемуся в пользовании общества "Поток" и эксплуатируемому как полигон ТБО и промышленных отходов.
В январе 2012 года общество "Энергия" направило в адрес организаций, в том числе общества "Поток" письмо, в котором просило рассмотреть возможность осуществления проезда транспортных средств, осуществляющих проезд на территорию полигона ТБО и промышленных отходов общества "Поток" через земельный участок общества "Энергия", вне границ данного земельного участка либо рассмотреть вариант о внесении платы за проезд по территории земельного участка, предоставленного в аренду обществу "Энергия".
Письмом от 08.02.2012 N 21 общество "Поток" обратилось к Главе Качканарского городского округа с просьбой установить публичный сервитут в отношении земельного участка, предоставленного обществу "Энергия" в целях проезда на полигон ТБО и промышленных отходов общества "Поток", ссылаясь на наличие на данном земельном участке автомобильной дороги, являющейся единственным возможным проездом на полигон ТБО и промышленных отходов.
Письмом от 12.03.2012 N 414 администрация сообщила обществу "Поток", что указанная автодорога (проезжая часть) по состоянию на 01.01.2012 в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, в реестре муниципальной собственности Качканарского городского округа отсутствует; решение об отводе земельного участка для проектирования строительства автодороги и разрешение на строительство автодороги и ввод в эксплуатацию дороги не принимались; сведения о земельном участке с находящейся на нем автодорогой в Едином кадастре недвижимости отсутствуют. Администрация также указала на то, что земельный участок передан в аренду по результатам конкурса, а внесение изменений в договор, заключенный по результатам проведенного конкурса, не допускается.
Письмом от 27.04.2012 общество "Энергия" информировало общество "Поток" о том, что с 01.06.2012 навсегда закрывает сквозной проезд всех видов транспорта через территорию полигона ТБО в связи с производством земляных работ по закольцовке земляного вала и водоупорного рва вокруг территории полигона общества "Энергия".
Администрация письмом от 17.05.2012 N 1009/1 сообщила обществу "Поток", открытому акционерному обществу "Металлист", обществу "Агрофирма "Северная", закрытому акционерному обществу "Холдинг "Ремэлектро", федеральному государственному казенному учреждению "11 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области" (далее - учреждение "11 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области") о невозможности установления сервитута в отношении земельного участка, предоставленного обществу "Энергия", в связи с тем, что земельный участок предоставлен для реализации проекта реконструкции городской свалки в полигон твердых бытовых и промышленных отходов; установление сервитута повлечет необходимость принятия решения о ликвидации имущественного комплекса и отказа от проекта реконструкции. Обеспечение проезда через городскую свалку без ликвидации имущественного комплекса невозможно, поскольку проезд по земельному участку лиц для целей, не связанных со складированием и захоронением отходов на полигоне, не предусмотрен проектом реконструкции.
Решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Качканарского городского округа от 05.06.2012 обществу "Поток" предписано своими силами восстановить проезжую часть дороги на полигон до 08 час. 00 мин. 06.06.2012; в случае невосстановления дороги в установленный срок отходы складировать на полигоне общества "Энергия" с возмещением ему затрат. Руководителям обществ "Поток" и "Энергия" предписано принять меры для урегулирования ситуации, при необходимости в судебном порядке; руководителю общества "Поток" предписано подготовить и подать документы на разрешение и строительство автодороги к территории полигона общества "Поток".
Комиссией по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков на территории Качканарского городского округа 06.06.2012 принято решение о предоставлении обществу "Поток" в аренду на 15 лет земельного участка, расположенного по адресу: город Качканар, промышленная зона, 9 квартал, вдоль южной границы птицефабрики, ориентировочной площадью 3313 кв. метров для строительства и эксплуатации автодороги с предварительным согласованием места размещения объекта.
Учреждение "11 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области" направило обществу "Поток" письмо от 09.06.2012, в котором сообщило, что перекрытие дороги, ведущей на полигон ТБО и промышленных отходов общества "Поток", и отсутствие второго въезда на территорию полигона, не дают возможности для проезда пожарного автомобиля, что в случае пожара может привести к чрезвычайной ситуации. Во избежание чрезвычайной ситуации обществу "Поток" указано на необходимость построить для прохода пожарной машины на территорию полигона два въезда.
Общество "Поток", открытое акционерное общество "Металлист", общество "Агрофирма "Северная", закрытое акционерное общество "Холдинг "Ремэлектро", учреждение "11 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области" 26.06.2012 направили в адрес Главы Качканарского городского округа заявление об установлении срочного публичного сервитута на часть земельного участка: на существующую проезжую часть, протяженностью 800 метров, расположенную на земельном участке общей площадью 113 455 кв. метров с кадастровым номером 66:48:0303001:65 по адресу: город Качканар, промышленная зона, 9 квартал, участок N 54, для проезда через земельный участок транспортных средств, осуществляющих транспортировку отходов от населения Качканарского городского округа.
Общество "Энергия" направило в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа, общества "Поток" письма о намерении закрыть проезд любых транспортных средств с 07.07.2012 и с просьбой рассмотреть возможность осуществления проезда транспортных средств, которые перевозят отходы на полигон общества "Поток", по дорогам, находящимся вне границ полигона общества "Энергия".
При этом часть дороги (800 метров), проходящую через полигон, общество "Энергия" 07.07.2012 перекопало, тем самым закрыв проезд на полигон общества "Поток".
Администрация 10.07.2012 отказала обществу "Поток" в установлении публичного сервитута, указав на наличие иного проезда к полигону ТБО и промышленных отходов общества "Поток" и возможности пользоваться своим участком и без установления сервитута.
Общество "Поток" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия администрации и общества "Энергия" на рыке услуг по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Решением антимонопольного органа от 14.01.2013 по делу N 36 признан факт нарушения администрацией части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в невнесении сведений об автомобильной дороге, пролегающей к полигону ТБО и промышленных отходов общества "Поток", в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности Качканарского городского округа; передаче в аренду обществу "Энергия" по договору от 30.04.2010 N 12 земельного участка с пролегающей по нему автомобильной дорогой, протяженностью 800 метров, по которой осуществляется подъезд транспорта на полигон ТБО и промышленных отходов, принадлежащий обществу "Поток"; обязывании общества "Поток" восстановить проезд по дороге, пролегающей по земельному участку, арендованному обществом "Энергия", и разрушенной в результате действий самого арендатора, в результате чего обществом "Энергия" получено преимущество в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг (работ) по обращению с ТБО, отходами производства и потребления, что приводит к ограничению, устранению конкуренции.
Также действия администрации признаны антимонопольным органом нарушающими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в осуществлении с обществом "Энергия" согласованных действий по препятствованию обществу "Поток" в осуществлении предпринимательской деятельности путем передачи в аренду обществу "Энергия" по договору от 30.04.2010 N 12 земельного участка с кадастровым номером 66:48:0303001:65, площадью 113 455 кв. метров, с пролегающей по нему автомобильной дорогой протяженностью 800 метров (с гравийным покрытием), по которой осуществляется подъезд транспорта на полигон ТБО и промышленных отходов, принадлежащий обществу "Поток" (пункт 1 решения антимонопольного органа).
В соответствии с пунктом 3 решения антимонопольного органа администрации решено выдать предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
На основании указанного решения антимонопольный орган выдал администрации предписание от 14.01.2013 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем включения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности Качканарского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства, вновь построенную обществу "Поток" автомобильную дорогу.
Удовлетворяя заявленные требования, суды сделали вывод о недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях администрации нарушений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и статьи 16 названного Закона.
Суды исходили из того, что границы спорного земельного участка с кадастровым номером 66:48:0303001:65 определены в соответствии с постановлением Администрации города Качканара от 08.04.1998 N 180. Разрешенное использование данного земельного участка - эксплуатация свалки твердых бытовых и промышленных отходов; категория земель - земли населенных пунктов. Спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в существующих границах 25.03.2004.
Суды указали, что сведения о наличии на указанном земельном участке автомобильной дороги отсутствуют как в кадастровом паспорте (плане земельного участка), в межевом деле N 48 (инв. N 3-1480) по отводу земель муниципальному бюджетному учреждению "Управление городского хозяйства", так и в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, в реестре муниципальной собственности Качканарского городского округа. Решений об отводе земельного участка для проектирования строительства автодороги не принималось; договор аренды не заключался; решения о разрешении строительства и ввода в эксплуатацию автодороги не принимались; сведения о земельном участке под автодорогой в Едином кадастре недвижимости отсутствуют.
При этом суды установили, что спорная дорога образовалась в результате наката автомашинами, перевозившими мусор на городскую свалку.
С учетом данных обстоятельств суды сделали вывод о том, что спорная накатанная дорога не является автомобильной дорогой в смысле, придаваемом этому понятию Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Такая дорога также не могла быть включена администрацией в конкурсную документацию при проведении торгов на право заключения договора аренды имущественного комплекса на спорном земельном участке.
Относительно факта возложения администрацией на общество "Поток" обязанности по восстановлению спорной дороги суды отметили, что данное решение принято на заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Качканарского городского округа. Поскольку указанная комиссия не является структурным подразделением администрации, отсутствуют основания полагать, что решение о восстановлении разрушенной дороги принято именно администрацией.
По мнению судов, тот факт, что обществу "Поток" для проезда на принадлежащий ему полигон ТБО и промышленных отходов пришлось использовать иную дорогу, не проходящую через земельный участок, переданный в аренду обществу "Энергия", не может быть расценен как препятствование в осуществлении предпринимательской деятельности. Следовательно, в действиях администрации отсутствует нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Помимо этого суды учли, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.09.2012 по делу N А60-24540/2012 отказано в удовлетворении требований общества "Поток" о признании незаконными действий (бездействия) администрации, выразившихся в отказе в установлении публичного сервитута, оформленном письмом от 10.07.2012 N 1533. В ходе рассмотрения указанного спора, судом установлено, что общество "Поток" после перекрытия обществом "Энергия" проезда через свой участок, использует иную дорогу (путь), что подтверждено постановлением администрации от 21.08.2012 N 1042 о формировании земельного участка под дорогу (фактически сложившуюся).
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, не усматривается.
Рассмотрев заявление общества "Поток", коллегия судей полагает, что содержащиеся в нем доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, частью 8 статьи 299, статьей 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А60-13836/2013 Арбитражного суда Свердловской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2013, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.02.2014 отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Кирюшина |
Судьи |
В.Н. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 2014 г. N ВАС-6619/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6619/14
15.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6619/14
19.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-245/14
28.10.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11803/13
08.08.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-13836/13