Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июня 2014 г. N ВАС-8175/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Гвоздилиной О.Ю., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" от 02.06.2014 N 78-1-3/988 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.05.2014 по делу N А81-2004/2013,
УСТАНОВИЛА:
федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - административный орган) об оспаривании постановления от 30.04.2013 N 194 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа от 13.05.2014 решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций предприятие просит указанные судебные акты отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучение принятых по делу судебных актов показало, что суды исходили из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка. При рассмотрении заявления предприятия суды руководствовались действующим законодательством, в том числе нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, а также Сводом правил (СП) 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 7.13130.2013), утвержденным и введенным в действие приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116, СП 6.13130 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 6.13130), утвержденным приказом МЧС России от 21.02.2013 N 115, ГОСТ Р 53315-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности" (далее - ГОСТ Р 53315-2009), утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.02.2009 N 91-ст и действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, ГОСТ Р 53316-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания" (далее - ГОСТ Р 53316-2009), утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.02.2009 N 92-ст, Нормами пожарной безопасности (НПБ) 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (далее - НПБ 110-03).
Суды установили, что в ходе внеплановой выездной проверки в отношении обособленного структурного подразделения предприятия - Ноябрьский почтамт с целью контроля за исполнением предписания от 20.03.2012 N 4/1/3, выявлены и зафиксированы в акте проверки от 18.04.2013 N 166 следующие нарушения: в отделении почтовой связи N 7, расположенном по адресу: город Ноябрьск, улица Ленина, дом 58-а, в местах прохода вентиляционных каналов через противопожарные перегородки, отделяющие коридор от складских помещений (кладовая горючих материалов), не установлены огне-задерживающие нормально открытые клапаны 2-го типа, чем нарушены пункт 6.10 СП 7.13130.2013, статьи 88, 138 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; на участке обработки и обмена почтовыми отправлениями, расположенном по адресу: город Ноябрьск, улица Холмогорская, дом 19, двери, используемые в качестве заполнения проема в противопожарной преграде, отделяющей помещения архива от сортировочной, не выполнены противопожарными, с пределом огнестойкости не ниже ЕI 30, чем нарушены пункт 5.1.10 СП 4.13130.2009, статья 88, таблица 24 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Названные нарушения явились основанием для составления административным органом протокола об административном правонарушении от 18.04.2013 N 195 на основании части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также административный орган установил, что в отделении почтовой связи N 1, расположенном по адресу: город Ноябрьск, улица Октябрьская, дом 5, кабельные линии и электропроводка системы противопожарной защиты (АПС, СОУЭ) не обеспечивают работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону (фактически соединительные линии и шлейфы проложены кабелем КСПВ 4х0,20), чем нарушены пункты 4.4, 4.5, 4.8, 4.9 СП 6.13130.2013, ГОСТ Р 53315-2009, ГОСТ Р 53316-2009, статья 82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; в отделении почтовой связи N 5, расположенном по адресу: город Ноябрьск, проспект Мира, дом 6-а: для отделки эвакуационных путей (коридоры, проходы, тамбур, холлы) используются горючие материалы, в том числе краска на горючей основе (масляная краска), чем нарушена часть 6 статьи 134, таблица 28 от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; в кабинете начальника ОПС автоматическая пожарная сигнализация не приведена в рабочее состояние (не срабатывает СОУЭ), чем нарушен пункт 61 (абзац 1) Правил противопожарного режима; на объекте отсутствует исполнительная документация на автоматическую пожарную сигнализацию, чем нарушен пункт 61 (абзац 3 Правил противопожарного режима; в отделении почтовой связи N 7, расположенном по адресу: город Ноябрьск, улица Ленина, дом 58-а, имеющиеся тепловые пожарные извещатели не заменены на дымовые, чем нарушены пункт 3 НПБ 110-03, пункт 3 СП 5.13130.2009, статьи 83, 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; в отделении почтовой связи N 11, расположенном по адресу: город Ноябрьск, улица Транспортная, дом 2, кабельные линии и электропроводка системы противопожарной защиты (АПС, СОУЭ) не обеспечивают работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону (фактически соединительные линии и шлейфы проложены кабелем КСПВ 4х0,5), чем нарушены пункты 4.4, 4.5, 4.8, 4.9 СП 6.13130.2013, ГОСТ Р 53315-2009, ГОСТ Р 53316-2009, статья 82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Указанные нарушения послужили основанием для составления административным органом протокола об административном правонарушении от 18.04.2013 N 194 на основании части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предприятию выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 18.04.2013 N 166/1/1.
Административный орган принял постановление о назначении административного наказания от 30.04.2013 N 194 о привлечении предприятия к административной ответственности на основании частей 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 150 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды сделали вывод о доказанности наличия в действиях общества составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и об отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Суды отметили, что рассматриваемом случае административным органом проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания от 20.03.2012 N 4/1/3. При проведении проверки исполнения указанного предписания административным органом установлено, что предприятие не исполнило требования предписания в полном объеме, продолжает осуществлять деятельность с нарушением требований пожарной безопасности. Кроме того, в ходе проведенной проверки установлены новые нарушения пожарной безопасности, что послужило самостоятельным основанием для привлечения к административной ответственности.
Суды указали, что нарушения предприятием требований пожарной безопасности подтверждены в том числе актом проверки, протоколами об административных правонарушениях.
Суды также отметили отсутствие доказательств принятия предприятием всех зависящих от него мер по предупреждению совершенных административных правонарушений, наличия каких-либо препятствий для соблюдения правил пожарной безопасности.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих отмену судебных актов, не усматривается.
Рассмотрев заявление предприятия, коллегия судей полагает, что содержащиеся в нем доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, частью 8 статьи 299, статьей 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А81-2004/2013 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.05.2014 отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Кирюшина |
Судьи |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июня 2014 г. N ВАС-8175/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8175/14
10.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8175/14
24.12.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10031/13
30.09.2013 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-2004/13