Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Павловой Н.В., судей Козловой О.А. и Самуйлова С.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Управления федерального казначейства по Костромской области (далее - управление, заявитель) от 11.06.2014 N 41-12-44/05-2646 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Костромской области от 05.08.2013 по делу N А31-5010/2013, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.03.2014 по тому же делу
по заявлению индивидуального предпринимателя Невидомского Андрея Александровича (далее - предприниматель, истец) о признании недействительным решения управления от 25.03.2013 N 41-05-15/1134 о возврате исполнительного листа от 29.01.2013 серии АС N 005671032 (далее - решение) и обязании принять исполнительный лист к исполнению.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный отдел надзорной деятельности по городу Костроме Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны (далее - территориальный отдел), чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Костромской области от 05.08.2013 по делу N А31-5010/2013, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.03.2014 по тому же делу, оспариваемое решение признано незаконным в части возврата исполнительного листа от 29.01.2013 серии АС N 005671032 по причине отсутствия лицевого счета получателя средств федерального бюджета территориального отдела в управлении. В удовлетворении остальной части заявленного требования судом отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора управление ссылается на нарушение единообразия в толковании и применении норм права, существенное нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обосновывая свои требования основными доводами о том, что поскольку, возвращая исполнительный лист, управление указало на отсутствие открытого лицевого счета территориального отдела, а судебного акта о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности не имеется, в данном случае возврат исполнительного листа без исполнения является правомерным.
В силу части 4 статьи 299 Кодекса дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии экстраординарных оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Кодекса: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
Изучив доводы заявителя и вынесенные по делу судебные акты, судебная коллегия отмечает следующее.
Признавая незаконным в части возврата исполнительного листа решение управления, суды, в совокупности и взаимосвязи и в соответствии с нормами статей 65 и 71 Кодекса оценив представленные в материалах дела доказательства, руководствуясь положениями статей 16 и 318 Кодекса, статей 241, 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), пришли к выводу о том, что управление незаконно возвратило предпринимателю исполнительный лист по причине отсутствия в управлении лицевого счета должника, поскольку само должно было установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
Суды правомерно указали, что по смыслу главы 24.1 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой производится обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения, финансируемого исключительно из федерального бюджета через лицевые счета, не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Таким образом, анализ доводов, содержащихся в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, показал, что они сводятся к пересмотру установленных судами фактических обстоятельств дела и исследованных ими с соблюдением норм процессуального права доказательств и не могут быть согласно главе 36 Кодекса предметом рассмотрения в суде надзорной инстанции, которая наделена в силу статьи 304 Кодекса полномочиями по пересмотру судебных актов в целях исправления фундаментальных судебных ошибок, повлекших нарушение прав человека, единообразия судебной практики или публичных интересов, и не наделена полномочиями по пересмотру обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций.
При таких обстоятельствах коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит экстраординарных оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А31-5010/2013 Арбитражного суда Костромской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Костромской области от 05.08.2013, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.03.2014 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Н.В. Павлова |
Судьи |
О.А. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июля 2014 г. N ВАС-8392/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8392/14
17.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8392/14
17.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-392/14
15.11.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8274/13
05.08.2013 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-5010/13