Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июля 2014 г. N ВАС-8624/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Самуйлова С.В., судей Павловой Н.В. и Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства энергетики Российской Федерации от 26.05.2014 N 03-227 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 09.09.2013 по делу N А40-152865/2012, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.03.2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОРЕСУРС" (Москва; далее - общество) о признании незаконным в части приказа Министерства энергетики Российской Федерации (Москва; далее - Минэнерго России) от 24.08.2012 N 403 "О согласовании (отказе в согласовании) передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям" (далее - Приказ N 403).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (Москва; далее - ОАО "ФСК ЕЭС", федеральная сетевая компания), открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала", открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", открытое акционерное общество "Тюменьэнерго", открытое акционерное общество "Томская распределительная компания", открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада".
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 09.09.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.03.2014, заявленные обществом требования удовлетворены.
Приказ N 403 в части, касающейся согласования и утверждения передачи в аренду территориальным сетевым организациям объектов: строка N 2400 (в части потребителя ОАО "СМН" - ячейки N 10 и N 13 шкафа КРУ); строки N 2466 - 2469; 2801 - 2811; 2826; 2827; 3139 - 3142; 3474 - 3501; 3505 - 3512; 3840 - 3903 приложения к названному приказу "Перечень объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в отношении которых принято решение о согласовании передачи в аренду территориальным сетевым организациям", признан недействительным.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минэнерго России просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм материального права.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что на основании пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", предоставляющего право по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью до 01.01.2014 передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, федеральная сетевая компания в порядке, предусмотренном пунктом 3 Правил согласования передачи в аренду территориальным сетевым организациям объектов единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1173 (далее - Правила согласования), обратилась с заявлением в Минэнерго России о согласовании передачи объектов электросетевого хозяйства в аренду территориальным сетевым организациям.
Министерством энергетики Российской Федерации издан приказ от 24.08.2012 N 403, пунктом 1 которого утверждены перечни объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, относительно которых приняты решения о согласовании передачи в аренду территориальным сетевым организациям и об отказе в согласовании передачи в аренду территориальным сетевым организациям в соответствии с пунктом 12 Правил согласования и определен порядок согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям.
Общество, полагая, что данный приказ в оспариваемой части является недействительным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении настоящего спора судами установлено, что на момент принятия оспариваемого Приказа Минэнерго России обладало информацией о наличии заключенного между федеральной сетевой компанией и обществом договора от 07.07.2008 N 375/П оказания услуг по передаче электроэнергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети. При этом услуги оказывались с использованием тех самых объектов, в отношении которых издан оспариваемый приказ.
В пункте 32 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установлен порядок, в соответствии с которым по умолчанию сторон договор оказания услуг по передаче электроэнергии автоматически пролонгируется на тот же срок и на тех же условиях, что стороны согласовали первоначально. Доказательств того, что на момент принятия Приказа N 403 Минэнерго России располагало информацией о том, что указанный выше договор не действует в 2012 году и не будет пролонгирован на 2013 год, не имеется.
Установив, что при издании Приказа N 403 отсутствовало одно из предусмотренных пунктом 14 Правил согласования условий, поскольку договор от 07.07.2008 N 375/П в соответствии с законодательством Российской Федерации не был расторгнут, условие о его расторжении не содержал, и не было представлено убедительных доказательств, свидетельствующих о намерении сторон его расторгнуть или не продолжать на следующий период, суды признали приказ в оспариваемой части недействительным.
Доводы заявителя о неправильном толковании пунктов 12, 14 Правил согласования отклоняются, как противоречащие содержанию названных пунктов.
Возражения Минэнерго России об отсутствии доказательств нарушений оспариваемым приказом прав и законных интересов общества отклоняются, как относящиеся к фактическим обстоятельствам спора, правомочиями по исследованию и установлению которых суд надзорной инстанции в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен. Вопреки доводам заявителя, эти доводы рассмотрены судами и выводы о нарушении прав общества в достаточной степени мотивированы. Более того, заявитель в надзорной жалобе указывает, что оспариваемый приказ является предпосылкой для последующей передачи в аренду объектов электросетевого хозяйства, а это создает необходимые условия для смены сетевой организации и соответствующего изменения стоимости оказываемых услуг, что не может не затрагивать интересы общества.
Ссылка заявителя на судебные акты по другим делам в подтверждение нарушения единообразия в толковании судами норм действующего законодательства не нашла своего подтверждения.
Обжалуемые судебные акты не противоречат правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 N 12435/12 и разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды".
С учетом изложенного суд надзорной инстанции считает, что предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А40-152865/2012 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 09.09.2013, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.03.2014 отказать.
Председательствующий судья |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Н.В. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июля 2014 г. N ВАС-8624/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8624/14
23.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8624/14
31.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-620/14
27.11.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34355/13
09.09.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-152865/12