Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 ноября 2008 г. N КА-А41/10895-08
(извлечение)
По данному делу см. также:
определение Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 октября 2008 г. N КА-А41/10895-08
определение Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 ноября 2008 г. N КА-А41/10895-08
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2008 г.
ООО "Маркетинг-Сити" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной Инспекции ФНС России N 13 по Московской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 21.01.2008 N 21-23/0055 об отказе Обществу в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве 44 единиц (игровые автоматы) и постановке их на налоговый учет по адресу обособленного подразделения, расположенного в г. Химки Московской области, Привокзальная площадь, д. 1 пав. 8, а также об обязании налогового органа выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.06.2008, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008, заявленные требования удовлетворены.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просит решение и постановление судов отменить и принять по делу новый судебный акт; ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно: ст. 38 НК РФ, ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Закона Московской области от 12.01.2006 N 3/2006-03 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" в редакции Закона Московской области от 28.06.2007 N 93/2007-03).
Инспекция приводит доводы о том, что с 01.01.2007 право на занятие предпринимательской деятельностью в сфере игорного бизнеса предоставляется только тем игорным заведениям, которые по состоянию на названную дату и далее соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Закону Московской области от 12.01.2006 N 3/2006-03 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" (в редакции Закона Московской области от 28.06.2007 N 93/2007-03; не обоснованным считает вывод суда об отсутствии у налогового органа полномочий по осуществлению контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
В представленном отзыве на кассационную жалобу заявитель просит обжалуемые решение и постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах. Заявлено ходатайство о приобщении отзыва на кассационную жалобу к материалам дела.
Суд, с учетом мнения представителя Инспекции, не возражавшего против заявленного ходатайства, руководствуясь ст. 279 АПК РФ, совещаясь на месте, определил: приобщить отзыв на кассационную жалобу к материалам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представители Общества возражали против этих доводов по мотивам, изложенным в судебных актах и представленном отзыве на кассационную жалобу.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные судебные акты подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что положения Главы 29 НК РФ не предусматривают возможность отказа налоговым органом в регистрации объектов игорного бизнеса, установленный ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации порядок регистрации объектов игорного бизнеса носит уведомительный характер. Поскольку налоговый орган не является органом, осуществляющим контроль за деятельностью организаторов азартных игр, отказ в регистрации объектов игорного бизнеса и выдаче соответствующих свидетельств нарушает права Общества и является незаконным.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Согласно статье 365 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Требования к предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса глава 29 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит, вследствие этого при оценке действий (бездействия) налогового органа, организации, индивидуального предпринимателя и решения вопроса о том, является ли субъект налогоплательщиком, должны применяться правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, в их системном единстве.
Применение Налогового кодекса Российской Федерации в отрыве от иных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, приведет к положению, при котором любое лицо, обратившееся в налоговый орган с заявлением о регистрации игровых автоматов в качестве объектов налогообложения, автоматически будет расцениваться в качестве налогоплательщика.
С 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон "О государственном регулировании"), которым определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
По смыслу части 1 статьи 1, части 1 статьи 5 Федерального закона "О государственном регулировании" и статьи 365 Налогового кодекса Российской Федерации к налогоплательщикам в целях главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести исключительно лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса с учетом требований и ограничений, установленных названным Федеральным законом.
В части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании" законодатель обозначил критерии игорных заведений, которые вправе продолжить после 01.01.2007 свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. К таким критериям законодатель отнес наличие соответствующей лицензии и соответствие игорного заведения требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3-5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 7 ст. 16 названного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений)". Таким образом, законодатель делегировал полномочия по запрету данной деятельности субъектам Российской Федерации (в том числе по отдельным видам игорных заведений).
Как следует из материалов дела, ООО "Маркетинг-Сити" осуществляет предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр на основании лицензии Государственного комитета Российской Федерации по физкультуре и спорту N 004139 от 9 марта 2004 года со сроком ее действия до 9 марта 2009 года по адресу, - Московская область, город Химки, Привокзальная площадь, д. 1, пав. N 8 - у заявителя расположено обособленное подразделение.
24.12.2007 Обществом в адрес Инспекции направлено заявление о регистрации 44-х объектов игорного бизнеса игровых автоматов, расположенных по адресу: Московская область, г. Химки, Привокзальная площадь, д. 1, пав. N 8.
Письмом от 21.01.2008 N 21-23/0055 налоговый орган отказал заявителю в регистрации игровых автоматов и выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения. В обоснование отказа Инспекция сослалась на Федеральный Закон N 244-ФЗ от 29.12.2006 года "О государственном регулировании деятельности организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а также Закон Московской области "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" N 3/2006-ОЗ от 12.01.2006 года в редакции Закона Московской области от 28.06.2007 N 93/2007-0З, согласно положениям которого с 1 января 2008 года на территории Московской области запрещается деятельность по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды не учли, что на территории Московской области действует Закон Московской области "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" (в редакции законов Московской области от 31.05.2006 N 86/2006-ОЗ, от 27.12.2006 N 249/2006-ОЗ, от 28.06.2007 N 93/2007-ОЗ), предусматривающий, в частности, запрещение с 01.01.2008 на территории области деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов.
В связи с этим все залы игровых автоматов, осуществляющие до 01.01.2008 на территории Московской области деятельность по организации и проведению азартных игр, признаются с этой даты утратившими право на дальнейшее ведение на территории Московской области данной деятельности.
Законом Московской области "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" установлены специальные требования к размещению объектов игорного бизнеса на территории Московской области, порядок согласования размещения объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены объекты игорного бизнеса.
Порядком согласования размещения объектов игорного бизнеса на территории Московской области с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 31.07.06 N 717/29, установлена процедура согласования, перечень документов, которые необходимо представить для согласования, указано о принятии решения о согласовании либо решения об отказе в согласовании.
Обращаясь в налоговый орган одновременно с заявлениями о регистрации обособленного подразделения и игровых автоматов по вышеназванному адресу, заявитель не представлял каких-либо документов, подтверждающих соблюдение им законов Московской области, связанных с размещением объектов игорного бизнеса на территории Московской области, и установленного законом порядка согласования размещения этих объектов.
Из материалов дела также не усматривается соблюдение заявителем установленных правил. В заявлении, направленном в суд, также не приводится каких-либо доводов и доказательств по этому вопросу.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Несоблюдение заявителем предусмотренных законом условий лишает его права на установление и регистрацию игровых автоматов.
При таких обстоятельствах отказ налогового органа в выдаче свидетельств о регистрации игровых автоматов и изменения их количества обусловлено тем, что действия заявителя в сфере игорного бизнеса находились за пределами правового поля, регулируемого Федеральным законом "О государственном регулировании" и главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации, права и обязанности налогоплательщика в рамках главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации у последнего не возникли. Вследствие этого у налогового органа не возникла установленная пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность произвести регистрацию 44-х игровых автоматов, поставить их на налоговый учет по названному адресу обособленного подразделения и выдать Обществу свидетельство о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес.
При изложенных обстоятельствах бездействие налогового органа не означает отказ от выполнения возложенной на него функции по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, на который ссылается заявитель в обоснование своего требования, и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Налоговый орган, действительно, не следит за соблюдением организаторами азартных игр правил, установленных Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", однако в силу ст. 32 НК РФ он обязан осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. В данном случае налоговый орган не вправе действовать в отрыве от других законов, регламентирующих специальные правила.
При таких обстоятельствах Инспекция правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, отказала заявителю в регистрации объектов игорного бизнеса.
Выводы суда кассационной инстанции согласуются с правовой позицией, изложенной в решении от 22.03.2007 Арбитражного суда Белгородской области, постановлении от 05.03.2007 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, определении от 19.08.2008 Высшего Арбитражного суда РФ по делу N А08-115/07-20, постановлении от 24.03.2008 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А14-11837/2007537/28 Арбитражного суда Воронежской области, постановлении от 18.06.2008 Федерального арбитражного суда Уральского округа, определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.10.2008 N 10021/08 по делу N А60-31100/2007-С9 Арбитражного суда Свердловской области, постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.11.2008 по делу N А41-7008/8 Арбитражного суда Московской области.
Учитывая, что заявитель обстоятельства, установленные законом, не доказывал, на них не ссылался, в удовлетворении его требований должно быть отказано.
Поскольку не требуется устанавливать каких-либо обстоятельств по делу и собирать новых доказательств, отмена судебные актов связана с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, суд кассационной инстанции находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять решение об отказе в удовлетворении требований Общества.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 16 июня 2008 года Арбитражного суда Московской области и постановление от 18 августа 2008 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-7010/08 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Маркетинг-Сити" о признании недействительным уведомления Межрайонной Инспекции ФНС России N 13 по Московской области от 21.01.2008 N 21-23/0055 об отказе ООО "Маркетинг-Сити" в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве 44 единиц (игровые автоматы) и постановке их на налоговый учет по адресу обособленного подразделения, расположенного в Московской области, город Химки, Привокзальная площадь, д. 1 павильон 8, и об обязании Межрайонной Инспекции ФНС России N 13 по Московской области выдать ООО "Маркетинг-Сити" свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу - Московская область, город Химки, Привокзальная площадь, д. 1 павильон 8, по заявлению от 24.12.2007 отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 ноября 2008 г. N КА-А41/10895-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании