"Гибрид" путевого листа
Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 были утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов для организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако унифицированная форма путевого листа уже существует. Какой же документ применять?
Путевой лист - документ, необходимый для следующих целей:
- налогово-бухгалтерских (подтверждение расходов организаций и предпринимателей по эксплуатации автомобилей, учет труда водителей);
- гражданско-правовых (для осуществления расчетов сторон за перевозки);
- административно-правовых (для обеспечения безопасности дорожного движения).
В целях налогового и бухгалтерского учета организации используют унифицированные формы путевых листов, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78.
Как сказано в п. 2 данного Постановления, унифицированные формы должны использовать юридические лица всех видов собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
Однако, по мнению Минфина России, такие формы являются обязательными только для автотранспортных организаций (см. Письмо от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327). Остальные же, использующие автотранспорт, например, для служебных поездок, могут разрабатывать свои образцы путевых листов с условием, что в них будут отражены обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Для иных же целей самостоятельной формы путевого листа не существовало.
А для предпринимателей, наоборот, существовали только формы путевых листов, разработанные Минтрансом в административно-правовых целях (Приказ Минтранса России от 30.06.2000 N 68). При этом налоговики разрешали применять эти формы и для подтверждения расходов, даже настаивали на этом (см. Письмо ФНС России от 06.11.2007 N 04-2-03/003249).
В прошлом году был принят Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, определивший общие условия перевозок пассажиров, багажа и грузов, согласно которому Минтранс должен был утвердить обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (что и было сделано комментируемым Приказом). Минтранс также отменил вышеупомянутый Приказ N 68.
Что же произошло в результате?
У предпринимателей остался только один нормативный акт по данному вопросу - следовательно, они, руководствуясь новым Приказом Минтранса, вправе самостоятельно разработать форму путевого листа и применять его для всех целей. С организациями же ситуация сложнее.
Путевой лист Госкомстата является унифицированной формой первичной учетной документации, и применять ее для подтверждения своих автомобильных затрат организации обязаны (по крайней мере, автотранспортные, как считает Минфин). Но и путевой лист, разработанный в соответствии с Приказом Минтранса N 152, они также должны иметь. Что же делать - заполнять два? Это, пожалуй, чересчур...
На наш взгляд, оптимальным вариантом будет создание "гибрида" - т.е. внесение в форму Госкомстата дополнительных реквизитов, перечисленных в Приказе Минтранса (это разрешено Постановлением Госкомстата от 24.03.99 N 20). Так, например, любой путевой лист теперь должен содержать сведения о сроке его действия, об организационно-правовой форме юридического лица, о типе и модели транспортного средства (а также прицепа), о пред- и послерейсовом медосмотре водителя и др.
Приказ Минтранса также разрешает размещение на путевом листе дополнительных реквизитов. Правда, это касается только реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Но в рассматриваемой ситуации данный пункт, видимо, можно трактовать и шире.
Что же касается организаций, не являющихся автотранспортными, то они свой "гибрид" могут создавать из обязательных реквизитов Минтранса и Закона о бухучете.
Некоторые проблемы могут возникнуть и при заполнении путевых листов. Так, приказ Минтранса разрешает оформлять любые путевые листы на срок до одного месяца и сразу на нескольких водителей. Тогда как формы Госкомстата допускают оформление путевого листа сроком больше чем на день только в случае командировки, а указание нескольких водителей допускается лишь при заполнении путевого листа автобуса.
Представляется, что во избежание недоразумений с налоговиками автотранспортным организациям лучше пока придерживаться указаний по заполнению формы, утвержденной Госкомстатом. Правомерность учета расходов - это серьезно...
М. Мошкович,
Ю. Терешко,
Ю. Дарымова,
газета "эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 41, октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru