Социальные налоговые вычеты и практика их применения
Социальные налоговые вычеты предоставляются только в тех случаях, когда физическое лицо - налогоплательщик несет расходы именно социального характера, связанные с обучением детей, лечением членов семьи, негосударственным пенсионным обеспечением, благотворительностью.
Социальные налоговые вычеты предоставляются в соответствии с пунктом 1 статьи 219 Налогового кодекса по следующим основаниям:
- по расходам на благотворительность (подп. 1);
- по расходам на обучение детей (подп. 2);
- по расходам на лечение (подп. 3);
- по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование (подп. 4).
Таким набором оснований социальные налоговые вычеты существенно отличаются от стандартных, которые предоставляются с целью достижения определенной социальной справедливости в отношении малоимущих слоев населения и имеют фиксированные ставки.
Социальные налоговые вычеты предоставляются в полном объеме понесенных затрат и не ограничиваются в случае наличия нескольких оснований для получения социальных налоговых вычетов. При наличии оснований для получения нескольких налоговых вычетов сразу вычеты не поглощаются, а предоставляются одновременно по нескольким основаниям.
Пример 1
Физическое лицо продало в текущем налоговом периоде автомобиль, принадлежащий ему в течение 5 лет. Сумма имущественного налогового вычета составляет 230 000 руб. Одновременно он имеет право на получение социального налогового вычета за обучение ребенка в вузе на сумму 40 000 руб. Общая сумма полученных налоговых вычетов за налоговый период (за год) составит 270 000 руб.
Еще одной отличительной особенностью социальных налоговых вычетов является то, что их может получить только сам налогоплательщик - физическое лицо, обратившись в налоговую инспекцию по месту жительства. Работодатель не может предоставить социальные налоговые вычеты на основании заявления работника, имеющего на это право. Встречаются ситуации, когда социальные налоговые вычеты работнику предоставляет работодатель на основании заявления. Мотивируется это тем, что работник имеет право на получение такого вычета и в бухгалтерию юридического лица - работодателя им представлены документы, подтверждающие факт понесенных расходов и их соответствие требованиям статьи 219 Налогового кодекса.
Однако наличие оснований для получения социального налогового вычета не означает нарушение процедуры его получения. В данном случае у организации возникают риски предъявления претензий со стороны налоговых органов в незаконном уменьшении суммы уплачиваемого НДФЛ и, как следствие, наложение штрафных санкций.
Еще одной характерной особенностью социальных налоговых вычетов является то, что вычеты предоставляются в отношении доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, то есть тех доходов, которые работодатель выплачивает работнику. На иные доходы, полученные налогоплательщиками, социальные налоговые вычеты не распространяются. Кроме того, воспользоваться правом на получение социальных налоговых вычетов могут только те налогоплательщики, которые налоговым законодательством Российской Федерации признаются налоговыми резидентами РФ.
Важной особенностью социального налогового вычета за обучение является то, что не полностью использованный за текущий год вычет нельзя переносить на последующие налоговые периоды. Данное правило устанавливается письмом ФНС РФ от 01.12.2005 г. N 04-2-03/186@. Это является характерной особенностью социального налогового вычета и отличает его от других категорий налоговых вычетов (например, от имущественного), неиспользованные суммы которых можно переносить на другие периоды.
Как уже отмечалось выше, социальные налоговые вычеты предоставляются физическим лицам - налогоплательщикам только налоговыми инспекциями по месту жительства (месту регистрации) на основании их личного заявления. Указанные заявления подаются вместе с налоговыми декларациями по форме N 3-НДФЛ (утв. приказом Минфина РФ от 23.12.2005 г. N 153н), с приложением обосновывающих документов, подтверждающих факт и законность понесенных расходов.
Обосновывающие документы на получение социального налогового вычета должны быть выписаны на того налогоплательщика, который произвел оплату. Это является позицией Федеральной налоговой службы, изложенной в письме от 31.08.2006 г. N САЭ-6-04/876@, в котором указано, что социальный налоговый вычет предоставляется только тому из родителей, который и произвел расходы. Налоговые инспекции при этом исходят из факта заполнения платежных документов на определенное физическое лицо.
Пример 2
Супруги, состоящие в браке, произвели оплату обучения ребенка за 3 курс в размере 40 000 руб. Каждый из них по итогам налогового периода может воспользоваться социальным налоговым вычетом в размере 20 000 руб.
Все, изложенное в отношении применения социального налогового вычета за обучение, также распространяется на оплату лечения родственников, в том числе и не имеющих прямого родства (тесть, теща, свекор, свекровь). Данное требование распространяется также и в отношении усыновителей, если факт усыновления подтвержден документально, а также в отношении приемных родителей.
К сожалению, отсутствуют какие-либо разъяснения в отношении оплаты обучения или лечения детей и родственников, не являющихся прямыми родителями, усыновителями или приемными родителями. В этом случае социальным налоговым вычетом сможет воспользоваться только тот из супругов, который является родителем ребенка, несмотря на имеющийся факт брака.
Пример 3
Супруги состоят в браке, однако ребенок приходится сыном одного из супругов. Оплата за обучение в вузе составляет 30 000 руб. в год. Поэтому только тот, кто является его родителем по закону, сможет воспользоваться социальным налоговым вычетом, несмотря на то, что уплаченная сумма за обучение является совместной собственностью супругов, и на то, что ее мог заработать другой супруг.
Безусловно, это не совсем справедливо по отношению к другому супругу, который может зарабатывать больше и просто предоставить указанную сумму в распоряжение другому супругу. Но это распространяется только на обучение детей. Оплата лечения вышеупомянутых родственников позволяет каждому из супругов в равных долях воспользоваться социальным налоговым вычетом.
После подачи заявления с приложением налоговой декларации по форме 2-НДФЛ и подтверждающих документов налоговым органом проводится камеральная проверка оснований для получения налогового вычета в течение трех месяцев (ст. 88 НК РФ). Если налоговый орган не нашел оснований для отказа или повторного рассмотрения оснований для предоставления социального налогового вычета, то в соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса в течение месяца с момента завершения камеральной проверки налогоплательщику предоставляется социальный налоговый вычет.
Налоговый кодекс не ограничивает права и возможности физического лица - налогоплательщика получить социальный налоговый вычет не только за тот налоговый период, в котором были понесены расходы, но и в течение последующих трех лет (ст. 78 НК РФ).
Налоговый орган в письменной форме сообщает налогоплательщику о принятом решении о возврате суммы излишне уплаченного налога. Возвращаемая сумма перечисляется налогоплательщику только в безналичной форме. Также не допускаются какие-либо выплаты и через работодателя.
Социальные налоговые вычеты обладают одной важной особенностью, о которой очень часто налогоплательщики забывают. А результатом такой "забывчивости" будет отказ налогового органа в предоставлении социального налогового вычета. Согласно Закону от 24.07.2007 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ" общая сумма социального налогового вычета предоставляется налогоплательщику в размере фактически произведенных затрат, но не более 100 тысяч рублей, включая расходы на свое обучение, на уплату пенсионных взносов по договорам пенсионного негосударственного обеспечения и добровольного медицинского страхования.
Таким образом, гражданам придется выбирать, по какому основанию получать вычет. При этом часть затрат восстановить и возместить не получится. Причина такого ограничения понятна: государство всячески ограничивает уменьшение налоговой базы по НДФЛ и борется с расходами бюджета, одновременно забывая о социальной роли государства и о поощрении социальных инициатив граждан. При этом может пострадать широко разрекламированная компания необходимости гражданам вкладывать деньги в негосударственное пенсионное страхование.
Обучение ребенка
Особенности социальных налоговых вычетов за обучение ребенка
Особенностью социальных налоговых вычетов за обучение является то, что они ограничены определенной суммой. Так, если физическое лицо - налогоплательщик оплачивает свое обучение, то сумма вычета не может превышать 100 тысяч рублей (до 01.01.2008 г. сумма была равна 50 тыс. руб.). Если же гражданин оплачивает обучение своего ребенка в возрасте до 24 лет в образовательных учреждениях дневной формы обучения, то сумма вычета составляет не более 50 тысяч рублей. Отметим, что сумма вычета не превышает 50 тысяч рублей на каждого ребенка.
Также вычетом в размере 50 тысяч рублей могут воспользоваться и опекуны, оплатившие обучение своих подопечных, обучающихся на дневной форме обучение, в случае, если им не более 18 лет. Именно такими категориями социальных налоговых вычетов на обучение, согласно пунктам 1 и 2 статьи 219 Налогового кодекса, могут воспользоваться налогоплательщики. Оплата налогоплательщиком обучения своей супруги и других родственников не дает ему права на получение социального налогового вычета.
Существует мнение, что если оплата обучения производится обоими родителями, то каждый из них может воспользоваться вычетом, пропорционально понесенным расходам (каждый не более 50 000 рублей). Однако, по нашему мнению, такая позиция ничем не обоснована и несет риски предъявления претензий со стороны налоговых органов в занижение налоговой базы по НДФЛ или в отказе в предоставлении вычета. Супруги могут воспользоваться вычетом в равных долях, то есть каждый может получить вычет в размере 25 тысяч рублей. Один из аргументов такой позиции состоит в том, что ни в документах финансовых и налоговых органов, ни в решениях судов нет понятия "пропорционально понесенным расходам".
Если кто-либо из родителей оплачивает и свое обучение, и обучение своего ребенка, то вычет будет предоставляться в полном объеме.
Пример 4
Отец оплачивает свое обучение в размере 80 000 руб. и обучение своего сына в вузе в сумме 40 000 руб. ежегодно. Сумма социального налогового вычета составляет по итогам года 120 000 руб.
Следует отметить, что статья 219 Налогового кодекса не содержит ограничений и запрещений на получение социального налогового вычета при оплате получаемого налогоплательщиком второго высшего образования, вне зависимости от формы обучения (вечерняя или заочная). Если же ребенок налогоплательщика получает второе высшее образование, то социальным налоговым вычетом его родители не смогут воспользоваться.
Пример 5
Родители подали заявление на получение социального налогового вычета в размере 20 000 руб. каждый за обучение своей дочери в вузе, дающем второе высшее образование. Однако ИФНС отказала в получении вычета, несмотря на то, что все документы были правильно оформлены и ребенку не исполнилось 24-х лет. Налоговая инспекция мотивировала свой отказ тем, что дочь налогоплательщиков не обучалась по дневной форме обучения.
Оплата налогоплательщиком обучения своей супруги и других родственников не дает ему права на получение социального налогового вычета.
Порядок получения социальных налоговых вычетов за обучение ребенка
Для получения социального налогового вычета налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию по месту жительства следующие документы:
1. Заявление на получение социального налогового вычета. Заявление составляется в произвольной форме, но в нем необходимо в обязательном порядке указать основания для получения вычета и перечислить прилагаемые документы, подтверждающие право на получение вычета. Обязательно в заявлении необходимо указать сумму налогового вычета, которую желает получить налогоплательщик.
2. Справку по форме 2-НДФЛ с места работы. Справка подается за тот налоговый период, за который и получается социальный налоговый вычет. Справка выдается работодателем, который выплачивал налогоплательщику доходы, облагаемые по ставке 13 процентов.
3. Копия договора на обучение. Это один из наиболее важных документов. Договор должен быть составлен в соответствии с требованиями Гражданского кодекса и содержать в обязательном порядке следующие сведения: наименование учебного заведения, размер и форма оплаты, Ф.И.О. обучающегося, форма обучения, наименование учебного заведения и реквизиты лицензии на оказание образовательных услуг. Лицензию необходимо представить в ИФНС даже в том случае, когда ее реквизиты указаны в договоре.
Необходимым условием является то, чтобы договор с учебным заведением был подписан именно налогоплательщиком-заявителем. Также в случаях, если плата за обучение повышалась в течение периода обучения (учебного года), налогоплательщиком представляются не только дополнительные соглашения к договору обучения, но и письма учебного заведения или распоряжение его руководителя, копии протоколов совета вуза и т.п., в которых зафиксировано решение об увеличении суммы оплаты за обучение и факт извещения об этом налогоплательщика.
4. Справка из учебного заведения о нахождении ребенка налогоплательщика в академическом отпуске (в случае необходимости). За период нахождения ребенка в академическом отпуске вычет также предоставляется.
5. Копия лицензии образовательного учреждения, в котором обучается налогоплательщик или его ребенок. Ряд налоговых инспекций не признавал права налогоплательщика на вычет в случаях, если вуз, в котором обучался его ребенок или он сам, не имели государственной аккредитации. В данном случае налоговые инспекторы путают понятия "государственная аккредитация" и "лицензия на оказание образовательных услуг". Организация может иметь соответствующую лицензию, но не получить или не иметь аккредитации. В письме УФНС РФ по г. Москве от 03.04.2008 г. N 28-10/032965 указывается, что получить социальный налоговый вычет можно и при обучении в вузе, не имеющем государственной аккредитации. Иногда реквизиты лицензии указываются в договоре на обучение, но все-таки для минимизации рисков отказа в предоставлении социального налогового вычета следует представлять копию лицензии.
6. Копия свидетельства о рождении ребенка или копия распоряжения о назначении опеки (попечительства). Нет нужды указывать, что эти документы должны быть заверены нотариально.
7. Платежные документы, подтверждающие факт оплаты. В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса в налоговые органы необходимо представить документы, подтверждающие фактические расходы. Налоговые органы не выдвигают определенных требований к форме оплаты, она может быть как безналичной, так и наличной. Все платежные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями Центробанка России и иметь все необходимые реквизиты.
Однако при всей внешней простоте вопрос оплаты обучения является наиболее сложным, так как именно факт оплаты обучения налогоплательщиком, претендующим на вычет, является основанием для его предоставления. Налоговые органы исходят из буквального определения: "кто произвел оплату, тот и получает вычет". Однако судебные инстанции придерживаются иного мнения. Свою позицию они основывают на том, что статья 219 Налогового кодекса не содержит обязательных условий предоставления социальных налоговых вычетов только тому супругу, который непосредственно осуществил расходы. Такие выводы содержатся в определении Верховного Суда РФ от 16.06.2006 г. N 48-В05-29. Верховный Суд, помимо того, что супруги состоят в браке и ведут совместное хозяйство, отметил тот факт, что из смысла статьи 219 Кодекса следует, что в случае, если оба супруга участвуют в воспитании ребенка и его обучении, то налоговый вычет предоставляется каждому из родителей в сумме, фактически уплаченной за обучение.
Судебно-арбитражная практика
В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2006 г. N Ф03-А51/06-2/4419 указано, что статья 219 Налогового кодекса не содержит условия предоставления социального налогового вычета только тому супругу, который указан в договоре на обучение и в документах на оплату. То обстоятельство, что договор с учебным заведением заключен одним из супругов, не лишает другого супруга возможности получить социальный налоговый вычет. Кроме того, супруг, внесший деньги за обучение, был уполномочен на это супругом, который заявил вычет.
Данное определение судебных инстанций распространяется только на родителей, состоящих в браке. Если же родители ребенка разведены, то вопрос получения одним из них социального налогового вычета является уже сферой морально-этических, а не налоговых отношений. Однозначно неоспоримо только то, что воспользоваться вычетом сможет всего лишь один из них.
Вышеприведенные примеры не указывают, в каком объеме супруги могут воспользоваться социальным налоговым вычетом: каждый в полном объеме расходов или же в равных долях? По нашему мнению, воспользоваться социальным налоговым вычетом можно будет только в равных долях каждым из супругов, так как это соответствует и принципам уменьшения налогообложения, и системе работы налоговых органов РФ.
В письме ФНС РФ от 31.08.2006 г. N САЭ-6-04/876@ указывается, что и в случаях, если договор на обучение ребенка в вузе заключил один из родителей, а оплату произвел другой, то социальный налоговый вычет предоставляется тому из них, кто произвел расходы за обучение, то есть тому, кто осуществил фактическую оплату. Для того чтобы избежать конфликтов с налоговыми органами и получить социальный налоговый вычет, налогоплательщику необходимо в заявлении указать, что оплату по его поручению произвел супруг/супруга, и документально подтвердить факт своего отсутствия и невозможности осуществить оплату. Это же требование распространяется и на оплату обучения детьми, по поручению родителей.
Пример 6
Муж, уезжая в командировку, поручил жене оплатить обучение сына за 3 курс в размере 36 000 рублей. При подаче заявления на получение имущественного налогового вычета он указал в заявлении, что находился в командировке и поэтому поручил жене осуществить оплату деньгами, им заработанными. К заявлению была приложена копия приказа о направлении его в командировку и копия командировочного удостоверения, заверенные работодателем. Налоговая инспекция сочла представленные документы достаточным основанием для предоставления налогоплательщику социального налогового вычета.
Налогоплательщик, уезжая в командировку, не смог оплатить обучение сына-студента за третий курс в размере 35 000 рублей и поручил это сделать ему самому. К заявлению на получение социального налогового вычета им были приложены не только указанные выше документы, подтверждающие факт нахождения в командировке, но и заявление о том, что им было дано поручение ребенку внести самостоятельно выданные ему отцом деньги за обучение в вузе.
Существует мнение, что в таких случаях должны оформляться доверенности. Но это неверно с точки зрения гражданского законодательства, так как в этом случае один супруг не доверяет другому супругу осуществить какие-либо свои полномочия или права. А оплату в адрес юридического лица может осуществить любое физическое лицо.
На практике имеются случаи, когда оплату за физическое лицо налогоплательщика осуществляет его работодатель, с последующим возмещением указанным налогоплательщиком суммы произведенных затрат. В этом случае сумма возмещения и будет считаться расходами, по которым можно будет получить социальный налоговый вычет.
Пример 7
Работодатель оплатил за своего работника обучение его ребенка в вузе в размере 40 000 рублей. Налогоплательщик в течение налогового периода возместил работодателю сумму затрат. При подаче заявления на получение социального налогового вычета он, кроме всех перечисленных обязательных документов, представил в ИФНС справку, выданную работодателем, а также копию трудового договора, в котором прописана возможность оплаты работодателем обучения детей своих сотрудников.
Расходы за лечение
Особенности социальных налоговых вычетов по расходам за лечение
Прежде всего необходимо определиться, за какие именно услуги по лечению можно получить социальный налоговый вычет. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса налогоплательщик может получить социальный вычет за следующие услуги:
- за услуги по лечению, предоставленные медицинскими учреждениями РФ;
- за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и/или своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ;
- за медикаменты, назначенные лечащим врачом и приобретенные за счет собственных средств;
- в виде страховых взносов, уплаченных страховыми организациями по договорам добровольного личного страхования налогоплательщика, его супруга/супруги, его родителей и/или детей в возрасте до 18 лет, предусматривающим только оплату услуг по лечению. Оплата лечения и страхования родителей жены/мужа и других близких родственников не позволит налогоплательщику получить социальные налоговые вычеты.
Социальные налоговые вычеты распространяются только на те виды лечения, которые содержатся в перечне медицинских услуг, перечисленных в постановлении Правительства РФ от 19.03.2001 г. N 201. Согласно письму Минфина РФ от 11.03.2008 г. N 03-04-05-01/66 по дорогостоящим видам лечения расходы принимаются в полном объеме в размере фактически произведенных и документально подтвержденных затрат. На эти расходы не распространяется установленный лимит (о котором писалось выше) в 100 тысяч рублей.
Физическое лицо не может получить социальные налоговые вычеты в случаях приобретения средств для восстановления здоровья больного и ухода за больным (письмо УФНС РФ по г. Москве от 19.03.2008 г. N 28-10/026561).
Пример 8
Физическое лицо - налогоплательщик подал заявление на предоставление ему социального налогового вычета в размере 100 000 рублей по расходам за лечение (80 000 руб.) и приобретение средств для восстановления здоровья (20 000 руб.). Однако налоговая инспекция подтвердила право на вычет только в размере 80 000 рублей. Расходы в размере 20 000 рублей не были приняты к вычету, так как расходы на приобретение средств для восстановления здоровья не подлежат включению в состав социальных налоговых вычетов.
В статье 219 Налогового кодекса указано, что услуги по лечению должны предоставляться медицинскими учреждениями. На основании этого положения Налогового кодекса налоговые органы делают вывод, что услуги могут оказывать только юридические лица, так как под понятие "учреждение" подпадают именно юридические лица. На этом основании очень часто отказывали в вычете налогоплательщикам, которым медицинские услуги были оказаны частнопрактикующими медицинскими специалистами, имеющими лицензию и зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя. Однако имеется определение Конституционного Суда, в котором он указал на обратное.
Судебно-арбитражная практика
Конституционный Суд РФ в определении от 14.12.2004 г. N 447-О указал, что налогоплательщик имеет право получить социальный налоговый вычет по оплаченным им медицинским услугам независимо от того, получил ли он их от юридического или от физического лица, имеющего соответствующую лицензию. В данном случае КС РФ исходит из принципа равенства налогообложения.
Проблемы с налоговыми вычетами могут быть только по расходам на лечение у всевозможных народных целителей, магов и пр., несмотря на то, что они регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей. Причиной отказа будет то, что органы здравоохранения не дают лицензии представителям оккультной медицины.
Порядок получения социальных налоговых вычетов
по расходам за лечение
Для получения социального налогового вычета за лечение налогоплательщику надо представить в налоговый орган по месту жительства следующие документы:
1. Заявление на получение социального налогового вычета. Заявление составляется в произвольной форме, но в нем необходимо в обязательном порядке указать основания для получения вычета и перечислить прилагаемые документы, подтверждающие право на получение вычета. Обязательно в заявлении необходимо указать сумму налогового вычета, которую желает получить налогоплательщик.
2. Копия договора на оказание услуг по лечению. Договор должен быть составлен в соответствии с требованиями Гражданского кодекса и содержать в обязательном порядке следующие сведения: наименование лечебного учреждения, размер и форму оплаты, Ф.И.О. лица, получившего медицинские услуги, перечень оказываемых медицинских услуг и реквизиты. Копию лицензии необходимо представить в ИФНС даже в том случае, если она упомянута в договоре. Перечень оказываемых медицинских услуг должен соответствовать перечню, указанному в лицензии.
3. Справку по форме 2-НДФЛ с места работы. Справка подается за тот налоговый период, за который и получается социальный налоговый вычет. Справка выдается работодателем, который выплачивал налогоплательщику доходы, облагаемые по ставке 13 процентов.
4. Документы, подтверждающие факт осуществления расходов. Это очень важный момент, так как часто налогоплательщики забывают получить документы об оплате и поэтому не могут получить вычет. Почему-то это чаще всего касается именно медицинских услуг. Документами, подтверждающими факт оплаты услуг по лечению, являются:
- документы, подтверждающие факт расходов на лечение. Платежные документы, оформленные в соответствии с требованиями Центробанка России и имеющие все необходимые реквизиты. Форма оплаты услуг по лечению может быть как наличная, так и безналичная.
Кроме того, прилагается справка об оплате медицинских услуг для представления налоговым органам по форме, утвержденной совместным приказом МНС РФ и Минздрава РФ от 25.07.2001 г. N 289/БГ-3-04/256. К сожалению, вышеуказанное письмо не распространяется на индивидуальных предпринимателей. Поэтому налогоплательщик от индивидуального предпринимателя, оказавшего ему медицинские услуги, может получить такую справку, составленную в произвольной форме;
- документы, подтверждающие факт оплаты медикаментов. Платежные документы в обязательном порядке, а также рецепты по форме N 107-1/у со штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика";
- документы, подтверждающие факт медицинского страхования. Платежные документы, уже упомянутые выше, а также копию договора добровольного личного страхования, заключенного налогоплательщиком со страховой организацией. Иногда страховые организации вместо договора выдают страховой полис, в котором перечисляются все необходимые условия. Тогда необходимо представить копию страхового полиса.
Возможны ситуации, когда медицинские учреждения не могут выдать справку и/или рецепт, оформленные соответствующим образом. В этом случае налогоплательщику следует руководствоваться нормами письма ФНС РФ от 07.02.2007 г. N 04-2-02/105@, согласно которому социальный налоговый вычет предоставляется на основании имеющихся у налогоплательщика лечебно-медицинских документов, например, на основании истории болезни, или приобретение медикаментов и лечебных материалов предусмотрено договором на оказание услуг по лечению.
Пример 9
Налогоплательщик подал заявление на предоставление налогового вычета в сумме 85 000 рублей. Из этой суммы стоимость медикаментов составляет 25 000 рублей. Однако он не смог представить в налоговую инспекцию рецепты по форме N 107-1/у, так как в период лечения оплачивал стоимость назначенных ему врачом лекарств за счет личных средств. Но налогоплательщик представил в налоговую инспекцию выписку из истории болезни, заверенную главным врачом лечебного учреждения, перечень выписанных лекарств, кассовые чеки и прейскурант из аптеки при больнице. Налоговый орган счел вышеуказанные документы подтверждением расходов и предоставил социальный налоговый вычет в полном объеме.
Очень часто налогоплательщики не берут кассовые чеки или слипы банкоматов при совершении оплаты, полагая, что достаточно представить копию договоров, справки или рецепты. Но в этом случае они рискуют не получить вычета, так как будут отсутствовать документы, подтверждающие именно факт оплаты.
Часто встречаются случаи оплаты лечения или дорогостоящих лекарств работодателем за своего работника. Если впоследствии работник возместил работодателю осуществленные затраты, то он может рассчитывать на получение социального налогового вычета за тот налоговый период, в котором осуществленные расходы были возмещены. Факт возмещения расходов налогоплательщиком, по мнению ФНС РФ, изложенному в письме от 31.08.2006 г. N САЭ-6-04/876@, следует подтвердить справкой, выданной работодателем.
5. Документ, подтверждающий родство налогоплательщика с лицом, чье лечение, приобретение медикаментов или медицинское страхование он оплатил. Это могут быть копии свидетельства о браке, свидетельства о рождении детей. Если налогоплательщик оплатил лечение, страхование или приобретение медикаментов для своих родителей, то он должен представить копию своего свидетельства о рождении и копию паспортов родителей.
Если в текущем периоде налогоплательщик не смог полностью использовать полагающийся ему социальный налоговый вычет за услуги по лечению, то остаток суммы не переходит на следующий год и не может быть использован.
Негосударственное пенсионное обеспечение
Это самый новый социальный налоговый вычет, который начал действовать с 1 января 2008 года. Целью введения этого налогового вычета было стимулирование развития негосударственной пенсионной системы и снижения расходной нагрузки на бюджет. Однако одновременное включение негосударственного пенсионного страхования в стотысячное ограничение вычета как-то не вяжется со стимулированием развития альтернативной пенсионной системы.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса вычетом могут воспользоваться налогоплательщики, платящие пенсионные взносы по договорам негосударственного пенсионного страхования в негосударственные пенсионные фонды или в страховые организации.
Так же как и в случаях с оплатой обучения и лечения, договоры негосударственного пенсионного страхования могут быть заключены налогоплательщиком в пользу супруги/супруга, своих родителей и/или своих детей.
Социальные налоговые вычеты по негосударственному пенсионному обеспечению предоставляются на основании тех же документов, что и по вышеперечисленным основаниям. К сожалению, в настоящее время отсутствует какая-либо практика разрешения спорных ситуаций по данному вопросу.
Тем не менее следует учесть одну спорную ситуацию, которая, по нашему мнению, может в дальнейшем привести к возникновению споров. Эта ситуация заключается в статьях 213 и 213.1 Налогового кодекса, согласно которым при расторжении договоров негосударственного пенсионного страхования/обеспечения или изменения срока их действия в налоговую базу по НДФЛ будут включаться взносы физического лица, на сумму которых ранее был предоставлен вычет. Этим будут заниматься негосударственные пенсионные фонды и страховые организации, выступающие в этом случае в качестве налоговых агентов. А это также не прибавит популярности негосударственной пенсионной системе, никто ведь не хочет терять причитающиеся ему денежные средства по сомнительным основаниям.
К тому же, зная не очень хорошую организацию информационной работы и невысокую квалификацию работников, занятых на обслуживании физических лиц, можно представить, как все будет проходить и оформляться. Налоговый кодекс делает исключение в восстановлении суммы налога только для случаев расторжения договоров по причинам, не зависящим от воли сторон или перевода денежных средств в другой негосударственный пенсионный фонд, что может быть почвой для создания всякого рода схем и перегруппировки капитала.
Благотворительная помощь и пожертвования
Подпункт 1 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса разрешает получить социальные налоговые вычеты по расходам на благотворительность и пожертвования по следующим основаниям:
- расходы на благотворительные цели для нужд науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения;
- расходы на благотворительность для нужд физкультурно-спортивных организаций и образовательных и дошкольных учреждений, на цели физического воспитания граждан и содержания спортивных команд;
- расходы в виде пожертвований религиозным организациям на осуществление уставной деятельности.
Судебно-арбитражная практика
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2006 г. N А05-8349/05-33 указано, что в социальный налоговый вычет могут быть включены только расходы, осуществленные в пользу организаций, прямо указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса.
Такими организациями являются организации науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, финансируемые из бюджетов соответствующих уровней. Если же физическое лицо осуществляет расходы в пользу школьных учреждений и физкультурно-спортивных организаций, то такие выплаты не подпадают под ограничения, потому что могут финансироваться как за счет бюджетов различных уровней, так и за счет частных лиц. Этой позиции придерживаются арбитражные суды (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.03.2004 г. N Ф03-А73/04-2/257).
Помимо денежных средств физические лица могут оказывать пожертвования и имуществом. Налоговые органы по этому поводу не дают никаких комментариев, а арбитражные суды считают денежные средства только одной из форм благотворительной помощи (постановление ФАС Поволжского округа от 28.06.2006 г. N А12-29703/05-С51). Однако на наш взгляд, физическое лицо - налогоплательщик для минимизации рисков должен руководствоваться требованиями налогового органа своего региона к форме благотворительной помощи (допускается имущественная помощь), расходы по которой включаются в социальный налоговый вычет.
Социальный налоговый вычет по расходам на благотворительность составляет не более 25 процентов от дохода, полученного налогоплательщиком в течение налогового периода. Причем данная норма распространяется на все случаи благотворительности, а не на каждый в отдельности.
При подаче заявления и соответствующих документов налогоплательщик должен помнить, что представление договоров на пожертвование и на оказание благотворительности и соответствующим образом оформленных платежных документов является обязательным условием получения социального налогового вычета.
Д.Ю. Новинский,
налоговый консультант,
аттестованный банковский аудитор
"Налоговый учет для бухгалтера", N 9, сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru