С учетом географических, экономических и демографических
условий Крайнего Севера
Что нового на современном этапе предусмотрено законодательством о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих на севере, какие противоречия заложены в рассматриваемых правовых нормах - рассмотрено в статье на примере Камчатского края.
Из истории вопроса
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, помимо общих гарантий и компенсаций, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых прав, предоставляются дополнительные гарантии и компенсации, имеющие цель компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты гражданам в связи с работой в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Такие дополнительные гарантии и компенсации по терминологии, принятой ранее действующим до Трудового кодекса РФ законодательством, именовались "льготами". В правоприменительной же практике и в литературе они и до настоящего времени именуются "северными льготами".
Перечень льгот в области труда для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, был закреплен и в ст. 251 КЗоТ РФ. Ее содержание существенно было изменено более поздними законодательными и нормативными правовыми актами и, прежде всего Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-ФЗ), Федеральным законом от 19.06.1996 N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" и постановлением Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 "О порядке установления и начисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера".
Названные законодательные акты не предусматривали разграничения понятий гарантий и компенсаций, и зачастую оба этих понятия смешивались в единое словосочетание "льготы".
Такое же смешение допускают и многие авторы, в частности, Л.Я. Гинцбург и Н.М. Смирнова, проводя исследование законодательства о льготах и практики его применения и освещая при этом место "северных льгот" в общей системе мер по освоению северных территорий, указывали, что законодательство о северных льготах должно выполнять две функции. Первая - компенсационная, вторая - стимулирующая, с чем нельзя не согласиться. Характерной чертой, по их убеждению, является неразрывная связь компенсационной и стимулирующей функций. Указывая при этом, что с учетом географических, экономических и демографических условий Севера, льготы должны быть достаточно ощутимы. Они должны не только уравновесить блага на Севере с жизнью в обжитых районах страны (это функция компенсационная), но и обеспечить определенный плюс в пользу Севера. Только тогда они будут действительно стимулировать приезд на Север и работу там. Мера, которая только устраняет имеющиеся минусы, лишь выравнивая условия жизни и труда, - еще не льгота. Таковы, например, районные коэффициенты к заработной плате*(1).
Из изложенного можно сделать вывод, что и гарантии, к которым относится установленный районный коэффициент и компенсации, в частности, выплаты в связи с переездом, объединены в одно наименование "льготы".
Впервые эти льготы стали именоваться "гарантиями и компенсациями" в связи с принятием Закона N 4520-1, но до принятия ТК РФ они по-прежнему именовались "льготами".
ТК РФ, выделив в отдельную гл. 50 "Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", не включил в названую главу такое понятие, как "льгота", но ввел новую правовую норму, объединяющую в своем положении два наименования "гарантии и компенсации". Однако при этом в названой главе отсутствует положение, определяющее правовое понятие "гарантии" и "компенсации", что приводит к недостаткам правовых норм, смешивающих эти понятия.
Между тем, оценивая по содержанию правовые нормы, регулирующие труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учитывая общие положения о гарантиях и компенсациях, можно выявить между ними различия, показать недостатки, смешивающие эти понятия.
Прежде всего, представляется необходимым уточнить понятие "льготы", "гарантии" и "компенсации".
Понятия льгот, гарантий и компенсаций
Льготы - предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.
Гарантии - средства, способы, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 164 ТК РФ).
Ссылка на указанную правовую норму свидетельствует о том, что ТК РФ впервые ввел понятие гарантий и компенсаций. Однако, включив в самостоятельный раздел "Гарантии и компенсации" главы, посвященные гарантиям и компенсациям, предоставляемым в случаях:
при направлении в служебные командировки;
при переезде на работу в другую местность;
при выполнении государственных или общественных обязанностей;
при совмещении работы с обучением;
при расторжении трудового договора;
и некоторым другим видам гарантий и компенсаций ТК РФ в то же время, кроме гарантий и компенсаций, предусмотренных в данном разделе, установил целый ряд других (общих) гарантий и компенсаций, закрепив их в различных разделах.
Так, гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах (ст. 39 ТК РФ), находятся в главе "Коллективные переговоры", а гарантии работникам на время проведения забастовки включены в ст. 414 гл. 61 ТК РФ "Рассмотрение коллективных трудовых споров".
Гарантии и компенсации лицам, работающим районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закреплены в гл. 50 ТК РФ.
Согласно ст. 313 ТК РФ названной главы государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Закрепление видов предоставляемых гарантий и компенсаций на законодательном уровне означает, что эти виды гарантий и компенсаций должны предоставляться работникам всеми работодателями независимо от организационно-правовой формы и источника финансирования (бюджет, собственные доходы от предпринимательской деятельности). Такой подход, безусловно, направлен на защиту трудовых прав граждан. Давая перечень случаев, при наступлении которых работникам предоставляются гарантии и компенсации, ТК РФ одновременно закрепляет общий принцип их предоставления. Суть его и принципиальная особенность состоят в том, что при предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств того, в чьих интересах работник выполняет возложенные на него обязанности или реализует предоставленное право.
Работодатель, если работник выполняет те или иные обязанности не для него, обязан лишь освободить работника от работы и сохранить за ним на период отсутствия рабочее место (должность). Закрепление этого принципа обеспечивает соблюдение интересов как государственных органов, общественных организаций, так и работодателей.
Плюсы и минусы законодательных норм
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации наметилась устойчивая тенденция, связанная с реализацией нормативных актов, предусматривающих правовые гарантии и компенсации работникам северных территорий, которая исключает в отдельных случаях обязательство государства по возмещению расходов на предоставление государственных гарантий и компенсаций указанным работникам, фактически переложив эти обязанности на работодателей.
Вместе с тем следует отметить, что ТК РФ некоторые правовые гарантии северянам повышены. Так, при высвобождении работников по п. 1 и 2 ст. 81 ТК РФ в настоящее время средняя заработная плата работникам Крайнего Севера сохраняется на период трудоустройства до 6 месяцев с учетом выплаты выходного пособия не только в связи с ликвидацией организации, но и в связи с сокращением численности, штата работников.
Ст. 122 ТК РФ предусмотрено предоставление отпуска за первый год работы по истечении 6 месяцев непрерывной работы у данного работодателя, а ст. 322 ТК РФ предусмотрела для работников Крайнего Севера ежегодный дополнительный отпуск до 24 рабочих дней. Этот дополнительный отпуск также предоставляется по истечении 6 месяцев работы у данного работодателя.
Однако, несмотря на положительные моменты, ряд статей гл. 50 ТК РФ, предусматривающих правовые гарантии работникам северных территорий, являются заведомо невыполнимыми или ухудшающими положение работников, что противоречит самому смыслу положений ст. 164 ТК РФ, определяющей правовое положение предоставления гарантий и компенсаций.
Так, в качестве примера можно привести несколько статей, которые наиболее характеризуют изложенное. В частности, ст. 320 ТК РФ предусматривает сокращенную рабочую неделю для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ранее это положение было установлено в ст. 22 Закона N 4520-1. Норма названной статьи была императивной, изменить ее работодатель не имел право, что свидетельствовало о достаточно значимой гарантии для женщин, работающих в экстремальных северных условиях, где северный день гораздо меньше, чем в иных регионах России.
Однако норма ст. 320 ТК РФ в действующей редакции носит отсылочный характер. Для реализации этого правового положения необходимо включение в коллективный договор организации или трудовой договор условия о сокращенной рабочей неделе в 36 часов для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Между тем, практика применения законодательства последних лет показывает, что отсылочная норма, как правило, в организациях любой формы собственности не реализуется, поскольку работодатель обязан будет производить полную выплату заработной платы при фактической работе менее нормальной продолжительности рабочего времени. При этом привлечь работодателя к ответственности за нарушение данной обязанности невозможно, поскольку и коллективный договор, и трудовой договор предполагают волеизъявление другой стороны. В связи с чем, возложить вину за невключение данного условия в коллективный или в трудовой договор только на представителей работодателя нельзя.
В то же время в отдельных организациях имеет место выполнение данной правовой нормы с сохранением заработной платы в том же размере, что и при полной рабочей неделе. При такой ситуации для работников, работающих в этих организациях, названное правовое положение будет являться действительной гарантией, носящей компенсационный характер, поскольку на основании коллективного или трудового договора работнику обеспечивается в качестве гарантии сокращенная рабочая неделя, но при этом им выплачивается заработная плата - тоже как гарантия, в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
Между тем, невключение условий о сокращенной рабочей неделе для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в коллективные или трудовые договоры, что также допускается ст. 320 ТК РФ, свидетельствует о неравенстве женщин, работающих в одних и тех же экстремальных природно-климатических условиях.
Названное свидетельствует о том, что ныне действующее положение ст. 320 ТК РФ не может относиться к видам гарантий и компенсаций, поскольку не обеспечивается как вид гарантий в понимании того, как об этом гласит ст. 164 ТК РФ.
В то же время с учетом единства и дифференциации правового регулирования работающих женщин, с целью устранения названного неравенства следовало бы придать данной норме императивный характер, изложив ее в редакции ранее существующей ст. 22 Закона N 4520-1. Формальной гарантией является, как видится, положение ст. 319 ТК РФ, предусматривающее предоставление дополнительного выходного дня одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), имеющему ребенка в возрасте до 16 лет.
Во-первых, данная гарантия, как не материальная (сохраняет только рабочее место), не носит компенсационного характера, поскольку предоставляется этот выходной день без сохранения заработной платы.
Во-вторых, она не является стимулирующей, так как у представителей работодателя не возникает обязанности по суммированию выходных дней, которыми работник своевременно не воспользовался.
В итоге, как показывает практика, данную гарантию используют отдельные работники и, как правило, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета. Данную норму, относящуюся к видам гарантий и распространяющуюся только для работников, имеющих детей до 16 лет и носящую нематериальный характер (сохранение места работы), необходимо было бы дополнить указанием "с сохранением", исключив из нее слова "без сохранения". В этом случае, названное положение ст. 319 ТК РФ, как императивная норма будет действительной гарантией для лиц в ней указанных.
Гарантии по оплате стоимости проезда для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, предусмотренные ст. 323 ТК РФ, отнесены к компетенции самого трудового коллектива, причем независимо от источника его финансирования. Условие оплаты проезда может предусматриваться коллективным договором, то есть за счет прибыли организации. Для некоторых северных регионов это заведомо невыполнимо, поскольку все расходы, которые должен понести работодатель на реализацию правовых гарантий и компенсаций, лягут на себестоимость выпускаемой продукции, которая станет нерентабельной. Районы Крайнего Севера разнообразны по своему местонахождению, транспортной доступности, что лишает некоторые из них связи с другими районами из-за отсутствия путей сообщения.
Таким образом, из самого содержания названной правовой нормы можно сделать вывод, что она декларативна, то есть, не обеспечена материально, а отсюда следует, что право на использование указанной гарантии в отдельных случаях не может быть реализовано. Иными словами, данная гарантия опять-таки ни для всех работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а лишь работающих в организациях, которые предусмотрели ее в коллективном договоре. Следовательно, положение ст. 321 ТК РФ, в том виде как она изложена, не отвечает требованиям ст. 164 ТК РФ, поскольку она в должной мере не обеспечивает реализацию предоставленных работнику прав, установленных законодательством.
Помимо вышеуказанных видов гарантий для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, относятся и другие, в частности, районные коэффициенты к заработной плате, процентная надбавка к заработной плате, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Названные лица имеют также право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, компенсацию расходов, связанных с переездом и другие гарантии и компенсации.
В то же время, анализируя изложенное, можно сделать соответствующие выводы относительно того, какую функцию выполняет законодательство о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих на Севере, на современном этапе.
Прежде всего, как видится, все предусмотренные гл. 50 ТК РФ гарантии и тем более компенсации выполняют компенсационную функцию, направленную на устранение негативного воздействия природно-климатических факторов на здоровье человека. При этом правовые нормы имеют целью компенсировать повышенные затраты труда и стоимость жизни. В то же время отдельные виды гарантий сочетают в себе и стимулирующую функцию. И, прежде всего, это относится к установленным на законодательном уровне северным надбавкам и районным коэффициентам к заработной плате по следующим основаниям.
Так, районный коэффициент к заработной плате для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается всем работникам с первого дня работы на Севере, и его размер должен компенсировать разницу в ценах на продукты питания, коммунальные услуги и другие товары. Иными словами, в этом понятии он выполняет компенсационную функцию. В то же время повышение заработной платы вне зависимости от правового и социального характера на размер северного коэффициента с указанного периода побуждает граждан из других регионов России прибывать на Крайний Север, что свидетельствует о выполнении районным коэффициентом стимулирующей функции.
Увеличение количества процентных надбавок, начисляемых на заработную плату, возникновение которых зависит от продолжительности трудового стажа на Севере, также направлено на закрепление трудоспособного населения в этих регионах и по названным основаниям процентная надбавка выполняет не только компенсационную, но и стимулирующую роль.
Отдельные виды компенсаций также обладают, в том числе и стимулирующей функцией. В частности, предусмотренная ст. 325 ТК РФ компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно направлена на закрепление работников именно на данном предприятии, которое гарантирует ему и неработающим членам его семьи такую компенсацию. При этом для ее получения работник должен стремиться отработать предусмотренное законом время, необходимое для возникновения права на названную компенсацию, именно на этом предприятии.
Необходимо отметить, что коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором могут быть предусмотрены иные случаи получения работником гарантийных, компенсационных выплат по сравнению с законодательством, а также устанавливаться более высокие размеры таких выплат. Изложенное согласуется с положениями ст. 6 ТК РФ, согласно которой принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, а следовательно и работников, занятых в районах Крайнего Севера, отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти, которые традиционно осуществляли их непосредственно, путем издания актов, распространяющихся на всех лиц, работающих в этих районах. В последние годы право устанавливать некоторые дополнительные гарантии и компенсации получили исходя из своих финансовых возможностей субъекты Российской Федерации. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ передал ряд федеральных полномочий в этой области другим органам, коренным образом перераспределив компетенцию различных нормотворческих органов по установлению северных гарантий и компенсаций, существенно расширив полномочия субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и работодателей.
Сегодня положение северных регионов критическое: каждый пятый безработный в России - житель Севера. 15-20% населения автономных округов имеют доходы ниже прожиточного минимума (в сельской местности эта цифра доходит до 75%).
Между тем, гарантии в области оплаты труда, продолжительности отпусков, медицинского обслуживания, льгот для отдельных категорий населения Севера, социального страхования и пенсионного обеспечения, порядок установления трудового стажа регулируются ТК РФ, законодательством Российской Федерации в области социального страхования, пенсионного обеспечения и занятости населения и распространяются на всех работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Следовательно, ныне действующее законодательство о гарантиях и компенсациях содержит два вида норм, различающихся по кругу лиц; первые распространяются на всех работников северных регионов (ст. 314-324 ТК РФ), вторые - только работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (ч. 1 ст. 323, 325, 326 ТК РФ). Третью группу норм федерального законодательства составляют нормы о передаче части федеральных полномочий на другие уровни принятия правовых решений - субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей. Этим органам переданы, в частности, определенные правомочия по регулированию на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований районных коэффициентов и надбавок к заработной плате, гарантий медицинского обслуживания, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, гарантий и компенсаций по переезду (ст. 316, 317, 323, 325, 326 ТК РФ). Некоторыми из этих полномочий наделены работодатели (ст. 323, 325, 326 ТК РФ).
Трудности применения несовершенных норм права
Анализ нормотворческой практики субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей показывает, что в основном они воспроизводят в своих нормативных правовых актах соответствующие положения федерального законодательства, но имеют место издания таких актов, применение которых приводит к ущемлению прав работников.
Неизбежным следствием новых рыночных отношений явились: колебания мировых цен на золото, инфляция, издержки производства горнодобывающей отрасли промышленности, жесткая зависимость социальных и экономических условий регионального развития от государственной политики в области использования природных ресурсов. Проведение экономической реформы привело к ликвидации ряда предприятий и как следствие - сокращению спроса на рабочую силу, что, в конечном счете, обусловило рост безработицы в северных регионах страны. К основным показателям, характеризующим состояние рынка труда, относятся, прежде всего, уровень безработицы, напряженность на рынке труда. При этом продолжительность безработицы по ряду регионов Севера значительно превышает среднероссийские показатели. Особенно неблагополучная ситуация на рынке труда коренных малочисленных народов Севера.
Сегодня положение северных регионов критическое: каждый пятый безработный в России - житель Севера. 15-20% населения автономных округов имеют доходы ниже прожиточного минимума (в сельской местности эта цифра доходит до 75%). Средняя продолжительность жизни северян на 3-4 года ниже, чем в целом по стране. Большинство коренных народов вообще не доживают до пенсии. Они живут на 10-11 лет меньше, чем средний россиянин. Только за 1997-1999 гг. рождаемость на Севере снизилась на 34%, а смертность возросла на 42%. По данным статистического сборника "Труд и занятость в Камчатской области", средние показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения составили в 2006 г. на 1000 человек - 11 родившихся и 12,6 умерших, что свидетельствует о превышении смертности по отношению к рождаемости и по настоящее время.
По оценке специалистов Госкомсевера, абсолютное большинство северян нуждаются в социальной поддержке, а среди аборигенов - все без исключения.*(2)
Особенностью изучения трудовых отношений в районах Крайнего Севера является их комплексный характер, включающий в себя изучение факторов, влияющих на физиологию человеческого организма в экстремальных условиях Севера, отдаленности и ограниченности средств сообщения.
Действующее трудовое законодательство не в должной мере отвечает этим требованиям, особенно применительно к нынешним условиям.
Правовые нормы, регулирующие условия труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют целью компенсировать разницу в затратах труда и стоимости жизни по сравнению с европейской частью России.
Под гарантиями и компенсациями следует, в том числе понимать меры по возмещению дополнительных физиологических затрат и более высокой стоимости жизни, складывающихся под воздействием географических, климатических факторов и связанных с ними особенностей социально-экономического развития прежде всего для работающего населения.
Они также предназначены для привлечения трудовых ресурсов, выравнивания уровень жизни населения Севера по сравнению со средним уровнем жизни населения в Российской Федерации.
Основная трудность создания стройной системы законодательства о правовом регулировании труда в районах Крайнего Севера состоит в том, что трудовое законодательство может регулировать лишь отношения работников по применению ими труда в северных регионах. Но кроме работников в этих регионах проживают лица, не связанные трудовыми правоотношениями. Это дети, молодежь, пенсионеры, инвалиды, местные жители (аборигены). Поэтому, кроме действующей гл. 50 ТК РФ, регулирующей трудовые отношения работников Крайнего Севера, необходимо другими законодательными актами урегулировать и социальные отношения жителей северных территорий. А в конечном итоге кодифицировать и упорядочить законодательство о предоставлении гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В северных регионах страны, к которым относится и Камчатская область (ныне Камчатский край), северная точка которого расположена почти у Северного полярного круга, повышены требования к одежде и обуви: необходимы теплые качественные зимние вещи, и следовательно, повышенные затраты на их приобретение. Так, например, в Камчатской области количество солнечного света, особенно на побережьях, меньше, чем в других районах России, расположенных на тех же широтах. Это объясняется большим количеством пасмурных дней, число которых меняется от 70 в предгорьях Срединного хребта до 150 на Командорских островах. Для края, особенно для побережья, характерны туманы, частые и сильные ветра, метели и дожди. Число дней с туманами колеблется от 70-115 на побережье, до 30-40 в центральной части полуострова. Причем 80% туманных дней на побережье падает на летний период. Весна приходит поздно - в мае. При этом заморозки возможны даже в июне. Лето на побережье влажное и умеренно прохладное. Зима начинается в октябре-ноябре. В связи с этим в северных регионах повышены требования к жилью: оно должно быть построено с учетом влияния низких температур и продолжительности зимнего периода, а, кроме того, и сейсмоустойчивым. Питание должно быть более калорийным, учитывая энергетические затраты тела. Расходы на них увеличиваются, в то время как цены на продукты, товары и услуги здесь значительно выше, чем в центральных регионах страны.
Для этих целей создана система гарантий и компенсаций. Объектом права на гарантии и компенсации являются определенные материальные и нематериальные блага: сохранение места работы, повышенная заработная плата, более продолжительный отпуск, повышенный размер по временной нетрудоспособности и прочее.
Правоотношения при их реализации создают основание для предъявления работниками Севера конкретных требований к своим работодателям: начислять очередную процентную надбавку к заработной плате, предоставить дополнительный отпуск, оплачивать проезд в отпуск как ему самому, так и неработающему члену своей семьи, выплачивать разницу между пособием по государственному страхованию и фактическим заработком.
Предоставление названных гарантий и компенсаций неразрывно связано с решением государством задач по подъему и развитию экономики в северных территориях. По форме они всегда характеризовались и характеризуются сферой действия, твердыми гарантиями, учетом местных особенностей районов и т.п.
По своей юридической природе северные гарантии и компенсации относятся к той группе субъективных трудовых прав граждан, возникновение и пользование которыми хотя и обусловлено волей сторон трудового правоотношения (заключенным трудовым договором), но конкретное содержание которых прямо определено императивными нормами закона и не может противоречить последнему. Поэтому, например, недопустимо лишать работника гарантий и компенсаций за нарушение трудовой дисциплины, поскольку такая мера взыскания не указана прямо в нормах законодательства.
Виды гарантий и компенсаций
По действующему законодательству система гарантий и компенсаций включает:
а) гарантии и компенсации, связанные с заключением и прекращением срочного трудового договора на Севере: повышенные компенсации при переезде к месту работы, единовременное пособие при перезаключении первого срочного трудового договора, оплата обратного проезда к прежнему месту жительства;
б) гарантии по заработной плате: периодические процентные надбавки к заработной плате за стаж работы на Севере;
в) гарантии и компенсации по отпускам:
дополнительный оплачиваемый отпуск сверх установленного общим законодательством о труде ежегодного отпуска, соединение отпусков за 2 рабочих года;
дополнительный отпуск без оплаты 1 раз в 2 года на срок, необходимый для проезда к месту использования отпуска и обратно;
оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно как самому работнику, так и неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям);
г) гарантии и компенсации по государственному социальному страхованию и пенсионному обеспечению: доплата к пособию по временной нетрудоспособности до фактического заработка (но не свыше суммы, установленной действующим законодательством), пенсии по старости на льготных условиях, проработавшим на Севере 15-20 лет.
Гарантии и компенсации, исходя из анализа действующего законодательства, можно разделить на две группы.
К первой относятся виды гарантий и компенсаций, предоставляемые всем работникам, заключившим трудовые договоры у данного работодателя. Они, как и ранее, называются "основными". К ним относятся: надбавки к заработной плате, гарантии и компенсации по отпускам, доплаты к пособию по временной нетрудоспособности, льготное условие предоставление пенсий по старости.
Дополнительные же гарантии и компенсации предоставляются только лицам, заключившим срочные трудовые договоры на работу в северных районах. К ним относятся повышенные компенсации при переезде к месту работы, единовременное пособие при перезаключении первого трудового договора, бронирование жилой площади по прежнему месту жительства (последнее перестало быть актуальным).
Право граждан Российской Федерации на труд реализуется путем заключения трудового договора. Для лиц, заключивших трудовые договоры на Севере, необходимо, как видится, обратить внимание на следующие моменты.
Во-первых, их работа должна протекать именно на Севере, основанием же для получения гарантий и компенсаций является трудовой стаж в районах Севера, порядок установления которого согласно ст. 314 ТК РФ определяется Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом. В настоящее время такой порядок определен постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 07.10.1993 N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Необходимо отметить, что для ряда гарантий и компенсаций достаточно одного факта вступления в трудовые отношения, содержанием которого должна быть работа на Севере. Но на такие гарантии и компенсации, как повышенные компенсации по переезду и бронирование жилой площади, работник имеет право с момента заключения трудового договора, и это право в обоих случаях не зависит от северного трудового стажа. Право же на другие гарантии и компенсации зависит от северного трудового стажа определенной длительности, причем для одних из них стаж выступает в роли обстоятельства, обуславливающего только возникновение права, а для других - и размер права.
Например, компенсация по оплате проезда к месту использования отпуска и обратно как самому работнику, так и неработающим членам его семьи предоставляется работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, один раз в 2 года. Право на эту компенсацию возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Иными словами, право на названную компенсацию возникает на базе северного трудового стажа. Но размер на данную компенсацию не зависит от стажа, а определяется фактической стоимостью проезда к месту использования отпуска и обратно по нормам, установленным законом. Аналогично положение с компенсацией по выплате единовременного пособия при перезаключении на новый срок первого трудового договора. В этом случае возникновение права на названную выплату обусловлено стажем, размер же от стажа не зависит и определяется средним месячным заработком работника, а также установленными нормативами (50% заработка без учета районного коэффициента).
В районе Крайнего Севера первая 10% надбавка выплачивается по истечении 6 месяцев работы; вторая - 12, третья - 18 и т.д.
В действующем законодательстве, регулирующем отношения, связанные с северным стажем, имеется ряд специфических моментов. Прежде всего, северный трудовой стаж - один из видов специального стажа. Он включает часть времени трудовой деятельности работника, выделенного из общей длительности его стажа по признаку работы в определенном географическом районе: в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к Крайнему Северу. При этом северный стаж может быть и общим и непрерывным. Первый (общий) включает все периоды времени работы данного работника на Севере независимо от имевших место перерывов. Не засчитываются в общий северный стаж периоды, когда лицо трудилось вне территории Севера. Общий специальный северный стаж образуется методом суммирования отдельных частей (отрезков, периодов) времени работы на Севере.
На базе общего и общего специального северного стажа установленной длительности возникает право на пенсию по старости на льготных условиях у мужчин по достижении 55 лет (вместо 60), у женщин - по достижении 50 лет (вместо 55), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Непрерывный специальный северный стаж в настоящее время утратил свою актуальность в плане приобретения права на гарантии и компенсации. Этот стаж служит основой для определения размера пособия по временной нетрудоспособности. В то же время, в период нетрудоспособности, возникшей за пределами северных и приравненных к ним территорий, доплата к пособию, начисляемому работникам названных территорий с применением районного коэффициента и северных надбавок, не производится.
Следует также отметить, что понятие северного специального стажа не однозначно. Помимо упомянутой классификации на общий и непрерывный оно дифференцируется еще по двум направлениям.
Во-первых, в зависимости от того, к какой территории Севера относится данный район или местность. В Камчатском крае, например, потолок процентных надбавок, за исключением отдельных его территорий, составляет 80% заработной платы. На Алеутских островах этого же края - 100%.
Дополнительный отпуск за работу на Крайнем Севере, к которым относится и Камчатский край предоставляется в количестве 24 календарных дней, за работу на предприятиях, расположенных в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, только 16 календарных дней.
Во-вторых, понятие специального северного стажа дифференцируется по юридическим институтам.
Так, в северный стаж включается время отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. На этот период за работником сохраняется место его работы, но право на дополнительный отпуск за работу на Севере за этот период у работника не возникает. В то же время этот же работник имеет право на компенсацию стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, поскольку названная компенсация возникает при наличии определенного стажа работы у данного работодателя.
Следует отметить, что в трудовой стаж, дающий право на получение гарантий и компенсаций, засчитывается:
время любой работы в районах Севера, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию; время повышения квалификации с отрывом от производства, в том числе за пределами районов Севера;
военная служба, служба в органах внутренних дел и органах налоговой полиции в районах Севера;
время работы на производственной практике (независимо от того оплачивалась она или нет) в районах Севера в период обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и других образовательных учреждениях независимо от продолжительности перерывов в работе, связанных с обучением;
время пребывания на военных сборах, на командных занятиях, на сельскохозяйственных и других работах, куда работники направлялись в соответствии с законодательством;
время вынужденного прогула при незаконном увольнении;
время, в течение которого гражданин в соответствии с Законом о занятости получал стипендию или пособие по безработице, а также время, затраченное на проезд по направлению службы;
время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Н. Козлинская,
судья, член президиума
Камчатского областного суда
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 11, ноябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Гинцбург Л.Я., Смирнова Н.М. Льготы работающим на Крайнем Севере - М. Юридическая литература, 1975.
*(2) Материалы международной конференции. М. Российский университет дружбы народов.1997. С. 156-157. Труд и занятость в Камчатской области. Статистический сборник. 2007.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107