Ненадлежащая реклама алкоголя и пива предприятиями общепита
В средствах массовой информации регулярно появляются сообщения о том, что Федеральная антимонопольная служба оштрафовала ресторан за распространение ненадлежащей рекламы. Какие претензии предъявляет антимонопольная служба к предприятиям общепита, рекламирующим алкоголь и пиво? Чем грозит нарушение законодательства о рекламе? Об этом в настоящей статье.
Требования законодательства
Ненадлежащей рекламой в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона 38-ФЗ*(1) признается та, которая не соответствует требованиям законодательства РФ. Главным условием данного закона является то, что недостоверная и недобросовестная реклама недопустима (ст. 5) *(2). Кроме того, для рекламы отдельных товаров установлены свои особые требования. Так, реклама алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, согласно п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона N 38-ФЗ не должна:
- содержать утверждение о том, что их употребление имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
- осуждать воздержание от их употребления;
- содержать утверждение о том, что они безвредны или полезны для здоровья человека;
- содержать упоминание о том, что их употребление является одним из способов утоления жажды;
- обращаться к несовершеннолетним;
- использовать образы несовершеннолетних (алкогольная продукция);
- использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации) (пиво и пивные напитки).
Кроме того, в соответствии с п. 2 данных статей Федерального закона N 38-ФЗ реклама этих видов продуктов не должна размещаться:
- на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
- в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
- в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях, в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
- на всех видах транспортных средств общего пользования (алкогольная продукция);
- в телепрограммах (алкогольная продукция не рекламируется совсем, пиво - с 7 до 22 часов местного времени), радиопрограммах (алкогольная продукция не рекламируется совсем, пиво - с 9 до 24 часов местного времени) при кино- и видеообслуживании (алкогольная продукция не рекламируется совсем, пиво - с 7 до 20 часов местного времени);
- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (алкогольная продукция):
- в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья (пиво).
Не менее важным моментом является то, что реклама алкогольной продукции (пива и напитков на его основе) в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства) (п. 3).
Рекламные акции, сопровождающиеся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается проводить только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством РФ о рекламе. Подобные акции в отношении пива и напитков на его основе запрещаются в организациях или местах, в которых не допускается их розничная продажа. При этом к участию в раздаче образцов запрещается привлекать несовершеннолетних, а также предлагать им такие образцы (п. 4).
Примеры рекламы, признаваемой ненадлежащей
Рассмотрим на примерах, какие претензии предъявляет УФАС РФ к предприятиям общепита, распространяющим рекламу алкогольной продукции и пива.
Так, Арбитражный суд Тамбовской области (Решение от 20.12.2007 N А64-6478/07-24) признал действия УФАС РФ по привлечению ресторана к административной ответственности в виде штрафа за ненадлежащую рекламу правомерными. Поводом для спора послужила вывеска, размещенная над входом в ресторан, а именно: "Интеллигентный пивной ресторан "ХХХ" представляет: с 14 сентября по 7 октября традиционный пивной фестиваль Октоберфест. Вас ждут мгновенные лотереи, сюрпризы и подарки, серии пивных вечеринок (15, 22 сентября и 6 октября), заказ столика обязателен". Данная надпись признана ненадлежащей рекламой на том основании, что на ней отсутствовало обязательное предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе (п. 3 ст. 22 Федерального закона N 38-ФЗ).
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ).
По мнению суда, размещение данного предупреждения должно служить для покупателей сдерживающим фактором. Отсутствие его в рекламе влечет отрицательные последствия в отношении неопределенного круга лиц. При этом арбитры обращают внимание на то, что предупреждение может иметь различные способы выражения и формулировки*(3).
Нарушение законодательства о рекламе, в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере - от 2 000 до 2 500 руб.;
- на должностных лиц - 4 000 до 20 000 руб.;
- на юридических лиц - 40 000 до 500 000 руб.
Исходя из этого, суд указал, что действия ресторана, выразившиеся в несопровождении рекламы пива данным предупреждением, являются объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ, поскольку направлены неопределенному кругу лиц и посягают на здоровье граждан. При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления УФАС РФ о привлечении ресторана к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб., по мнению арбитров, не имеется.
В Арбитражном суде Оренбургской области (Решение от 19.09.2008 N А47-5281/2008АК-104) предметами разбирательства стали:
- рекламное панно, расположенное на внешних железных воротах, содержащее следующую текстовую информацию: "Русский пивной ресторан ХХХ. Основан в 1873 г. в Оренбурге. Хмельная атмосфера. Рекомендуется: мартовское пиво, венское за ведро X руб. 60 к., пильзенское пиво, баварское пиво, клюквенно-ванильный и клюквенный квас, фруктовый сидор, фруктовые и яблочные воды". Также на заднем плане панно изображены пивные бочки, девушка с подносами, на которых расположены раки (закуска к пиву);
- выносной рекламный штендер, содержащий следующий текст: "Русский пивной ресторан "ХХХ", бизнес-ланч с 12.00 до 16.00 от ХХ до XXX руб. Организация банкетов".
УФАС РФ приняло решение о признании наружной рекламы, размещенной на панно и штендере, ненадлежащей, поскольку были нарушены требования п. 3 ст. 22 Федерального закона N 38-ФЗ (отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе), и вынесло постановление о наложении штрафа в размере 100 000 руб.
Общество, не согласившееся с данным решением и размером штрафа, обратилось в суд с заявлением об его отмене, так как, по его мнению, целью размещения рекламной конструкции является реклама самого ресторана, а не реализуемого им пива. Кроме того, общество заявило, что рекламное панно было снято еще до рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.
Представитель антимонопольной службы с данным заявлением не согласился, указав, что, исходя из текстового и визуально-графического содержания рассматриваемой рекламы, можно сделать вывод, что объектом рекламирования является русский пивной ресторан "ХХХ" - продавец пива. Кроме того, явно рекламируется товар - пиво, реализуемое в нем. Что касается размера штрафа, УФАС РФ отметило, что при его определении учитывалось то, что данная реклама была размещена на внешней стороне здания (расположенного в исторической части города), стена выходит на проезжую часть улицы, являясь общедоступной для восприятия, и тем самым привлекает внимание обширного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. В силу этого сумма штрафа была определена с учетом общественной опасности пива и продавца пива, а также с учетом того, что отсутствовало предупреждение о вреде чрезмерного его потребления. По мнению УФАС РФ, данное наказание является соразмерным совершенному правонарушению и достаточным для достижения воспитательного эффекта и предупреждения совершения обществом новых правонарушений.
Суд также не принял довод общества о том, что рекламная конструкция была направлена на рекламирование ресторана, а не пива, поскольку информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, рассматривается как реклама данного товара. Кроме того, в данном случае изображенные на панно пивные бочки ассоциируются именно с пивом, реализуемым обществом, кроме того, присутствует еще и образ человека (изображенная девушка).
Поскольку спорная информация содержит все необходимые признаки рекламы (адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - пивному ресторану и реализуемому им пиву), суд признал, что УФАС РФ правомерно привлекло общество к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ.
Аналогичные решения принимались и в постановлениях ФАС УО от 22.05.2008 N Ф09-3591/08-С1, от 05.03.2008 N Ф09-1075/08-С1, ФАС СКО от 20.02.2008 N Ф08-428/2008-140А, с выводами которого согласился также и ВАС РФ (Определение от 11.06.2008 N 7524/08).
Кроме того, за отсутствие предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции и пива УФАС РФ признавало ненадлежащей рекламу, размещенную ресторанами (по данным СМИ):
- на городском щите - об открытии ресторана следующего содержания: "Мы открыты! Планета Суши. Патио. Пивной ресторан "ХХХ". Рестораны хорошего настроения ул. ХХХ 94/1";
- на внешней стене жилого дома, содержащей изображение винной бутылки, на этикетке которой частично просматривается название, производитель вина "Франция" и объем бутылки "750 мл", а также изображение винного бокала и пробки*(4);
- на зонтах и шатрах летних кафе;
- на фирменных "пивных" холодильниках;
- на перетяжке: "Живое чешское пиво. ХХХ. Чешский Пивовар"*(5);
- на рекламных буклетах, содержащих утверждение о пользе пива "ХХХ" для здоровья и улучшения физического состояния;
- на здании кафе и на перетяжке слоган: "едапивоспорткафе "ХХХ";
- в виде флаера с изображением бутылки рома "ХХХ" и надписью: "Be a barman", "Мы сделаем Вам предложение, от которого Вы не сможете отказаться. Подробности у Вашего официанта".
Встречаются также случаи рекламы алкогольной продукции и пива в местах, расположенных ближе 100 метров от детского образовательного учреждения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда 16.08.2007 N 09АП-10616/2007-АК).
Полагаем, что представленные примеры помогут предприятиям общепита избежать ошибок при распространении рекламы алкогольной продукции и пива. Тем более что штрафы за нарушение рекламного законодательства значительные.
Н.В. Лебедева
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
*(2) О том, какая реклама признается недобросовестной и недостоверной, можно прочесть в статье "Нет рекламы - нет бизнеса!" в N 2, 2008, стр. 12.
*(3) Главное, чтобы предупреждению было отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства).
*(4) В данном случае было нарушено еще одно условие п. 2 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ: реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Аналогичный случай рассматривался в Постановлении ФАС ВВО от 06.08.2008 N А17-5338/2007.
*(5) Предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива занимало 10% (Постановление ФАС ПО от 07.08.2007 N А55-16881/06).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"