Рекомендации Научно-консультативного Совета Федерального Арбитражного
суда Западно-Сибирского округа, принятые на заседании 5 июня 2008 г.
Рассматриваются вопросы, возникшие при применении Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Пунктом 2 статьи 130 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве) установлены особенности оценки имущества должника - унитарного предприятия или должника акционерного общества, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности.
На практике заключение государственного финансового контрольного органа выдается по истечении длительного срока после представления отчета об оценке независимым оценщиком. Возникает следующая ситуация. Конкурсный управляющий после получения положительного заключения по отчету независимого оценщика в установленный ст. 139 Закона о банкротстве срок представляет собранию кредиторов для утверждения положения о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника. Уполномоченный орган, обладающий большинством голосов на собрании, просит собрание отложить, так как не согласована позиция для участия в собрании, а после переноса собрания голосует против утверждения положения, поскольку на дату проведения собрания срок, в течение которого отчет независимого оценщика может быть рекомендован для целей совершения сделки, истек.
Возможно ли утверждение порядка, сроков и условий продажи имущества должника в данном случае? Необходимо ли проведение оценки заново и вновь получения заключения государственного финансового контрольного органа?
Необходимость получения заключения государственного финансового контрольного органа (далее - заключение) установлена императивной нормой п. 2 ст. 130 Закона о банкротстве.
Конкурсный управляющий, выполнивший свою обязанность по оценке имущества должника и получивший положительное заключение государственного финансового контрольного органа, представляет собранию кредиторов для утверждения предложения о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника.
При проведении процедур банкротства в отношении должников, определенных данной нормой, акт оценки может быть рекомендован для целей совершения сделок с имуществом должника только с момента получения по нему положительного заключения. Отрицательное заключение, равно как и его отсутствие, исключают возможность определения собранием кредиторов порядка, сроков и условий продажи имущества должника.
При наличии положительного заключения собрание кредиторов вправе утвердить положение о продаже имущества должника, если с момента получения заключения не истек шестимесячный срок.
Если кредиторы или уполномоченный орган голосуют против предложений конкурсного управляющего, в том числе и по причине истечения срока оценки имущества должника, управляющий должен обратиться в суд с разногласиями по порядку, срокам и условиям продажи имущества должника.
Решением суда общей юрисдикции с должника, в отношении которого имеется в производстве суда дело о банкротстве, взыскан в пользу гражданина моральный вред в связи с причинением вреда здоровью работника в период до возбуждения дела о банкротстве или после возбуждения дела. В какой очередности подлежат удовлетворению данные требования?
В статье 2 Закона о банкротстве для целей его применения дано понятие денежного обязательства. Это обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) основанию.
Моральный вред согласно ст. 151 ГК РФ - физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Возбуждение дела о банкротстве, а также введение наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления в силу положений п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 81, п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве не приостанавливает исполнение исполнительных документов, выданных на основании решений о возмещении морального вреда, причиненного до возбуждения дела о банкротстве. Такие требования удовлетворяются в составе текущих платежей.
В соответствии с абзацем 6 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства.
Следовательно, если моральный вред причинен до возбуждения дела о банкротстве и на дату открытия конкурсного производства оно не исполнено, такие требования согласно ст. 134 (п. 4) и 135 Закона о банкротстве подлежат включению в первую очередь реестра требований кредиторов.
Если моральный вред причинен после возбуждения дела, то очередность удовлетворения таких требований определяется ст. 855 ГК РФ.
Продажа предприятия или иного имущества в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены п. 3-8 ст. 110 и ст. 111 Закона о банкротстве с особенностями, установленными главой VII данного Закона (пункт 6 статьи 139). Пунктом 5 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что определение начальной цены выставляемого на торги имущества должника осуществляется независимым оценщиком, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Означает ли это, что в процедуре конкурсного производства начальная цена выставляемого на торги имущества должника не устанавливается собранием кредиторов?
Продажа предприятия, а также иного имущества должника осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены п. 3-8 ст. 110 и 111 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с особенностями, предусмотренными главой VII данного Федерального закона (п. 6 ст. 139 ФЗ).
Пунктом 3 статьи 111 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что начальная цена имущества, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим.
Пунктом 5 статьи 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что определение начальной цены выставляемого на торги имущества должника осуществляется независимым оценщиком, если иное не предусмотрено ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Под "иным" понимаются положения, установленные п. 3 ст. 130 Закона о банкротстве.
Норма п. 5 ст. 139 Закона о банкротстве, являясь специальной нормой, устанавливает особенность определения начальной цены продажи имущества должника в конкурсном производстве.
Следовательно, для процедуры конкурсного производства установление собранием кредиторов начальной цены выставляемого на торги имущества должника не является обязательным.
Кредиторы, не согласные с результатами оценки, вправе оспорить их в общеисковом порядке.
Согласно п. 2 ст. 209 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при признании банкротом гражданина-предпринимателя при необходимости постоянного управления недвижимым имуществом или ценным движимым имуществом должника арбитражный суд утверждает для указанных целей конкурсного управляющего и определяет размер его вознаграждения. В этом случае продажа имущества гражданина осуществляется конкурсным управляющим. Может ли суд утвердить конкурсного управляющего и при отсутствии на момент открытия конкурсного производства имущества у предпринимателя-должника для выполнения конкурсным управляющим следующих мероприятий:
- проверка и оспаривание сделок предпринимателя;
- взыскание дебиторской задолженности;
- закрытие расчетных счетов в банке;
- расторжение трудовых договоров с работниками предпринимателя;
- передача документов на архивное хранение;
- составление реестра требований кредиторов;
- проведение собраний кредиторов;
- получение справки из Пенсионного фонда РФ (п. 2 ст. 147 Закона о банкротстве);
- составление итогового отчета о результатах конкурсного производства;
- утилизация радиоактивных и химически опасных веществ, принадлежащих предпринимателю.
Если суд не утверждает конкурсного управляющего, то какое лицо выполняет вышеперечисленные мероприятия?
В соответствии с п. 2 ст. 202 Закона о банкротстве к отношениям, связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей, применяются правила о банкротстве гражданина.
Положения п. 2 ст. 209 Закона о банкротстве, предусматривающего, что при необходимости постоянного управления недвижимым имуществом или ценным движимым имуществом гражданина арбитражный суд для целей продажи этого имущества утверждает конкурсного управляющего, относятся только к гражданину - банкроту.
В отношении банкрота гражданина - индивидуального предпринимателя конкурсный управляющий утверждается всегда.
Согласно ч. 2 п. 62 постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.04 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", если в заседании арбитражного суда по проверке обоснованности требований заявителя к должнику установлено, что во исполнение решения суда учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, образована ликвидационная комиссия и стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то к такому должнику судом применяется процедура банкротства ликвидируемого должника в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы XI Закона о банкротстве?
Если в заседании арбитражного суда по проверке обоснованности требований установлено, что образована ликвидационная комиссия, и стоимости имущества должника недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то к такому должнику применяется процедура банкротства ликвидируемого должника в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы XI Закона о банкротстве.
Обоснованность данного вывода подтверждается позицией, изложенной в абзаце 2 п. 62 постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.04 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "о несостоятельности (банкротстве)" и в п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.12.04 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 ГК РФ".
При проверке обоснованности требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа выясняется, что должник находится в стадии ликвидации. На запрос суда в ликвидационную комиссию ответ не поступает, ликвидационная комиссия никаким образом не реагирует, результаты ее деятельности суду неизвестны, недостаточность имущества для удовлетворения требований кредиторов неочевидна.
Какая процедура банкротства должна быть введена судом в данном случае - наблюдение либо конкурсное производство с учетом того, что должник находится в стадии ликвидации? Должник на протяжении года производил удержание из заработной платы работников предприятия членских профсоюзных взносов и не перечислял их первичной профсоюзной организации. Размер задолженности должником не оспаривается. Задолженность образовалась до поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
В какую очередь реестра требований кредиторов должника подлежит включению задолженность первичной профсоюзной организации?
Согласно п. 1 ст. 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Суммы, удержанные из заработной платы работников должника, в том числе профсоюзные взносы, не являются имуществом должника и не включаются в конкурсную массу.
Суммы профсоюзных взносов, удержанные из заработной платы работников должника, не подлежат включению в реестр требований кредиторов, так как не являются для организации-банкрота ни обязательными платежами, ни денежными обязательствами, понятие которых дано в ст. 2 Закона о банкротстве (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.12.04 N 87).
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", N 5, сентябрь-октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации Научно-консультативного Совета Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, принятые на заседании 5 июня 2008 г.
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", 2008, N 5