Коммерческая тайна в Российской Федерации
Большинство стран мира не имеют специальных законов в сфере правовой охраны коммерческой тайны (секретов производства, ноу-хау) и применяют общие нормы гражданского права и законы о пресечении недобросовестной конкуренции.
Понятие "коммерческая тайна" в законодательстве РФ впервые появилось в начале 90-х годов прошлого века. До принятия Федерального закона "О коммерческой тайне" российское законодательство об охране коммерческой тайны представляло собой совокупность правил, которые содержались в различных правовых актах, посвященных в целом регулированию иных общественных отношений. Ответственность за нарушение прав обладателя коммерческой тайны установлена нормами Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Трудового кодекса РФ.
После того как был принят Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", многие вопросы были разрешены. В первую очередь - это порядок и последствия отнесения информации к коммерческой тайне.
С 1 января 2008 г. Закон дополнен очередными изменениями, которые связаны с вступлением в силу части четвертой ГК РФ. Поэтому одновременно изменяется либо утрачивает силу ряд положений Закона N 98-ФЗ.
Сфера действия закона определена в ч. 1 ст. 1: закон "регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны, в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау)".
В ч. 2 ст. 1 настоящего Закона указано, что его положения распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.
Положения Закона о коммерческой тайне не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне.
В Законе отдельно определены понятия "коммерческая тайна" и "информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства)".
Под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Информацией, составляющей коммерческую тайну (секрет производства), считаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в т.ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и способах осуществления профессиональной деятельности.
Информация, приравниваемая к коммерческой тайне, должна обладать тремя признаками:
- иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
- не может быть свободно получена любым заинтересованным лицом;
- ее конфиденциальность должна охраняться.
Право отнести информацию к коммерческой тайне, а также определить перечень и состав этой информации принадлежит ее обладателю. Поэтому руководитель предприятия самостоятельно определяет, что может являться коммерческой тайной.
Передачу коммерческой тайны Закон (ст. 3) определяет как передачу информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором. Данное определение не дает прямого ответа на вопрос, какие виды передачи коммерческой тайны предусмотрены.
Среди основных понятий Закона (ст. 3) следует отметить предоставление коммерческой тайны и ее разглашение.
Под предоставлением коммерческой тайны понимается ее передача обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.
Разглашением коммерческой тайны считается действие или бездействие, в результате которых коммерческая тайна в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия ее обладателя либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
Статья 4 Закона определяет право на отнесение информации к коммерческой тайне и способы ее получения. Коммерческая тайна, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.
Коммерческая тайна получена незаконно, если принятые обладателем коммерческой тайны меры по охране ее конфиденциальности умышленно преодолевались, а также если лицо, получающее информацию, располагало достаточными основаниями, что она является коммерческой тайной, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу коммерческой тайны лицо не имеет на это законного основания.
Закон устанавливает ограничения на отнесение информации к коммерческой тайне в интересах общества, государства и граждан и содержит перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Перечень сведений, которые, не могут составлять коммерческую тайну (т.е. в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны), приведен в ст. 5 Закона. Это сведения:
- содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
- содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения;
- загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других негативных факторах;
- численности и составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;
- задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
- нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, расходах, численности и оплате труда их работников, использовании безвозмездного труда граждан в своей деятельности;
- перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Статьей 6 Закона установлены случаи, когда у обладателя информации, содержащей коммерческую тайну, возникает обязанность предоставить такую информацию, а также условия ее предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона "О коммерческой тайне" обладатель коммерческой тайны по мотивированному требованию (с указанием цели и правового основания затребования информации) органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Часть 2 этой статьи наделяет упомянутые органы правом затребовать соответствующую информацию в судебном порядке, в случае отказа обладателя коммерческой тайны предоставить ее.
Обратимся к судебной практике.
В ходе проверки сотрудники Федеральной антимонопольной службы по Псковской области направили письмо-запрос в ЗАО "ПСКОВПИЩЕПРОМ" с требованием представить информацию об объеме реализации алкогольной продукции за 2006 г. в натуральном выражении и перечень хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию у общества, с указанием их наименования и места нахождения. ЗАО "ПСКОВ-ПИЩЕПРОМ" проигнорировало данный запрос и не предъявило необходимые документы, сославшись на то, что данная информация относится к разряду коммерческих тайн. Федеральная антимонопольная служба оштрафовала закрытое акционерное общество на 50 000 руб. ЗАО "ПСКОВПИЩЕПРОМ" обратилось в суд.
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 11.10.07 N А52-594/2007 вынес решение, что компании обязаны представлять Федеральной антимонопольной службе информацию по требованию, даже если она относится к коммерческой тайне. Вынося решение по данному делу, судьи указали, что запрос ведомства был подписан уполномоченным должностным лицом управления, содержит цель, правовое основание затребования информации и срок ее представления. Также отмечено, что на антимонопольный орган возложена обязанность по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны. Таким образом, арбитры встали на сторону антимонопольной службы.
Для обращения в арбитражные суды с заявлениями на основании ст. 6 Закона "О коммерческой тайне" у представителей антимонопольной службы должны быть правовые основания. В противном случае арбитры могут встать не на сторону антимонопольной службы (постановление ФАС Уральского округа от 24.01.08 N Ф09-10881/07-С1).
Федеральный закон N 98-ФЗ в ст. 10 четко определил объем работы, который необходимо осуществить обладателю коммерческой тайны по охране конфиденциальности информации. Здесь также указана последовательность этих действий.
1. Определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну.
Должен быть принят соответствующий документ, включающий полный перечень информации, которую обладатель желает засекретить. Данный перечень может быть принят как отдельный документ (но может быть составной частью другого документа) и введен в действие приказом или иным распоряжением руководителя.
2. Установление порядка обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну, и контроля за соблюдением та кого порядка.
Данные вопросы также лучше прописать в соответствующем внутреннем документе организации. В данном документе необходимо определить следующие моменты:
- круг лиц, допущенных к коммерческой тайне;
- список документов, отнесенных к разряду коммерческой тайны (лучше отметить данные документы грифом "коммерческая тайна" или "строго конфиденциально");
- порядок хранения, копирования и уничтожения документов, содержащих коммерческую тайну (в Законе "О коммерческой тайне" не прописаны обязательные требования по этому вопросу).
3. Учет лиц, получивших доступ к информации, составляю щей коммерческую тайну, и лиц, которым такая информация была предоставлена или передана.
Также необходимо составить внутренний документ, в котором будут четко фиксироваться все лица, обладающие доступом к информации, составляющей коммерческую тайну.
4. Урегулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, с работниками на основании трудовых договоров и с контрагентами на основании гражданско-правовых договоров.
Работников, которые допускаются к информации, составляющей коммерческую тайну, работодатель должен ознакомить под расписку с перечнем данной информации, а остальных работников - с установленным режимом коммерческой тайны и обеспечить условия для его соблюдения.
Обязанности работодателя в отношении работника установлены в ст. 11 Закона. Работник должен быть извещен о том, что переданная ему информация является коммерческой тайной. Он должен быть ознакомлен с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушения под расписку. Работодатель должен создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного режима коммерческой тайны. Поэтому в заключаемых с работниками трудовых договорах необходимо указать о доступе к сведениям, составляющим коммерческую тайну и прописать ответственность работника за нарушение режима коммерческой тайны.
Сотрудники должны знать и понимать все тонкости работы с информацией, относящейся к коммерческой тайне. С этой целью в организации должно быть разработано положение о коммерческой тайне, на основании которого вводится режим конфиденциальности.
Российское законодательство по охране коммерческой тайны предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и материальную ответственность для работников, а также гражданско-правовую для контрагентов.
Умышленное разглашение коммерческой тайны подразумевает под собой разглашение информации без согласия ее владельца лицом, обладающим этими сведениями в соответствии с профессиональной или служебной деятельностью, совершенное из корыстных или иных личных побуждений и причинившее крупный ущерб хозяйствующему субъекту.
Статья 14 посвящена ответственности за нарушение положений Закона о коммерческой тайне. Согласно ч. 1 ст. 14 нарушение Закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. В ч. 2 данной статьи предусматривается дисциплинарная ответственность работника, который в связи с исполнением трудовых обязанностей умышленно или неосторожно разгласил коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, если в действиях такого работника отсутствует состав преступления.
К дисциплинарной ответственности можно отнести увольнение сотрудника (подп. "в" п. 6 ст. 81 ТК РФ). Также согласно п. 7 ст. 243 ТК РФ работодатель имеет право взыскать с работника всю сумму ущерба, нанесенного предприятию.
Уголовная ответственность на практике применяется крайне редко, т. к. довести дело до суда очень сложно. Но даже в этом случае суд, скорее всего, ограничится денежным штрафом (ст. 183 УК РФ).
Закон "О коммерческой тайне" является своевременным, так как в первую очередь направлен на обеспечение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на рынке, защиты интересов обладателя, создание условий для охраны коммерческой тайны органами государственной власти.
Л.Ф. Максимова,
бухгалтер-аудитор
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", N 5, сентябрь-октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Коммерческая тайна в Российской Федерации
Автор
Л.Ф. Максимова - бухгалтер-аудитор
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", 2008, N 5