Прекращение паевого инвестиционного фонда
В настоящее время кризис иностранного банковского сектора негативно сказался на состоянии российского фондового рынка. Резко упал процент по биржевым индексам, что повлекло за собой вывод денежных средств инвесторами из финансовых инструментов, управляющие компании находятся на грани банкротства из-за потери финансовой устойчивости, что, несомненно, может повлечь за собой прекращение таких институтов, как паевые инвестиционные фонды.
Таким образом, процедура прекращения паевых инвестиционных фондов (далее - ПИФ) является на данный момент актуальной для организаций, проводящих аудиторские проверки инвестиционных институтов.
Основания для прекращения паевого инвестиционного фонда
Основания для прекращения ПИФа представлены в Федеральном законе от 29.11.01 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (с изм. и доп. от 23.07.08 г.). Перечислим наиболее возможные причины:
по инициативе учредителей (пайщиков) ПИФа;
в случае несостоятельности (банкротстве) управляющей компании ПИФа;
по решению управляющей компании, основанием которого послужило отсутствие перспектив ПИФа как для пайщиков, так и для управляющей компании.
Основанием для прекращения ПИФа по первой причине могут являться события, предусмотренные ст. 23 Закона N 156-ФЗ, а именно:
подача пайщиком (пайщиками) в течение одного рабочего дня заявки (заявок) на погашение или обмен 75% и более инвестиционных паев открытого ПИФа;
подача пайщиком (пайщиками) в течение срока, установленного правилами доверительного управления интервальным ПИФом для приема заявок на погашение или обмен инвестиционных паев, заявки (заявок) на погашение или обмен 75% и более инвестиционных паев интервального ПИФа.
Основанием для прекращения ПИФа по двум последним причинам могут являться события, предусмотренные ст. 30 Закона N 156-ФЗ, а именно:
аннулирование лицензии управляющей компании открытого или интервального паевого инвестиционного фонда;
аннулирование лицензии управляющей компании закрытого ПИФа и права и обязанности данной управляющей компании по договору доверительного управления этим фондом в течение трех месяцев со дня аннулирования указанной лицензии не переданы другой управляющей компании;
по решению управляющей компании при условии, что право принятия такого решения предусмотрено правилами доверительного управления ПИФом.
Порядок прекращения паевого инвестиционного фонда
В соответствии со ст. 31 Закона N 156-ФЗ прекращение ПИФа, в том числе реализация имущества, составляющего ПИФ, удовлетворение требований кредиторов, которые должны удовлетворяться за счет имущества, составляющего ПИФ, и распределение денежных средств между владельцами инвестиционных паев, осуществляется управляющей компанией, за исключением случая аннулирования лицензии управляющей компании. В случае аннулирования лицензии управляющей компании прекращение ПИФа осуществляет специализированный депозитарий этого фонда в соответствии с Законом N 156-ФЗ.
Размер вознаграждения лица, осуществляющего прекращение ПИФа, определяется правилами доверительного управления этим фондом и не может превышать 3% суммы денежных средств, составляющих ПИФ и поступивших в него после реализации составляющего его имущества, за вычетом:
задолженности перед кредиторами, требования которых должны удовлетворяться за счет имущества, составляющего ПИФ;
сумм вознаграждений управляющей компании, специализированного депозитария, лица, осуществляющего ведение реестра владельцев инвестиционных паев, оценщика и аудитора, начисленных им на день возникновения основания прекращения ПИФа;
сумм, предназначенных для выплаты денежной компенсации владельцам инвестиционных паев, заявки которых на погашение инвестиционных паев были приняты до дня возникновения основания прекращения ПИФа.
Со дня возникновения основания прекращения ПИФа не допускается распоряжение имуществом, составляющим ПИФ, за исключением его реализации и распределения в соответствии с Законом N 156-ФЗ.
Лицо, осуществляющее прекращение ПИФа, обязано:
в течение пяти рабочих дней со дня возникновения основания прекращения данного фонда уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
раскрыть сообщение о прекращении паевого инвестиционного фонда (в соответствии с п. 3.22 приказа ФСФР России от 22.06.05 г. N 05-23/пз-н "Об утверждении Положения о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации" (с изм. и доп. от 17.06.08 г.), которое публикуется в течение семи дней с даты возникновения основания прекращения ПИФа);
принять меры по выявлению кредиторов, требования которых должны удовлетворяться за счет имущества, составляющего ПИФ, и погашению дебиторской задолженности.
Срок предъявления кредиторами требований, которые должны удовлетворяться за счет имущества, составляющего ПИФ, не может быть менее двух месяцев со дня раскрытия сообщения о прекращении паевого инвестиционного фонда.
Согласно п. 9 ст. 31 Закона N 156-ФЗ по окончании срока предъявления кредиторами требований, которые должны удовлетворяться за счет имущества, составляющего ПИФ, и до начала расчетов с ними лицо, осуществляющее прекращение ПИФа, составляет и направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг баланс имущества, составляющего ПИФ, который должен содержать сведения об имуществе, составляющем ПИФ, о предъявленных кредиторами требованиях и результатах их рассмотрения.
Если прекращение ПИФа осуществляет управляющая компания, то указанный баланс этого фонда должен быть согласован со специализированным депозитарием.
Лицо, осуществляющее прекращение ПИФа, обязано реализовать имущество, составляющее этот фонд, и осуществить расчеты в срок, не превышающий шести месяцев со дня раскрытия сообщения о прекращении паевого инвестиционного фонда. Указанный срок может быть продлен по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, если прекращение ПИФа осуществляется в связи с аннулированием лицензии управляющей компании.
Специализированный депозитарий при осуществлении прекращения ПИФа действует от своего имени и осуществляет полномочия управляющей компании по прекращению ПИФа, в том числе совершает от своего имени сделки по реализации имущества, составляющего ПИФ, распоряжается денежными средствами на счетах и во вкладах в банках и иных кредитных организациях, а также совершает операции с ценными бумагами, составляющими ПИФ, без поручения управляющей компании.
Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направить своего представителя для контроля за исполнением обязанностей по прекращению ПИФа лицом, осуществляющим прекращение последнего.
Распределение имущества паевого инвестиционного фонда
при его прекращении
Согласно ст. 32 Закона N 156-ФЗ денежные средства, составляющие ПИФ и поступившие в него после реализации имущества, составляющего этот фонд, распределяются в следующем порядке:
в первую очередь - кредиторам (за исключением управляющей компании этого ПИФа), требования которых должны удовлетворяться за счет имущества, составляющего ПИФ, в том числе специализированному депозитарию, лицу, осуществляющему ведение реестра владельцев инвестиционных паев, оценщику и аудитору вознаграждений, начисленных им на день возникновения основания прекращения паевого инвестиционного фонда, а также лицам, заявки которых на погашение инвестиционных паев были приняты до дня возникновения основания прекращения паевого инвестиционного фонда, причитающихся им денежных компенсаций;
во вторую очередь - лицу, осуществлявшему прекращение ПИФа, соответствующего вознаграждения;
в третью очередь - управляющей компании вознаграждения, начисленного ей на день возникновения основания прекращения ПИФа, а также специализированному депозитарию, лицу, осуществляющему ведение реестра владельцев инвестиционных паев, оценщику и аудитору вознаграждений, начисленных им после дня возникновения основания прекращения ПИФа;
в четвертую очередь - владельцам инвестиционных паев денежной компенсации путем распределения оставшегося имущества ПИФа пропорционально количеству принадлежащих им инвестиционных паев.
Согласно п. 2 ст. 32 Закона N 156-ФЗ после завершения указанных расчетов лицо, осуществляющее прекращение ПИФа, составляет отчет о прекращении паевого инвестиционного фонда и представляет его в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Требования к отчету о прекращении паевого инвестиционного фонда установлены постановлением ФКЦБ России от 25.09.02 г. N 39/пс "О требованиях к отчету о прекращении паевого инвестиционного фонда и порядка его представления в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг" (далее - постановление).
Согласно п. 1 постановления отчет о прекращении ПИФа составляется и представляется в ФКЦБ России в течение двух недель после завершения расчетов при прекращении ПИФа.
В соответствии с п. 3 постановления отчет должен быть согласован со специализированным депозитарием ПИФа, если прекращение этого фонда осуществляется управляющей компанией ПИФа.
Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг утверждает отчет о прекращении ПИФа и принимает решение об исключении паевого инвестиционного фонда из реестра паевых инвестиционных фондов.
Аудит паевого инвестиционного фонда при
его прекращении
В соответствии со ст. 49 Закона N 156-ФЗ управляющая компания ПИФа обязана заключить договор о проведении аудиторской проверки. Аудиторской проверке на достоверность и соответствие требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов ФСФР России (ФКЦБ России) подлежат бухгалтерский учет, ведение учета и составление отчетности в отношении имущества, составляющего ПИФ, и операций с этим имуществом.
Согласно ст. 50 Закона N 156-ФЗ аудитор в соответствии с заключенным договором на оказание аудиторских услуг обязан проводить ежегодные аудиторские проверки.
Проведение аудиторской проверки в данном случае, а именно за период с начала отчетного года по момент прекращения ПИФа, является обязательным, поскольку в соответствии с указанной нормой аудитор обязан исполнить свои обязательства по договору на оказание аудиторских услуг, а именно провести проверку соответствия бухгалтерского учета и отчетности ПИФа за отчетный год законодательству Российской Федерации. Аналогичная позиция представлена в письме Минфина России от 25.05.99 г. N 16-00-11-233, согласно которому применение требований подтверждения в обязательном порядке достоверности бухгалтерской отчетности, когда отчетность включает показатели с 1 января отчетного года по 31 декабря включительно, из законодательства не вытекает.
В соответствии с п. 23 правила (стандарта) N 6 "Аудиторское заключение финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.02 г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 22.07.08 г.), к аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение, однако постановлением ФКЦБ России от 22.10.03 г. N 03-41/пс "Об отчетности акционерного инвестиционного фонда и отчетности управляющей компании паевого инвестиционного фонда" не зафиксировано форм отчетности, попадающих под обязательную аудиторскую проверку в случае прекращения ПИФа.
Согласно требованиям законодательства Российской Федерации с момента возникновения прекращения паевого инвестиционного фонда по момент его исключения из реестра паевых инвестиционных фондов федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг формируются следующие документы:
в соответствии с п. 39.4 приказа ФСФР России от 15.06.05 г. N 05-21/пз-н "Об утверждении Положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию" (с изм. и доп. от 15.12.05 г.) на дату возникновения основания для прекращения ПИФа формируется справка о стоимости чистых активов.
в соответствии с п. 9 ст. 31 Закона N 156-ФЗ по окончании срока предъявления кредиторами требований, которые должны удовлетворяться за счет имущества, составляющего ПИФ, и до начала расчетов с ними формируется баланс имущества, составляющего ПИФ, который должен содержать сведения об имуществе, составляющем ПИФ, о предъявленных кредиторами требованиях и результатах из рассмотрения;
в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона N 156-ФЗ после завершения расчетов с кредиторами формируется отчет о прекращении паевого инвестиционного фонда, утвержденный постановлением ФКЦБ России N 39/пс.
Указанная отчетность в полном объеме отражает финансово-хозяйственную деятельность ПИФа с момента начала отчетного года по момент завершения всех расчетов с кредиторами, требования которых должны удовлетворяться за счет имущества ПИФа.
Поскольку в соответствии с Законом N 156-ФЗ обязательной аудиторской проверке подлежит бухгалтерский учет, ведение учета и составление отчетности в отношении имущества, составляющего ПИФ, указанная отчетность и будет являться приложением к заключению аудитора по итогам аудиторской проверки.
С. Топорнин,
специалист Аудиторско-консалтинговой группы "АРНИ"
"Финансовая газета", N 50, декабрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71