Администраторам платы за негативное воздействие
У Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору зачастую возникает вопрос: как списать плату за негативное воздействие на окружающую среду, если должника признали банкротом? Давайте проанализируем ситуацию.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 284-О плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата, ПНВОС) является обязательным публично-правовым платежом (в рамках финансово-правовых отношений). Это плата за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды, ликвидацию последствий негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности в пределах нормативов такого допустимого воздействия, установленных государством, и ее восстановление.
Плательщиками ПНВОС являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 4 и Приложения 6 Закона от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" на Ростехнадзор возлагаются полномочия главного администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду (код доходов по бюджетной классификации - 498 112 01000 010000 120). Кроме того, согласно Правилам осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995) на Ростехнадзор в части ПНВОС возложены бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с положениями федерального законодательства платежи за негативное воздействие носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором - обязательным платежом в бюджетную систему Российской Федерации.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена в состав неналоговых доходов с нормативом отчислений (п. 1 ст. 51, ст. 57, 62 БК РФ):
- в федеральный бюджет - 20 процентов;
- в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - 80 процентов;
- в бюджеты субъектов Российской Федерации - 40 процентов;
- в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов - 40 процентов.
Таким образом, в рамках выполнения возложенных законодательством на Ростехнадзор полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду администраторы, назначенные в соответствии с приказом Ростехнадзора (территориальные органы Ростехнадзора и (или) подведомственные ему учреждения), обязаны осуществлять бюджетный учет по начислению и уплате обязательного платежа, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платежей в бюджет, в том числе в пределах своей компетенции взыскивать задолженности по платежам в бюджет.
Взыскание задолженности с банкрота
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, а также требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд или в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными (п. 6 ст. 64 ГК РФ).
В свою очередь индивидуальные предприниматели, признанные банкротами, также освобождаются от исполнения оставшихся после завершения расчетов с кредиторами обязательств, связанных с их предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 25 ГК РФ).
Вследствие этого возникает вопрос, как списать задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Перечень оснований, порядок и условия списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией юридических лиц, к которым относится задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, устанавливает Минфин России (ст. 165 БК РФ).
При рассмотрении вопроса о порядке списания задолженности по оплате в бюджет обязательных платежей, предусмотренных законодательством, по основанию "ликвидация юридического лица" и порядка отражения указанных операций в учете следует также исходить из следующего.
Ликвидация юридического лица является длительной процедурой и состоит из следующих этапов:
- принятие решения о ликвидации;
- формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора; публикация сообщения о ликвидации и составление промежуточного ликвидационного баланса;
- осуществление расчетов с кредиторами и составление ликвидационного баланса;
- государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.
Пунктом 1 статьи 20 Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств (постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 319, Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314).
Внимание
Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору в рамках приказа, регулирующего порядок осуществления администраторами доходов в бюджеты Российской Федерации бюджетных полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, должна определить процедуру взаимодействия администраторов доходов бюджетов с Федеральной налоговой службой, уполномоченными органами субъектов Российской Федерации и органами муниципальных образований, а также с плательщиками обязательных платежей, в том числе с ликвидационными комиссиями (ликвидаторами), в целях обеспечения интересов Российской Федерации по оплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, в том числе при процедурах банкротства.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения (п. 4 ст. 63 ГК РФ).
Необходимо отметить, что, когда имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица (кроме учреждений) с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, и производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.
Вместе с тем необходимо отметить, что если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то согласно пункту 4 статьи 61 Гражданского кодекса оно может быть ликвидировано только вследствие признания его несостоятельным (банкротом) в порядке, предусмотренном статьей 65 Гражданского кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 224 Закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при обнаружении недостаточности стоимости имущества ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Согласно Положению о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" уполномоченным органом по предъявлению требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам в делах о банкротстве и в процедурах банкротства является Федеральная налоговая служба.
Передача Ростехнадзором (подведомственными ему администраторами доходов в бюджет) сумм требований по обязательным платежам в Федеральную налоговую службу не является основанием для списания дебиторской задолженности с балансового учета администратора доходов и отражения ее на забалансовом учете.
Бюджетный учет
Согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н, предусмотрено списание признанной безнадежной к взысканию дебиторской задолженности с отнесением размера убытков по недополученным доходам в дебет счета 1 401 01 273 "Чрезвычайные расходы по операциями с активами" с одновременным отражением на забалансовом учете по счету 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов".
При наличии документа, определяющего завершение процедуры ликвидации юридического лица, и (или) устанавливающего, что плательщик обязательного платежа (дебитор) прекратил существование, дебиторская задолженность такого плательщика может быть списана по решению руководителя учреждения - администратора доходов с бюджетного учета учреждения с отражением следующих бухгалтерских записей: дебет счета 1 401 01 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" с кредита соответствующего аналитического счета 1 205 02 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности".
Внимание
В целях исполнения бюджетных полномочий по администрированию обязательных платежей в бюджеты Российской Федерации и обеспечения интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Ростехнадзор должен установить организационно-информационное взаимодействие с Федеральной на логовой службой как уполномоченным, регистрирующим органом для своевременного принятия мер по определению размера задолженности по обязательным платежам, предъявлению в сумме установленной задолженности требований кредитора, а также для организации взаимодействия с ликвидационными комиссиями (ликвидаторами) по принятию мер по уплате в бюджет задолженности по обязательным платежам или по ее принудительному взысканию.
А.Ю. Бунина,
аудитор
"Бюджетный учет", N 11, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100