Комментарий к письму Минфина РФ
от 22.10.2008 N 03-05-04-02/65
Земельный налог: нюансы текущего года
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Другими словами, чтобы исчислить земельный налог, налогоплательщику нужно знать кадастровую стоимость земельного участка на 1 января календарного года.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Результаты утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Следует отметить, что до 1 января 2008 года порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков определялся органами местного самоуправления. В настоящее время эта функция возлагается на Правительство РФ (п. 14 ст. 396 НК РФ). Что принципиально нового привнесло это изменение для налогоплательщика?
Во-первых, ранее на территории РФ не существовало единого порядка доведения сведений о кадастровой стоимости земельных участков до плательщика земельного налога. Имели место разные способы доведения указанной информации, которые утверждались органами местного самоуправления, например адресные уведомления или публикации в официальном периодическом печатном издании органов местного самоуправления. То есть раньше, если кадастровая стоимость земельных участков на 1 января текущего года органом местного самоуправления не была утверждена или доведена до налогоплательщика, с плательщика земельного налога снималась ответственность за несвоевременную уплату налога. В этой связи в Письме от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75*(1) Минфином рассмотрены и даны разъяснения по трем случаям: кадастровая стоимость земельных участков до 1 марта текущего года не утверждена; утверждена, но не определен порядок доведения сведений о стоимости; определены стоимость и порядок, но сведения не доведены до налогоплательщика.
По мнению финансистов, во всех трех случаях в отношении таких земель налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по истечении налогового (отчетного) периода "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). После доведения сведений о кадастровой стоимости земельного участка до налогоплательщика ему необходимо подать в зависимости от периода полученной информации уточненную налоговую декларацию вместе с уточненными расчетами по авансовым платежам за I, II, III кварталы или только уточненные расчеты по авансовым платежам. При этом не должно производиться начисление пеней со стороны налоговой инспекции. Более того, при проведении камеральной проверки "нулевых" налоговых деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) налоговым органам следует доводить до налогоплательщиков имеющиеся у них официальные сведения о кадастровой стоимости земельных участков, которые получены от органов, ведущих государственный земельный кадастр.
С 01.01.2008 Правительство РФ установило по всей территории РФ единый порядок информирования налогоплательщиков о кадастровой стоимости земельных участков (Постановление от 07.02.2008 N 52). Теперь такие сведения налогоплательщик получает бесплатно двумя способами:
- в территориальных органах Роснедвижимости по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Закона N 221-ФЗ*(2);
- на официальном сайте Роснедвижимости.
Означает ли это, что разъяснения Минфина, которые даны в Письме от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75, утратили свой смысл? Думается, что нет. По нашему мнению, они остаются актуальными. Поэтому главное финансовое ведомство в Письме от 22.10.2008 N 03-05-04-02/65 и рекомендует налоговым органам в текущем году руководствоваться сведениями о кадастровой стоимости, предоставленными плательщику налога до 1 марта налогового периода, принимая во внимание в этой связи складывающуюся арбитражную практику. В частности, приводится Постановление ФАС ПО от 11.09.2007 N А12-12852/06*(3), где указано, что налогоплательщик правомерно представил в налоговый орган "нулевую" налоговую декларацию за 2006 год, поскольку государственная кадастровая оценка земель не была утверждена органом местного самоуправления до 1 марта 2006 года и к тому же действия налогоплательщика не противоречат позиции Минфина по такому случаю.
Во-вторых, с 01.01.2008 для исчисления земельного налога информацию о кадастровой стоимости плательщик налога добывает самостоятельно одним из указанных способов. При этом нами не исключается ситуация, когда на сайте или в территориальных органах Роснедвижимости необходимые сведения могут просто отсутствовать (по разным причинам - например, органами местного самоуправления не утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель на 1 января текущего года). Об этом орган кадастрового учета обязан сообщить налогоплательщику письменно в виде обоснованного решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомления об отсутствии таковых в государственном кадастре недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса (ст. 14 Закона N 221-ФЗ). Если же сведения о кадастровой стоимости земельного участка на 1 января календарного года будут сформированы органом кадастрового учета после 1 марта налогового периода, в таком случае плательщик по не зависящим от него обстоятельствам лишается возможности надлежащим образом произвести расчет авансовых платежей по земельному налогу. По этой причине в дальнейшем при представлении в налоговые органы уточненных деклараций (расчетов) пени за просрочку уплаты налога (авансовых платежей) начисляться не должны. Данный вывод следует из Постановления ФАС УО от 17.09.2008 N Ф09-6716/08-С3.
"Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 12, декабрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Доведено ФНС до нижестоящих налоговых органов Письмом от 18.07.2006 N ММ-6-21/684@.
*(2) Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
*(3) Определением ВАС РФ от 20.02.2008 N 17854/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"