Когда и какими проводками отражать в бюджетном учете принятие денежных обязательств по договорам поставки, по начислению заработной платы, по расчетам с подотчетными лицами?
Вначале следует сказать, что исполнение бюджета по расходам в 2009 году осуществляется в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н "О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" (далее - Порядок N 87н). Оплата денежных обязательств производится Федеральным казначейством или органом Федерального казначейства (ОФК) на основании Заявки на кассовый расход (код по КФД 0531801) или Заявки на получение наличных денег (код по КФД 0531802) (далее - Заявки), представленной в соответствующий орган в электронном или бумажном виде. Заявка проверяется на наличие в ней следующих реквизитов и показателей:
1) кода участника бюджетного процесса по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее - Сводный реестр) и номера соответствующего лицевого счета, открытого получателю средств федерального бюджета (ПСБ) или администратору источника финансирования дефицита федерального бюджета (АИФДБ);
2) кодов классификации расходов бюджетов (классификации источников финансирования дефицитов бюджетов), по которым необходимо произвести кассовый расход (кассовую выплату), а также текстового назначения платежа;
3) суммы кассового расхода (кассовой выплаты) и цифрового кода валюты в соответствии с Общероссийским классификатором валют *(1), в которой он должен быть произведен;
4) суммы кассового расхода (кассовой выплаты) в валюте РФ, в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату оформления Заявки;
5) суммы НДС (при наличии);
6) вида средств (средства федерального бюджета, средства дополнительного бюджетного финансирования, средства для финансирования оперативно-розыскных мероприятий);
7) предельной даты исполнения Заявки;
8) наименования, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП) получателя денежных средств по Заявке;
9) номера учтенного в ОФК бюджетного обязательства ПСБ (при его наличии);
10) номера и серии чека (при наличном способе оплаты денежного обязательства);
11) срока действия чека (при наличном способе оплаты денежного обязательства);
12) фамилии, имени и отчества получателя средств по чеку (при наличном способе оплаты денежного обязательства);
13) данных документов, удостоверяющих личность получателя средств по чеку (при наличном способе оплаты денежного обязательства);
14) данных для осуществления налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (при необходимости);
15) реквизитов (номер, дата) и предмета договора (изменения к договору) или государственного контракта (изменения к государственному контракту) на поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд или договора аренды, и (или) реквизитов (тип, номер, дата) документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства (накладная, акт приемки-передачи, акт выполненных работ, счет при оказании услуг (в том числе по аренде), исполнительный лист, судебный приказ), иных документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и правовыми актами Минфина.
Для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по договорам аренды в Заявке указываются реквизиты и предмет соответствующего государственного контракта, договора аренды, а также реквизиты документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства. В случае если заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг законодательством РФ не предусмотрено, в Заявке указываются только реквизиты соответствующего документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства.
Для оплаты денежных обязательств по авансовым платежам в соответствии с условиями государственного контракта, а также денежных обязательств по договору аренды в Заявке реквизиты документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, могут не указываться.
Вместе с Заявкой в ОФК представляется государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договор аренды и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства. При наличии электронного документооборота в ОФК представляется электронная копия документа-основания (п. 7, 9 Порядка N 87н).
В соответствии с п. 11 Порядка N 87н при санкционировании оплаты денежного обязательства, возникающего по государственному контракту или по договору аренды, осуществляется проверка соответствия информации, указанной в Заявке, реквизитам и показателям бюджетного обязательства:
1) на идентичность кода участника бюджетного процесса по Сводному реестру по бюджетному обязательству и платежу;
2) на идентичность кода (кодов) классификации расходов федерального бюджета по бюджетному обязательству и платежу;
3) на идентичность предмета бюджетного обязательства и содержания текста назначения платежа;
4) на идентичность кода валюты, в которой принято бюджетное обязательство, и кода валюты, в которой должен быть осуществлен платеж;
5) на непревышение суммы кассового расхода над суммой неисполненного бюджетного обязательства;
6) на соответствие кода классификации расходов бюджетного обязательства и платежа, исходя из вида средств;
7) на идентичность наименования, ИНН, КПП получателя денежных средств, указанного в Заявке, и банковских реквизитов по бюджетному обязательству и платежу;
8) на непревышение размера авансового платежа по бюджетному обязательству и платежу;
9) на наличие в показателях бюджетного обязательства ссылки на уникальный номер реестровой записи в реестре государственных контрактов;
10) на идентичность реквизитов и показателей бюджетного обязательства по государственному контракту сведениям о нем в реестре госконтрактов;
11) на соответствие информации, содержащейся в Заявке по указанному государственному контракту исходя из их электронных копий, сведениям о государственном контракте в реестре госконтрактов.
Если Заявка не соответствуют указанным требованиям, ОФК регистрирует ее в Журнале регистрации неисполненных документов (код по КФД 0531804) и возвращает ПСБ (АИФДБ) в трехдневный срок с указанием причины возврата (п. 14 Порядка N 87н).
Вышеуказанные положения п. 11 и 14 Порядка N 87н в части проверки ОФК соответствия информации по денежному обязательству ПБС по государственному контракту или договору аренды реквизитам и показателям учтенного ОФК бюджетного обязательства, а также информации об указанном государственном контракте, отраженной в реестре государственных контрактов, заключенных от имени РФ по итогам размещения заказа, вступают в силу с 1 января 2010 года.
В соответствии со ст. 219 БК РФ принятые бюджетные обязательства отражаются в бюджетном учете:
1. По заключенным договорам на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг - при поступлении договорной документации в бухгалтерию в размере договорной стоимости.
2. При начислении оплаты труда, пособий, иных выплат - по дате утверждения документа о начислении (расчетные ведомости, расчетные листы, приказы и т.д.) в размере сумм, начисленных в пользу работников.
3. При начислении единого социального налога и страховых взносов обязательного пенсионного страхования - ежемесячно в последний день месяца.
4. При расчетах с подотчетными лицами - на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету.
При поступлении документов, корректирующих стоимость отраженных расходов, затрат, проводятся соответствующие корректировочные записи по операциям санкционирования на дату поступления документов.
Суммы предварительной оплаты при приобретении продукции, работ, услуг операциями санкционирования не отражаются, так как принятые бюджетные обязательства должны быть сформированы до кассовых расходов.
С учетом Письма Минфина РФ от 12.02.2008 N 02-14-10А/282 операции по санкционированию расходов в учете у получателей средств бюджета отражаются следующим образом:
N | Содержание операции | Дебет | Кредит |
1 | Получены в установленном порядке суммы ЛБО, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года (увеличение со знаком "плюс", уменьшение со знаком "минус") |
||
1.1 | На текущий финансовый год | 1 501 15 ххх*(1) | 1 501 13 ххх |
1.2 | На очередной финансовый год, следующий за текущим годом (первый год планового периода) |
1 501 25 ххх | 1 501 23 ххх |
1.3 | На второй финансовый год планового периода | 1 501 35 ххх | 1 501 33 ххх |
2 | Отражены суммы бюджетных обязательств, принятых в пределах доведенных ЛБО, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года (увеличение со знаком "плюс", уменьшение со знаком "минус") |
||
2.1 | На текущий финансовый год | 1 501 13 ххх | 1 502 11 ххх |
2.2 | На очередной финансовый год, следующий за текущим годом (первый год планового периода) |
1 501 23 ххх | 1 502 21 ххх |
2.3 | На второй финансовый год планового периода | 1 501 33 ххх | 1 502 31 ххх |
3 | Получены в установленном порядке суммы бюджетных ассигнований (увеличение со знаком "плюс", уменьшение со знаком "минус") |
||
3.1 | На текущий финансовый год | 1 503 15 ххх | 1 503 13 ххх |
3.2 | На очередной финансовый год, следующий за текущим годом (первый год планового периода) |
1 503 25 ххх | 1 503 23 ххх |
3.3 | На второй финансовый год планового периода | 1 503 35 ххх | 1 503 33 ххх |
4 | Отражены суммы бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет доведенных ПСБ бюджетных ассигнований, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года (увеличение со знаком "плюс", уменьшение со знаком "минус") |
||
4.1 | На текущий финансовый год | 1 503 13 ххх | 1 502 11 ххх |
4.2 | На очередной финансовый год, следующий за текущим годом (первый год планового периода) |
1 503 23 ххх | 1 502 21 ххх |
4.3 | На второй финансовый год планового периода | 1 503 33 ххх | 1 502 31 ххх |
*(1) xxx - здесь и далее означает соответствующую статью (подстатью) КОСГУ (приложение 5 к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н). |
Указанным письмом Минфин ввел для ПБС новый порядок бюджетного учета санкционирования расходов бюджета с 1 января 2008 года. Учет бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и принятых бюджетных обязательств осуществляется по соответствующим счетам аналитического учета санкционирования расходов бюджетов с указанием в коде аналитического счета Плана счетов бюджетного учета (в 22-м разряде номера счета) кода соответствующего финансового года:
1 - текущий финансовый год;
2 - очередной финансовый год за текущим (первый финансовый год планового периода);
3 - второй финансовый год планового периода.
Обороты по счетам санкционирования расходов бюджетов ведутся в продолжение текущего финансового года. Остатки по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов по завершении текущего финансового года на очередной финансовый год не переносятся.
Указанным письмом предписано ведение учета бюджетных ассигнований ПБС. Ранее Инструкция N 25н такого требования не содержала.
Кроме того, код 23-го разряда номера счета 1 503 00 xxx "Бюджетные ассигнования" представлен следующим образом:
1 - суммы утвержденных бюджетных ассигнований главных распорядителей средств бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
2 - суммы бюджетных ассигнований главных распорядителей, распорядителей средств бюджета, главных администраторов, уполномоченных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
3 - суммы бюджетных ассигнований получателей средств бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
4 - суммы переданных бюджетных ассигнований;
5 - суммы полученных бюджетных ассигнований;
6 - суммы бюджетных ассигнований в пути;
9 - суммы утвержденных бюджетных ассигнований.
Л. Максимова,
главный редактор журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 января 2009 г.
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Госстандарта РФ от 25.12.2000 N 405-ст.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"