Наша организация арендует нежилое помещение и использует собственный автотранспорт для управленческих целей. В договоре аренды отдельно не выделено, что вывоз бытового мусора осуществляется арендодателем, но фактически это так.
Необходимо ли нам встать на учет в Ростехнадзоре и платить взносы за загрязнение окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об окружающей среде) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно ст. 3 названного Закона субъектами внесения соответствующей платы являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
К видам указанного негативного воздействия пункт 2 ст. 16 Закона об окружающей среде относит: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды воздействия на окружающую среду.
Согласно запросу организация использует автотранспорт для управленческих целей, а также в результате ее деятельности возникают бытовые отходы, из чего можно сделать вывод о том, что в данном случае речь может идти только о двух из вышеперечисленных видов негативного воздействия, а именно:
размещение отходов производства и потребления;
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ.
1. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция) утратившие свои потребительские свойства. При этом под размещением отходов названная статья понимает их хранение и захоронение.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы, принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. При этом в соответствии с пунктом 4 названной статьи в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находиться земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
В пункте 3 письма Ростехнадзора от 12.02.2007 г. N 04-09/169 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Письмо) указывается на то, что в отношении отходов, образованных арендатором, приоритетным, для целей установления плательщика, является вопрос об определении лица, являющегося собственником отходов. При этом вопрос собственности на отходы может быть урегулирован сторонами в договоре аренды, в противном случае следует руководствоваться Законом N 89-ФЗ.
Осуществляя трактовку нормы, содержащейся в п. 4 ст. 4 Закона N 89-ФЗ, о которой говорилось выше, Ростехнадзор в своем Письме указывает на то, что брошенные арендатором отходы, например, оставленные в мусорном контейнере арендодателя, становятся собственностью последнего.
Таким образом, исходя из названного Письма Ростехнадзора и ситуации, изложенной в запросе, при которой отношения с арендодателем по обращению бытового мусора, возникающего в результате деятельности арендатора (далее - Общество), договором не урегулированы, можно говорить о том, что складирование Обществом бытового мусора в контейнеры, принадлежащие арендодателю, и последующий вывоз арендодателем этого мусора означает переход к последнему права собственности на эти отходы, что, в свою очередь, освобождает Общество от обязанности по уплате соответствующего платежа за негативное воздействие на окружающую среду.
Вместе с тем, согласно другому письму Ростехнадзора от 25.07.2007 г. N 04-09/1002, в случае временного размещения отходов на открытых площадках в специализированных контейнерах юридические лица и индивидуальные предприниматели, в собственности которых находятся данные отходы, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС).
Судебная практика по данному вопросу также является неоднозначной. Так ФАС СКО в своем постановлении от 08.10.2004 г. N Ф08-4677/2004-1770А указал на то, что временное хранение лицом отходов до их передачи специализированной организации, осуществляющей их хранение и захоронение, не является размещением отходов по смыслу ст. 1 Закона N 89-ФЗ. При этом, ФАС СЗО в постановлении от 20.08.2007 г. по делу N А56-49061/2006 установил, что временное хранение отходов до вывоза их арендодателем является размещением, поэтому арендатор обязан вносить плату за НВОС, а в более позднем своем постановлении от 28.12.2007 г. по делу N А05-5798/2007 освободил общество, осуществляющее хозяйственную деятельность (наличие офисного помещения и работающего персонала), в результате которой образуются отходы производства и потребления (твердые бытовые отходы), требующие размещения, от платы за НВОС. При этом в последнем из приведенных постановлений ФАС СЗО в подтверждение своих доводов сослался на позицию Конституционного суда РФ, выраженную в определении от 10.12.2002 г. N 284-О, согласно которой платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
По нашему мнению, при решении вопроса о наличии или отсутствии обязанности хозяйствующего субъекта по осуществлению платежей за размещение отходов производства и потребления следует исходить из толкования нормы, содержащейся в ст. 1 Закона N 89-ФЗ и определяющей понятие "размещение", как хранение и захоронение отходов, в сочетании с вышеприведенным определением Конституционного суда, согласно которому платежи за НВОС взимаются не со всех организаций и индивидуальных предпринимателей, притом, что практически любая, без исключения, деятельность, так или иначе связана с возникновением каких либо отходов, в том числе бытовых (уровень их опасности, как правило не превышает V класса, то есть практически неопасные)*(1) , а только с тех из них, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку и только для целей охраны и восстановления окружающей среды, нормальное состояние которой было нарушено подобным воздействием.
С учетом вышеизложенного, и исходя из содержания запроса, полагаем, что Общество не должно осуществлять платежи за такой вид негативного воздействие на окружающую среду как размещение отходов производства и потребления. Кроме этого, считаем необходимым внести изменения в договор аренды, которые будут предусматривать переход собственности на бытовые отходы Общества к арендодателю с указанием на обязанность последнего по хранению и последующему вывозу отходов.
В случае если вышеназванные изменения в договор аренды внести не удастся, то, учитывая, что судебная практика является достаточно противоречивой, и во избежание рисков возможного привлечения Общества и его должностных лиц к ответственности*(2) за невнесение (нарушение сроков внесения) платы за НВОС, целесообразным было бы такую плату все же осуществлять.
Также, обращаем внимание на то, что в соответствии с п. 1 Закона N 89-ФЗ деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подпадает под понятие "обращения отходов", а согласно п. 3 ст. 18 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В соответствии с п. 4 той же статьи порядок разработки и утверждения таких нормативов определяет Правительство РФ, которое своим постановлением от 16.06.2000 г. N 461 утвердило соответствующие Правила. При этом отсутствие у плательщика разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов, согласно п. 6 Порядка определения платы.., утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, влечет за собой применение пятикратного повышающего коэффициента при расчете платежа за НВОС, а также административную ответственность, предусмотренную ст. 8.2. КоАП РФ*(3).
2. Исходя из понятия "технический норматив выброса", содержащегося в ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об атмосферном воздухе), следует, что транспортные средства, эксплуатируемые организацией, относятся к передвижным источникам вредных выбросов в атмосферу.
В соответствии со ст. 28 Закона об атмосферном воздухе за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. N 344 были утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками. Исходя из этих нормативов, содержащихся в Приложении N 1 к вышеназванному постановлению, можно сделать вывод о том, что решающим для взимания платы является факт расходования организацией топлива при эксплуатации транспортного средства, поскольку плата за выброс рассчитывается исходя из вида топлива, а также объема его расходования (руб/тонну или куб.м. для газа).
Расчет платы за загрязнение окружающей природой среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется организацией самостоятельно и согласования с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) не требует, что подтверждается пунктом 34 Методических рекомендаций по администрированию названной платы, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 г. N 626.
Относительно вопроса постановки Общества на учет в территориальных органах Ростехнадзора сообщаем следующее.
В соответствии с письмом Ростехнадзора от 12.02.2007 г. N 04-09/169 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" плательщики платы за НВОС ставятся на учет в соответствии с приказами Ростехнадзора от 02.08.2005 г. N 545 и от 24.11.2005 г. N 867. Однако, приказ N 545, утверждающий порядок постановки на учет в органах Ростехнадзора не был официально опубликован и не прошел государственную регистрацию в Минюсте РФ, а значит в силу п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. N 763 не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, и не может служить основанием для урегулирования соответствующих правоотношений.
Что касается приказа N 867, то он устанавливает порядок ведения территориальными органами учета объектов негативного воздействия, а не субъектов платы за НВОС.
Таким образом, поскольку на законодательном уровне обязанность плательщиков НВОС по постановке на учет в Ростехнадзоре не урегулирована, соответственно, отсутствует она и у Общества в приведенной в запросе ситуации.
Вывод:
Обязанность по постановке Общества на учет в органах Ростехнадзора, в ситуации, приведенной в запросе, отсутствует.
Общество обязано осуществлять платеж за НВОС в виде выбросов в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ в силу расходования топлива при эксплуатации транспортных средств.
Полагаем, что Общество, в рассматриваемой в запросе ситуации, не должно выступать в качестве плательщика за НВОС в виде размещения отходов производства и потребления. При этом, считаем необходимым внести в договор аренды условия, согласно которым к арендодателю будет осуществляться переход собственности на отходы, в том числе обязанность по их хранению и вывозу.
Если внести вышеназванные изменения в договор аренды не удастся, то, учитывая наличие противоречивой судебной практики и предусмотренный КоАП РФ размер ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды, осуществление платежа за НВОС в виде размещения отходов производства и потребления, а также разработка и утверждение нормативов НВОС, в сложившейся ситуации, представляются целесообразными.
15 декабря 2008 г.
ООО "Аудит-новые технологии", декабрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 г. N 786 к V классу опасности (практически неопасные) относятся такие отходы как: мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные, отходы (мусор) от уборки территории и помещений, электрические лампы накаливания, отработанные в брак.
*(2) В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 г. N 557 плата за НВОС вносится не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за НВОС влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 руб., на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 руб.
*(3) Согласно п. 8.2. КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 100 000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.