Комментарий к приказу Федеральной налоговой службы от 18 ноября
2008 г. N ММ-3-3/606 "О внесении изменений в приказ Федеральной
налоговой службы от 31.08.2005 N САЭ-3-22/417 "Об утверждении форм
документов, необходимых для применения упрощенной системы
налогообложения на основе патента"
Опубликованный приказ ФНС России вносит изменения в документы, необходимые индивидуальному предпринимателю для применения УСН на основе патента. В самом законодательстве ничего не изменилось: приказ лишь "подгоняет" формы документов под изменения в Налоговый кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ*(1). Приказ вступил в силу 25 января 2009 года.
Кратко о патентной "упрощенке"
Сначала вкратце напомним суть патентной "упрощенки". На нее могут перейти индивидуальные предприниматели, осуществляющие строго определенные виды деятельности, которые указаны в пункте 2 статьи 346.25.1 Налогового кодекса РФ. Прежде чем перейти на УСН, предприниматели должны получить у налогового органа патент на осуществление предполагаемого вида деятельности.
Существует три формы документов, связанных с патентной "упрощенкой". Они утверждены приказом ФНС России от 31.08.2005 N САЭ-3-22/417. Первая форма - это заявление на получение патента. Вторая форма - уведомление об отказе в выдаче патента, которое получает предприниматель, если не соответствует требованиям для применения патентной "упрощенки" (например, вид деятельности предпринимателя не поименован в Налоговом кодексе РФ). И, наконец, третья форма, - это сам патент, то есть разрешение на применение УСН.
Отметим, что предпринимателям не обязательно переходить на патентную "упрощенку". Можно применять и стандартную УСН, предусмотренную статьями 346.11-346.25 Налогового кодекса РФ. Преимущество же именно патентной "упрощенки" заключается в том, что предприниматель платит в качестве налога строго фиксированную и заранее известную сумму (стоимость патента). Такая сумма получается путем перемножения потенциально возможного годового дохода, устанавливаемого каждым конкретным субъектом Российской Федерации, на ставку 6 процентов (п. 6 ст. 346.25.1 НК РФ). Можно сделать вывод, что патентную "упрощенку" выгодно применять в случае, когда реальный доход предпринимателя выше, чем потенциально возможный.
Формы документов "подогнали" под Налоговый кодекс РФ
Теперь укажем, что конкретно изменилось в формах документов.
В заявлении на получение патента отныне отражено, что субъекты Российской Федерации больше не имеют права выбирать, какими видами деятельности, поименованными в пункте 2 статьи 346.25.1 Налогового кодекса РФ, предприниматели заниматься могут, а какими - нет. То есть у субъекта Российской Федерации есть лишь однозначный выбор: либо разрешать предпринимателям применять патентную "упрощенку" по всем предложенным видам деятельности, либо полностью запретить на своей территории данный спецрежим. Это правило содержится в пункте 3 статьи 346.25.1 Налогового кодекса РФ.
Также в заявлении теперь указано, что предприниматель имеет право привлекать для своей деятельности наемных работников, среднесписочная численность которых не превышает пяти человек за налоговый период (п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ). Соответствующая редакционная правка появилась и во второй форме - уведомлении об отказе в выдаче патента. Напомним, что до 2009 года "патентные" предприниматели могли работать только в одиночку.
Во всех трех формах документов теперь прописан новый порядок выбора сроков действия патента - любой интервал от одного до 12 месяцев (п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ). Ранее патент выдавался только на период, кратный кварталу и не превышающий год.
Е.Н. Сатаев,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 3, февраль 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ и комментарий к нему опубликованы в "НА" N 15, 2008.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.