Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2008 г. N 16333/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Нешатаевой Т.Н., судей Бабкина А.И., Сарбаша С.В.
рассмотрел в судебном заседании заявления открытого акционерного общества "Выборгская целлюлоза" (ул. Заводская, 2, пос. Советский, Выборгский район, Ленинградская область, 188918; далее - общество) и открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (1-й адрес: ул. Новая Басманная, 2, г. Москва, 107174; 2-й адрес: пл. Островского, 2, г. Санкт-Петербург, 191011; далее - ОАО "РЖД") о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.08.2008 по делу N А56-32922/2007 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по заявлению общества к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области (ул. Пионерская, 4, г. Выборг, Ленинградская область, 188800; далее - инспекция) о признании недействительным решения от 04.09.2007 N 104 в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 1 365 380 рублей, соответствующих пеней и штрафа.
Суд установил:
решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2007 заявленные обществом требования удовлетворены, поскольку: общество при реализации услуг по перевозке экспортируемого товара в Республику Беларусь не может располагать первичными документами, предусмотренными требованиями статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс); услуги ООО "Балтика-Транс" по организации отправления порожних и груженых контейнеров осуществлялась по территории Российской Федерации.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.08.2008 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены в части признания недействительным решения инспекции по эпизодам доначисления обществу налога на добавленную стоимость, пеней и штрафа при применении налоговых вычетов по указанному налогу по счетам-фактурам ОАО "РЖД" и ООО "Балтика-Транс". В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
При вынесении постановления суд кассационной инстанции пришел к выводу, что услуги по предоставлению ООО "Балтика-Транс" порожних контейнеров на стацию "Советский" и организация доставки груженых контейнеров до города Санкт-Петербурга непосредственно связаны с реализацией товаров в режиме экспорта; применение ОАО "РЖД" налоговой ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству.
В заявлении о пересмотре постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.08.2008 в порядке надзора общество и ОАО "РЖД" просят его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, оставив в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2008.
В подтверждение своих требований заявители приводят следующие основные доводы: статья 165 Кодекса не содержит перечень документов, обосновывающий применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении услуг по транспортировке товаров, вывозимых с территории Российской Федерации в Республику Беларусь; таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь отменен; общество при применении налоговой ставки 18 процентов руководствовалось разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации.
В заявлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора общество заявило ходатайство о приостановлении исполнения оспариваемого судебного акта.
Между тем, заявляя данное ходатайство общество не обосновало невозможность поворота его исполнения и не представило другой стороне по делу встречного обеспечения возможных убытков.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из содержания оспариваемых судебных актов следует, что между обществом и ООО "РЖД" были заключены договоры на перевозку экспортируемых грузов в Республику Беларусь. Для оплаты своих услуг ООО "РЖД" выставляло счета-фактуры с указанием налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов, который обществом был оплачен.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса при выполнении российскими перевозчиками работ (услуг) на железнодорожном транспорте по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов российскими перевозчиками в налоговые органы представляются реестр выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы, а также реестр перевозочных документов, оформляемых при перевозках товаров в международном сообщении, с указанием в нем наименований или кодов входных и выходных пограничных и (или) припортовых железнодорожных станций, стоимости работ (услуг), дат отметок таможенных органов на перевозочных документах, свидетельствующих о помещении товаров под таможенный режим экспорта.
Согласно статье 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
С целью развития экономических отношений и формирования единого таможенного режима 06.01.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 данного Соглашения стороны отменили таможенный контроль на общей границе при безусловном обеспечении надежного таможенного контроля на своих внешних границах, что предусматривает отмену проставления отметки "Товар вывезен" в момент пересечения товаром границы государства - участника Таможенного союза.
В развитие этого положения порядок подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, вывозимых через границу с государством - участником Таможенного союза, определен разделом III Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации) (далее - Инструкция), утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.07.2003 N 806 и действовавшей на момент совершения экспортной операции (Инструкция утратила силу 12.03.2007 в связи с изданием приказа Федеральной таможенной службы от 18.12.2006 N 1327).
Согласно пункту 20 Инструкции уполномоченное должностное лицо внутренней таможни сверяет информацию, содержащуюся в документах, представленных заявителями, с информацией, имеющейся в таможенном органе, и при ее соответствии проставляет на оборотной стороне первого листа таможенной декларации (копии) отметку "По информации (указывается название таможенного органа Республики Белоруссия) товар вывезен", заверяет ее оттиском личной номерной печати и указывает дату фактического вывоза товаров.
Исходя из пункта 27 Инструкции допускается подтверждение фактического вывоза товаров на основании комплексной оценки представленных заявителем иных документов (документов, свидетельствующих о поступлении от иностранного лица - покупателя товаров - валютной выручки на счет заявителя, а также транспортных либо товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов зарубежных стран), позволяющих однозначно установить факт вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, общество и ООО "РЖД" в отсутствие иного нормативного регулирования могли представить в инспекцию надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие применение налоговой ставки 0 процентов при оказании перевозчиком услуг по транспортировке экспортируемых товаров с территории Российской Федерации в Республику Беларусь.
Данная позиция сформирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 14974/06.
Между тем из содержания оспариваемых актов также следует, что общество заключило с ООО "Балтика-Транс" договор на оказание услуг по организации отправления порожних контейнеров на станцию "Советский" и доставке груженых контейнеров со станции "Советский" в город Санкт-Петербург для дальнейшей отправки товара на экспорт.
ООО "Балтика-Транс" выставило обществу счета-фактуры с указанием стоимости оказанных услуг с включением налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
При этом данное положение распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, и иные подобные работы (услуги).
В соответствии с частью 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Как следует из содержания оспариваемых судебных актов и материалов дела, инспекция исходила из того, что ООО "Балтика-Транс" было не вправе включать в цену своих услуг сумму налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов, а общество - предъявлять суммы названного налога к вычету.
Однако операции, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Следовательно, по смыслу названных норм Кодекса, применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по указанным операциям поставлено в зависимость от характера выполняемых работ (услуг).
В настоящем случае спор возник в отношении налогового вычета по налогу на добавленную стоимость, уплаченного обществом в составе цены за оказанные ему услуги по предоставлению порожних и груженых контейнеров для доставки груза на экспорт до его помещения под таможенный режим экспорта.
Изложенная позиция сформирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и определена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2008 N 14227/07, от 01.04.2008 N 14439/07, от 28.10.2008 N 6068/08, N 6080/08, N 7752/08, вынесенных при рассмотрении споров по аналогичным вопросам, связанным с доставкой (возвратом) порожних и груженых вагонов и вагонов-цистерн.
При таких условиях коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и согласно пункту 5.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам судебный акт, оспариваемый заявителем в порядке надзора и основанный на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе принятого по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора. Срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в данном случае начинает течь с момента получения заявителем копии определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
ходатайство открытого акционерного общества "Выборгская целлюлоза" о приостановлении исполнения судебного акта оставить без удовлетворения;
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А56-32922/2007 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.08.2008 по делу N А56-32922/2007 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказать.
Председательствующий судья |
Т.Н. Нешатаева |
Судья |
А.И. Бабкин |
Судья |
С.В. Сарбаш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2008 г. N 16333/08
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А56-32922/2007
Истец: ОАО "Выборгская целлюлоза"
Ответчик: ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги"