Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта"
(подготовлен Минтрудом России 27.11.2014 г.)
Проект профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта" разработан в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и Закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части правового обеспечения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения). В целях реализации разработанной стратегии социально-экономического развития России до 2020 года необходимо обеспечить сохранность грузов и безопасность пассажиров во время перевозки автомобильным транспортом, что, безусловно, будет способствовать увеличению темпов грузооборота и росту пассажироперевозок в транспортной системе Российской Федерации. Данный проект профессионального стандарта разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013г. N23 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N487-р.
Раздел 1. Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Предисловие
Всё увеличивающийся торговый оборот различных субъектов хозяйственной деятельности внутри и за пределами территории Российской Федерации приводит к необходимости дальнейшего поступательного развития автотранспортных услуг, в том числе перевозок грузов, пассажиров и багажа.
Рынок перевозок автомобильным транспортом находится в стадии активного роста. Практически во всех субъектах Российской Федерации осуществляется строительство и реконструкция автомобильных дорог, создаются и успешно функционируют транспортные и логистические компании. Кроме того, многие российские производственные предприятия, реализуя выпущенную ими продукцию, осуществляют самостоятельные грузоперевозки своим покупателям, что обуславливает наличие такой специальности как "Диспетчер автомобильного транспорта", и её востребованность в условиях функционирования российской рыночной экономики.
Деятельность современных хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку грузов автомобильным транспортом, подлежит законодательному регулированию на основе действующих федеральных законов, подзаконных нормативных актов и ведомственных указаний и распоряжений.
В части обеспечения должного уровня безопасности производимых автомобильных перевозок на территории как Российской Федерации, так и Таджикистана и Белоруссии, действует Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности колёсных транспортных средств" - (ТР ТС 018/2011), утверждённый решением Комиссии Таможенного Союза 09.12.2011 N 877 (в ред. от 30.01.2013).
На территории Российской Федерации в целях снижения угроз безопасности пассажиров, сохранения грузов и багажа действует Федеральный Закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (ред. от 03.02.2014) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.05.2014).
Кроме того, в настоящее время действуют нормы пункта 1 статьи 784 ГК РФ, в которых указывается, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Пунктом 2 данной статьи установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними подзаконными ведомственными правилами и иными актами.
В настоящее время действует Федеральный Закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в действующих статьях которого, регулируются отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации.
Нормы рассматриваемого нормативно-правового акта содержат общий перечень необходимых условий, при наличии которых возможны перевозки пассажиров, багажа и грузов автотранспортными средствами, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам на объектах транспортных инфраструктур.
Требования к соблюдению правопорядка в обеспечении передвижения транспорта на автомобильных дорогах содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 30.07.2014, с изм. от 06.09.2014) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения").
В Постановлении Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 30.12.2011) "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" содержатся общие требования к организации и документальному обеспечению перевозок автомобильным транспортом.
Всё ещё продолжают действовать "Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом" (утв.Министерством автомобильного транспорта РСФСР 30.07.1971) (с изм. от 21.05.2007), статьи, которых распространяется только на перевозку грузов автомобильным транспортом и применяются только в части норм, не противоречащих Постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.
В отношении автомобильной перевозки пассажиров и багажа действует Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (ред. от 09.06.2014) "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом". Статьями данного нормативного правового акта установлен порядок организации перевозки и правила обеспечения безопасности пассажиров и сохранности багажа при их транспортировке автомобильным транспортом.
Деятельность по перевозке пассажиров средствами автомобильного транспорта подлежит лицензированию, что законодательно урегулировано Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 (ред. от 26.11.2013) "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
К числу ведомственных нормативных правовых актов относятся Приказы и Распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации.
В частности, необходимо отметить Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 года N273 "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами".Указанным нормативно-правовым актом устанавливается порядок и период оснащения тахографами транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании, в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля соблюдения водителями установленных режимов труда и отдыха.
В качестве примера следует также привести Распоряжение Министерства транспорта РФ от 14 мая 2014 г. N НА-50-р "О внесении изменений в Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введённые в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р".
Правила, регулирующие сохранность грузов и безопасность их перевозки, содержатся в Типовой инструкции при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и складирования грузов ТИ РО-057-2003, утверждённой Постановлением Государственного строительства РФ от 08 января 2003г. N 2 "О Своде правил "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда" (Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 25 марта 2003г. N 4321).
Диспетчер автомобильного транспорта является распространённой профессией, выполняющей ответственные трудовые функции. Диспетчерские услуги по организации грузоперевозок автомобильным транспортом являются достаточно востребованными.Потребность в доставке грузов между промышленными и торговыми складами, предприятиями, расположенными в субъектах Российской Федерации и странах Ближнего и Дальнего зарубежья, постоянно возрастает.
В части обоснования основных профессиональных обязанностей и квалификационных требований к специалистам - диспетчерам автомобильного транспорта, действует Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 06 апреля 1988г. N 193 "О согласовании Квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих предприятий и организаций автомобильного транспорта".
Деятельность по диспетчерскому сопровождению автомобильной перевозки грузов, пассажиров и багажа осуществляют: работники специальных логистических компаний и предприятий, оказывающих специализированные услуги в сфере автотранспортной логистики, старшие диспетчеры и диспетчеры грузовых и пассажирских транспортных компаний, производственных предприятий, имеющих в своём распоряжении собственные автотранспортные отделы и доставляющие производимую продукцию собственными силами заказчикам.
1.1. Перспективы развития вида профессиональной деятельности
Автомобильный транспорт играет исключительную роль в экономике Российской Федерации, являясь составной частью производственной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей потребности экономики и населения в транспортных услугах, что отмечено в Распоряжении Правительства РФ от 22 ноября 2008г. N 1734-р (ред. от 11 июня 2014г.) "О Транспортной стратегии Российской Федерации".
Услуги транспорта составляют 19,3 процента общих расходов населения на оплату услуг.
Специалисты уверенно прогнозируют существенный рост автоперевозок на рынке России к концу 2014 года. Предпосылкой тому служит начавшееся увеличение цен на услуги по транспортировке грузов, их складированию и хранению, а также существенный рост тарифов на пассажирские перевозки автомобильным транспортом. Расценки также повышаются и на дополнительные услуги, такие, как упаковка, погрузка и разгрузка грузов и багажа. Основной причиной увеличения расценок на услуги перевозчиков является рост цен на топливо. Прямой причиной расширения рынка автомобильных грузоперевозок и перевозок пассажиров автомобильным транспортом специалисты считают увеличение числа платных автодорог, улучшение уже существующих дорог за счёт проведения ремонтных работ. Эти причины способствуют созданию новых, более привлекательных маршрутов для автоперевозок грузов и длительных пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Также большую роль в увеличении числа грузоперевозок играет появление на рынке грузового транспорта новых видов грузовых автомобилей. Число договоров, заключённых для приобретения грузового автотранспорта в кредит или лизинг, по сравнению с прошлым годом существенно выросло.
В силу того, что штатное расписание автотранспортной компании изначально предусматривает наличие на предприятии позиции "Диспетчер автомобильного транспорта"(а в крупных компаниях - диспетчерского отдела), рост рынка автоперевозок автоматически влечёт за собой устойчивое увеличение числа данных специалистов.
Около 65% от всего объёма грузоперевозок и перевозок пассажиров автомобильным транспортом осуществляется частными фирмами-грузоперевозчиками. Сюда входят как крупные транспортные компании, так и небольшие, вновь созданные компании. По количеству грузоперевозок успешно занимают главенствующие позиции Южный федеральный округ (20%),Приволжский федеральный округ (27%) и Центральный федеральный округ (20%).
В начале 2014 года наблюдался всплеск активности зарубежных автоперевозчиков на российском рынке автомобильных перевозок грузов и пассажиров. Именно зарубежные перевозчики смогли занять определённую нишу на рынке благодаря заниженным расценкам на свои услуги.
Сегодня перед российским транспортным комплексом стоят новые задачи, связанные с развитием общественного транспорта и городской транспортной инфраструктуры, внедрением новых технологий и новой техники, отвечающей передовым стандартам безопасности, надёжности, экономичности и экологичности. В целях реализации поставленных задач осуществляется поэтапное оснащение грузового и пассажирского транспорта автоматизированной радионавигационной системой диспетчерского управления межмуниципальными и межрегиональными автомобильными перевозками АСУ "Навигация" на базе Специализированных диспетчерских служб с использованием российской системы коммуникации "ГЛОНАСС" (на основании действующего Постановления Правительства РФ от 25 августа 2008г. N 641 (ред. от 17 декабря 2010г.) "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS"). Развитие и внедрение новых технологий, позволяющее оптимизировать использование всех ресурсов отрасли, с одной стороны, потребует от диспетчеров автомобильного транспорта постоянного повышения квалификации и привлечёт в профессию новые кадры, с другой стороны, позволит диспетчерам автомобильного транспорта повысить производительность труда и качество работы.
В связи с активным развитием - количественным, качественным и техническим- российского рынка автомобильных грузо- и пассажироперевозок наблюдается острая нехватка диспетчеров автомобильного транспорта. Только в Москве, по данным сайтов по трудоустройству, на данный момент требуется более 200 диспетчеров.
1.2. Описание обобщённых трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
По итогам анализа трудовой деятельности "Диспетчер автомобильного транспорта" предложены обобщённые трудовые функции, которые представляют собой последовательность и совокупность связанных между собой трудовых функций.
Описание обобщённых трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в Таблице 1.
Установление уровней квалификации для каждой обобщённой трудовой функции осуществлялось на основе документа "Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов" (Приложение к Приказу Министерства труда и социальной защиты от 12 апреля 2013 года N 148н), в котором представлена обобщённая характеристика полномочий и степени ответственности для профессиональной деятельности, умений и знаний, необходимых для её выполнения.
Таблица 1. Обобщённые трудовые функции диспетчеров автомобильного транспорта
Код |
Обобщённые трудовые функции |
Уровень квалификации |
Полномочия и ответственность |
A |
Осуществление подготовки и сопровождения перевозки пассажиров, грузов и багажа автотранспортом |
3 |
Полномочия и ответственность: Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач. Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность. Характер умений: Решение типовых практических задач. Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учётом условий их выполнения. Характер знаний: Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач. Применение специальных знаний. Основные пути достижения уровня квалификации: Основные программы профессионального обучения- программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих(до одного года). Практический опыт. |
B |
Обеспечение реализации логистических систем, технологий перевозок и оптимальной маршрутизации автотранспорта |
4 |
Полномочия и ответственность: Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и её изменений. Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников. Характер умений: Решение различных типов практических задач. Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. Характер знаний: Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач. Применение специальных знаний. Самостоятельная работа с информацией. Основные пути достижения уровня квалификации: Образовательные программы среднего профессионального образования- программы подготовки квалифицированных рабочих(служащих). Основные программы профессионального обучения- программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Практический опыт. |
С |
Координация и контроль качества транспортно-технологических схем перевозок пассажиров, грузов и багажа автотранспортом |
5 |
Полномочия и ответственность: Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и её изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения. Характер умений: Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся(различных) условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. Характер знаний: Применение профессиональных знаний технологического или методологического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. Основные пути достижения уровня квалификации: Образовательные программы среднего профессионального образования- программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих(служащих). Основные программы профессионального обучения- программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
Экспертный анализ предъявляемых требований к профессиональной деятельности по специальности "Диспетчер автомобильного транспорта" позволил сделать вывод, что обобщённые трудовые функции, необходимые для её выполнения, относятся к третьему, четвёртому и пятому уровням квалификации по 9-уровневой шкале, описанной в вышеуказанном документе "Уровни квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов".
Обязательными условиями допуска к работе диспетчеров автомобильного транспорта являются: прохождение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также прохождения обучения по охране труда, стажировки и проверке знаний.
1.3. Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
При разработке профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта" установлены трудовые функции. Для каждой трудовой функции определён уровень квалификации, специальные трудовые действия, необходимые умения и знания. Типовые трудовые функции приведены в проекте профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта".
Описание трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации, представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Трудовые функции диспетчеров автомобильного транспорта
Наименование |
Код |
Уровень квалификации |
|||
|
А/01.3 |
третий (3) |
|||
А.02.Формирование перевозочных документов для обеспечения движения автотранспорта |
А/02.3 |
третий (3) |
|||
А.03.Осуществление контроля соблюдения графиков, расписания и интервалов движения автотранспорта |
А/03.3 |
третий (3) |
|||
А.04. Ведение оперативного учета и анализа хода перевозочного процесса автомобильным транспортом |
А/04.3 |
третий (3) |
|||
B.01.Обеспечение оперативного сопровождения перевозок пассажиров, грузов и багажа автотранспортом |
B/01.4 |
четвёртый (4) |
|||
|
|
четвёртый (4) |
|||
B.03.Сопровождение движения специализированного автотранспорта по доставке специфических грузов |
B/03.4 |
четвёртый (4) |
|||
|
С/01.5 |
пятый (5) |
|||
С.02.Контроль качества работ при организации перевозок пассажиров, грузов и багажа |
С/02.5 |
пятый (5) |
Отнесение трудовых функций диспетчеров автомобильного транспорта, к указанным выше уровням квалификации, обосновано их соответствием уровням квалификации, предусмотренным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013г. N 148н "Уровни квалификации в целях разработки профессиональных стандартов", а также в соответствии с действующим в настоящее время порядком, отражённым в Постановлении Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 06 апреля 1988г. N 193 "О согласовании Квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих предприятий и организаций автомобильного транспорта".
Уровни квалификации, предложенные в проекте профессионального стандарта, и уровни квалификаций, предусмотренные в Приложении к приказу от 12 апреля 2013г. N 148н, имеют соответствия по характерам знаний и умений, по требованиям к уровню образования, по широте полномочий и ответственности, а также по путям достижения уровня квалификации.
При подготовке и оценке квалификации диспетчеров автомобильного транспорта помимо оценки их уровня квалификации и соответствия их практических умений и навыков требованиям профессионального стандарта, необходим тщательный медицинский осмотр и соответствующее медицинское заключение о состоянии физического и психического здоровья (на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры и порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 21 октября 2011 г. N 22111), с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения России от 15 мая 2013 г. N 296н (Зарегистрировано в Министерстве юстиции России 3 июля 2013 г. N 28970).
Таким образом, для диспетчеров автомобильного транспорта кроме глубоких профессиональных знаний и практического опыта работы большое значение имеют состояние физического здоровья, ответственность и максимальная сосредоточенность в процессе выполнения работ и внутренняя убеждённость в принятии решений при оценке результативности действий водителей во время осуществления автомобильных перевозок, а также самооценке эффективности выполнения собственных профессиональных обязанностей.
Раздел 2. Основные этапы разработки профессионального стандарта
Процедура разработки проекта профессионального стандарта предполагает обоснование определённых трудовых функций, которые должны быть реализованы в профессиональной сфере. В этой связи, для подготовки проекта профессионального стандарта по специальности "Диспетчер автомобильного транспорта" была проведена оценка данной трудовой деятельности. В процессе предварительных исследований, согласно результатам проведённых наблюдений, анкетирования и устных опросов респондентов, являющихся специалистами и работниками соответствующей отрасли, были определены соответствующие трудовые функции и требования, предъявляемые к качеству их практической реализации.
Результаты, полученные в ходе предварительных исследований позволили обосновать перечень трудовых функций, наиболее часто указываемых респондентами, а также требуемые уровни профессиональной квалификации для их практической реализации.
Проект профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта" прошёл основные стадии разработки:
·? формирование экспертной группы из представителей отрасли
·? формирование базового перечня функций
·? разработка проекта функциональной карты и первичного списка знаний, умений и ключевых компетенций, необходимых для последующего опроса/анкетирования;
·? разработка анкеты для опроса руководителей и ведущих специалистов-экспертов профильных организаций, включающей в себя проект функциональной карты, а также первичный список знаний, умений и ключевых компетенций;
·? организация и проведение опроса руководителей, специалистов и служащих профильных организаций;
·? обобщение результатов исследования для разработки проекта профессионального стандарта;
·? подготовка проекта профессионального стандарта;
·? обсуждение проекта профессионального стандарта в широком профессиональном сообществе;
·? доработка проекта профессионального стандарта с учётом результатов обсуждения;
·? прохождение экспертной оценки специалистов в области транспортировки грузов и пассажиров средствами автомобильного транспорта, автотранспортной логистики, специалиста по кадрам, специалиста профессионального образования и специалиста в области оценки квалификаций.
Проект профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта" представлен на утверждение в Министерство труда РФ.
2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, обоснования выбора этих организаций
Ответственная организация разработчик: Общество с ограниченной ответственностью "АМИК". Генеральный директор: Михайлов Алексей Игоревич.
Соавторы:
1.? Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)". МАДИ - крупнейший ВУЗ России, ведущий научно-образовательный и методический центр по подготовке бакалавров, дипломированных специалистов, магистров и научных кадров в области строительства автомобильных дорог, мостов и аэродромов, эксплуатации и сервиса транспортной техники, экономики, управления и логистики на транспорте и в строительстве, автоматизированных систем управления и организации дорожного движения. На базе МАДИ проходят тематические отраслевые семинары и "круглые столы", общероссийские и международные научно-технические конференции Ассоциации автомобильных инженеров.
2.? Национальная ассоциация предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта- зарегистрирована Министерством юстиции РФ 13 ноября 2012 года. Ассоциация учреждена предприятиями Центрального, Южного, Уральского, Северо-Западного федеральных округов. Открыт филиал в Дальневосточном федеральном округе в г. Владивосток. Основной целью создания Ассоциации является защита интересов участников автотранспортного сообщества, представление их интересов в органах власти и создание цивилизованных условий функционирования рынка пассажирских автоперевозок. Задачи Ассоциации: участие в разработке нормативных правовых актов, регулирующих автомобильные перевозки; судебная защита прав перевозчиков; реализация проектов, способствующих повышению эффективности транспортной отрасли.
Экспертная группа:
Участники экспертной группы имеют необходимые качества для проведения экспертной оценки проекта профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта". А именно: большой опыт в данной профессиональной деятельности, опыт в разработке квалификационных требований, должностных регламентов, локальных нормативных актов и т.д.
1.? Общество с ограниченной ответственностью "Натуральный продукт"
2.? Общество с ограниченной ответственностью "Реалтранс"
3.? Общество с ограниченной ответственностью "Магистраль"
4.? Общество с ограниченной ответственностью "Трансроуд"
5.? Общество с ограниченной ответственностью "МаршрутТрансАвто"
6.? Открытое акционерное общество "Калугастройтранс"
7.? Самоуправляемая независимая организация "Межрегиональный профессиональный союз водителей профессионалов"
8.? Открытое акционерное общество "ДГК" филиал "Хабаровская генерация"
9.? Общество с ограниченной ответственностью "НИИАТ"
10.? Общество с ограниченной ответственностью "Спецпортал"
11.? Общество с ограниченной ответственностью "Люксавтотранс"
12.? Федеральное бюджетное учреждение "Агентство автомобильного транспорта Росавтотранс"
13.? Федеральное бюджетное учреждение "Агентство автомобильного транспорта Росавтотранс" филиал Псковской области
14.? Псковский областной Союз автотранспортных предприятий
15.? Общество с ограниченной ответственностью "Русские Автобусы - Группа ГАЗ"
16.? Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области "Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж"
17.? Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Колледж автомобильного транспорта N9"
18.? Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)" в п. Тучково
Подробный перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта, приводятся в приложении N 1.
2.2. Требования к экспертам, привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
Для качественной разработки проекта профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта" необходимо привлечение экспертов различных категорий:
- Профессионалы, имеющие большой опыт в рассматриваемом виде профессиональной деятельности в целом или по отдельным видам работ (ОТФ);
- Руководители профильных организаций по соответствующему виду профессиональной деятельности;
- Методисты, которые имеют опыт разработки квалификационных требований, профессиональных или внутрифирменных стандартов, должностных регламентов, профессиональных типовых требований к уровням профессиональной подготовки, аттестации и повышения квалификации и иных локальных нормативных актов организаций;
- Преподаватели или консультанты, которые имеют опыт в оценке знаний и практических профессиональных навыков, разработки критериев их оценки;
- Профессионалы из смежных отраслей (видов) профессиональной деятельности, которые обладают достаточным уровнем квалификации и практического опыта для правильной оценки и необходимой коррекции выделенных трудовых функций в сфере диспетчеризации автомобильного транспорта.
Требования к уровню квалификации профильных экспертов должны быть не ниже, чем соответствующие уровни профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта". Их опыт работы в соответствующих профессиональных сферах деятельности должен быть существенно выше минимального уровня требований, установленных в проекте профессионального стандарта, а также быть непрерывным в периоде с 2010 по 2013 годы.
Для преподавателей и методистов уровень квалификации должен быть не ниже 8 уровня, а для остальных категорий - не ниже 7 уровня.
Количество экспертов, привлекаемых к разработке проекта профессионального стандарта, определяется условиями контракта на его разработку. Совмещение нескольких полномочий эксперта в проекте разработки профессионального стандарта допустимо и способствует повышению качества разрабатываемого документа.
Данные об организациях, специалисты которых привлекались к разработке и экспертизе проекта профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта" стандарта, представлены в таблице 3.
Общее количество организаций и экспертов, привлечённых к разработке профессионального стандарта
Таблица 3.
Сведения | ||||
Мероприятие (семинар, "круглый стол", конференция, фокус-группа и т.п.) |
Дата проведения |
Организации |
Участники |
|
Должность |
ФИО |
|||
Разработка проекта профессионального стандарта | ||||
1.Интервьюирование отраслевых экспертов (Приложение N4) |
09.08.2014 - 09.09.2014 |
|
|
|
МПВП "Межрегиональный профессиональный союз водителей профессионалов" |
Председатель Центрального совета |
Котов Александр Владимирович |
||
Заместитель председателя |
Болотов Андрей Альбертович |
|||
ООО "МаршрутТрансАвто" |
Начальник отдела кадров |
Афанасьева Надежда Сергеевна |
||
Генеральный директор |
Богданов Александр Сергеевич |
|||
ОАО "ДГК" филиал "Хабаровская генерация" |
Главный специалист |
Пивоварова Татьяна Юрьевна |
||
Директор филиала |
Лариков Владимир Сергеевич |
|||
ООО "Натуральный продукт" |
Заместитель генерального директора по работе с персоналом |
Башмакова Татьяна Александровна |
||
Диспетчер автомобильного транспорта |
Тританидис Светлана Викторовна |
|||
Начальник транспортного отдела |
Павлов Сергей Григорьевич |
|||
ОАО "Калугастройтранс" |
Старший инспектор отдела кадров |
Ильина Наталья Николаевна |
||
Главный инженер |
Савоськин Михаил Юрьевич |
|||
Генеральный директор |
Дуркин Сергей Владимирович |
|||
ООО "Реалтранс" |
Руководитель отдела кадров |
Машкина Елена Борисовна |
||
Руководитель отдела экспедирования |
Казаков Дмитрий Михайлович |
|||
Генеральный директор |
Домнин Игорь Викторович |
|||
ООО "Магистраль" |
Начальник отдела кадров |
Васильева Валерия Юрьевна |
||
Генеральный директор |
Римша Андрей Михайлович |
|||
ООО "Трансроуд" |
Начальник отдела кадров |
Афанасьева Надежда Сергеевна |
||
Генеральный директор |
Буденный Антон Петрович |
|||
2.Проведение интернет-форума (Приложение N3) |
09.09.2014 - 11.10.2014 |
ООО "Трансроуд" |
Начальник отдела кадров |
Афанасьева Надежда Сергеевна |
ГБПОУ "Колледж автомобильного транспорта N9" |
Преподаватель спецдисциплин. Заместитель директора по учебной работе |
Надрова Ирина Владимировна |
||
МАДИ |
Заместитель заведующего кафедрой, доцент |
Мороз Дмитрий Геннадьевич |
||
3 незарегистрированных участника | ||||
3.Заседание экспертной комиссии Национальной ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта (Приложение N3) |
20.09.2014 |
Национальная ассоциация предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта |
Президент ассоциации |
Васильков Алексей Александрович |
ООО "НИИАТ" |
Заведующий отделом кадров |
Енин Дмитрий Владимирович |
||
Заместитель заведующего отделом |
ИбраевКанатбекОскарович |
|||
ООО "Спецпортал" |
Генеральный директор |
Бочков Сергей Николаевич |
||
ООО "Люксавтотранс" |
Генеральный директор |
ДжишкарианиГелаДжарназович |
||
ФБУ "Агентство автомобильного транспорта Росавтотранс" |
Генеральный директор |
Сухарев Сергей Александрович |
||
ФБУ "Агентство автомобильного транспорта Росавтотранс" филиал Псковской области |
Директор филиала |
Демидова Юлия Валентиновна |
||
Псковский областной Союз автотранспортных предприятий |
Председатель |
Семенов Виктор Борисович |
||
ООО "Русские Автобусы - Группа ГАЗ" |
Директор |
Одинцов Николай Борисович |
2.3. Методы, используемые при разработке профессионального стандарта
В основу принятой методики подготовки проекта профессионального стандарта положен метод функционального анализа, который включает в себя последовательную декомпозицию обобщённых трудовых функций > трудовые функции > трудовые действия. Для всех трудовых функций предусмотрены определённые требования к знаниям, практическим навыкам и умениям, уровню образования и опыта практической профессиональной деятельности, которые являются "минимальным порогом" для успешной профессиональной деятельности.
Для исследования трудовых функций и отнесения их к определённому уровню квалификации проводилось исследование мнений специалистов в области автотранспортных перевозок и транспортной логистики, руководителей профильных организаций, специалистов по управлению персоналом, специалистов профессионального образования и специалиста в области оценки квалификаций.
При организации публичных обсуждений проводились, семинары, устные и письменные консультации, "круглые столы" и встречи с группами экспертов.
2.4. Сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности "Диспетчер автомобильного транспорта"
Проект профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта" разработан в соответствии с Трудовым кодексов РФ (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 236-ФЗ), Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 170н.
При разработке проекта профессионального стандарта также использовались нормативные и методические документы, регулирующие профессиональную деятельность.
Использованная литература, нормативные, правовые и методические документы:
1. Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности колёсных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утверждённый решением Комиссии таможенного Союза 09.12.2011 N 877 (в ред. от 30.01.2013).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): [федер. закон от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ] (ред. от 02.07.2013).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): [федер. закон от 26.11.2001 г. N 146-ФЗ] (ред. от 23.07.2013).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): [федер. закон от 18.12.2006 г. N 230-ФЗ] (в ред. от 23.07.2013).
6. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (ред. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014).
7. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
8. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 30.07.2014, с изм. от 06.09.2014) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения").
9. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 30.12.2011) "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом".
10. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 09.06.2014) "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
11. Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 (ред. от 26.11.2013) "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
12. Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 (ред. от 17.12.2010) "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".
13. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014) "О Транспортной стратегии Российской Федерации".
14. Постановление Госстроя РФ от 08.01.2003 N 2 "О Своде правил "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2003 N 4321).
15. Постановление Госкомтруда СССР от 06.04.1988 N 193 "О согласовании Квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих предприятий и организаций автомобильного транспорта".
16. "Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом" (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971) (с изм. от 21.05.2007).
17. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 года N273 "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами".
18. Распоряжение Министерства транспорта РФ от 14 мая 2014 г. N НА-50-р "О внесении изменений в Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введённые в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р".
19. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н "Уровни квалификации в целях разработки профессиональных стандартов".
20. Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры и порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 21 октября 2011 г. N 22111), с изменением, внесённым приказом Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (Зарегистрировано в Минюсте России 3 июля 2013 г. N 28970).
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
Сводные данные об организациях и экспертах, привлечённых к обсуждению проекта профессионального стандарта, приводятся в приложении N 2.
3.1. Мероприятия, проведённые для общественного обсуждения профессионального стандарта
Для обсуждения проекта профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта" проведены мероприятия, представленные в таблице 4.
Таблица 4.
Название |
Даты и место проведения |
Количество участников |
Интервьюирование отраслевых экспертов |
03.08.2014-09.09.2014 рассылка сводных таблиц на почтовые адреса отраслевых экспертов |
8 |
Проведение интернет-форума |
09.09.2014 -11.10.2014 http://profstandarts.org/ |
5 |
Заседание экспертной комиссии Национальной ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта по профессиональному стандарту "Диспетчер автомобильного транспорта" в формате круглого стола |
20.09.2014 г.Москва ул. Героев Панфиловцев дом 24 |
8 |
Список экспертов, участвовавших в разработке и обсуждении профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта", представлен в таблице 5.
Таблица 5
N п/п |
Ф.И.О. |
Участие в качестве_ |
Место работы |
1. |
Котов Александр Владимирович |
Эксперт-представитель вида профессиональной деятельности |
МПВП "Межрегиональный профессиональный союз водителей профессионалов" |
2. |
Болотов Андрей Альбертович |
Эксперт-представитель вида профессиональной деятельности |
МПВП "Межрегиональный профессиональный союз водителей профессионалов" |
3. |
Желдаков Олег Васильевич |
Эксперт-специалист профессионального образования |
ГБОУ СПО МО "Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж" |
4. |
Мороз Дмитрий Геннадьевич |
Эксперт-специалист профессионального образования |
МАДИ |
5. |
Рощин Александр Александрович |
Эксперт-специалист профессионального образования |
МАДИ |
6. |
Надрова Ирина Владимировна |
Эксперт-специалист профессионального образования |
ГБПОУ "Колледж автомобильного транспорта N9" |
7. |
Борисов Андрей Викторович |
Эксперт-специалист профессионального образования |
Филиал Университета Машиностроения(МАМИ) в п. Тучково МО |
8. |
Башмакова Татьяна Александровна |
Эксперт-специалист в области оценки квалификации; Эксперт-специалист по управлению персоналом |
ООО "Натуральный продукт" |
9. |
Тританидис Светлана Викторовна |
Эксперт-представитель вида профессиональной деятельности |
ООО "Натуральный продукт" |
10. |
Павлов Сергей Григорьевич |
Эксперт-представитель вида профессиональной деятельности |
ООО "Натуральный продукт" |
11. |
Пивоварова Татьяна Юрьевна |
Эксперт-специалист по управлению персоналом |
ОАО "ДГК" филиал "Хабаровская генерация" |
12. |
Лариков Владимир Сергеевич |
Эксперт-специалист в области оценки квалификации; Эксперт-представитель вида профессиональной деятельности; Эксперт-специалист профессионального образования |
ОАО "ДГК" филиал "Хабаровская генерация" |
13. |
Афанасьева Надежда Сергеевна |
Эксперт-специалист по управлению персоналом; Эксперт-специалист в области оценки квалификации |
ООО "МаршрутТранс Авто" |
14. |
Богданов Александр Сергеевич |
Эксперт-представитель вида профессиональной деятельности |
ООО "МаршрутТранс Авто" |
15. |
Афанасьева Надежда Сергеевна |
Эксперт-специалист по управлению персоналом; Эксперт-специалист в области оценки квалификации |
ООО "Трансроуд" |
16. |
Буденный Антон Петрович |
Эксперт-представитель вида профессиональной деятельности |
ООО "Трансроуд" |
17. |
Васильева Валерия Юрьевна |
Эксперт-специалист по управлению персоналом; Эксперт-специалист в области оценки квалификации |
ООО "Магистраль" |
18. |
Римша Андрей Михайлович |
Эксперт-представитель вида профессиональной деятельности |
ООО "Магистраль" |
19. |
Машкина Елена Борисовна |
Эксперт-специалист по управлению персоналом |
ООО "Реалтранс" |
20. |
Казаков Дмитрий Михайлович |
Эксперт-специалист в области оценки квалификации |
ООО "Реалтранс" |
21. |
Домнин Игорь Викторович |
Эксперт-представитель вида профессиональной деятельности |
ООО "Реалтранс" |
22. |
Ильина Наталья Николаевна |
Эксперт-специалист по управлению персоналом |
ОАО "Калугастройтранс" |
23. |
Савоськин Михаил Юрьевич |
Эксперт-специалист в области оценки квалификации |
ОАО "Калугастройтранс" |
24. |
Дуркин Сергей Владимирович |
Эксперт-представитель вида профессиональной деятельности |
ОАО "Калугастройтранс" |
3.2. Список публикаций на сайте разработчика, в СМИ и профильных изданиях о ходе разработки профессионального стандарта
Для ознакомления профессионального сообщества с проектом профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта" его текст был опубликован на интернет-ресурсах.
Список публикаций представлен в таблице 6.
Публикации проекта профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта"
Таблица 6.
Ресурс |
Дата публикации |
Ссылка |
Межотраслевое партнёрство разработчиков профессиональных стандартов |
09.09.2014 |
http://profstandarts.org/ |
Региональное объединение работодателей "Калужское объединение промышленников и предпринимателей" |
09.09.2014 |
http://rspp.kaluga.net/ |
Таким образом, написание и обсуждение проекта профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта" прошло, все стадии разработки и полностью соответствует Методическим рекомендациям по разработке профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Ответственная организация - разработчик: общество с ограниченной ответственность "АМИК"
Генеральный директор ООО "АМИК"_______________________ Михайлов Алексей Игоревич.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.