Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Лесной пожарный"
(подготовлен Минтрудом России 03.12.2014 г.)
1 Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций 1.1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
В России самые большие запасы лесов в мире, и площадь наших лесов составляет более 800 000 га. Лес занимает около 45 % территории нашей страны и составляет около 24 % запасов всей планеты. Но эти цифры не должны никого вводить в заблуждение, и считать, что запасы леса у нас почти безграничны, по меньшей мере неразумно.
Основная часть лесов расположена в Сибири и на Дальнем Востоке, и освоение их по многим причинам весьма затруднительно. В европейской же части России их доля значительно меньше, и поэтому здесь следует особое внимание уделить лесовосстановлению, охране и защите лесов и, прежде всего, усилить контроль за рубками. Наиболее бедны южные области и равнинные области тундры.
Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.
Перспективы развития профессиональной деятельности в области лесного хозяйства определяются "Лесным кодексом Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014) и Государственной программой Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы.
Целью программы является повышение эффективности использования, охраны, защиты лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов.
Направления деятельности государственной программы сгруппированы в 4 подпрограммы: "Охрана и защита лесов", "Обеспечение использования лесов", "Воспроизводство лесов", "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2012-2030 годы".
В соответствии с концепцией развития лесного хозяйства в Российской Федерации на 2003-2010 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 года N 69-р, охрана лесов от пожаров должна стать самой важной задачей государственной политики, обеспечивающей экологическую безопасность страны и сохранение лесных ресурсов. По масштабу и характеру воздействия на леса пожары являются одним из доминирующих факторов, определяющих структуру и динамику лесного фонда России. Предотвратить возникновение лесных пожаров, использовать эффективные методы и средства борьбы с ними, принять адекватные меры снижения ущерба от пожаров - важнейшие задачи современного лесохозяйственного производства.
Огонь как экологический фактор периодически воздействует на растения - с тех пор, как на суше появилась сама растительность (около полумиллиарда лет назад). Причинами пожаров были грозы или извержения вулканов. Следовательно, образование значительной части видов растений на протяжении сотен миллионов лет происходило "в огне пожаров". В результате лесные экосистемы оказались приспособлены к влиянию этого фактора. Например, в бореальных лесах под влиянием пожаров большие площади занимают так называемые пирогенные породы - сосна, лиственница. Сформировались характерные циклы послепожарных сукцессий - смены темнохвойных, неустойчивых к огню пород (ель, пихта) на лиственные, и обратно. По-видимому, биоразнообразие в девственных лесах поддерживалось благодаря динамике экосистем, существовавшей в условиях естественной повторяемости лесных пожаров.
Последние данные мировой лесопожарной статистики свидетельствуют о том, что в большинстве лесных стран мира число пожаров за последние десятилетия резко возросло. Пожары повреждают или полностью уничтожают ежегодно в среднем не менее одного процента общей площади лесов, выбрасывают в атмосферу миллионы тонн продуктов сгорания. В последние годы, в связи с угрозой прогрессирующего потепления климата на планете, повышенное внимание уделяется вопросу влияния массовых лесных пожаров на содержание углекислого газа в атмосфере.
Только в бореальных лесах Евразии (кроме России) ежегодно возникает от 10 до 30 тыс. пожаров на площади 2-3 млн. га. В связи с длительными засухами, связанными с потеплением климата, участились лесные пожары в Европе, Северной Америке, Австралии. Например, в Канаде суммарная площадь лесных, кустарниковых, степных пожаров достигает в отдельные годы 5-7 млн. га, в Австралии - более 7 млн. га. Другой причиной возрастания количества пожаров является рост мобильности населения, усиление антропогенной нагрузки на лесные территории. Поэтому следует ожидать увеличения вероятности возникновения и распространения лесных пожаров в мировом масштабе.
Масштабы лесных пожаров до сих пор бывают таковы, что горят поселки, деревни, кордоны, гибнут люди. Россия - одна из стран, где количество пожаров, возникших в результате деятельности человека, самое высокое. Причина этого - недостатки в воспитании, низкий уровень культуры, а также либерализм по отношению к нарушителям правил пожарной безопасности в лесах. Ущерб от пожаров в России усиливается удаленностью и труднодоступностью лесов, отсутствием дорог, недостатком сил и средств лесоохраны.
Разработка площадей, пройденных пожарами, проводится спешно (чаще всего это сплошная санитарная рубка). Эта операция, как правило, очень трудоемка, а при последующем ветровале на горельнике, когда образуются завалы из деревьев - опасна.
В настоящее время из 1,2 млрд. га лесного фонда России охраняется от пожаров лишь 64%. Отсутствует охрана 43 млн. га лесов в Западной Сибири, 119 млн. га в Красноярском крае, 249 млн. га - в Якутии и Магаданской области.
По статистическим данным МПР РФ, в России на охраняемой территории ежегодно возникает от 10 до 35 тыс. лесных пожаров, охватывающих площадь от 0,5 до 2,5 млн. га.
Официальных сведений о горимости лесов на неохраняемых территориях нет, а оценки значительно расходятся (1-3 и более млн. га в год). Следовательно, в среднем площадь лесных пожаров в России составляет около 3,5 млн. га ежегодно, т.е. 0,3% от всей территории Гослесфонда. При сравнении среднегодовых данных за 15-летние периоды 1971-1985 гг. и 1986-2000 гг., количество пожаров в России возросло на 20%, а площадь, пройденная огнем, увеличилась вдвое.
Увеличение количества загораний в лесах связано как с объективными процессами, такими как увеличение уровня хозяйственного освоения территорий и глобальное потепление климата, так и с низкой экологической культурой населения и организационными недостатками в деятельности лесной охраны (недостаточно активная противопожарная пропаганда, плохо организованный государственный пожарный надзор в лесах, запаздывание с принятием запретительных мер и др.). Резкое увеличение выгоревшей площади связано прежде всего с плохим техническим оснащением и недостаточным профессионализмом лесной охраны, с низкой заработной платой работников лесхозов. Это подтверждается данными МПР РФ за 2002 год: затраты на охрану лесов от пожаров на 1 га лесной площади у нас составляли 1,9 руб. против 288, 5 руб. в США.
Таким образом, вопреки существовавшей ранее концепции самоотмирания проблемы лесных пожаров с ростом сознания и культуры населения, наблюдается ее резкое обострение. В будущем, если не принять решительных мер, эти негативные тенденции могут только усилиться.
Лесные пожары наносят огромнейший ущерб лесному хозяйству и окружающей природной среде:
- повреждают или полностью разрушают лесные экосистемы, что сопровождается нарушением их защитных и средообразующих функций, снижением устойчивости и биологического разнообразия лесов;
- повреждают или полностью уничтожают подрост хвойных пород, ухудшают плодоношение взрослых хвойных деревьев;
- повреждают или уничтожают уже заготовленную древесину на лесосеках и верхних складах;
- повреждают или уничтожают лесную подстилку, что приводит к заболачиванию или эрозии почвы, ухудшению ее плодородия, уменьшению ветроустойчивости деревьев;
- способствуют разрастанию густого травяного (злаки, осоки) и мохового (кукушкин лен, сфагнум) покрова на гарях, что часто препятствует возобновлению хвойных пород;
- способствуют распространению очагов энтомовредителей и болезней леса;
- уничтожают ягодники, места гнездований дичи;
- уничтожают запасы торфа - ценнейшего сырья в производстве удобрений, красителей, спиртов, кислот, ростовых веществ и др.
- загрязняют атмосферный воздух продуктами сгорания, усиливают парниковый эффект атмосферы.
Дымы лесных пожаров ухудшают микроклимат лесов и населенных пунктов, снижают энергетическую освещенность прямой солнечной радиации, поглощают ультрафиолетовую часть спектра, способствуют образованию "грязных" туманов, изменяют в худшую сторону ионизацию воздуха. Для лесных пожаров характерно присутствие в газовой среде окиси углерода (угарного газа). Все это неблагоприятно воздействует на здоровье человека, на растения и животных. Задымление ухудшает видимость на дорогах, затрудняются полеты авиации, рейсы теплоходов по задымленным рекам, требуется искусственное освещение в середине дня.
Лесные пожары вызывают ветровал, бурелом, ухудшение санитарного состояния как поврежденных огнем, так и соседних насаждений. Изменяется ход лесовозобновительных процессов, часто происходит нежелательная для хозяйства смена пород.
С момента вступления в силу Лесного кодекса РФ N 200-ФЗ от 04.12.2006 года из системы лесного хозяйства исключены Лесхозы (предприятие лесного хозяйства, занимающиеся учётом, воспроизводством, охраной и защитой лесов). В соответствии со ст.53.8 Лесного кодекса тушение лесных пожаров и осуществление отдельных мер пожарной безопасности возложены на вновь созданные специализированные автономные и бюджетные учреждения, в составе которых имеются наземные и авиационные подразделения (базы авиационной охраны лесов от пожаров). В действующем ОКПДТР имеются рабочие профессии парашютист - пожарный и десантник - пожарный, которые являются работниками парашютно-десаной пожарной службы (ПД'ПС) баз авиационной охраны лесов от пожаров. Однако из общего числа задействованных на тушении лесных пожаров работников специализированных учреждений по тушению лесных пожаров в Российской Федерации парашютисты и десантники пожарные составляют всего лишь 5 тыс. человек или 10 % от общего количества работников занятых в тушении лесных пожаров (50 тыс. человек). Основная категория работников наземных подразделений специализированных учреждений по тушению лесных пожаров в связи с отсутствием рабочей профессии Лесной пожарный в ОКПДТР нанимаются на разные вакансии (рабочий, моторист бензопил, оператор и т.д.) в разных регионах России. Эти работники не имеют необходимых страховых гарантий, проходят подготовку по разным программам, что часто приводит к социальной напряженности и не подготовленности к тушению пожаров. В развитых государствах имеющих проблемы с лесными пожарами (США, Канада, Австралия) имеются категория рабочей профессии лесной пожарный. Работники наземных лесопожарных подразделений (Лесные пожарные) являются штатными сотрудниками пожарно-химических станций и лесопожарных центров, выполняют работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности (противопожарное обустройство земель лесного фонда), в т.ч. около 50 процентов из общего их количества являются сезонными работниками и нанимаются на пожароопасный сезон с марта по октябрь месяцы. Постоянные работники в межсезонный период выполняют работы по ремонту лесопожарного оборудования, прохождению учебы по руководству тушением лесных пожаров и другим учебным программам. Характер выполнения работ при тушении лесных пожаров ничем не отличается от выполняемых работ парашютистами и десантниками пожарными. Единственное отличие лесных пожарных от парашютистов и десантников пожарных это способ доставки к местам лесных пожаров. Парашютисты -пожарные преимущественно
доставляются к местам пожаров на воздушных судах с высадкой на парашютах или на вертолетах, в т.ч. в режиме висения над деревьями на спусковых устройствах. Десантники пожарные доставляются к пожарам преимущественно на вертолетах. Доставка парашютистов и десантников пожарных также может осуществляться на наземном и водном транспорте в зависимости от месторасположения пожаров, погодных условий и транспортной доступности совместно с лесными пожарными.
Квалификационные требования и профессиональная подготовка лесного пожарного должны осуществляться по единым стандартам с существующей профессии десантника-пожарного и являться профессиональной ступенью в карьере специалистов по тушению лесных пожаров (десантники-пожарные, инструкторы авиапожарных команд, руководители тушения крупных лесных пожаров и др.) по опыту работы в вышеуказанных развитых государствах.
До настоящего времени существует правовой вакуум в отношении статуса работников пожарно-химических станций (ПХС) и их квалификационных требований в связи с отсутствием профессии Лесной пожарный. Это является препятствием для появления эффективных индивидуальных стимулов работников ПХС. В целях обеспечения социальных гарантий и создания условий для профессионального роста в системе охраны лесов от пожаров, выработки единых требований к работникам лесного хозяйства занятых на опасных работах необходимо внести в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 года N 367 (ОК 016-94) новой профессии "Лесной пожарный".
Данная мера позволяет:
1. Создать основу для формирования эффективной структуры управления в системе охраны лесов от пожаров на региональном и федеральном уровнях.
2. Обеспечить достаточный квалификационный уровень для отбора из наиболее подготовленных работников руководителей пожарно-химических станций ПХС (а также лесопожарных центров и механизированных отрядов авиабаз авиалесоохраны).
3. Повысить уровень межведомственного взаимодействия при тушении лесных пожаров до требуемого уровня и подготовки руководителей по тушению крупных лесных пожаров.
4. Обеспечить возможность создания до 50 тысяч рабочих мест в лесном хозяйстве и гарантировать их социальную защищенность.
5. Создать условия для профессионального роста значительной группы специалистов в лесном хозяйстве.
Актуальность данной меры востребована и тем, что профессиональный состав и ресурсы специализированных учреждений по тушению лесных пожаров входят в подсистему Российской системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций PC ЧС.
1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
Лесной пожарный по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности относятся к виду экономической деятельности "Деятельность лесохозяйственная прочая".
Обобщенная трудовая функция, составляющая борьбу с лесными пожарами и соответствующий ему уровень квалификации, приведены в таблице 1.2.1.
Таблица 1.2.1 - Обобщенная трудовая функция, составляющая борьбу с лесными пожарами и соответствующий ему уровень квалификации
Обобщенные трудовые функции |
Уровень квалификации |
|
код |
наименование |
|
А |
Выполнение комплекса работ, обеспечивающих тушение лесного пожара |
1 |
Обобщенная трудовая функция - "Выполнение комплекса работ, обеспечивающих тушение лесного пожара" объединяют трудовые функции, направленные на создание условий для своевременного и эффективного тушения лесных пожаров, а также условий для выполнения работ в межсезонный период. Данная деятельность осуществляется только под руководством и предполагает выполнение стандартных заданий (обычно физический труд). Характер знаний предполагает применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний. Кроме того, следует учитывать, что зачастую лесные пожарные нанимаются на работу только на пожароопасный период, и каждый сезон это могут быть новые люди. Поэтому такой вид деятельности соответствует 1 уровню квалификации.
При определении трудовых функций по квалификационному уровню учитывались требования действующих в Российской Федерации классификаторов:
1) ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Russian classification of economic activities. ОК 029-2014;
2) ОКЗ - Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93;
1.3. Трудовые функции, входящие в состав обобщенных трудовых функций, и соответствующие им уровни квалификации
Трудовые функции и соответствующие им уровни квалификации приведены в табл. 2.
Таблица 2
Трудовые функции и соответствующие им уровни квалификации
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||
наименование |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
Выполнение комплекса работ, обеспечивающих тушение лесного пожара |
Выполнение работ по тушению и предотвращению распространения лесного пожара |
A/01.1 |
1 |
Оказание помощи пострадавшим |
A/02.1 |
1 |
|
Проведение противопожарных мероприятий и обслуживание рабочего полевого снаряжения, средств пожаротушения и связи |
А/03.1 |
1 |
2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта
Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта "Лесной пожарный":
- подготовка проекта профессионального стандарта;
- проведение широкого обсуждения проекта профессионального стандарта;
- доработка проекта профессионального стандарта в соответствии с полученными в ходе обсуждения замечаниями и предложениями.
При разработке профессионального стандарта необходимо было выделить трудовые функции, входящие в обобщенную, определить перечень необходимых умений и знаний, для чего использовались следующие методы опроса специалистов и работодателей в сфере лесного хозяйства:
Проведение круглых столов- это один из самых эффективных способов сбора информации, при котором сразу несколько приглашенных специалистов собираются в одном месте и устраивают обсуждение проекта профессионального стандарта, трудовых функций и уровней квалификации.
Индивидуальная консультация - это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы в форме "вопрос-ответ". Используется, когда требуется узнать мнения, взгляды конкретного специалиста или для более детального изучения материалов, собранных методом анкетирования.
Форум - создание Форума в сети Интернет. Форум был создан на сайте Санкт- Петербургского государственного лесотехнического университета профессионального стандарта, а так же была создана тема для Вопросов и замечаний. Любой специалист пройдя регистрацию на Форуме мог оставить свои замечания и предложения по поводу проекта профессионального стандарта. Информация о Форуме рассылалась вместе с рассылкой по организациям приглашенным к участию в разработке и обсуждению профессионального стандарта.
Анкетирование - это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета). Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных.
Проведение круглого стола, анкетирования и консультаций со специалистами и работодателями в сфере лесного хозяйства является неотъемлемой частью при разработке профессиональных стандартов и моделей компетенций специалистов.
Задачами всех видов опросов являются:
1) выявление обобщенных трудовых функций, трудовых функций (единиц профессионального стандарта) специалистов различного квалификационного уровня в соответствии с отраслевой рамкой квалификаций. Источниками первоначальной информации, как правило, служат должностные инструкции специалистов, программы проведения обучения, квалификационные справочники и др.;
2) определение характеристик трудовых функций, а так же необходимых знаний и умений для успешного их выполнения на различных квалификационных уровнях в соответствии с требованиями работодателей в сфере лесного хозяйства;
Результаты опроса специалистов и работодателей являются основной базой для разработки профессиональных стандартов и моделей компетенций специалистов.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. N170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта" были определены следующие этапы разработки профессионального стандарта:
1) формирование рабочей и экспертной группы, в состав которой включаются руководители и специалисты-эксперты в данном виде профессиональной деятельности;
2) анализ состояния и перспектив развития области и видов профессиональной деятельности с учетом отечественных и международных тенденций;
3) анализ нормативной, методической, учебной, технологической документации по конкретному виду профессиональной деятельности и трудовым функциям;
4) формирование перечня организаций и экспертов, предполагающихся к участию в исследовании (создание ИБД с контактами и "ответственными")
5) подготовка проектов писем (информационных, писем-приглашений, предложений по участию в разработке и экспертизе и т.д
6) создание Форума в сети интернет с информацией о проекте профессионального стандарта, и обработка замечаний и комментариев поступивших на Форум.
7) проведение "Круглого стола" со специалистами в сфере лесного хозяйства.
8) проведение личных бесед (в том числе по телефону) со специалистами в сфере лесного хозяйства.
9) проведение экспертизы профессионального стандарта с привлечением специалистов, не принимавших участие в его разработке;
10) внесение корректив по итогам обсуждений, консультаций и анкетирования.
Разработчики принимают на себя обязательства по соблюдению процедур и содержательных требований к разработке, согласованию, внедрению и изменению профессионального стандарта, а также:
1) организуют разработку и согласование профессиональных стандартов;
2) информирует представителей заинтересованных организаций о ходе разработки и согласования профессиональных стандартов;
3) организуют внедрение профессиональных стандартов, формируют и сопровождают базы данных его потенциальных пользователей;
4) проводят мониторинг изменений технологий и содержания профессиональной деятельности в целях организации изменения профессиональных стандартов;
5) представляют в Минтруд России справки о состоянии разработки, применения и изменения профессиональных стандартов.
План-график разработки профессионального стандартов приведен в таблице 2.1.
Таблица 3
План-график разработки профессионального стандарта
N п/п |
Планируемая работа |
Срок начала работы |
Срок окончания |
1. |
Формирование рабочей группы по разработке стандарта |
14.07.2014 |
20.07.2014 |
2. |
Формирование экспертной группы по обсуждению проекта стандарта |
20.07.2014 |
25.07.2014 |
3 |
Регистрация на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации |
25.07.2014 |
05.08.2014 |
4. |
Анализ нормативной, методической, учебной, технологической документации и должностных инструкций по профессиям |
05.08.2014 |
01.09.2014 |
5. |
Разработка проекта профессионального стандарта |
01.09.2014 |
13.10.2014 |
6. |
Проведение профессионально-общественного обсуждения с работодателями и специалистами данной отрасли (круглых столов) |
13.10.2014 |
19.10.2014 |
7. |
Проведение профессионально-общественного обсуждения с независимыми экспертами, анкетирование |
29.09.2014 |
30.10.2014 |
8. |
Сбор, обобщение и анализ поступивших замечаний и предложений по профстандарту и внесение изменений |
20.10.2014 |
31.11.2014 |
9. |
Подготовка комплекта документов и направление профессионального стандарта в Минтруда |
05.11.2014 |
09.11.2014 |
10. |
Подписание акта приемки-передачи работ |
19.12.2014 |
20.12.2014 |
2.1 Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций
Организации, на базе которых проводились исследования, отбирались таким образом, чтобы охватить весь спектр деятельности по охране и защите леса. Их деятельность связана с использованием, охраной, защитой лесов, выработкой государственной политики в области лесного хозяйства, а также подготовкой кадров для этого вида деятельности.
В первую очередь, были включены исполнительные органы власти и государственные учреждения, в том числе образовательные, из разных регионов страны:Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области; Восточно-европейская лесная опытная станция ВНИИЛМ; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1".
Были включены в разработку и представители бизнеса - организация, осуществляющая деятельность по лесозаготовке: ООО "ЛПК".
Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта, приводятся в приложении N 1 к пояснительной записке.
2.2 Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
Состав экспертной группы, участвующей в разработке проекта профессионального стандарта, был сформирован на основании требований Технического задания. Основным требованием к экспертам являлась многолетняя работа в организациях относящихся к лесному хозяйству и занимающихся использованием, охраной, защитой лесов, выработкой государственной политики в области лесного хозяйства и подготовкой кадров для этого вида деятельности; по квалификации - в состав экспертной группы вошли руководители и ведущие специалисты указанных организаций.
Количество экспертов в группе - 35 человек. Состав экспертной группы приведен в таблице 4.
Таблица 4
Состав экспертной группы по разработке проекта профессионального стандарта "Лесной пожарный"
ФИО |
Должность |
Организация |
1 |
2 |
3 |
1.СелиховкинА.В. |
Ректор университета, профессор, доктор биологических наук |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" |
2. Алексеев А.В. |
Первый проректор, профессор, доктор географических наук |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" |
Продолжение таблицы 4
3. Уткин Л.В. |
Проректор по научной работе, профессор, доктор технических наук |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" |
4. Кузнецов Е.Н. |
Заведующий кафедрой лесоводства |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" |
5. Данилов Ю.И. |
Заведующий кафедрой лесных культур |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" |
6. Смирнов А.П. |
Профессор кафедры лесоводства, доктор сельскохозяйственных наук |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" |
7.Ковязин В.Ф. |
Профессор кафедры лесоводства, доктор сельскохозяйственных наук, академик РАЕН |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" |
8.Грязькин А.В. |
Профессор кафедры лесоводства, доктор биологических наук |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" |
9.Аникин А.С. |
Доцент кафедры лесоводства, кандидат сельскохозяйственных наук |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" |
10.Поповичев Б.Г. |
Доцент кафедры защиты леса и охотоведения, кандидат сельскохозяйственных наук |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" |
11.Зарудная Г.И. |
Доцент кафедры защиты леса и охотоведения, кандидат сельскохозяйственных наук |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" |
12.Дьяченко А.А. |
Председатель первичной профсоюзной организации |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" |
13.Русак О.Н. |
заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, президент МАНЭБ, заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., профессор |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" |
14.Болотов К.К. |
Начальник юридического управления |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" |
15.Степанова Т.С. |
Начальник отдела кадров |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" |
16.Тамби А.С. |
Начальник учебно-методического управления |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" |
Продолжение таблицы 4
17. Ершова Е. В. |
Начальник Центра содействия трудоустройству выпускников и практической подготовки студентов |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" |
18. Ярмишко В.Т. |
Директор, профессор, доктор биологических наук |
Федеральное бюджетное учреждение науки Ботанический Институт Российской Академии Наук |
19. Корякин В. А. |
Ведущий научный сотрудник, руководитель Центра стратегического планирования и прогнозирования отдела экономики лесного хозяйства |
Федеральное бюджетное учреждение Всероссийский институт лесоводства и механизации лесоводства и механизации лесного хозяйства |
20. Берснева Л. А. |
Директор |
Федерального бюджетного учреждения "Учебно-методический центр" |
21. Горлова О. А. |
Начальник отдела методологии, налогообложения, нормирования и оплаты труда |
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) |
22. Березин В. И. |
Заместитель начальника отдела развития новых технологий |
филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" |
23. Астанин В.К. |
Заведующий кафедрой агроинженерного факультета профессор, доктор технических наук |
Федеральное государственное бюджетное образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1" |
24. Пухов Е. В.
|
Доцент, доктор технических наук |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" |
25. Ярошенко Е. Г. |
Начальник отдела государственной гражданской службы и кадров |
Комитет лесного хозяйства Московской области |
26. Дудкевич А.В. |
Начальник отдела защиты леса |
ФБУ "Рослесозащита" |
27. Казиявова Т.В. |
Специалист по кадрам |
То же |
28. Цыкина О. И. |
Руководитель |
ГКУ "Бежецкое лесничество Тверской области" |
Продолжение таблицы 4
29. Штрахов С.Н. |
Заместитель начальника |
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу |
30. Панявина Е.А. |
Научный сотрудник |
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии" |
31. Поваров Е.Д. |
Главный инженер |
филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" |
32. Ердяков С.В |
Заместитель начальника |
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу |
33. Иванов А.М. |
Начальник сектора кадастрового учета отдела лесного проектирования |
ФБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства" |
34. Антонов О.И. |
Ведущий научный сотрудник |
ФБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства" |
35. Ершов А. М. |
Заместитель директора |
ФБУ "Авиалесохрана" |
Анализ состояния и перспектив развития вида профессиональной деятельности был выполнен на основании изучения: нормативных документов; должностных инструкций; должностных обязанностей специалистов в соответствии с ЕКС; консультаций со специалистами профильных организаций.
При подготовке профессионального стандарта были проанализированы структуры, количество и квалификация специалистов, а так же методы и средства деятельности лесохозяйственных организаций, поименованных в п.2.1. На основе проведенного анализа были сформированы обобщенные трудовые функции и трудовые функции, сложившиеся на данный момент в сфере деятельности лесного хозяйства, а так же определены требования к уровням квалификации для них.
2.3 Общие сведения о нормативных правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
Проект профессионального стандарта "Лесной пожарный" подготовлен в соответствии со следующими нормативными документами:
- "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014);
- Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.12.2012 года N 236-ФЗ);
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 "О национальном совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям";
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2014 г. N 313 "Об утверждении Правил тушения лесных пожаров";
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 23 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N487-р "Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы";
- "Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года" утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 37 "Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих";
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15 февраля 2012 N 126н (далее - ЕКС);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта";
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 года N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов";
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 года N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта".
- Приказ Минтруда России от 04 июня 2014 г. N 364 о внесении изменений в приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 мая 2014 г. N 337 "Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2014 году за счет средств федерального бюджета на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Проект профессионального стандарта "Лесной пожарный" подготовлен в соответствии со следующими нормативными документами:
- "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014);
- Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.12.2012 года N 236-ФЗ);
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 "О национальном совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям";
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 23 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N487-р "Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы";
- "Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года" утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 37 "Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих";
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15 февраля 2012 N 126н (далее - ЕКС);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта";
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 года N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов";
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 года N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта".
- Приказ Минтруда России от 04 июня 2014 г. N 364 о внесении изменений в приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 мая 2014 г. N 337 "Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2014 году за счет средств федерального бюджета на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3 Обсуждение проекта профессионального стандарта
Проект профессионального стандарта "Лесной пожарный" был направлен для обсуждения в государственные и частные организации. Список рассылки с контактными данными приведен в приложении.
Обсуждение проекта профессионального стандарта проводилось на совещаниях специалистов следующих предприятий и организаций:
- Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан,
- Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области
- ФБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства",
- ООО "ЛПК",
- Федеральное государственное бюджетное образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1";
- на круглом столе в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова".
- на круглом столе в Федеральном государственном бюджетное образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1"
Таблица 3.1 - Перечень мероприятий, в рамках которых были проведены "круглые столы" по обсуждению проекта профессионального стандарта
N |
Наименование мероприятия, |
Место |
Дата |
1 |
Круглый стол по обсуждению профессиональных стандартов |
г. Санкт-Петербург |
14 октября 2014 г. |
2 |
Круглый стол по обсуждению профессиональных стандартов |
г. Воронеж |
19 ноября 2014 г. |
Кроме очных "круглых столов" проходило заочное обсуждение проекта профессионального стандарта. Основой таких обсуждений стали форумы, созданные специально для этих целей в сети интернет в виде отдельной вкладки на сайте Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С.М. Кирова www.spbfru.ru. Информация о создании форума была размещена на основных электронных ресурсах, в том числе на сайте некоммерческой природоохранной организации Greenpeace, располагающейся по адресу www.forestforum.ru.
Обоснованность выбора такого типа профессионально-общественное обсуждения связана с необходимостью привлечения широкого круга специалистов отрасли, а также общественности, представители которых проживают в разных частях страны.
Отзывы от профессионально-общественного обсуждения поступали в процессе обсуждения профессионального стандарта на совещаниях участников круглых столов. Всего поступило 1 замечание к проекту профессионального стандарта, которое было учтено.
Также поступило 30 замечаний и предложений в процессе заочного обсуждения профессионального стандарта, из них: 23 - принято, 3 - частично принято, 4 - отклонено.
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта "Лесной пожарный" представлены в приложении N 3.
Трудовые функции, особо регулируемые законодательством, в проекте профессионального стандарта отсутствуют.
Приложение N 1
Таблица N 1.1 - Сведения об организациях, привлеченных к разработке проекта профессионального стандарта "Лесной пожарный"
N п/п |
Организация |
Уполномоченное лицо |
||
Должность |
ФИО |
Подпись |
||
1 |
ООО "ЛПК"; Санкт-Петербург, Братская ул., 23, 195043, 8 (812) 642-83-30 |
Начальник производства |
Соколовский Илья Алексеевич |
|
2 |
ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I"; 394087, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1, (473) 253-86-51 |
Доцент, доктор технических наук |
Пухов Евгений Владимирович |
|
3 |
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области; г. Тверь, ул. Озерная, 11а, 2 этаж. Телефон: +7 (4822) 339-333 |
Министр |
Орлов Сергей Валентинович |
|
4 |
ФБУ "ВНИИЛМ" "Восточно-европейская лесная опытная станция", Республика Татарстан, г. Казань, ул. Товарищеская, 40. 8(8432)36-24-91 |
Директор |
Пуряев Айнур Султангалиевич |
|
Приложение N 2
Таблица N 2.1 - Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта
"Лесной пожарный" (очное обсуждение). Публичное обсуждение проекта профессионального стандарта "Лесной пожарный" 14 октября
2014 г.
Организации |
Участники |
|
Должность |
ФИО |
|
1 |
2 |
3 |
Федеральное бюджетное учреждение Всероссийский институт лесоводства и механизации лесоводства и механизации лесного хозяйства (ФБУ ВНИИЛМ) 141202, г.Пушкино, Московская обл., ул. Институтская, 15 тел. 993-30-54, факс 993-41-91 |
Ведущий научный сотрудник, руководитель Центра стратегического планирования и прогнозирования отдела экономики лесного хозяйства |
Корякин Василий Анатольевич |
Федеральное бюджетное учреждение "Учебно-методический центр" (ФБУ "УМЦ") 141260, Московская обл., Пушкинский район, пос. Правдинский, ул. Студенческая, 4 тел./факс (496) 531-27-65 |
Директор |
Берснева Людмила Александровна |
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
115184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19 (499)230-87-73, (499)230-86-98 |
Начальник отдела методологии, налогообложения, нормирования и оплаты труда |
Горлова Ольга Анастасьевна |
филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" 196084, Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, 16
8 (812) 388-03-84 |
Главный инженер |
Поваров Евгений Дмитриевич |
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1" 394087, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1 (473) 253-86-51 |
Заведующий кафедрой агроинженерного факультета профессор, доктор технических наук |
Астанин Владимир Константинович |
Продолжение таблицы N 2.1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" 394087 г. Воронеж, ул. Тимирязева, д. 8. (473) 2 53-78-47 |
Доцент, доктор технических наук |
Пухов Евгений Васильевич
|
Комитет лесного хозяйства Московской области , 143441, Московская область, Красногорский район, п/о Путилково, 72 км МКАД, офисно-общественный комплекс ЗАО "Гринвуд", строение 25, 5-6 этажи, телефон: 8-499-429-05-18. |
Начальник отдела государственной гражданской службы и кадров |
Ярошенко Елена Геннадьевна |
ФБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства"; 194021, Санкт-Петербург, Институтский пр., 21; (812) 552-80-21; (812) 552-80-42 |
Начальник сектора кадастрового учета отдела лесного проектирования |
Иванов Андрей Михайлович |
ФБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства"; 194021, Санкт-Петербург, Институтский пр., 21; (812) 552-80-21; (812) 552-80-42 |
Ведущий научный сотрудник |
Антонов Олег Иванович |
ГКУ "Бежецкое лесничество Тверской области"; 171987, г. Бежецк, ул. Введенская, д.33; 8 (48231) 2-19-53 |
Руководитель |
Цыкина Ольга Ивановна |
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу; 194021, г. Санкт-Петербург, Институтский проспект, д. 21 литер Б,Телефон: (812) 592-39-91 |
Заместитель начальника |
Штрахов Сергей Николаевич |
федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии"394087, Россия,?г. Воронеж, ул. Ломоносова, д. 105, Тел.: 8 (473) 253-71-89,Факс: 8 (473) 253-94-36 |
Научный сотрудник |
Панявина Екатерина Анатольевна |
Продолжение таблицы N 2.1
3 |
4 |
5 |
ФБУ "Рослесозащита" , 194021, Санкт-Петербург, Институтский проспект 21, (812) 294-37-71 |
Начальник отдела защиты леса |
Дудкевич Антон Владимирович |
ФБУ "Рослесозащита" , 194021, Санкт-Петербург, Институтский проспект 21, (812) 294-37-71 |
Специалист по кадрам |
Казиявова Татьяна Вячеславовна |
филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект", 196084, г. Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д.16,Телефон: (812) 388-03-84 |
Главный инженер |
Поваров Евгений Дмитриевич |
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу; 194021, г. Санкт-Петербург, Институтский проспект, д. 21 литер Б Телефон: (812) 592-39-91 |
Заместитель начальника |
Ердяков Сергей Васильевич |
ФБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства", 194021, Санкт-Петербург, Институтский пр., 21; (812) 552-80-21; (812) 552-80-42 |
Начальник сектора кадастрового учета отдела лесного проектирования |
Иванов Андрей Михайлович |
ФБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства", 194021, Санкт-Петербург, Институтский пр., 21; (812) 552-80-21; (812) 552-80-42 |
Ведущий научный сотрудник |
Антонов Олег Иванович |
Таблица N 2.2 - Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта
"Лесной пожарный" (заочное обсуждение)
Мероприятие |
Дата проведения |
Организации |
Участники |
|
Должность |
ФИО |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Обсуждение по телефону |
25.09.2014 г. |
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) ; 115184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19, (499)230-87-73, (499)230-86-98 |
Специалист отдела методологии, налогообложения, нормирования и оплаты труда |
Моисеева Г.Н. |
Обсуждение по телефону |
10.10.2014 г. |
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан; Казань, Республика Татарстан, просп. Хусаина Ямашева, 37А, 420124, 8 (843) 221-37-01 |
Начальник отдела воспроизводства лесов и лесоразведения |
Зарипов И.Н. |
Обсуждение по телефону |
10.10.2014 г. |
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан; Казань, Республика Татарстан, просп. Хусаина Ямашева, 37А, 420124, 8 (843) 221-37-01 |
Заведующий сектором охраны и защиты лесного фонда |
Тазмеев Н.М. |
Обсуждение по телефону |
25.10.2014 г. |
Государственное казенное учреждение Тверской области "Западнодвинское лесничество Тверской области", 172610, г. Западная Двина, ул. Школьная, д.41, тел.: 8 (48265) 2-25-03 |
Руководитель |
Котов И.Ю. |
Обсуждение по телефону |
28.08.2014 г. |
КУ "Бежаницкое лесничество" Локнянское участковое лесничество Псковской области, 182900, п. Локня, ул. Октябрьская, 7 ?Телефон: +7 (81139) 21-2-50 |
Лесничий |
Комарова Т.Е. |
Приложение N 3
Таблица N 3.1 - Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
"Лесной пожарный" (очное обсуждение)
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято / отклонено / частично принято (с обоснованием принятия или отклонения) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Штрахов С.Н. |
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу |
Трудовые функции "Лесного пожарного" согласовать с ФБУ "Авиалесохрана". |
Принято. |
Таблица N 3.2 - Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
"Лесной пожарный" (заочное обсуждение)
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято / отклонено / частично принято (с обоснованием принятия или отклонения) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Глава I. Термин "борьба с лесными пожарами" заменить на "Тушение лесных пожаров", термин "Ликвидация лесного пожара" заменить на "Тушение лесных пожаров". |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
2. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Глава II. Термин "Ликвидация лесного пожара" заменить на "Тушение лесных пожаров". |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
3. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Глава II. "Трудовые функции" - строку "усвоение технических приемов борьбы с огнем в лесу и безопасных методов тушения в процессе предварительного и текущего обучения" заменить на "прохождение обучения безопасным методам и техническим приемам тушения лесных пожаров". |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
4. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Графа "Трудовые функции" - строку "усвоение технических приемов борьбы с огнем в лесу и безопасных методов тушения в процессе предварительного и текущего обучения" заменить на "прохождение обучения безопасным методам и техническим приемам тушения лесных пожаров". |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
5. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Глава III. Пункт 3.1. Термин "Ликвидация лесного пожара" заменить на "Тушение лесных пожаров". |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
6. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Графа "Требования к образованию и обучению" - строку "среднее образование с обучением на курсах лесного пожарного по установленной программе" заменить на "Общее среднее образование с обучением по подготовке лесных пожарных по установленным программам" |
Отклонено (требования к образованию и обучению заменены на "начальное общее, основное общее или среднее (полное) общее образование" в связи с присвоением пожарному 2-го уровня квалификации; обучение по подготовке по установленным программам пожарный пройдёт после поступления на работу) |
7. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Графа "Особые условия допуска к работе" - строку "обучение технике безопасности при тушении лесных пожаров" заменить на "обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим", а также дополнить графу следующими строками: "прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", "сдача нормативов по физической подготовке по установленным программам". |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
8. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Пункт 3.1.1. Графа "Наименование" - строку "усвоение технических приемов борьбы с огнем в лесу и безопасных методов тушения в процессе предварительного и текущего обучения" заменить на "усвоение технических приемов тушения лесного пожара и безопасных методов тушения в процессе предварительного и текущего обучения". |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
9. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Графа "трудовые действия" - строку "прохождение обучения безопасным методам и техническим приемам борьбы с лесными пожарами" заменить на "прохождение обучения безопасным методам и техническим приемам тушения лесных пожаров", строку "прохождение курсового обучения по охране труда и ежегодная проверка знаний" заменить на "прохождение периодического повышения квалификации, в том числе безопасным методам тушения лесных пожаров и ежегодная проверка знаний", а также дополнить графу следующими строками: "прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", "сдача нормативов по физической подготовке по установленным программам". |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
10. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Графа "Необходимые умения" - строку "проведение работ по тушению пожара с применением технических средств тушения и средств индивидуальной защиты" заменить на "выполнение работ по тушению пожара с применением технических средств тушения и использованием средств индивидуальной защиты", строку "ведение ориентирования в лесу с применением простейших средств ориентирования и средств спутниковой навигации" заменить на "ведение ориентирования в лесу с применением простейших технических средств ориентирования и средств спутниковой навигации", строку "оказание себе и товарищам по работе первой помощи при ранении, травмах, ожогах и отравлении продуктами горения" заменить на "оказание первой помощи пострадавшим на месте происшествия". |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
11. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Графа "Необходимые знания" - строку "методы и способы борьбы с лесными пожарами (включая авиационные) с применением средств пожаротушения" заменить на "методы и способы тушения лесных пожаров (включая авиационные) с применением средств пожаротушения", строку "правила по охране труда и пожарной безопасности" заменить на "требования охраны труда и пожарной безопасности", строку "наставления и инструкции, регламентирующие работы по тушению лесных пожаров" заменить на "действующие нормативные акты, а также наставления, указания и инструкции, регламентирующие работы по охране лесов от пожаров", строку "материальная часть, правила эксплуатации, хранения и ремонта средств пожаротушения и правила техники безопасности при работе с ними" заменить на "материальная часть, правила эксплуатации и безопасные методы и приемы выполнения работ, хранения и ремонта средств пожаротушения и связи", а также дополнить графу строкой: "правила оказания первой помощи". |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
12. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Графу "Другие характеристики" дополнить следующей строкой: "прохождение периодического повышения квалификации". |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
13. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Пункт 3.1.2. Графа "Наименование" - строку "выполнение работ в пожароопасный период" заменить на "выполнение работ в пожароопасный сезон". |
Отклонено (обобщённая трудовая функция "выполнение работ в пожароопасный период" заменена на "выполнение комплекса работ по тушению лесного пожара") |
14. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Графа "трудовые действия" - строку "тушение лесных пожаров с использованием ручного инструмента, технических и специальных средств пожаротушения (огнетушителей, мотопомп, бензомоторных пил, химикатов и пр.)" заменить на "тушение лесных пожаров с использованием ручного инструмента, технических и специальных средств пожаротушения и связи", строку "окарауливание площади, пройденной пожаром" заменить на "локализация лесного пожара, дотушивание и окарауливание площади, пройденной пожаром" строку "при отсутствии лесных пожаров во время пожароопасного периода поддержание в исправности и сохранности полевого снаряжения, средств пожаротушения, участие в мероприятиях по противопожарной профилактике, совершенствование общей физической и профессиональной подготовки" заменить на "при отсутствии лесных пожаров во время пожароопасного сезона, поддержание в исправности и сохранности полевого снаряжения, средств пожаротушения и связи, проведение противопожарных мероприятий, совершенствование общей физической и профессиональной подготовки", а также дополнить графу строкой: "руководство тушением лесного пожара при наличии опыта работы и прохождении обучения по установленным программам". |
Частично принято ("руководство тушением лесного пожара при наличии опыта работы и прохождении обучения по установленным программам" подразумевает более высокий уровень квалификации) |
15. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Графа "Необходимые умения" - строку "оказание себе и товарищам по работе первой помощи при ранении, травмах, ожогах и отравлении продуктами горения" заменить на "оказание первой помощи пострадавшим на месте происшествия", строку "обеспечение требуемых условий эксплуатации, ремонта и хранения вверенных средств пожаротушения, полевого снаряжения и подготовка их к применению при тушении пожаров" заменить на "обеспечение требуемых условий эксплуатации, ремонта и хранения вверенных средств пожаротушения, полевого снаряжения и подготовка их к применению при тушении лесных пожаров", а также дополнить графу строкой: "руководство тушением лесного пожара при наличии опыта работы и прохождении обучения по установленным программам". |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
16. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Графа "Необходимые знания" - строку "правила по охране труда и пожарной безопасности" заменить на "требования охраны труда и пожарной безопасности", строку "наставления и инструкции, регламентирующие работы по тушению лесных пожаров" заменить на "действующие нормативные акты, а также наставления, указания и инструкции, регламентирующие работы по охране лесов от пожаров", строку "материальная часть, правила эксплуатации, хранения и ремонта средств пожаротушения и правила техники безопасности при работе с ними" заменить на "материальная часть, правила эксплуатации и безопасные методы и приемы выполнения работ, хранения и ремонта средств пожаротушения и связи", а также дополнить графу следующими строками: "правила оказания первой помощи", "руководство тушением лесного пожара при наличии опыта работы и прохождении обучения по установленным программам". |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
17. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Пункт 3.1.3. Графа "Трудовые действия" - строку "прохождение ежегодной проверки знаний по охране труда" заменить на "прохождение ежегодной проверки знаний по требованиям охраны труда и пожарной безопасности", строку "участие в мероприятиях по противопожарной профилактике" заменить на "проведение противопожарных мероприятий", строку "поддержание в исправности и сохранности полевого снаряжения, средств пожаротушения" заменить на "поддержание в исправности и сохранности полевого снаряжения, средств пожаротушения и связи". |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
18. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Графа "Необходимые умения" - строку "проведение работ по противопожарной профилактике" заменить на "проведение противопожарных мероприятий". |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
19. Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", 141200 Московская область, Пушкино, ул. Горького, 20, 8 (495) 626-99-31 |
Графа "Необходимые знания" - строку "материальная часть, правила эксплуатации, хранения и ремонта средств пожаротушения и правила техники безопасности при работе с ними" заменить на "материальная часть, правила эксплуатации и безопасные методы и приемы выполнения работ, хранения и ремонта средств пожаротушения и связи", строку "правила по охране труда и пожарной безопасности" заменить на "требования охраны труда и пожарной безопасности", а также дополнить графу строкой: "правила оказания первой помощи". |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
20. Моисеева Г.Н. |
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), специалист отдела методологии, налогообложения, нормирования и оплаты труда |
Изменить уровень квалификации обобщенной рудовой функции с 1 на 2 (занижен) |
Принято. Замечание, соответствующее практике. |
21. Котов И.Ю. |
Государственное казенное учреждение Тверской области "Западнодвинское лесничество Тверской области" |
Добавить требование к обучению - обучение на курсах лесного пожарного по установленной программе |
Принято. Дополнение, соответствующее практике. |
22. Котов И.Ю. |
Государственное казенное учреждение Тверской области "Западнодвинское лесничество Тверской области" |
Добавить в трудовое действие "Усвоение технических приемов борьбы с огнем в лесу и безопасных методов тушения в процессе предварительного и текущего обучения" трудовую функцию "Прохождение курсового обучения по охране труда и ежегодная проверка знаний" и соответствующие ей необходимые знания и умения. |
Принято. Дополнение, соответствующее практике. |
23. Котов И.Ю. |
Государственное казенное учреждение Тверской области "Западнодвинское лесничество Тверской области" |
Исключить из трудовых действий в трудовой функции "Выполнение работ в пожароопасный период" функцию "Руководство лесопожарным звеном" - это рабочий, а не руководитель. |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
24. Зарипов И.Н. |
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, начальник отдела воспроизводства лесов и лесоразведения |
Вид экономической деятельности должен быть сформулирован строго по коду ОКВЭД "Предоставление услуг в области лесоводства (предоставление услуг по защите леса от пожара и авиационной охране лесов, включая тушение лесных пожаров с воздуха)" |
Принято. Замечание соответствует нормативным документам. |
25. Тазмеев Н.М |
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, заведующий сектором охраны и защиты лесного фонда |
Добавить в необходимые знания всех 3-х трудовых функций "Правила по охране труда и пожарной безопасности" |
Принято. Дополнение, соответствующее практике. |
26. Участник интернет-форума "Общественное обсуждение отраслевых профстандартов" под ником "Лесник" |
|
в п. 1 "Общие сведения", в разделе 02.02.1 где говорится про отнесение к экономическим видам деятельности указано следующее "Предоставление услуг в области лесоводства (предоставление услуг по защите леса от пожара и авиационной охране лесов, включая тушение лесных пожаров с воздуха)", однако на практике тушение с воздуха осуществляют пилоты вертолетов и самолетов, которые не являются пожарными. Может не надо указывать про тушение лесных пожаров с воздуха? |
Отклонено (будет некорректно сокращать оригинальное наименование вида экономической деятельности; там ведь сказано "в том числе") |
27. Участник интернет-форума "Общественное обсуждение отраслевых профстандартов" под ником "Змей Горыныч" |
|
Отсутствуют понятия стадий тушения, методов и способов, технологий тушения. Это четкие совершенно отличные друг от друга понятия. |
Стадии тушения разделены (принято) "Методы и способы" тушения добавлены в необходимые знания (принято) О "технологиях тушения" не говорится ни в одном из официальных документов (отклонено) |
28. Участник интернет-форума "Общественное обсуждение отраслевых профстандартов" под ником "Змей Горыныч" |
|
Согласно пункту 3.1.2. одним из трех трудовых действий предложено "Окарауливание площади, пройденной пожаром". Локализация, дотушивание, проведение разведки уже не являются работой для лесного пожарного? |
Соответствующие трудовые действия добавлены (принято) |
29. Участник интернет-форума "Общественное обсуждение отраслевых профстандартов" под ником "Змей Горыныч" |
|
Почему предложено только "Оказание себе и товарищам по работе первую помощь при ранении, травмах, ожогах и отравлении продуктами горения"? Спектр опасностей при работе в лесу намного шире. |
Нет необходимости конкретизировать опасности при работе в лесу - трудовое действие заменено на "оказание первой доврачебной помощи пострадавшим на месте происшествия" (отклонено) |
30. Участник интернет-форума "Общественное обсуждение отраслевых профстандартов" под ником "Змей Горыныч" |
|
В трудовых функциях отсутствуют правовая составляющая, ориентирование в лесу, особенности тушения природных пожаров в различных условиях, коммуникация, регламентация работы, проведение профилактических мероприятий. |
- непонятно, что означает "правовая составляющая" в трудовых функциях. (отклонено) - непонятно, что означает "отсутствие коммуникации": радиосвязь учтена, взаимная видимость работающих на тушении входит в состав техники безопасности, положения которой будут усвоены пожарным в процессе обучения. (отклонено) - также неясно, что означает "отсутствие регламентации работы". Если речь идёт о регламентации работы лесопожарных служб в зависимости от класса пожарной опасности по погодным условиям, то это прерогатива не рядового лесного пожарного, а руководства. Если имеется в виду продолжительность контакта с огнём на тушении, об этом в Типовой инструкции по охране труда на тушении лесных пожаров ничего не сказано. По-видимому, регламентирует эту работу руководитель тушения в каждом конкретном случае. (отклонено) - проведение профилактических мероприятий при отсутствии пожаров было учтено ранее. Но применение управляемого огня - это не профилактика, а борьба с лесным пожаром. (отклонено) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.