Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Коагулянщик"
(подготовлен Минтрудом России 05.12.2014 г.)
Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций.
Введение
Проект профессионального стандарта "Коагулянщик" разработан в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и Закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части правового обеспечения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения). Данный проект профессионального стандарта разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013г. N23 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N487-р, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013г. "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013г. N 147н "Об утверждении макета профессионального стандарта".
Профессия "Коагулянщик" имеет широкий спектр применения в различных областях экономики страны - от обработки подземных вод для хозяйственно-питьевых водопроводов до систем очистки и обработки воды для нужд производства, а так же эксплуатации сооружений для обеззараживания воды, сооружений для умягчения или обезжелезивания воды.
1.1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
В структуре действий коагулянщика как специалиста, имеющего дело со сложными техническими устройствами, большое значение уделяется обеспечению обслуживания установок по приготовлению реагентов.
Правильная организация процесса приготовления реагентов позволяет при минимальном их расходе получить максимальный эффект очистки воды. От качества приготовленных растворов зависит не только эффективность воздействия коагулянтов на загрязнения, но и работа оборудования.
Защита водных ресурсов от уничтожения и загрязнения, а также дальнейшего их рационального использования для нужд жилищно-коммунального хозяйства - одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения. Необходимо отметить, что в России широко осуществляются мероприятия по охране окружающей среды, в частности, по очистке и обработке воды.
В настоящее время в связи с постепенным истощением природных ресурсов и стремительным загрязнением окружающей среды всё более актуальным становится повышение эффективности использования основного и вспомогательного сырья и снижение его потерь во всех отраслях, в том числе при организации реагентных хозяйств на водоочистных комплексах.
Модернизация экономики Российской Федерации невозможна без системного подхода к развитию современной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Для этого необходимо принятие мер по повышению эффективности жилищного фонда, модернизации систем коммунальной инфраструктуры, повышения качества и надёжности поставки коммунальных ресурсов, внедрению современных технологий. В условиях роста производительности водопроводов, разнообразия методов очистки воды, применения разных видов коагулянтов, реагентное хозяйство усложнилось. В связи с этим профессиональная подготовка данных специалистов становится перспективным направлением и имеет важное значение для промышленности на современном этапе экономического развития.
Профессиональный стандарт " Коагулянщик " разработан с целью формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования. Планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационных уровней, профессиональному росту квалифицированных рабочих, осуществляющих деятельность по обработке исходной воды.
Организация и обеспечение процессов обработки исходной воды на предприятиях в городах и населенных пунктах Российской Федерации.
Общая характеристика вида профессиональной деятельности - Обработка исходной воды представлена исчерпывающе. Профессиональный стандарт является многофункциональным, нормативным и методическим документом, устанавливающим требования к профессиональным знаниям и умениям; а также профессиональному образованию и практическому опыту, необходимому для выполнения работниками своих функциональных обязанностей, в том числе для планирования различных траекторий образования, ведущего к получению конкретной квалификации коагулянщиком, осуществляющим деятельность по обработке исходной воды.
Профессиональный стандарт является формой нормирования квалификационных характеристик коагулянщика, осуществляющего обработку исходной воды, определяемых исходя из функционального содержания профессиональной деятельности, преимущественно содержащегося в соответствующих нормативных документах.
Профессиональный стандарт "Коагулянщик" составлен в соответствии с "Макетом профессионального стандарта" и "Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта", утвержденных приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 147н от 12 апреля 2013 г. и N 170н от 29 апреля 2013 г. соответственно.
Отраслевые уровни квалификации по обработке исходной воды разработаны в соответствии с "Уровнями квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской федерации N 148н от 12 апреля 2013 г.
Федеральный закон от 07 декабря 2011г. N 416-ФЗ (ред. от 21 июля 2014г.) "О водоснабжении и водоотведении" формирует правовую основу для эффективного функционирования и устойчивого развития отрасли водоснабжения, и водоотведения в Российской Федерации. Совершенствование системы государственного регулирования в отрасли водоснабжения и водоотведения направлено на обеспечение бесперебойного и качественного централизованного водоснабжения, устойчивого развития организаций реагентного хозяйства, защиты окружающей среды и улучшения здоровья и качества жизни населения.
Принятие федеральной целевой программы "Комплексная программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства на 2011-2020 годы" должно обеспечить привлечение инвестиций в процесс повышения эффективности систем жилищно-коммунальной инфраструктуры, в том числе внедрение новых энергосберегающих технологий, что в свою очередь невозможно без комплексной подготовки соответствующих специалистов отрасли.
1.2. Описание обобщённых трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
По итогам анализа трудовой деятельности коагулянщика предложены обобщённые трудовые функции, которые представляют собой последовательность и совокупность связанных между собой трудовых функций.
Описание обобщённых трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в Таблице 1.
Установление уровней квалификации для каждой обобщённой трудовой функции осуществлено на основе документа "Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов" (Приложение к Приказу Министерства труда и социальной защиты от 12 апреля 2013 года N 148н), в котором представлена обобщённая характеристика полномочий и степени ответственности для профессиональной деятельности, умений и знаний, необходимых для её выполнения.
Таблица 1. Обобщённые трудовые функции, входящих в проект профессионального стандарта "Коагулянщик".
Обобщённые трудовые функции |
Показатели уровней квалификации и основные пути достижения уровней квалификации |
||
код |
наименование |
уровень квалификации |
|
А |
Выполнение вспомогательных работ для обеспечения процесса коагуляции и флокуляции воды |
1 |
Полномочия и ответственность: Деятельность под руководством. Индивидуальная ответственность. Характер умений: Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд). Характер знаний: Применение элементарных фактических знаний и(или) ограниченного круга специальных знаний. Самостоятельная работа с информацией. Основные пути достижения уровня квалификации: Краткосрочное обучение или инструктаж. Практический опыт. |
B |
Выполнение работ по приготовлению рабочих растворов коагулянтов и флокулянтов для обработки воды |
2 |
Полномочия и ответственность: Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий. Индивидуальная ответственность. Характер умений: Выполнение стандартных заданий. Выбор способа действия по инструкции. Корректировка действий с учётом условий их выполнения. Характер знаний: Применение специальных знаний. Основные пути достижения уровня квалификации: Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих(как правило, не менее 2 месяцев). Практический опыт. |
С |
Обработка воды коагуляцией, флокуляцией и фильтрованием |
3 |
Полномочия и ответственность: Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач. Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность. Характер умений: Решение типовых практических задач. Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учётом условий их выполнения. Характер знаний: Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач. Применение специальных знаний. Основные пути достижения уровня квалификации: Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года). Практический опыт. |
Экспертный анализ предъявляемых требований к профессиональной деятельности по специальности "Коагулянщик" позволил сделать вывод, что обобщённые трудовые функции, необходимые для её выполнения, относятся к первому, второму и третьему уровням квалификации по 9-уровневой шкале, описанной в "Уровнях квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов".
Обязательными условиями допуска к работе коагулянщиков являются: прохождение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также прохождения обучения по охране труда, регулярные стажировки и проверки знаний.
1.3. Описание обобщённых трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации Описание трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в Таблице 2.
Определение уровней квалификации для каждой обобщённой трудовой функции осуществлялось на основе документа "Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов" (приложение к Приказу Министерства труда и социальной защиты от 12 апреля 2013 года N 148н), в котором представлена обобщённая характеристика полномочий и степени ответственности для профессиональной деятельности, умений и знаний, необходимых для её выполнения.
Таблица N 2. Трудовые функции коагулянщика.
Наименование |
Код |
Уровень квалификации |
А.01 Подготовка рабочего места для проведения коагулирования воды |
А/01.1 |
1 |
А.02 Вспомогательные работы для обеспечения процесса коагулирования воды |
А/02.1 |
1 |
В.01 Подготовка растворов реагентов в баках для коагулирования воды |
B/01.2 |
2 |
В.02 Приготовление рабочих растворов коагулянтов, флокулянтов с использованием специального оборудования |
В/02.2 |
2 |
С.01 Предварительное известкование, хлорирование маломутных цветных вод |
C/01.3 |
3 |
С.02 Выполнение работ по коагуляции воды в осветлительном оборудовании |
С/02.3 |
3 |
С.03 Выполнение работ по коагуляции воды на осветлительных фильтрах |
С/03.3 |
3 |
Уровни квалификации, предложенные в проекте профессионального стандарта, и уровни квалификаций, предусмотренные в Приложении к Приказу от 12 апреля 2013г. N 148н, имеют соответствия по характерам знаний и умений, по требованиям к уровню образования, по широте полномочий и ответственности, а также по путям достижения уровня квалификации.
Соответствие уровней квалификации, предложенных в проекте профессионального стандарта, находит своё подтверждение в особой ответственности за результаты работ, так как они напрямую связаны с охраной здоровья населения и эффективной деятельностью предприятий. При подготовке и оценке квалификации коагулянщика, помимо оценки его уровня квалификации, соответствия практических умений и навыков требованиям профессионального стандарта. Также важен медицинский осмотр и соответствующее медицинское заключение о состоянии физического и психического здоровья на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (Зарегистрировано в Министерстве юстиции России 21 октября 2011 г. N 22111), с изменением, внесённым приказом Министерства здравоохранения России от 15 мая 2013 г. N 296н (Зарегистрировано в Министерстве юстиции России 3 июля 2013 г. N 28970).
Таким образом, для коагулянщика, кроме глубоких профессиональных знаний и практического опыта работы большое значение имеют состояние физического здоровья, ответственность и максимальная сосредоточенность в процессе выполнения работ.
Раздел 2. Основные этапы разработки профессионального стандарта
Процедура разработки проекта профессионального стандарта предполагает выявление функций, которые должны выполняться в конкретной области профессиональной деятельности. Соответственно, для формирования профессионального стандарта специальности "Коагулянщик" был проведён анализ трудовой деятельности, в ходе которого, по результатам опроса респондентов, представляющих работников соответствующей отрасли, выявлены трудовые функции и требования к качеству их выполнения.
Полученные в ходе опроса данные позволяют определить набор значимых функций, наиболее часто указываемый респондентами, а также требуемый уровень квалификации для их выполнения.
Проект профессионального стандарта "Коагулянщик" прошёл основные стадии разработки:
1. Формирование рабочей группы из представителей отрасли:
- Основной метод: проведение собеседования и анкетирования с представителем вида профессиональной деятельности, учебных заведений, кадровых служб, профессиональных сообществ и профсоюзов;
- Результат: Создана рабочая группа по разработке проекта профессионального стандарта.
2. Формирование базового перечня функций:
- Основной метод: последовательная декомпозиция обобщённых трудовых функций> трудовые функции > трудовые действия
3. Разработка первичного списка знаний, умений и ключевых компетенций, необходимых для последующего опроса/анкетирования:
- Основной метод: Сбор экспертных мнений, анализ;
- Результат: выборка первичного списка ключевых компетенций.
4. Подготовка проекта профессионального стандарта:
- Метод: формирование первичного проекта профессионального стандарта в соответствии с требованиями и макетами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;
- Результат: Подготовлен первичный вариант проекта профессионального стандарта "Коагулянщик".
5. Разработка анкеты для опроса руководителей и ведущих специалистов-экспертов профильных организаций, включающей в себя проект функциональной карты, а также первичный список знаний, умений и ключевых компетенций:
- Метод: Структурирование и определение необходимых данных, оформление анкет;
- Результат: Разработанная анкета (Приложение N4).
6. Организация и проведение опроса руководителей, специалистов и служащих профильных организаций:
- Основной метод: проведение собеседований, анкетирование;
- Результат: Опрос проведен, заполненная для анализа анкета получена.
7. Обобщение результатов исследования и внесение принятых изменений в проект профессионального стандарта;
- Метод: анализ полученных через анкетирование и собеседование результатов;
Результат: согласование итоговых перечней обобщенных трудовых функций, трудовых функций, трудовых действий, знаний и умений и внесение принятых изменений.
8. Обсуждение проекта профессионального стандарта в широком профессиональном сообществе;
- Метод: Проведение мероприятий по обсуждению экспертной группой проекта профессионального стандарта в формате: круглый стол, размещение проекта профессионального стандарта на профессиональных сайтах, организация и модерация интернет - обсуждений;
- Результат: получены комментарии и мнения экспертов к проекту профессионального стандарта, получены результаты общественного интернет - обсуждения.
9. Доработка проекта профессионального стандарта с учётом результатов обсуждения;
- Метод: Анализ экспертных и общественных комментариев, и мнений;
- Результат: Проект доработан с учетом принятых рабочей группой комментариев и мнений.
10. Проект профессионального стандарта "Коагулянщик" представлен на утверждение в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций
К разработке проекта профессионального стандарта "Коагулянщик" компания разработчик привлекла крупнейшие отраслевые компании, образовательные учреждения, профессиональные сообщества и профсоюзы. Все отобранные для разработки проекта профессионального стандарта организации, имеют широкую региональную представленность и являются ведущими представителями отрасли, а также интеграторами большинства организаций страны.
Выбор организаций для формирования рабочей группы экспертов осуществлялся на основе следующих критериев:
- организации представлены из различных субъектов Российской Федерации и имеют сеть членов/учредителей, расположенных в различных субъектах Российской Федерации;
- среди организаций представлены: ведущие предприятия отрасли;
- отраслевые общественные объединения и профессиональные сообщества, ассоциации работодателей;
- организации, область деятельности которых связана с управлением, обучением и развитием персонала.
Широкая филиальная сеть организаций, на базе которых разрабатывался проект профессионального стандарта "Коагулянщик", позволила разработчикам провести всестороннюю оценку обоснованности, полноты и корректности формулировок обобщенных трудовых функций, трудовых функций и трудовых действий. Сформулированные функции позволили в дальнейшем максимально полно отразить необходимый уровень знаний и умений коагулянщика, а это, в свою очередь позволяет корректно определить уровни его квалификации.
2.2. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвующих в разработке проекта профессионального стандарта.
Учитывая особенности профессии, для которой было намечено разрабатывать проект профессионального стандарта, его разработчики обратились к ведущим организациям отрасли. При выборе учитывались:
- история организаций;
- квалификация и открытость их руководителей;
- опыт экспертов, которых можно привлечь для проведения исследований, необходимых для разработки проекта профессионального стандарта.
Для всестороннего анализа материалов, использованных при разработке представленного проекта профессионального стандарта, ответственный разработчик посчитал необходимым привлечь, в качестве соавторов, такие организации, как Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ), Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ), Государственная академия специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС).
Ответственная организация-разработчик - общество с ограниченной ответственностью "АМИК". Генеральный директор - Михайлов Алексей Игоревич.
Соавторы:
1. Институт ДПО ГАСИС НИУ "Высшая школа экономики". Основан в 1992 году в Москве. В 2009 году получен статус Национального исследовательского университета. Это государственное учебное заведение. Высшая школа экономики осуществляет научно-образовательную, проектную, экспертно-аналитическую и социокультурную деятельности на основе международных научных и организационных стандартов. Основной вид деятельности - теоретические и эмпирические исследования и распространение знаний. ВШЭ - активный член российского университетского сообщества. Входит в Ассоциацию ведущих университетов России, Ассоциацию ведущих вузов в области экономики и менеджмента, Ассоциацию "Глобальные университеты". Государственная академия специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС). Созданный в 1966 году факультет повышения квалификации строителей при Московском инженерно-строительном институте (МИСИ) им. В.В. Куйбышева превратился сегодня в одну из крупнейших государственных структур последипломного образования. Сейчас ГАСИС занимает одно из ведущих мест в системе дополнительного профессионального образования нашей страны. Только за минувший год в аудиториях института прошли профессиональную переподготовку, повысили свою квалификацию и участвовали в различных семинарах свыше 20 тысяч человек. А общее число слушателей, прошедших обучение в стенах института за все годы его существования, измеряется сотнями тысяч человек, в ГАСИС работают 14 кафедр, в том числе:
- Инновационных технологий в строительстве
- Инженерных систем, безопасности жизнедеятельности и экологии
- Правового регулирования экспертной и контрольно-надзорной деятельности
- Социально-экономического развития ЖКХ
- Экономики и управления в ЖКХ
- Центр инноваций в городском хозяйстве
2. Открытое акционерное общество "ДГК" филиал "Хабаровская генерация". Основными видами деятельности предприятия являются: производство электроэнергии тепловыми электростанциями; деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности; передача пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности электростанций; хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки; обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих высшее профессиональное образование; розничная торговля бытовым жидким котельным топливом, газом в баллонах, углем, древесным топливом, топливным торфом; производство электроэнергии, добыча бурого угля открытым способом.
3. Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования Учебно-курсовой комбинат. Негосударственное частное образовательное учреждение начального профессионального образования "Учебно-курсовой комбинат" является независимым аттестационно-методическим центром по подготовке руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, по обучению рабочих основных профессий. На сегодняшний день комбинат является одним из ведущих в крае по количеству прошедших обучение и по качеству подготовки, имеет хорошо оснащенную материально - техническую базу, располагает учебным корпусом, включающим 8 аудиторий, классы - тренажеры по устройству строительных машин и механизмов, оборудования, работающего под давлением, кабинет нормативно - технической документации.
Комбинат оснащен большим количеством учебных стендов, плакатов, наглядных пособий, оргтехникой и программными средствами, позволяющими вести подготовку с использованием современных технологий.
Обучение проводят высококвалифицированные штатные инженерно-технические работники с большим педагогическим стажем работы. Практикуется метод обучения на рабочем месте.
На основании образовательной лицензии НОУ "Учебно-курсовой комбинат" может проводить обучение как по профессиям и специальностям для организаций, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов, так и проводить занятия по повышению квалификации руководителей и специалистов предприятий строительства, и ЖКХ в соответствии с требованиями законодательства о саморегулируемых организациях.
При проведении обучения применяются аудио - визуальные технические средства обучения, компьютерные технологии. В компьютерном классе установлены обучающие и контролирующие программы по промышленной, энергетической безопасности.
4. Автономная некоммерческая негосударственная образовательная организация "Многопрофильный учебно-курсовой комбинат начального и профессионального образования" - является образовательным учреждением, обеспечивает повышение квалификации рабочих, переподготовку по смежным и родственным профессиям, а также профессиональную подготовку и дополнительное профессиональное образование более чем по 100 направлениям. За многолетний опыт работы подготовлено большое количество квалифицированных рабочих для строительной отрасли и предприятий жилищно - коммунального хозяйства
5. ГП "Калугаоблводоканал" осуществляет подачу питьевой воды, и отведение сточных вод, для их последующей очистки. У предприятия большое количество технических объектов: насосные станции питьевой воды, очистные сооружения, канализационные насосные станции и др. объекты. Кроме этого предприятие занимается эксплуатацией и ремонтом водопроводных систем и сооружений. На предприятии установлено современное технологическое оборудование для очистки воды, позволяющее снабжать город чистой водой высочайшего качества. В настоящее время ГП "Калугаоблводоканал" обеспечивает своими услугами около 60% населения области и 96% населения города Калуги.
В компании Калугаоблводоканал работают специалисты высокого класса, обладающие разносторонними знаниями и опытом. Во всех филиалах подобраны профессиональные команды менеджеров-управленцев, много лет работающих в коммунальной сфере, а также квалифицированные специалисты.
6. Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ) - это первое профессиональное сообщество в постсоветском пространстве (основано в 1990 г.), объединяющее более 80% предприятий, осуществляющих централизованное водоснабжение России. В её состав входят предприятия водопроводно-канализационного хозяйства всех федеральных округов: 243 водоканала, включая все города-миллионники (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и т.д.), научно-исследовательские и проектные институты(НИИ коммунального водоснабжения и очистки воды, МосводоканалНИИпроект, Аналитический центр контроля качества воды "РОСА", Ленводоканалпроект и др.), экологические фонды, международные отраслевые организации и ассоциации, а также крупнейшие частные операторы (Росводоканал, Российские Коммунальные Системы, Евразийский) и фирмы, поставляющие оборудование и технологии для предприятий жилищно-коммунального комплекса. Общая протяжённость сетей членов РАВВ составляет: водопровод- почти 500 тысяч километров, канализация- 160 тыс. километров. Количество обслуживаемого населения - около 100 миллионов человек.
Ассоциация представляет консолидированную позицию профессионального сообщества водной отрасли в органах государственной власти, является со-разработчиком отраслевого законодательства, участвует в совершенствовании нормативной правовой базы, внедряет технические и образовательные стандарты деятельности в отрасли, оказывает содействие предприятиям коммунального комплекса в судебной практике, имущественных отношениях, в вопросах тарифообразования и привлечения инвестиций, а также организовывает научно-практические форумы, семинары и конференции, активно участвует во всех международных и отечественных отраслевых мероприятиях.
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения на постоянной основе сотрудничает с Комитетом Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, Комитетом строительства и земельных отношений, Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерством экономического развития РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Министерством регионального развития РФ, Федеральной службой по тарифам РФ, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования России, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека России, Федеральным агентством водных ресурсов России. РАВВ активно участвует в деятельности общественно-политических и научных организаций: Общественной палаты РФ, Национального Жилищного Конгресса, Всероссийского Конгресса муниципальных образований, Торгово-промышленной палаты РФ, Общероссийского народного фронта, Российского союза промышленников и предпринимателей и других. Ассоциация является членом Международной Водной Ассоциации (IWA), объединяющей 157 отраслевых союзов по всему миру.
7. Закрытое акционерное общество "РОСА", - Аналитический центр контроля качества воды ЗАО "РОСА" был создан в 1993 году для независимого мониторинга качества питьевых, природных и сточных вод.
Сегодня "РОСА" - это крупнейший специализированный научно-аналитический центр международного уровня в области контроля качества воды и других объектов окружающей среды с устоявшимися традициями качества, передовыми методами работы и высокой производственной культурой. Услугами Центра "РОСА" пользуются тысячи заказчиков - водоканалы городов России, производители бутилированной воды, пивоваренные компании, экологические службы предприятий, товарищества собственников жилья, частные лица - все, кому необходимы независимые, точные и объективные результаты анализов. Аналитический центр "РОСА" является координатором проведения всероссийских межлабораторных сравнительных испытаний, проводит школы-семинары для специалистов лабораторий, реализует разработанные методики анализа.
Лаборатории ЗАО "РОСА" оснащены самыми современными аналитическими приборами и техникой производства ведущих мировых фирм (около 100 единиц сложного оборудования). В сочетании с высокой квалификацией и опытом специалистов наш приборный парк позволяет достичь точности выполнения анализов воды, соответствующей самым строгим требованиям европейских и мировых стандартов.
За счет эффективной организации работы лабораторий и практически круглосуточной работы приборов удалось добиться оптимального соотношения цены и качества услуг.
Лаборатории ЗАО "РОСА" регулярно подтверждают свою компетентность путем участия в межлабораторных сравнительных испытаниях, в том числе в международных программах. Система менеджмента качества, действующая в ЗАО "РОСА", неоднократно проверялась как органами по сертификации системы менеджмента качества и аккредитации лабораторий, так и аудиторами других организаций, включая крупных клиентов.
В 2004 году Аналитический центр "РОСА" был признан лучшей аналитической лабораторией России и стал лауреатом премии "Серебряный моль", учрежденной Ассоциацией "Аналитика". В 2007 году Аналитическому центру "РОСА" присуждена Премия Правительства Российской Федерации в области качества за достигнутые значительные результаты в области качества продукции и услуг и внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества. Аналитический Центр "РОСА" - трижды лауреат знака качества"За обеспечение высокой точности измерений в аналитической химии"Российского центра испытаний и сертификации РОСТЕСТ (2009, 2011, 2013 годы).
8. МП "Водоканал" Обнинск - в задачи входит обеспечение потребителей наукограда питьевой водой, а также приём, отвод и очистка стоков. Предприятие зарегистрировано 2 июля 1992 года. Основной вид деятельности: распределение воды
Вспомогательные виды деятельности:
- сбор и очистка воды;
- удаление и обработка сточных вод.
Обнинск ежедневно потребляет от 45 до 52 тысяч кубических метров артезианской воды. Вода, поступающая в магистральные сети, проходит через систему контроля качества, и все лабораторные тесты показывают, что практически никаких отклонений от ГОСТа "Вода питьевая" нет. Сегодня продолжаются работы по реконструкции очистных сооружений. После реконструкции производительность очистных сооружений составит 80 тысяч кубометров сточных вод в сутки.
Экспертная группа:
Остальные участники экспертной группы имеют необходимые качества для проведения экспертной оценки проекта профессионального стандарта "Коагулянщик". А именно: большой опыт в данной профессиональной деятельности, опыт в разработке квалификационных требований, должностных регламентов, локальных нормативных актов.
1. Общественная организация - общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения.
2. Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Союз коммунальных предприятий".
3. МП "Теплоснабжение"
4. ООО "Натуральный продукт"
5. МУП "Калугатеплосеть"
6. ООО "Югводоканал"
7. ООО "Одинцовский Водоканал"
8. МУП ГО г. Рыбинск "Водоканал"
9. АО "Мосводоканал"
Подробный перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта, приводятся в Приложении N1.
2.3. Описание требований к экспертам, привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
В соответствии с требованиями Государственного контракта и методических рекомендаций, порядок работ над проектом профессионального стандарта "Аппаратчик по приготовлению и загрузке химреагентов" предусматривал формирование рабочей группы.
Рабочая группа разработчиков проекта профессионального стандарта включает:
- Носители вида профессиональной деятельности;
- Руководители профильных организаций по соответствующему виду профессиональной деятельности;
- Методисты, которые имеют опыт разработки квалификационных требований, профессиональных или внутрифирменных стандартов, должностных регламентов, профессиональных типовых требований к уровням профессиональной подготовки, аттестации и повышения квалификации и иных локальных нормативных актов организаций;
- Преподаватели и консультанты, которые имеют опыт в оценке знаний и практических профессиональных навыков, разработки критериев их оценки;
- Профессионалы из смежных отраслей (видов) профессиональной деятельности, которые обладают достаточным уровнем квалификации и практического опыта для правильной оценки и необходимой коррекции выделенных трудовых функций.
Отбор экспертов осуществлялся также на основании собеседования, по следующим критериям:
1. Уровень квалификации для преподавателей и методистов не ниже 8 уровня, а для остальных категорий экспертов - не ниже 4 уровня.
2. Количество привлеченных экспертов зависело от масштаба организации и составляло в среднем от 2 до 5 экспертов от каждой организации
3. Непрерывный стаж работы эксперта не менее 5 лет в данной области профессиональной деятельности.
Разработчики приняли на себя обязательства по соблюдению процедур и содержательных требований к разработке, согласованию, внедрению и изменению профессионального стандарта, а также:
1. организация разработки и согласования проекта профессионального стандарта;
2. информирование представителей заинтересованных организаций о ходе разработки и согласования профессионального стандарта.
При разработке проекта профессионального стандарта, авторы опирались на следующие нормативно-правовые документы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации
2. Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении макета профессионального стандарта"
3. Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровня квалификации в целях разработки профессиональных стандартов"
4. Приказ Минтруда России от 29 апреля 2013 г. N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта"
5. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Russian classification of economic activities. ОК 029-2014
6. Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-2014
7. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016-2014.
8. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
9. Порядок прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) установлен следующими действующими законодательными и нормативно-правовыми актами:
- Должностные инструкции
- Нормативные правовые акты в профессиональной области.
2.4. Общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта.
1. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
2. ПОТ Р М-025-2002 "Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства".
3. Федеральный закон от 07 декабря 2011г. N 416-ФЗ (ред. от 21 июля 2014г.) "О водоснабжении и водоотведении".
4. Общесоюзный классификатор. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды 1 86 016.
5. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 22 марта 1999г. N 66 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства".
6. Приказ 69 от 22 сентября 1998 г. Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
7. Правила по охране труда при эксплуатации коммунального водопроводно-канализационного хозяйства.
8. Рекомендации по нормированию и оплате труда работников жилищного, водопроводно-канализационного и энергетического хозяйств (утв. Приказом Роскоммунхоза от 15 октября 1993г. N 50).
9. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет".
10. Постановление Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 марта 1998г. N15 "Об утверждении рекомендаций по подбору подходящей работы рабочим, специалистам, техническим исполнителям и дипломированным специалистам с учетом развития региональных рынков труда".
11. Раздел "Водопроводно-канализационное хозяйство", Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), выпуск N69, 2014.
12. Ст. 143 Трудового кодекса РФ.
Раздел 3. Обсуждение проекта профессионального стандарта
Сводные данные об организациях и экспертах, привлечённых к обсуждению проекта профессионального стандарта, приводятся в Приложении N2.
3.1. Мероприятия, проведённые для общественного обсуждения профессионального стандарта
Профессионально-общественное обсуждение и экспертиза проекта профессионального стандарта осуществлялись в формате:
- Интернет-конференции, которые проводились в форме Вэбинаров, где был детально обсужден проект профессионального стандарта и проработаны ключевые компетенции. В обсуждении приняли участие более 160 человек.
- Интернет форумы, - общественное on-line обсуждение среди участников форума. Данная форма обсуждения, не вызвала активного интереса участников, но тем не менее было получено более 5 экспертных комментариев.
- Круглый стол с участием групп экспертов - представителей профильных работодателей, учебных и научно-исследовательских учреждений, органов исполнительной власти
Сводные замечания и предложения, поступившие от организаций-экспертов, в процессе профессионально-общественного обсуждения профессионального стандарта и принятые по ним решения представлены в Приложении N3.
3.2. Список публикаций на сайте разработчика, в СМИ и профильных изданиях о ходе разработки профессионального стандарта
Для ознакомления профессионального сообщества с проектом профессионального стандарта "Коагулянщик" его текст был опубликован на Интернет-ресурсах. Список Интернет-ресурсов представлен в Таблице 3
Таблица 3. Публикации проекта профессионального стандарта "Коагулянщик".
Ресурс |
Дата публикации |
Ссылка |
Межотраслевое партнёрство разработчиков профессиональных стандартов |
09.09.2014 |
http://profstandarts.org/ |
Региональное объединение работодателей "Калужское объединение промышленников и предпринимателей" |
09.09.2014 |
http://rspp.kaluga.net/ |
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения |
15.10.2014 |
http://www.raww.ru/node/2853 |
Таким образом, разработка и обсуждение проекта профессионального стандарта "Коагулянщик" прошло все стадии разработки и полностью соответствует Методическим рекомендациям по разработке профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Ответственная организация-разработчик: общество с ограниченной ответственностью "АМИК"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.