Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений"
(подготовлен Минтрудом России 18.12.2014 г.)
Раздел 1. "Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций"
1) Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
В соответствии с указом Президента Российской Федерации N 602 от 07.05.2012 "Об обеспечении межнационального согласия" был разработан комплекс мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти Российской Федерации по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их урегулирования и проведение системного мониторинга состояния межнациональных отношений.
В результате, уже 2012 г. указом Президента РФ N1666 от 19.12.2012 была утверждена Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года.
В соответствии с ней Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются:
а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
Реализация данных целей ставит новые вызовы перед системой государственного и муниципального управления. Адекватный ответ на них невозможен без особого внимания к вопросу кадрового обеспечения, без контроля над квалификацией специалистов. В тесте Стратегии данный вопрос также рассмотрен достаточно подробно. Так, одним приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации является "совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации". Оно конкретизируется в следующих положениях:
- обеспечение учета и реализации задач государственной национальной политики Российской Федерации в федеральных и региональных документах государственного стратегического планирования;
- совершенствование системы управления и координации государственных и муниципальных органов при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
- организационное обеспечение совершенствования деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению задач государственной национальной политики Российской Федерации;
- обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по утвержденным в установленном порядке типовым учебным программам по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
Безусловно, все это требует стандартизации профессии специалиста, чья деятельность связана с вопросами межнациональных и межконфессиональных отношений. По сути дела это специалист, в конкретной практической области (содержательной и/или территориальной) обеспечивающий реализацию Стратегии национальной политики РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 15.07.2013 г. N 1226-р утвержден "План мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". В нем обозначена необходимость разработки региональных программ по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации, регулярного мониторинга экстремизма на национальной и религиозной почве, а также подготовка, переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих, занимающихся вопросами реализации государственной национальной политики _ и методическое обеспечение их профессиональной служебной деятельности.
Далее, в Плане обозначен целый ряд мероприятий связанных с: обеспечением равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики Российской Федерации ; укреплением единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); обеспечением межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений; содействием сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов России; созданием условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.
Для реализации данного плана в 2013 году принята федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" (утв. постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 г. N 718). Программа предполагает переход от ситуативной и бессистемной поддержки отдельных мероприятий в субъектах Российской Федерации к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере государственной национальной политики. Один из важнейших шагов, решающих вопрос кадрового обеспечения данного перехода будет стандратизация профессиональной деятельности специалистов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений.
Так, разработка новых и корректировка действующих региональных целевых программ в сфере межнациональных отношений и этнокультурного развития, достижение устойчивых положительных результатов в сфере укрепления гражданского единства российской нации, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, этнокультурного развития народов России, невозможно без наличия критериев деятельности специалистов по данным вопросам. На эти критерии могут ориентироваться как работодатели (структуры государственного и муниципального управления) для решения кадровых задач так и образовательные учреждения при разработке профессиональных образовательных программ.
В настоящее время реализуется большое количество различных программ дополнительного образования в области повышения квалификации муниципальных и государственных служащих по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений. Однако они характеризуются крайне высокой степенью бессистемности и значительным волюнтаризмом, проявляющимся при выборе дидактических единиц. Очевидно, что без наличия внешних критериев оценки (т.е. профессионального стандарта) невозможен, заложенный в ФЦП "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)", переход к "проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере государственной национальной политики".
Таким образом, возникает широкое профессиональное поле, требующее наличия квалифицированных специалистов в области межнациональных и межконфессиональных отношений.
При этом необходимо отметить, что тематика межнациональных и межконфессиональных отношений тесно связана с вопросами миграции. Для их регулирования в 2012 г. была разработана Концепция Государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13.06.2012). Согласно этому документу одно из основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации лежит в области содействия адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом.
Оно конкретизируется в следующих положениях:
- содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
- создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения путем формирования соответствующей инфраструктуры в странах их происхождения и в регионах Российской Федерации, испытывающих наибольший приток мигрантов, а также активно используя потенциал средств массовой информации и возможности культурно-адаптационных центров в странах происхождения мигрантов;
- обеспечение доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам в зависимости от их правового статуса;
- содействие распространению русского языка и русской культуры за рубежом;
- противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов;
- разработка, внедрение и реализация программ адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей в Российской Федерации на основе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнес-структур;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации, а также создание специализированного канала и циклов телепередач, ориентированных на социокультурную и языковую адаптацию мигрантов;
-создание программ по формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
-совершенствование взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями, содействующими адаптации и интеграции мигрантов;
Очевидно, что решение данных задач требует наличия высококвалифицированных специалистов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом N 284-ФЗ от 22.10.2013 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений, пересмотрены полномочия и усилена ответственность органов власти всех уровней и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений. В сферу прямой ответственности органов госвласти субъекта РФ и местного самоуправления включаются действия, направленные на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Таким образом, создана правовая основа для широкого распространения профессии "специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений" в системе государственного и муниципального управления.
2) Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации;
Обобщенные трудовые функции, входящие в данный вид профессиональной деятельности, выделены с учетом следующих аспектов труда:
- необходимостью реализации Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года;
- наличием персонально ответственности руководителей органов государственного и муниципального управления за возникновение межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов;
-необходимостью реализации Концепции Государственной миграционной политики РФ (в части связанной с адаптацией и интеграцией мигрантов);
-отсутствием в настоящее время системности в организации работы специалистов, решающих вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений.
Обобщенная трудовая функция А "Управление и координация деятельности по укреплению российской гражданской идентичности, обеспечению межнационального и межконфессионального согласия" описывает трудовую деятельность специалиста который занимается решением как организационно-методических так и управленчески-координационных задач, связанных с реализацией Стратегии государственной национальной политики.
В качестве минимального для профессиональной деятельности такого предлагается установить седьмой уровень квалификации. Данный уровень предусматривает: определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений; ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений.
Все указанные характеристики уровня квалификации в полной мере соотносятся с профессиональной деятельностью специалиста по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений. Это специалист, который может: самостоятельно выстраивать стратегическое управление деятельностью, решать все организационные и методические задачи, осуществлять управление (проектную координацию) группой иных специалистов и отвечать за результаты деятельности по отдельному направлению (в т.ч. выделенному в состав подразделения и/или отдельной в т.ч. крупной организации).
В соответствии с характеристиками пути достижения седьмого уровня квалификации, для работы в качестве специалиста по вопросам межнациональных межконфессиональных отношений необходимо высшее образование (специалитет, магистратура) по профилю профессиональной деятельности или высшее образование любого профиля (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное образование, с учетом разницы освоенных соискателем должности в процессе получения высшего образования и требований профессионального стандарта. Требования к опыту практической работы - не менее двух лет практической работы (приближенной к данному виду деятельности) в органах государственной власти различного уровня, общественных и некоммерческих организациях (в т.ч. в рамках волонтерской деятельности).
Обобщенная трудовая функция В "Управление и координация деятельности по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов" описывает трудовую деятельность специалиста который занимается решением как организационно-методических так и управленчески-координационных задач, связанных непосредственно с реализацией миграционной политики РФ (в части имеющей отношение к адаптации и интеграции мигрантов).
В качестве минимального для профессиональной деятельности такого предлагается установить седьмой уровень квалификации. Данный уровень предусматривает: определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений; ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений.
Все указанные характеристики уровня квалификации в полной мере соотносятся с профессиональной деятельностью специалиста по вопросам интеграции мигрантов. Это специалист, который может: самостоятельно выстраивать стратегическое управление деятельностью, решать все организационные и методические задачи, осуществлять управление (проектную координацию) группой иных специалистов и отвечать за результаты деятельности по отдельному направлению (в т.ч. выделенному в состав подразделения и/или отдельной в т.ч. крупной организации).
В соответствии с характеристиками пути достижения седьмого уровня квалификации, для работы в качестве специалиста по вопросам межнациональных межконфессиональных отношений необходимо высшее образование (специалитет, магистратура) по профилю профессиональной деятельности или высшее образование любого профиля (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное образование, с учетом разницы освоенных соискателем должности в процессе получения высшего образования и требований профессионального стандарта. Требования к опыту практической работы - не менее двух лет практической работы (приближенной к данному виду деятельности) в органах государственной власти различного уровня, общественных и некоммерческих организациях (в т.ч. в рамках волонтерской деятельности).
3) Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации.
Поскольку с учетом специфики профессиональной деятельности данным специалистом может быть как человек, занимающий руководящие должности (Руководитель отдела и пр.) так и рядовой сотрудник-специалист, то поэтому 7й уровень разделяется на два подуровня 7.1 (для специалиста) и 7.2 (для специалиста, занимающего руководящие должности).
Обобщенная трудовая функция А "Управление и координация деятельности по укреплению российской гражданской идентичности, обеспечению межнационального и межконфессионального согласия" включает следующие трудовые функции:
А/01.7.1 "Планирование, организация и контроль деятельности, направленной на укрепление российской идентичности и становление гражданского патриотизма"
А/02.7.1 "Планирование, организация и контроль деятельности по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; по предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности"
А/03.7.1 "Планирование, организация и контроль деятельности, направленной на поддержку и развитие языков и культур народов Российской Федерации, на сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Российской Федерации"
А/04.7.1 "Планирование, организация и контроль деятельности по профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия"
А/05.7.2 "Межведомственная плановая координация действий, направленных на профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия"
А/06.7.2 "Оперативное управление деятельностью по разрешению и локализации последствий социальных конфликтов, связанных с межнациональным и межконфессиональным взаимодействием"
Трудовые функции А/01.7.1 - А/03.7.1 определены в соответствии с целями государственной национальной политики Российской Федерации (а), б), г) ) которые не перекрываются иными правовыми документами. Трудовые функции описывают укрупненные составные части работы специалиста по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в области реализации национальной политики. Они могут выполняться одновременно и включаются в функционал конкретного специалиста в зависимости от стоящих перед ним задач. Возможно закрепление за специалистом одной из трудовых функций, что позволит вести более углубленную работу в одном направлении.
Трудовые функции А/04.7.1 -А/06.7.2 определены в соответствии с тем, что профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов выступает в настоящее время как одна из важнейших задач органов государственного и муниципального управления. Трудовые функции описывают укрупненные составные части работы специалиста по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в области профилактики конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве. Трудовые функции А/04.7.1 и А/05.7.2 могут выполняться одновременно и включаются в функционал конкретного специалиста в зависимости от стоящих перед ним задач. Трудовая функция А/06.7.2 может выполняться любым специалистом по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в случае возникновения оперативной необходимости.
Трудовые функции отнесены к седьмому уровню квалификации, поскольку описанная в них деятельность требует понимания методологических основ профессиональной деятельности; создания новых знаний прикладного характера в определенной области; определения источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. В процессе практической деятельности специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений должен демонстрировать умение решать задачи развития области профессиональной деятельности и организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. В силу того что сфера профессиональной деятельности находится в процессе становления он должен быть готовым к разработке новых методов, технологий, связанных с осуществлением управленческой деятельности. Данный специалист должен уметь решать задачи определения стратегии развития в области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных, а также быть способным к разработке новых методов, технологий. Ему необходимо решать все организационные и методические задачи, осуществлять управление (проектную координацию) группой иных специалистов и отвечать за результаты деятельности по отдельному направлению (в т.ч. выделенному в состав подразделения и/или отдельной в т.ч. крупной организации).
Обобщенная трудовая функция В "Управление и координация деятельности по социальной и культурной адаптации мигрантов" включает следующие трудовые функции:
В/01.7.2 "Планирование, организация и контроль деятельности по формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом"
В/02.7.2 "Планирование, организация и контроль за реализацией мер, направленных на противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формирования этнических анклавов"
В/03.7.2 "Планирование, организация и контроль деятельности по обеспечению и защите прав беженцев, вынужденных переселенцев, трудовых мигрантов"
Трудовые функции определены в соответствии необходимостью реализации миграционной политики РФ в области интеграции мигрантов. Трудовые функции описывают укрупненные составные части работы специалиста по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в области адаптации и интеграции мигрантов. Трудовые функции могут выполняться одновременно и включаются в функционал конкретного специалиста в зависимости от стоящих перед ним задач.
Трудовые функции отнесены к седьмому уровню квалификации, поскольку описанная в них деятельность требует понимания методологических основ профессиональной деятельности; создания новых знаний прикладного характера в определенной области; определения источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. В процессе практической деятельности специалист по вопросам интеграции мигрантов должен демонстрировать умение решать задачи развития области профессиональной деятельности и организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. В силу того что сфера профессиональной деятельности находится в процессе становления он должен быть готовым к разработке новых методов, технологий, связанных с осуществлением управленческой деятельности. Данный специалист должен уметь решать задачи определения стратегии развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных, а также быть способным к разработке новых методов, технологий. Ему необходимо решать все организационные и методические задачи, осуществлять управление (проектную координацию) группой иных специалистов и отвечать за результаты деятельности по отдельному направлению (в т.ч. выделенному в состав подразделения и/или отдельной в т.ч. крупной организации).
Раздел 2. "Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта"
В целом разработка проекта профессионального стандарта строилась по следующим этапам.
Первый этап. Выявление и анализ нормативно-правовых документов, регулирующих вид профессиональной деятельности.
Второй этап. Консультации с представителями работодателей и экспертного сообщества (включая соразработчиков) с целью описания вида профессиональной деятельности, характера и специфики трудовых действий специалистов, в чью компетенцию входят вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений.
Третий этап. Виртуальная (в силу того, что в профессиональном стандарте описывается неинституциализированная ранее (становящаяся) профессиональная деятельность) декомпозиция вида профессиональной деятельности, выделение Обобщенных трудовых функций
Четвертый этап. Выделение трудовых функций. Консультации с представителями работодателей и экспертного сообщества (включая соразработчиков) с целью содержательного наполнения трудовых функций.
Пятый этап. Обсуждение проекта профессионального стандарта в широком профессионально-экспертном сообществе. Внесение замечаний.
1) Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций.
Основным разработчиком проекта профессионального стандарта является ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" в соответствии с государственным контрактом, заключенным с ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России.
Исследование проводилось совместно с ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет" и ведущими профильными экспертными организациями и научными учреждениями.
ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет" - государственное бюджетное образовательное учреждение, созданное в 1996 по инициативе Департамента образования города Москвы. МГППУ уникален тем, что объединяет традиции научных исследований и ориентацию на практику. Вместе с Психологическим институтом Российской академии образования он составляет единый научно-образовательный комплекс "Психология". Исследовательская работа сотрудников МГППУ напрямую связана с передовыми академическими исследованиями. В 2007 университет стал одним из 57 вузов-победителей в конкурсе инновационных образовательных программ национального проекта "Образование". Результаты инновационной программы позволили университету принять участие в конкурсе по разработке проектов новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению "Психолого-педагогическое образование". В 2009 МГППУ стал победителем конкурса на этом направлении подготовки. В 2010 приказом Министерства образования и науки РФ на базе Московского городского психолого-педагогического университета создано Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. В 2012 МГППУ присвоен статус Федеральной инновационной площадки "Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ" (приказ Министерства образования и науки РФ от 10.04.2012 N 273). В последние годы Университет принимал активное участие в разработке ряда профессиональных стандартов: "педагог", "педагог-психолог", "психолог в социальной сфере".
С 2003 г. в составе МГППУ действует кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования. как структурное подразделение факультета социальной психологии. На ее основе реализуются образовательные проекты высшего образования, связанные с межнациональными и межконфессиональными отношениями; дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации "Профилактика ксенофобии и экстремизма в подростковой и молодежной среде", программа профессиональной переподготовки "Психология межкультурной коммуникации в сфере образования" и др.), ведется подготовка научных кадров высшей квалификации (аспирантура).
Научно-практические проекты кафедры связаны с социально-психологическим изучением проблематики межнациональных отношений ("Безопасность в многонациональной среде: причины и способы предотвращения агрессивного этнонационализма"; "Социально-психологический анализ факторов возникновения и условий предотвращения национализма в молодежной среде", "Мониторинг рисков межнациональной конфликтности среди старшеклассников г.Москвы" и др.). Особое внимание уделяется вопросам миграции ("Доступ к образованию и раннее развитие детей трудящихся мигрантов из Таджикистана в Московском регионе", "Оптимизация работы психологической службы образовательных учреждений с высокой долей мигрантов" и др.)
В целом в разработке стандарта принимали участие: (1) научные учреждения, имеющие обширный опыт разработки профессиональных стандартов и, одновременно, экспертным опытом в области межнациональных и межконфессиональных отношений; (2) научные учреждения, занимающие ведущие экспертные позиции в стране по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений (как государственные бюджетные, так и некоммерческие экспертные организации); (3) организации, представляющие структуры государственного управления, в рамках которых осуществляется деятельность специалиста по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений; (4) общественные и некоммерческие организации, чья деятельность связана с интеграцией мигрантов и гармонизацией межнациональных и межконфессиональных отношений.
Такой подбор исполнителей обеспечил сочетание профессиональных навыков в разработке профессиональных стандартов, широкую общественную поддержку и учет государственных интересов в данной области.
Дальнейшая организация деятельности по обновлению профессиональных стандартов, разработке квалификационных требований, взаимодействию с образовательными организациями, формированию независимой системы оценки и присвоения квалификаций может быть осуществлена ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" и ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет".
2) Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
К разработке профессионального стандарта были привлечены эксперты, обладающие знаниями и опытом практической деятельности в следующих сферах:
- научные исследования в области межнациональных и межконфессиональных отношений;
- научные исследования в области миграции и миграционной политики;
- работа по реализации национальной политики в различных регионах Российской Федерации в рамках государственного и муниципального управления;
- работа по реализации миграционной политики в рамках деятельности Федеральной миграционной службы;
- работа по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в рамках деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций, в т.ч. национально-культурных автономий (НКА);
- работа по содействию интеграции мигрантов в рамках деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций;
- работа по содействию соблюдения прав человека, связанных с межнациональными и межконфессиональным отношениями;
- разработка квалификационных характеристик и профессиональных стандартов;
При разработке профессионального стандарта были использованы:
- для выделения трудовых функций и трудовых действий - методы функционального анализа;
- для сбора сведений о квалификационных требованиях - экспертные опросы.
Также были использованы: метод описания, метод анализа и синтеза, метод обобщения, метод структурирования, метод изучения и обобщения опыта, метод визуализации, метод редактирования, метод компьютерных технологий, метод анализа нормативной документации.
3) общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
- Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 351.1);
- Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии;
- Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях";
- Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
- Федеральный закон от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
- Федеральный закон от 22.10.2013 N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений";
- Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012. N 1666 "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- Федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" (утв. постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 г. N 718);
- Указ Президента РФ от 13.06.2012 "Об утверждении Концепции Государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года".
Раздел 3. "Обсуждение проекта профессионального стандарта"
Проект профессионального стандарта опубликован:
1) на сайте www.regulation.gov.ru;
2) на сайте Института труда и страхования РАНХиГС;
3) на сайте Московского городского психолого-педагогического университета;
4) на сайте Всероссийского конгресса этножурналистов.
Проект профессионального стандарта обсуждался в рамках Недели толерантности в "Еврейском музее и Центре толерантности" (Общественное обсуждение-презентация проекта профессионального стандарта, 14.11.2014) в обсуждении проекта приняли участие 23 эксперта, представляющие 22 организации.
Замечания в целом были связаны с необходимостью дополнения стандарта с правозащитной точки зрения, а также требованиями к образованию и большим объемом (с точки зрения обозначенных умений и знаний).
Проект профессионального стандарта обсуждался также с Фондом "миграция ХХI век". По итогам рассмотрения Фондом "Миграция ХХI век" был сформулирован ряд замечаний и предложений, касающихся основного вида профессиональной деятельности, описания и характеристик трудовых функций по различным направлениям деятельности такого специалиста.
О разработке проекта профессионального стандарта профессионально-экспертное сообщество также было проинформировано в рамках кратких выступлений на ряде общественно-значимых мероприятий:
1. Круглый стол "Государственная национальная политика и укрепление межэтнической стабильности в Российской Федерации" в рамках Форума-выставки "Многонациональная Россия" (17.11.2014).
2. Конференция "Роль институтов гражданского общества в реализации "Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года" 20.11.2014 г. в Общественной палате города Москвы.
Было проведено 2 круглых стола:
В круглом столе "Обсуждение проекта профессионального стандарта "Специалистов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений" в РАНХиГС, 25.11.2014 приняли участие 10 экспертов, представляющие 6 организаций.
Замечания в целом были связаны с необходимостью доработать функционал специалиста в части межрелигиозной проблематики, предложениями более широкой профилизации, а также требованиям к уровню образования.
В круглом столе "Проблемы подготовки специалистов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений". МГППУ, 27.11.2014 приняли участие 12 экспертов, представляющие 6 организаций.
Замечания в целом были связаны с дополнениями к некоторым трудовым функциям умений и знаний (предметных областей) а также требованиям к уровню образования.
Результаты общественных обсуждений нашли свое отражение в прессе:
"Толерантность по стандарту. межнациональными отношениями займутся профессионалы" (газета "Поиск, N47,2014).
"В Москве прошел круглый стол: Обсуждение проекта проф.стандарта "Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений" (Kavnews.ru - Информационный ресурс о Кавказе; 26.11.2014).
"Межнациональное согласие поставят в рамки" (Газета "Коммерсантъ" N217 от 01.12.2014, стр. 3).
Анализ общественного обсуждения профстандарта представлен на сайтах:
"Московское бюро по правам человека" http://pravorf.org
Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. http://old.president-sovet.ru/
Раздел 4. "Согласование проекта профессионального стандарта"
В проекте профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проректор А.Л. Сафонов
М.П.
Приложение 1. Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта "Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений".
N п/п |
Организация |
Должность уполномоченного лица |
ФИО уполномоченного лица |
Подпись уполномоченного лица |
Разработка проекта профессионального стандарта | ||||
1. |
Институт труда и страхования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации |
Проректор, директор Института |
Сафонов Александр Львович |
|
2. |
ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет" |
Ректор |
Рубцов Виталий Владимирович |
|
3. |
ФБГУ "Институт Социологии Российской Академии Наук", город Москва |
Руководитель Центра исследования межнациональных отношений |
Дробижева Леокадия Михайловна |
|
4. |
Департамент внутренней политики Ямало - Ненецкого Автономного округа, город Салехард |
Первый заместитель директора |
Егудас Дмитрий Игоревич |
|
5. |
ФГБОУ ВПО "Институт управления инновациями Казанского Национального исследовательского технологического университета" |
Директор |
Зинурова Раушания Ильшатовна |
|
6. |
Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия |
Министр |
Хаутиев Руслан Султанович |
|
7. |
Региональная общественная организация "Содействие. Сотрудничество. Созидание" |
Председатель |
Атаниязова Юлдуз Аминовна |
|
8. |
Региональная общественная организация "Центр миграционных исследований", город Москва |
Директор |
Полетаев Дмитрий Вячеславович |
|
9. |
Автономная некоммерческая организация "Центр этнополитических и региональных исследований" |
Директор |
Мукомель Владимир Изявич |
|
10. |
ФБГУ "Российский государственный гуманитарный университет" |
Директор Центра изучения религий |
Шабуров Николай Витальевич |
|
Приложение N 2. Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта "Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений".
Мероприятие |
Дата проведения |
Организации
|
Участники |
|
Должность |
ФИО |
|||
Общественное обсуждение-презентация проекта профессионального стандарта. Еврейский музей и Центр толерантности. Москва, ул. Образцова д. 11 стр. 1А. |
13.11.2014 |
Центр международной трудовой и учебной миграции |
сотрудник |
Алибаева М.М. |
Федеральная миграционная служба |
начальник Управления содействия интеграции, доктор философских наук, профессор |
Бажан Т.А. |
||
Федеральная миграционная служба |
главный специалист-эксперт Управления содействия интеграции |
Денисенко А.А. |
||
ГБУ Московский дом национальностей |
начальник Московского центра интеграции |
Бурова Г.В. |
||
ГБУ Московский дом национальностей |
заведующая сектором по взаимодействию с территориальными органами исполнительной власти |
Еркина Е.А. |
||
"Союз армян России" |
вице-президент |
Ананянс Г.С. |
||
Рабочая группа по межнациональной и межрелигиозной медиации Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений |
заместитель руководителя |
Григорьев Н.И. |
||
Рабочая группа по межнациональной и межрелигиозной медиации Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений |
заместитель руководителя |
Михнюк С.П. |
||
Фонд "Таджикистан" |
президент, член Общественного совета при ФМС России |
Джураева Г.К. |
||
Интеграционный центр "Миграция и закон" |
руководитель |
|||
Фонд Ага Хана (Россия) |
руководитель |
Доргабекова Д. |
||
Фонд Ага Хана (Россия) |
специалист по мониторингу и оценке программ |
Хусснаин В. |
||
ФНКА чувашей России |
представитель |
Крылов Г.З. |
||
Московского педагогического государственного университета |
доцент кафедры общего языкознания |
Латфуллина Л.Г. |
||
Центр толерантности ЧУК "Еврейский музей и центр толерантности" |
программный директор, к.психол.н. |
Макарчук А.В. |
||
ОО "Федерация еврейских национально-культурных автономий" |
генеральный директор |
Михалева Е.А. |
||
Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве, |
ответственный секретарь |
Московский Ю.В. |
||
Фонда развития международных связей "Добрососедство" |
Директор проектов |
|||
Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН (УРАН ИНП РАН) |
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории Анализа и прогнозирования миграции |
Полетаев Д.В. |
||
РОО "Центр миграционных исследований" |
директор |
|||
ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова" |
проректор |
Тамтосов А.А. |
||
Кафедра ЮНЕСКО МИОО |
зав. лаб. истории и культуры религий мира |
Теплова Е.Ф. |
||
Международная некоммерческая организация TONG JAHONI |
директор |
Чупик В.В. |
||
МГО Союза журналистов России |
заместитель председателя |
Шамикова Л.Г. |
||
Всероссийский конгресс этножурналистов "Культура мира" |
первый заместитель председателя |
|||
Общероссийская общественная организация Союз православных граждан |
председатель |
Лебедев В.В. |
||
Кафедра ЮНЕСКО МИОО |
д.и.н., зав. лабораторией социокультурной и языковой адаптации мигрантов |
Шевцова А.А. |
||
Обсуждение проекта профессионального стандарта, РАНХиГС |
25.11.2014 |
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества |
заместитель председателя |
священник Роман Богдасаров |
УФМС России по городу Москве |
начальник отделения по работе с национальными сообществами |
Дмитриева Т.Н. |
||
РАНХиГС |
заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений |
Михайлов В.А |
||
Рабочая группа по межнациональной и межрелигиозной медиации Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений |
заместитель руководителя |
Григорьев Н.И. |
||
ФДО ПСТГУ
|
старший преподаватель кафедры теологии |
Таланкина М.В. |
||
УМО по классическому университетскому образованию |
член Совета по теологии |
|||
МГО Союза журналистов России |
заместитель председателя |
Шамикова Л.Г. |
||
Всероссийский конгресс этножурналистов "Культура мира" |
первый заместитель председателя |
|||
Всероссийский конгресс этножурналистов "Культура мира" |
секретарь |
Копельчук Я. |
||
Круглый стол "Проблемы подготовки специалистов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений". МППУ, Москва, ул. Сретенка д.29 |
27.11.2014 |
Центр межнационального сотрудничества |
директор |
Айрапетян А.А. |
Московский городской университета управления Правительства Москвы |
проректор по учебной и научной работе |
Александров А.А. |
||
Московское бюро по правам человека |
директор; член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека |
Брод А.С. |
||
Общероссийская общественная организация "Юристы за права и достойную жизнь человека" |
председатель координационного совета |
|||
ИТИСО РАНХиГС |
ведущий специалист |
Далецкий А.А. |
||
Институт Этнологии и Антропологии РАН |
д.и.н., в.н.с. |
Деметер Н.Г.
|
||
Федеральная национально-культурная автономия российских цыган |
председатель; член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ |
|||
Кафедра ЮНЕСКО МИОО |
д.фил.наук, профессор |
Клишина О.С. |
||
Кафедра ЮНЕСКО МИОО |
д.и.н., зав. лабораторией социокультурной и языковой адаптации мигрантов |
Шевцова А.А. |
||
МГППУ |
проректор по учебной работе |
Макаровская З.В. |
||
Отдел трудовой миграции, Бюро Международной организации по миграции в Москве |
руководитель |
Мельничук Ю.В. |
||
Журналы "Российский адвокат", "Адвокатские вести России" |
спецкор |
Мурзаханова Н.Ю. |
||
Гильдия российских адвокатов |
пресс-секретарь |
|||
НИУ ВШЭ |
к.психол.н., зам. зав.кафедрой организационной психологии |
Татарко А.Н. |
||
МГППУ |
к.психол.н., зав.кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования |
Хухлаев О.Е. |
||
Московский университет государственного управления |
зав.кафедрой |
Сорокопуд Ю.В. |
Приложение 3. Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта "Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений".
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием принятия или отклонения) |
1. |
Полетаев Д.В. |
РОО "Центр миграционных исследований", директор |
2. На стр. 23. упоминается система мониторинга. В этой связи на наш взгляд на стр. 24 необходимо добавить такие курсы как "управление проектами" и "социология" |
Принято частично. Знакомство с социологией предполагается в рамках ознакомления с этносоциологией |
2. |
Полетаев Д.В. |
РОО "Центр миграционных исследований", директор |
1.На стр.14 упоминается профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов. На наш взгляд рациональнее говорить о создании бесконфликтной среды |
Принято частично в связи с тем что "профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов" является устоявшимся термином, при этом добавлено "создание бесконфликтной среды" |
3. |
Хаутиев Р. |
Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, министр |
1.Раздел II.В трудовых функциях. Код А рекомендуем добавить: а) Планирование и координация деятельности национально-культурных общин в регионах б) Способность активизации деятельности института полномочных представителей в регионах |
Принято. Пункт а) переформулирован: "Деятельность по содействию работе национально-культурных автономий и иных общественных организаций этнокультурной направленности". Пункт б) переформулирован: "Организовывать взаимодействие с представителями института полномочных представителей в регионах" |
4. |
Бажан Т.А. |
Федеральная миграционная служба, начальник Управления содействия интеграции, доктор философских наук, профессор |
Управление содействия интеграции ФМС РФ готово подготовить свои предложения в документ |
Принято. В настоящий момент текст стандарта находится на рассмотрении в Управлении содействия интеграции УФМС. Конкретные замечания будут внесены после получения письменного отзыва. |
5. |
Лебедев В.В. |
Общероссийская общественная организация Союз православных граждан, председатель |
Необходимо обсудить проект стандарта с представителями РПЦ |
Принято с разъяснением наличия данного взаимодействия с ОВЦС РПЦ. В настоящий момент текст стандарта находится на рассмотрении в ОВЦС РПЦ. Также планируется участие представителей РПЦ в обсуждении стандарта в Общественной палате РФ 23.12.2014, после чего будут внесены конкретные замечания. |
6. |
Московский Ю.В. |
Общественно-консультативный совет при УФМС России по г. Москве, ответственный секретарь; Фонд развития международных связей "Добрососедство", Директор проектов |
Стандарт слишком объемный, следует его приблизить к реальной жизни |
Принято частично с разъяснением необходимости соответствия требованиям Минтруда и социального развития, а также соответствующим нормативным документам, связанным с реализацией национальной и миграционной политики |
7. |
Шамикова Л.Г. |
заместитель председателя МГО Союза журналистов России, первый заместитель председателя Всероссийского конгресса этножурналистов "Культура мира" |
Требования к образованию и обучению - "Высшее образование по профилю профессиональной деятельности" не соответствуют реальности в связи с отсутствием данного профиля в системе высшего образования страны |
Принято. Требования по образованию и обучению снижены до "Высшее образование (магистратура, специалитет)" |
8. |
Есть несоответствия между трудовыми действиями, умениями и знаниями |
Принято с предложением конкретизировать выявленные несоответствия с целью их устранения |
||
9. |
Большое количество специальностей заложено в содержание стандарта, невозможно освоить одному специалисту |
Отклонено с разъяснением а) необходимости реализации специалистом всех задач; б) отсутствия требований к реализации одним специалистом одновременно всех ОТФ; в) реализации в современном высшем образования 2-ого уровня (магистратура) стратегии междисциплинарности, что позволит осуществить эффективную подготовку подобного рода специалистов, знакомых с широким спектром предметных областей |
||
10. |
|
|
Специалист в области оперативного управления и контроля не должен заниматься разработкой мониторинга, а должен пригласить специалиста. |
Принято с разъяснением учета данной рекомендации в проекте, согласно которому "Специалист.." организует территориальную систему мониторинга, а любую разработку осуществляет обязательно с представителями экспертного сообщества т.о. выполняя организационно-управленческие функции (см. трудовые действия ТФ А/01.7 и др.) |
11. |
Еркина Е.А. |
ГБУ Московский дом национальностей, заведующая сектором по взаимодействию с территориальными органами исполнительной власти |
Очень тяжелая структура данного документа |
Отклонено с разъяснением соответствия данной структуры приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "12" апреля 2013 г. N 147н |
12. |
Джураева Г.К. |
президент Фонда "Таджикистан", руководитель интеграционного центра "Миграция и закон", член Общественного совета при ФМС России |
Очень большой и разнообразный список знаний. Не может один человек им всем обладать |
Отклонено с разъяснением. А) Знания в значительной части являются "сквозными" т.е. имеют отношение к многим ТФ, их разнообразие во многом кажущееся и связано с многократным повторением. Б) Знания являются обозначением предметной области, из которой специалист должен черпать только ту информацию, которая необходима ему для осуществления трудовых действия и освоения умений |
13. |
В требования к опыту практической работы следует добавить в т.ч. в некоммерческих организациях |
Принято |
||
14. |
Следует быть осторожным с терминами "сохранение", "защита", "законные интересы", лучше использовать слово "поддержка" |
Частично принято - требуется консультация по возможности замены термина "защита" на "поддержка" |
||
15. |
Свящ. Роман Богдасаров |
заместитель председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; руководитель секретариата Межрелигиозного Совета России |
Совместно с Межрелигиозным Советом России доработать функционал специалиста в части межрелигиозной проблематики |
Принято. Достигнута договоренность об анализе документа Межрелигиозным Советом России и представлении рекомендаций. Конкретные замечания будут внесены после получения письменного отзыва, находящегося в процессе подготовки.
|
16. |
Таланкина М.В. |
Зав. сектором научно-методического обеспечения религиозного образования ПСТГУ, член Совета по теологии УМО по классическому университетскому образованию |
В область знаний следует внести предметную область "Теология" |
Принято |
17. |
Михайлов В.А. |
Зав. Каф. национальных и федеративных отношений РАНХиГС |
Необходимо усилить часть стандарта связанную с межконфессиональн-ым отношениями |
Принято, с разъяснением договоренности о данной работе в сотрудничестве с Межрелигиозным Советом России |
18. |
Григорьев Н.И. |
заместитель руководителя рабочей группы по межнациональной и межрелигиозной медиации Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений |
В случае этнического конфликта данный специалист должен уметь обратиться к профильным специалистам-медиаторам |
Принято с разъяснением что по мнению разработчиков именно в этом заключается основная цель вида профессиональной деятельности : "управление и координация_" |
19. |
Необходима более четкая профилизация. Можно разнести квалификацию специалиста по уровням на: 1. Специалист общего профиля. 2.1. Специалист по разрешению межэтнических конфликтов 2.2. Специалист по мониторингу и анализу. 2.3. Специалист по адаптации мигрантов 3. Руководитель проектов или подразделений |
Принято частично. Предложенная профилизация в целом соответствует целям вида профессиональной деятельности но не отвечает финансово-экономическим возможностям работодателей. При этом возможность определенной дифференциации уровней квалификации необходима. В связи с этим нужно обсудить с соразработчиками введение дополнительных трудовых функций "помощника специалиста" с квалификацией 5 или 6 уровня. |
||
20. |
Следует термин "межнациональных" заменить на более соответствующий современной науке - "межэтнический" |
Отклонено. Документ создается на основе утвержденной нормативной документации и разработчики вынуждены пользоваться используемой в них терминологией. В связи с этим предложением необходима коррекция всех нормативных документов, связанных с реализацией национальной политики, что возможно только через широкое общественное обсуждение |
||
21. |
Шевцова А.А. |
д.и.н., зав. лабораторией социокультурной и языковой адаптации мигрантов кафедры ЮНЕСКО МИОО |
В требуемые знания следует внести предметную область "Этнология" |
Принято. |
22. |
Слишком жесткие требования к уровню образования, особенно в ситуации когда подобного профиля образования не существует |
Принято с введением обязательности дополнительного проф.образования в случае непрофильности высшего образования |
||
23. |
Брод А.С. |
член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, директор Московского бюро по правам человека, председатель координационного совета Общероссийской общественной организации "Юристы за права и достойную жизнь человека". |
Необходимо ввести в состав ряда трудовых функций умение "подключать институты гражданского общества, правозащитные организации к текущей деятельности" |
Принято. |
24. |
Александров А.А. |
к.и.н., доц., проректор по учебной и научной работе Московского городского университета управления Правительства Москвы |
Специалист должен знать не законодательство, а все источники права |
Принято. |
25. |
Деятельность специалиста должна опираться на четкие правовые рамки |
Принято. |
||
26. |
Деметер Н.Г. |
д.и.н., в.н.с. Института Этнологии и Антропологии РАН, председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ. |
В требуемые знания следует внести предметную область "Этнология" |
Принято. |
27. |
Атаниязова Ю.А. |
Региональная общественная организация "Содействие. Сотрудничество. Созидание", |
Стр. 5, раздел "Требования к образованию и обучению" ДОПОЛНИТЬ: Требуется дополнительное образование в области международного гуманитарного права, миграционного права, права национальных меньшинств |
Принято частично в связи тем, что в данном пункте будет обозначена необходимость дополнительного образования в целом. Указанные области могут найти свое отражение в разделе Знания |
28. |
|
Стр. 5, раздел "Требования к опыту практической работы" ЧИТАТЬ: Не менее двух лет практической или волонтерской работы в органах государственной власти различного уровня или негосударственных некоммерческих организациях, приближенной к данному виду деятельности |
Принято |
|
29. |
|
Стр. 7, раздел "Необходимые умения", абз. 2 ЧИТАТЬ: Изучать передовой международный и исторический опыт российской империи и Советского Союза по формированию государственной идентичности |
Отклонено в связи с принятие решения исключить данный пункт из текста |
|
30. |
|
Стр. 8, раздел "Необходимые знания" После абз. 1 ДОПОЛНИТЬ абз.2,3 Конституционное право Международное право прав человека Далее по тексту |
Принято. |
|
31. |
|
Стр. 9, раздел "Трудовые действия", абз. 2 ЧИТАТЬ: Ведение приема граждан по вопросам реализации принципа равноправия граждан независимо от гражданства, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, связанных с социальной дискриминацией и ограничением по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Подготовка запросов и истребование ответов по существу от уполномоченных государственных и негосударственных органов, учреждений, предприятий, организаций в связи с обращениями граждан и организаций по вопросам реализации принципа равноправия Подготовка обоснованных ответов на обращения граждан по вопросам реализации принципа равноправия граждан независимо от гражданства, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, связанных с социальной дискриминацией. Организация и проведение специальных экспертных, контрольных, консультационных мероприятий, публичных слушаний, создание и организация работы согласительных комиссий по проблемам обеспечения равноправия и искоренения дискриминации как по обращениям граждан, так и по собственной инициативе Создание территориальной системы раннего выявления и оперативного реагирования на проявления дискриминации в отношении граждан различной национальной, религиозной, социальной и гражданской принадлежности. Информационно-просветительская работа с территориальными государственными и муниципальными органами, учреждениями, предприятиями, общественными организациями и населением, направленная на разъяснение недопустимости ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Информационное обеспечение текущей деятельности, взаимодействие со средствами массовой информации и населением. Ведение соответствующей документации и служебной переписки |
Принято в целом. Организация и проведение согласительных комиссий будет упоминаться в ТФ В/03.7. Внесение новых трудовых действия должно быть согласовано с организациями-соразработчиками |
|
32. |
|
Стр. 9, раздел "Необходимые умения", абз. 4 ЧИТАТЬ: Анализировать обращения граждан, обеспечивать проверку поступившей информации и надлежащее реагирование правоохранительных и иных государственных органов, готовить необходимые документы |
Принято частично. Т.к. специалист не может обеспечить "реагирование" он должен "обеспечивать проверку поступившей информации; готовить необходимые документы, в т.ч. запросы и обращения в правоохранительные и иные уполномоченные органы по этим сообщениям; официальные ответы; вести служебную переписку по поводу данных обращений, в том числе с целью получения ответов по существу" |
|
33. |
|
Стр. 9, раздел "Необходимые умения", абз. 5 ЧИТАТЬ: Осуществлять информационно-консультативную, организационную и административную поддержку заинтересованных организаций и граждан по проблеме предотвращения национальной, религиозной и иной социальной дискриминации и обеспечения привлечения виновных в дискриминации в соответствии с действующим законодательством |
Принято. |
|
34. |
|
Стр. 9, раздел "Необходимые умения", абз. 7 ЧИТАТЬ: Организовывать разработку, экспертизу, публикацию и распространение информационно-просветительских материалов, проведение антидискриминационного обучения государственных служащих, разработку и проведение государственных и муниципальных программ, мероприятий, нормативных актов, направленных на правовое преследование и предотвращение всех форм дискриминации |
Принято. |
|
35. |
|
Стр. 13, раздел "Требования к образованию и обучению" ДОПОЛНИТЬ: Требуется дополнительное образование в сфере конституционного права, международного права прав человека |
Принято. |
|
36. |
|
Стр. 13, раздел "Требования к опыту практической работы" ЧИТАТЬ: Не менее двух лет практической деятельности в государственной или негосударственной некоммерческой организации или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности |
Принято. |
|
37. |
|
Стр. 14, раздел "Трудовые действия", абз. 3 ЧИТАТЬ: Разработка (с привлечением представителей экспертного сообщества и заинтересованных негосударственных некоммерческих организаций), реализация и оценка эффективности территориальных программ/мероприятий, направленных на профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия |
Принято. |
|
38. |
|
Стр. 15, раздел "Необходимые умения", абз. 2 ЧИТАТЬ: Организовывать взаимодействие с представителями экспертного сообщества и заинтересованных негосударственных некоммерческих организаций по вопросам осуществления текущей деятельности |
Принято |
|
39. |
|
Стр. 15, раздел "Необходимые знания" После абз. 1 ДОПОЛНИТЬ абз.2,3 Конституционное право Международное право прав человека Далее по тексту ГОЛУБЫМ повтор в другой ОТФ |
Принято. |
|
40. |
|
|
Стр. 16, раздел "Трудовые действия", абз. 3 ЧИТАТЬ: Информационно-консультативная, организационная и административная поддержка действий государственных и негосударственных структур, направленных на профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия |
Принято. |
41. |
|
|
Стр. 16, раздел "Трудовые действия", абз. 4 ЧИТАТЬ: Вовлечение этнокультурных объединений, негосударственных некоммерческих и религиозных организаций, иных институтов гражданского общества в развитие межнационального и межконфессионального диалога, противодействие национальной, религиозной и социальной нетерпимости |
Принято. |
42. |
|
|
Стр. 17, раздел "Необходимые умения", абз. 2 Слово "группы" - ИСКЛЮЧИТЬ. Далее по тексту |
Принято. |
43. |
|
|
Стр. 17, раздел "Необходимые знания" ЧИТАТЬ: Законодательство Российской Федерации, международные документы в области обеспечения прав меньшинств, межнационального и межконфессионального согласия |
Принято. |
44. |
|
|
Стр. 18, раздел "Трудовые действия", абз. 4 ЧИТАТЬ: Организация взаимодействия с этнокультурными объединениями, негосударственными некоммерческими и религиозными организациями, институтами гражданского общества, представителями населения с целью использования их потенциала для разрешения социальных конфликтов, связанных с межнациональным и межконфессиональным взаимодействием. |
Принято. |
45. |
|
|
Стр. 18, раздел "Трудовые действия", абз. 6 ЧИТАТЬ: Информационно-просветительская работа (в т.ч. с государственными служащими и представителями средств массовой информации) по недопущению разжигания межнациональной розни, и иного негативного развития в ситуациях потенциального наличия межнациональных и межконфессиональных противоречий |
Принято. |
46. |
|
|
Стр. 18, раздел "Трудовые действия", абз. 8 ЧИТАТЬ: Информационное обеспечение текущей деятельности, взаимодействие со средствами массовой информации, негосударственными некоммерческими организациями населением |
Принято. |
47. |
|
|
Стр. 19, раздел "Необходимые знания", абз. 1 ЧИТАТЬ: Законодательство Российской Федерации, международные документы в области прав человека, прав меньшинств, межнационального и межконфессионального взаимодействия. |
Принято. |
48. |
|
|
Стр. 20, раздел "Требования к опыту практической работы" ЧИТАТЬ: Не менее двух лет практической работы в госструктурах или негосударственных некоммерческих организациях или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности |
Принято. |
49. |
|
|
Стр. 22, раздел "Трудовые действия", абз. 2 ЧИТАТЬ: Обеспечение участия в реализации федеральных (региональных) государственных программ, связанных с формированием конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. Ведение приема российских и иностранных граждан по вопросам обеспечения прав и законных интересов мигрантов, предотвращения дискриминации мигрантов. Подготовка запросов и истребование ответов по существу от уполномоченных государственных и негосударственных органов, учреждений, предприятий, организаций в связи с обращениями граждан и организаций по вопросам обеспечения прав и законных интересов мигрантов, предотвращения дискриминации мигрантов. Подготовка обоснованных ответов на обращения граждан и организаций по вопросам обеспечения прав и законных интересов мигрантов, предотвращения дискриминации мигрантов. Организация и проведение специальных экспертных, контрольных, консультационных мероприятий, публичных слушаний, создание и организация работы согласительных комиссий по проблемам обеспечения прав и законных интересов мигрантов, предотвращения дискриминации мигрантов как по обращениям граждан и организаций, так и по собственной инициативе Организация территориальной системы мониторинга обеспечения прав и законных интересов мигрантов, предотвращения дискриминации мигрантов, характера взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. Разработка (с привлечением представителей экспертного сообщества), реализация и оценка эффективности территориальных программ/мероприятий, направленных на обеспечения прав и законных интересов мигрантов, предотвращения дискриминации мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. Осуществление деятельности по поддержке общественных инициатив (в том числе, местных инициатив, волонтерского (добровольческого) движения) с целью их использования для недопущения дискриминации мигрантов, формирования конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. Информационно-просветительская работа с государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями, непосредственно с мигрантами и принимающим сообществом, направленная на активизацию конструктивного взаимодействия, гражданский диалог. Информационное обеспечение текущей деятельности, взаимодействие со средствами массовой информации. Ведение соответствующей документации и служебной переписки. |
Принято с разъяснением, что внесение новых пунктов в трудовых действия должно быть согласовано с организациями-соразработчиками |
50. |
|
|
Стр. 23, раздел "Необходимые знания" После абз. 1 ДОПОЛНИТЬ абз. 2, 3, 4, 5, 6: Конституционное право Международное право прав человека Миграционное право РФ Основы российского административного, гражданского, гражданского процессуального, уголовного права Международные договоры РФ в области миграции и обеспечения прав иностранных граждан Далее по тексту |
Принято. |
51. |
|
|
Стр. 23, раздел "Трудовые действия", абз. 3 ЧИТАТЬ: Разработка (с привлечением представителей экспертного сообщества и профильных негосударственных некоммерческих организаций), реализация и оценка эффективности территориальных программ/мероприятий, направленных на противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формирования этнических анклавов |
Принято. |
52. |
|
|
Стр. 23, раздел "Трудовые действия", абз. 5 ЧИТАТЬ: Участие в ведении мониторинга за движением населения и соблюдением социальных и культурных прав мигрантов на региональном и муниципальном уровне |
Отклонено в связи с исключением данного пункта из трудовых действий |
53. |
|
|
Стр. 23, раздел "Трудовые действия", абз. 6 ЧИТАТЬ: Ведение приема граждан по вопросам соблюдения социальных и культурных прав, социальной и культурной адаптации, обеспечение ответов на обращения по данной тематике |
Принято частично. Правовая защита мигрантов относится в ТФ С/03.7 в которой должно присутствовать упоминание о соблюдении социальных и культурных прав |
54. |
|
|
Стр. 23, раздел "Трудовые действия", абз. 7 ЧИТАТЬ: Осуществление деятельности по поддержке общественных инициатив (в том числе волонтерского (добровольческого) движения в области обеспечения социальных и культурных прав мигрантов, профилактики социальной исключенности и пространственной сегрегации мигрантов |
Принято частично. Правовая защита мигрантов относится в ТФ С/03.7 в которой должно присутствовать упоминание о обеспечении социальных и культурных прав |
55. |
|
|
Стр. 24, раздел "Необходимые умения", абз. 2 ЧИТАТЬ: Подбирать эффективные формы и разрабатывать содержание для мониторинга обеспечения социальных и культурных прав мигрантов, эффективности адаптационных и интеграционных программ, информационно-просветительской работы |
Принято частично. Правовая защита мигрантов относится в ТФ С/03.7 ,в которой должно присутствовать упоминание о мониторинге обеспечения социальных и культурных прав |
56. |
|
|
Стр. 24, раздел "Необходимые умения", абз. 6 Слово "группы" - ИСКЛЮЧИТЬ. Далее по тексту |
Принято. |
57. |
|
|
Стр. 24, раздел "Необходимые умения", абз. 8 ЧИТАТЬ: Анализировать обращения граждан, обеспечивать проверку поступившей информации и надлежащее реагирование правоохранительных и иных государственных органов на обращения российских и иностранных граждан и организаций, готовить необходимые документы, в т.ч. официальные ответы, вести служебную переписку по поводу данных обращений |
Принято частично Т.к. специалист не может обеспечить "реагирование" он должен "обеспечивать проверку поступившей информации; готовить необходимые документы, в т.ч. запросы и обращения в правоохранительные и иные уполномоченные органы по этим сообщениям; официальные ответы; вести служебную переписку по поводу данных обращений, в том числе с целью получения ответов по существу". |
58. |
|
|
Стр. 25, раздел "Трудовые действия", абз. 3 ЧИТАТЬ: Обеспечение ответов на обращения граждан по обеспечения и защиты прав и законных интересов беженцев, вынужденных переселенцев, трудовых мигрантов |
Принято. |
59. |
|
|
Стр. 25, раздел "Трудовые действия", абз. 4 ЧИТАТЬ: Информационно-просветительская работа с территориальными государственными и муниципальными органами и организациями (в том числе привлекающими иностранную рабочую силу), направленная на обеспечение и защиту прав и законных интересов беженцев, вынужденных переселенцев, трудовых мигрантов. |
Принято. |
60. |
|
|
Стр. 25, раздел "Необходимые умения", абз. 1 ЧИТАТЬ: Анализировать обращения российских и иностранных граждан и ЛБГ, обеспечивать проверку поступившей информации и надлежащее реагирование правоохранительных и иных государственных органов, готовить переделать в соответствии с тем как ранее. необходимые документы, в т.ч. официальные ответы, вести служебную переписку по поводу данных обращений |
Принято частично. Т.к. специалист не может обеспечить "реагирование" он должен "обеспечивать проверку поступившей информации; готовить необходимые документы, в т.ч. запросы и обращения в правоохранительные и иные уполномоченные органы по этим сообщениям; официальные ответы; вести служебную переписку по поводу данных обращений, в том числе с целью получения ответов по существу". "_российских и иностранных граждан и ЛБГ" внести в текст |
61. |
|
|
Стр. 26, раздел "Необходимые знания" После абз. 1 ДОПОЛНИТЬ абз. 2, 3, 4, 5, 6: Конституционное право Международное право прав человека Миграционное право РФ Основы российского административного, гражданского, гражданского процессуального, уголовного права Международные договоры РФ в области миграции и обеспечения прав иностранных граждан Далее по тексту |
Принято. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.