Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минсельхозом России 23.12.2014 г.)
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 1.
Статью 21 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст.3440) дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:
"3. Рыбоводное хозяйство, осуществляющее до 31 декабря 2015 года искусственное воспроизводство за счет собственных средств на акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, анадромных видов рыб, перечень которых утвержден в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", и владеющее рыбоводным заводом на праве собственности или на основании договора аренды, вправе заключить безвозмездный договор пользования рыбоводным участком, границы которого сформированы на таком водном объекте рыбохозяйственного значения или его части, без проведения торгов (конкурсов, аукционов), предусмотренных частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.
4. Договор пользования рыбоводным участком с рыбоводным хозяйством, указанным в части 3 настоящей статьи, заключается в порядке установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанный договор должен содержать положения, предусмотренные частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.".
Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.
Президент Российской Федерации |
В.Путин |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях устранения ущемления прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих рыбоводными заводами, и осуществляющими до вступления в силу Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре) аквакультуру (воспроизводство) в отношении анадромных видов рыб в пресноводных водных объектах.
1 января 2014 года вступил в силу Закон об аквакультуре, которым под понятием аквакультура (рыбоводство) понимается товарная аквакультура (товарное рыбоводство), относящаяся к сельскохозяйственному производству, и аквакультура (рыбоводство), в том числе акклиматизация и искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов, относящаяся к сохранению водных биологических ресурсов.
Товарная аквакультура (рыбоводство) включает в себя, в том числе, пастбищную аквакультуру. Законом об аквакультуре введено понятие пастбищной аквакультуры, осуществляемой на рыбоводных участках в отношении объектов аквакультуры, которые в ходе соответствующих работ выпускаются в водные объекты, где они обитают в состоянии естественной свободы.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" анадромные виды рыб это виды рыб, воспроизводящиеся в пресной воде водных объектов в Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего воспроизводства.
Анадромные виды рыб являются ценными видами водных биологических ресурсов и их добыча (вылов) регулируется отдельной нормой Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", статьей 29.1
Так, до вступления в силу Закона об аквакультуре сектору рыбохозяйственного комплекса, связанному с воспроизводством тихоокеанских лососей приходилось работать в режиме "искусственного воспроизводства", которое не является коммерческой деятельностью, а режим "товарного рыбоводства", предусмотренный ранее в Законе о рыболовстве, не содержал и не раскрывал понятия "пастбищного рыбоводства".
Вместе с тем, специфика воспроизводства анадромных видов рыб связана с тем, что данный вид деятельности, в связи с вступлением в силу Закона об аквакультуре, полностью соответствует понятию "пастбищная аквакультура (рыбоводство)".
Однако, действующее законодательство в области аквакультуры (рыбоводства), в частности, положения статей 10 и 21 Закона об аквакультуре, предусматривающие порядок заключения договора пользования рыбоводным участком, не учитывают вклад, который внесли в развитие аквакультуры (рыбоводства) рыбоводные хозяйства, владеющие рыбоводными заводами, и осуществляющие искусственное воспроизводство анадромных видов рыб, а именно возможность предоставления им рыбоводного участка на пресноводном водном объекте, близ которого расположен рыбоводный завод и в который соответственно осуществлялся выпуск мальков анадромных видов рыб, в пользование без торгов.
Следует отметить, что в рамках реализации Закона об аквакультуре разработан приказ Министерства сельского хозяйства от 18 ноября 2014 года N 452 "Об утверждении классификатора в области аквакультуры (рыбоводства)", которым устанавливается понятие рыбоводные заводы, как предприятия по искусственному воспроизводству водных биоресурсов.
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют 33 рыбоводных завода, осуществляющих искусственное воспроизводство анадромных видов рыб, а именно тихоокеанских лососей, из них 28 заводов в Сахалинской области, 3 завода в Хабаровском крае и 2 завода в Приморском крае. При этом, 28 рыбоводных завода, находятся в частной собственности, и 5 в долгосрочной аренде.
За период 2011-2014 года данными рыбоводными заводами, осуществляющими искусственное воспроизводство анадромных видов рыб, выпущено в пресноводные водные объекты рыбохозяйственного значения Сахалинской области 1959,268 млн. штук молоди, Хабаровского края - 37,737 млн. штук. В Приморском крае рыбоводные заводы приступили к осуществлению искусственного воспроизводства во второй половине 2014 года.
Однако, в связи с тем, что вступивший в силу Закон об аквакультуре, не урегулировал предоставление данным заводам прав вне конкурентной процедуры на рыбоводный участок, расположенный в границах пресноводного водного объекта, такие рыбоводные заводы лишены права на изъятие из этого объекта, в который ими был осуществлён выпуск молоди, промвозврата анадромных видов рыб (тихоокеанских лососей) после нагула, и вынуждены, как и раньше, зависеть от закупки анадромных видов рыб, выловленных иными юридическими лицами в рамках промышленного рыболовства.
При этом, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 N 450 "Об утверждении правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком" аукционный способ приобретения прав на заключение договора пользования рыбоводным участком, сформированным в границах пресноводного водного объекта, где расположен рыбоводный завод и в который такой завод осуществляет выпуск мальков анадромных видов рыб (в частности тихоокеанских лососей), может привести к рискам невозможности рыбоводного завода стать победителем по результатам таких торгов, в силу превышающих финансовое положение завода ценовых предложений, или в случае демпинга на торгах.
Необходимо отметить, что принятие данного законопроекта позволит вышеуказанным рыбоводным заводам заниматься именно теми целями, для которых они осуществляют выпуск, а именно - осуществлять пастбищную аквакультуру и ежегодно выпускать 490,75 млн. штук молоди анадромных видов рыб.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят поддержать данные рыбоводные хозяйства при осуществлении ими пастбищного рыбоводства ценных видов рыб, обеспечить стабилизацию и пополнение запасов этих ценных видов водных биологических ресурсов, а также снизить нагрузку на предпринимательский сектор, что в целом отвечает политике государства и положительно отразится на экономике страны, в том числе в рамках введения Российской Федерацией санкций.
Период, предусмотренный законопроектом для рыбоводных хозяйств, на которых распространяются предложенные нормы, определен с учетом возможности принятия и вступления закона в силу с 1 января 2016 года.
Настоящий законопроект подлежит направлению в Министерство экономического развития Российской Федерации на заключение об оценке регулирующего воздействия в соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально- экономических последствий.
Реализация законопроекта не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета Российской Федерации, не повлечет изменения объема полномочий и (или) компетенции федеральных органов исполнительной власти, в том числе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также не приведет к выделению дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов и к сокращению доходной части соответствующих бюджетов.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АКВАКУЛЬТУРЕ (РЫБОВОДСТВЕ) И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Реализация данного Федерального закона будет осуществляться соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИНЯТИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ ИЛИ ПРИЗНАНИЮ | УТРАТИВШИМИ СИЛУ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АКВАКУЛЬТУРЕ (РЫБОВОДСТВЕ) И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, внесения изменений, признания утратившими силу и приостановления других федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИНЯТИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ ИЛИ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АКВАКУЛЬТУРЕ (РЫБОВОДСТВЕ) И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует изменения, приостановления и признания утратившими силу нормативных правовых актов.
Принятие и реализация Федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
- Приказ Министерства сельского хозяйства "Об утверждении Порядка заключения договора пользования рыбоводным участком с рыбоводными хозяйствами, осуществлявшими до 31 декабря 2015 года искусственное воспроизводство анадромных видов рыб за счет собственных средств" Исполнитель - Минсельхоз России. Соисполнители - Росрыболовство.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.