Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Сценарист"
(подготовлен Минтрудом России 23.12.2014 г.)
Раздел 1. "Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций"
1) Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности.
Сценарист в современном своем понимании профессия достаточно новая. Сегодня говоря о подготовке сценария мы, в первую очередь, подразумеваем сценарий к фильму, и уже потом вспоминаем про другие жанры, где также активно используются сценарии.
Законы разработки сценария определяются законами драматургии, которые берут свое начало еще со времен античного театра.
Сценарий (итал. scenario, от лат. scaena - сцена), термин имеет несколько значений.
1. Изложение сюжетной схемы, по которой разворачивается действие в театре импровизационного типа, т.е. не обусловленное заданным драматургическим текстом. В отличие от пьесы, не содержит диалогов и монологов. Сценарий определяет основной порядок действия, ключевые моменты развития интриги, очередность выходов на сцену персонажей и т.п. Непосредственный текст импровизационного представления создается самими актерами в процессе спектакля или репетиций; при этом - жестко не фиксируется, а варьируется в зависимости от реакций и отклика зрителей. По сценарному принципу строились практически все виды народного театра, особенно комедийного (древнегреческого - мим, древнеримского - фесценнины, древнерусского - скоморохов, европейского и славянского - кукольного, французского - ярмарочного, итальянского - дель арте, и т.д.). Сохранение общей сюжетной канвы обусловлено образами-масками, действующими в рамках своих постоянных характеров и акцентирующих не индивидуальные, а типические черты своих персонажей. Скажем, русский Петрушка (английский Панч, итальянский Пульчинелла, французский Полишинель) при всей вариантности текста может действовать только в схеме гротескно-конфликтного насмешника, весельчака и балагура.
Наибольшее количество постоянных образов-масок создала итальянская комедия дель арте (Панталоне, Доктор, Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Тарталья и др.). Это определило и большое количество ее сценариев. С начала 17 века начали выпускаться отдельные сборники сценариев дель арте, авторами которых чаще всего были ведущие актеры трупп (капокомико). Первый сборник, выпущенный Ф.Скала в 1611 году, содержал 50 сценариев, по которым могло развиваться действие.
В современном зрелищном искусстве подобные сценарии разрабатываются для цирковых клоунад и реприз, пантомим, эстрадных комических и пародийных номеров.
2. В драматическом театре существует понятие режиссерского сценария, содержащего как действенный анализ пьесы для ее сценической трактовки, так и партитуру сценических эффектов (свет, перестановка декораций, звуковое и музыкальное сопровождение и т.п.). По такому сценарию помощник режиссера, отвечающий за проведение спектакля, следит за своевременным выходом на площадку действующих лиц и за работой технических цехов (монтировщиков, осветителей, звукооператоров).
3. В драматургии термин "сценарий" может относиться к плану будущей пьесы, наброску драматического произведения (чаще - "сценарная разработка").
4. В балетном театре сценарий включает в себя подробную запись сюжета с описанием всех танцевальных и пантомимических партий.
5. В оперном театре термин "сценарий" употребляется в качестве синонима слова "либретто", драматургического плана спектакля.
6. План, разработка литературного сопровождения концерта, фестиваля, музыкально-литературной композиции.
В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различные уровни сценарной записи (виды сценария). Среди них можно выделить:
сценарный план - набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристикой аудитории;
либретто - более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения;
литературный сценарий - подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб;
режиссерский сценарий - развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.
Сутью любого драматического произведения, а значит и его сценария, является действие, показ жизни в движении, отсюда и само понятие "драма" (греч. - действие, действую). Сценарий - полностью продуманная программа, которая включает в себя огромное количество эпизодов и средств их воплощения. Сущностные характеристики сценария определяют и особые требования к работе сценариста.
Написание сценария принципиально отличается от любой другой литературной деятельности. В отличие от писателя сценарист думает о визуальном выражении эмоций героев. Сценарий - это текст, в котором "работают" только поступки, действия. Киносценарий, например, максимально направлен не просто на визуальные решения и образы, но и на выражение сложных внутренних процессов очень точными активными внешними проявлениями - действиями, поступками. Существуют и другие важные и сложные факторы, которые должны быть учтены сценаристом. Это - зрительское восприятие, зрительская идентификация, цикл проживания сюжета - на экране все эти вещи работают иначе, чем в романе или даже в пьесе. Для сценариста на первый пан выходит задача понимания, как дать зрителю цельный, удовлетворяющий его цикл сюжетного проживания. Сценарист должен почувствовать специфику и гибкую логику киноязыка, диалога со зрителем, который фильм ведет с экрана в течение двух часов.
Исторически сложилось так, что драматурги, работавшие в первую очередь для театра, получали заказы и продавали, так называемый, штучный товар. И сегодня особенность этой профессии в том, что сценарист не получает ежемесячный оклад, а продает свои готовые сценарии или пишет их на заказ. Часть сценаристов, ставших позже знаменитыми, начинали свои сценарии с обдумывания сюжета. Это значит, что они сочиняют сценарии, даже не будучи нанятыми на работу. Сценарист может сочинять оригинальный сюжет или же адаптировать существующий для съёмки фильма. Адаптированный сценарий для кино или телевидения преимущественно состоит из перевода литературных произведений в требуемый формат.
Места работы сценаристов - это кино, телевидение, театр, рекламные агентства, компании, занимающиеся проведением праздников и шоу, а также компании-разработчики компьютерных игр. Основным кормильцем сценаристов на современном этапе является телевидение. Но на этом рынке существуют, весьма разноуровневые и разноплановые предложения, как и интересные, амбициозные, так и многосерийные низкобюджетные банальные истории, на которых хорошему сценаристу долго работать просто опасно.
Профессия сценариста в последнее время становится все более востребованной. Многие фирмы объявляют конкурс на лучшую историю, а потом приглашают победителей на работу.
Высшие учебные заведения, которые обучают сценарному мастерству, такие как ВГИК и ГИТР, знакомят студентов с уникальными драматургическими инструментами, помогают понять принципы их использования и попробовать на их практике. В этих вузах готовят новое поколение авторов иного уровня - не только уровня профессиональной подготовки, но и уровня задумок, уровня владения профессиональным языком, уровня коммуникации. Педагоги утверждают, что чувствование драматургически сильных идей (и, соответственно, их придумывание) - это одна из тех вещей, которым научить сложно, можно только отчасти, через примеры и обсуждение их преимуществ и недостатков. Вторая главная часть профессии - суметь развернуть эту идею в сильный сюжет. Этому научить проще. Сценаристу необходимо обладать хорошо развитым абстрактно-логическим мышлением, умением видеть свой сюжет целиком, видеть, как в нём соотносятся все части.
Кроме того, профессия достаточно широко популяризируется в течение последних десяти лет, в свободном доступе появляется все больше книг, посвященных данной теме, пособий и учебных программ, семинаров по сценарному мастерству. Интерес к кинодраматургии растет год от года. Книги по этой тематике выпускает множество авторов, от уважаемых и известных мастеров до новичков-теоретиков. Но мастера сценарного цеха убеждены, что действительно хороших сценаристов мало. А для молодых существует один правильный путь - работать, писать второй, третий... десятый сценарий.
Если говорить о проблемах этого сегмента рынка труда, то, по мнению представителей профессионального сообщества, не хватает эффективного механизма связи между потенциальными заказчиками и авторами. Имеет место проблемная ситуация "закрытости" сценаристов, которые ищут работу, с одной стороны, и продюсеров, которые хотят предложить работу - с другой.
Можно обозначить еще ряд качеств, которыми следует обладать сценаристу, чтобы быть успешным: готовность учиться, всегда и у всех; понимание аудитории, умение выстроить отношения с коллегами по проекту; дипломатичность при отстаивании своих границ, как в творческих, так и в деловых отношениях; умение слушать и слышать; инициатива.
С одной стороны, сценарист может заниматься творчеством без бюджета. Ему для творчества нужен только компьютер. Но в современных условиях представители данной профессии являются неотъемлемой составляющей большого бизнеса - кино- и телепроизводства, индустрии рекламы, а также и активно развивающегося направления компьютерных игр.
2) Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
Обобщенная трудовая функция, входящая в данный вид профессиональной деятельности, выделена с учетом специфики целей и задач сценариста - построение сюжета, который в основе своей будет иметь базовые принципы и законы драматургии.
Обобщенная трудовая функция А "Написание сценария на заказ или самостоятельно для последующей реализации на телевидении, в киноиндустрии, в театре, для создания концертно-зрелищных мероприятий" комплексно описывает трудовую деятельность сценариста.
В качестве минимального для профессиональной деятельности сценариста предлагается установить шестой уровень квалификации. Данный уровень квалификации предусматривает самостоятельную деятельность, определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Шестой уровень квалификации предусматривает самостоятельную деятельность, определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Специалист шестого уровня должен уметь обеспечивать взаимодействие сотрудников и смежных подразделений. Он должен уметь разрабатывать, внедрять, контролировать, оценивать и корректировать компоненты профессиональной деятельности, а также применять инновационные технологии. Специалист 6-ого уровня квалификации также несёт ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. От специалиста требуется применение профессиональных знаний технологического или методического характера. При этом он осуществляет самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. Все указанные характеристики квалификационного уровня в полной мере соотносятся с профессиональной деятельностью специалиста-технолога по транспортировке, складированию и хранению биохимической продукции.
В соответствии с требованиями к достижению шестого уровня квалификации для работы в качестве сценариста необходимо высшее образование, бакалавриат по программам подготовки специалистов - сценарное мастерство. Требования к опыту практической работы - не предъявляются. Особых условий допуска к работе нет.
3) Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации.
Обобщенная трудовая функция А "Написание сценария для последующей реализации на телевидении, в киноиндустрии, в театре, для создания концертно-зрелищных мероприятий" включает следующие трудовые функции:
А/01.6 "Подготовка и разработка идейно-тематической базы";
А/02.6 "Написание сценария на заказ";
А/03.6 "Самостоятельное написание сценария для последующей презентации и продажи";
А/04.6 "Переработка, адаптация литературных произведений в сценарий.
Трудовые функции определены в соответствии с алгоритмом работы сценариста для телевидения, для театра, для кино. Они описывают все обязательные этапы работ по подготовке и написанию и продвижению сценариев различных форматов, таких как телевизионные программы, документальные фильмы, ток-шоу, телеигры и другие проекты. Отдельные сценарии создаются для различных массовых и зрелищный мероприятий - гуляний, карнавалов, праздничных торжеств и других театрализованных представлений.
Сценарист создает интеллектуальный продукт и несет индивидуальную ответственность за результаты своего труда. Специалист обладает всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками для решения возложенных на него задач, в ходе подготовки материала и работы над телепроектом, фильмом, театральной постановкой он активно взаимодействует с режиссером, продюсером, редактором и другими членами съемочной группы
В основу выделения трудовых функций сценариста положен анализ видов искусства (и одновременно сегментов рынка), областей применения профессиональных умений и знаний сценариста.
Раздел 2. "Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта"
Основным разработчиком проекта профессионального стандарта является ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (РАНХиГС).
Разработчиком было направлено соответствующее уведомление о разработке проекта профессионального стандарта по рекомендуемому образцу в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
1) информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций.
Разработчиком сформирована рабочая (экспертная) группа и подготовлена программа разработки проекта профессионального стандарта, включая инструментарий исследования (опросные листы).
Исследование проводилось на базе организаций, непосредственно связанных с работой специалистов соответствующего профиля:
N п/п |
Организация |
Область профессиональной деятельности |
1. |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) |
Обучение, кинематограф |
2. |
Департамент кинематографии Министерства Культуры Российской Федерации |
Реализация государственной политики в области кинематографии |
3. |
Киношкола Александра Митты |
Производство кинопродукции, обучение |
4. |
Союз кинематографистов Российской Федерации |
Профессиональное объединение |
5. |
Московская городская организация Союза кинематографистов РФ |
Профессиональное объединение |
6. |
Гильдия художников кино и телевидения |
Профессиональное объединение |
7. |
Экспертно-исследовательская организация "КиноЭкспертиза" |
Профессиональное объединение |
8. |
Московская школа нового кино |
Обучение, кинематограф |
9. |
Кинокомпания "Централ Партнершип" |
Производство кинопродукции |
10. |
Кинокомпания АМЕДИА |
Производство кинопродукции |
11. |
Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова |
Производство кинопродукции |
12. |
ООО "МФ-Кино" |
Производство кинопродукции |
2) Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
К разработке профессионального стандарта были привлечены эксперты, обладающие знаниями и опытом практической деятельности в следующих профильных областях:
- разработка сценариев и работа над теле- кино- и театральными проектами;
- участие в профессиональных творческих конкурсах сценаристов;
- профессиональная подготовка специалистов;
- разработка квалификационных характеристик специалистов.
Экспертная группа включает руководителей и специалистов профильной области профессиональной деятельности, специалистов в области управления, обучения специалистов отрасли:
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация |
Должность |
1. |
Гамалея Ксения Юлиевна |
Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А.Литовчина (ГИТР) |
Проректор |
2. |
Клеймёнова Ольга Константиновна |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) |
Декан сценарного факультета кандидат искусствоведения, доктор философских наук, профессор |
3. |
Шемякин Андрей Михайлович |
Гильдия киноведов и кинокритиков России |
Президент, кандидат филологических наук |
4. |
Краснов Леонид Юрьевич |
Театр "Театральный особняк" |
Художественный руководитель, заслуженный работник культуры РФ |
При разработке профессионального стандарта были использованы:
- для выделения трудовых функций и трудовых действий - методы функционального анализа;
- для сбора сведений о квалификационных требованиях - кабинетное исследование открытых профильных источников и экспертный опрос.
Разработчиком организована информационная кампания при поддержке Министерства культуры РФ с целью привлечения внимания заинтересованных организаций к разработке проекта профессионального стандарта, его обсуждения и последующего согласования.
3) общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
1. Проект Федерального Закона N 217502-6 "О кинематографии в Российской Федерации от 06 февраля 2013 года;
2. Федеральный Закон "Об авторском праве и смежных правах" от 23 сентября 1992 года N 3523-1 (в ред. Федерального закона от 19.07.95 n 110-ФЗ)
3. Федеральный Закон N 152-ФЗ "О персональных данных" (с изменениями и дополнениями) от 27 июля 2006 года;
4. Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 351.1);
5. Бернская 1886 г. и Парижская 1883 г. Конвенции - действующие акты в области интеллектуальной собственности, в России вступили в силу с 13 марта 1995 г.;
Раздел 3. "Обсуждение проекта профессионального стандарта"
Проект профессионального стандарта опубликован:
1) на сайте Института труда и страхования РАНХиГС;
2) на официальном сайте Профсоюза работников культуры;
3) на сайте http://www.teatrosobnyak.ru/
4) на сайте http://www.onlineactor.ru
Публичное обсуждение позволило привлечь внимание экспертного сообщества к проектам профессиональных стандартов.
Замечания и предложения участников публичного обсуждения по содержательному наполнению стандарта реставратора объектов культурного наследия представлены в Приложениях 2 и 3.
Раздел 4. "Согласование проекта профессионального стандарта"
В проекте профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проректор А.Л. Сафонов
М.П.
Приложение 1
Сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта "Сценарист"
N п/п |
Организация |
Область профессиональной деятельности |
Ответственное лицо |
Подпись |
||
Разработка проекта профессионального стандарта | ||||||
1. |
ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (РАНХиГС) |
Образовательная деятельность |
Д.А.Арефьев |
|
2. |
Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А.Литовчина (ГИТР) |
Образовательная деятельность |
Гамалея К.Ю. |
|
Согласование проекта профессионального стандарта | ||||
3. |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) |
Образовательная деятельность |
Клейменова О.К. |
|
4. |
Театр "Театральный особняк" |
Организация- работодатель |
Краснов Л.Ю. |
|
Приложение 2
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта "Сценарист"
Мероприятие |
Дата проведения |
Организации
|
Участники |
|
Должность |
ФИО |
|||
Экспертное интервью |
18.09.14 |
Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А.Литовчина (ГИТР) |
Проректор |
Гамалея Ксения Юлиевна |
Экспертное интервью |
30.09.14 |
Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А.Литовчина (ГИТР) |
Проректор |
Гамалея Ксения Юлиевна |
Экспертное интервью |
13.10.14 |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) |
Декан сценарного факультета |
Клеймёнова Ольга Константиновна |
Экспертное интервью |
20.10.14 |
Независимый профсоюз актеров театра и кино |
Председатель |
Кирис Денис Александрович, Член Гильдии актеров кино России |
Экспертное интервью |
11.11.14 |
Театр "Театральный особняк" |
Художественный руководитель |
Краснов Леонид Юрьевич, заслуженный работник культуры РФ |
Приложение 3
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта "Сценарист"
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием принятия или отклонения) |
1. |
Гамалея К.Ю. |
Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А.Литовчина (ГИТР) |
Использовать в формулировке ТД в описании ТФ 2.1.1 термин "ресерч" |
Принято. Формулировка отражает специфику профессиональной деятельности. |
2. |
Внести в формулировку ТД в описание ТФ 2.1.1 "Составление логлайна" |
Принято. конкретизирует требования к выполнению работ. |
||
3. |
Вставить в необходимые умения ТФ 2.1.1 умение "Безупречно владеть всеми элементами киноязыка" |
Принято. Формулировка отражает специфику профессиональной деятельности. |
||
4. |
Вставить в необходимые умения ТФ 2.1.1 умение "Работать в различных стилистических формах" |
Принято. конкретизирует требования к выполнению работ. |
||
5. |
Удалить из необходимых умений ТФ 2.1.1 умение "Определять бюджет будущего сценария" |
Принято. конкретизирует требования к выполнению работ. |
||
6. |
Удалить из необходимых умений ТФ 2.1.1 умение "Оформлять необходимые документы по утвержденным образцам" |
Принято. конкретизирует требования к выполнению работ. |
||
7. |
Добавить в формулировку необходимого знания ТФ 2.1.1 "Основы драматургии, сценарного мастерства". |
Принято. конкретизирует требования к выполнению работ. |
||
8. |
Использовать формулировку ТД в описании ТФ 2.1.1 "Доработка, внесение изменений и дополнений и правок в сценарий по результатам требований Продюсера (режиссера. Редактора)" |
Принято. Формулировка отражает специфику профессиональной деятельности. |
||
9. |
Клейменова О.К. |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) |
Использовать формулировку ТД в описании ТФ 2.1.1 "Выявление в сценарии: а) логических несоответствий, б) эпизодов, сцен, входящих в эпизоды, в) элементов, не упомянутых в тексте, но необходимых по логике развития событий, г) сценарных дней" |
Принято. Формулировка конкретизирует требования к специалисту, соответствует с метод рекомендациям. |
10. |
Использовать формулировку ТД в описании ТФ 2.1.1 "Участие в работе над режиссерским сценарием" |
Отклонено. Использована формулировка "Работа над режиссерским сценарием" Формулировка конкретизирует требования к специалисту, соответствует с метод рекомендациям. |
||
11. |
Использовать формулировку ТД в описании ТФ 2.1.1 "Контроль соответствия воплощения идеи содержанию заказа" |
Отклонено. Использована формулировка "Виды, устройство и правила эксплуатации киносъемочной аппаратуры, светотехнических средств, операторского транспорта, вспомогательной техники" Формулировка соответствует требованиям метод рекомендаций. |
||
12. |
Использовать формулировку необходимого умения в описании ТФ 2.1.1 "Выстраивать композиционную структуру сценария, исходя из жанрового своеобразия" |
Принято. Формулировка конкретизирует требования к специалисту, соответствует с метод рекомендациям. |
||
13. |
Использовать формулировку необходимого умения в описании ТФ 2.1.1 "Использовать в работе современные технические и программные средства" |
Принято. Формулировка отражает специфику профессиональной деятельности. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.