Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к присоединению объектов дорожного сервиса, стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам" (подготовлен Минтрансом России 16.12.2014 г.)
Проект
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части установления требований
к присоединению объектов дорожного сервиса,
стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам
Статья 1
Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21, N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; 2008, N 30, ст. 3604; 2009, N 48, ст. 5711, ст. 21; 2010, N 31, ст. 4209; 2011, N 49, ст. 7015; N 13, ст. 1668, N 29, ст. 4281, N 30, ст. 4594; 2012, N 53, ст. 7643) следующие изменения:
Статью 48 дополнить частью 10.2 следующего содержания:
"10.2. Требования к присоединению объектов дорожного сервиса и стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5553; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3582; 2011, N 17, ст. 2310, N 30, ст. 4591) следующие изменения:
Статью 22 дополнить примечанием следующего содержания:
"Примечание: Требования частей 6 - 13 настоящей статьи распространяются на стационарные торговые объекты, требующие доступа к автомобильным дорогам федерального значения, и имеющие общую площадь не менее десяти тысяч квадратных метров. Владельцы автомобильных дорог регионального, межмуниципального, местного значения вправе распространять требования настоящей статьи на стационарные торговые объекты, требующие доступа к указанным автомобильным дорогам, и имеющие общую площадь не менее десяти тысяч квадратных метров, посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 2) следующие изменения:
Дополнить статьей 10.1 следующего содержания:
"Статья 10.1. Особенности размещения стационарных торговых объектов
1. Размещение стационарных торговых объектов осуществляется на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, требований технических регламентов и иных требований, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
2. Разрешение на строительство стационарных торговых объектов выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
3. Требования, связанные с присоединением стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам устанавливается в соответствии Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
4. Владельцы стационарных торговых объектов общей площадью свыше десяти тысяч квадратных метров должны:
1) разместить схему организации движения транспортных средств и пешеходов на территории таких объектов (на въезде и в местах изменения направлений движения транспортных средств), включающую направления движения маршрутных транспортных средств, грузовых и легковых автомобилей, направления движения пешеходов, размещение парковок (парковочных мест) для легковых автомобилей, мест стоянки грузового и маршрутного транспорта, остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, мест погрузки-разгрузки грузовых автомобилей;
2) обеспечить устройство и работу автоматизированной системы информации о наличии свободных мест для парковки и направлении движения к ним с использованием электронных табло-указателей.
Статья 4
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2016 года.
2. Требования настоящего Федерального закона не распространяется на стационарные торговые объекты, введенные в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением требований к содержанию подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос, элементов обустройства автомобильной дороги и иных сооружений, необходимых для обеспечения доступа транспортных средств и пешеходов к таким объектам.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к присоединению объектов дорожного сервиса, стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к присоединению объектов дорожного сервиса, стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение подпункта "д" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 5 ноября 2010 г. N Пр-3242 и направлен на введение требований к собственникам объектов торговли и сервиса в части строительства заездов и съездов, исключающих образование автомобильных заторов при присоединении указанных объектов к улично-дорожной сети.
Нормативные требования, непосредственно определяющие строительство автомобильных дорог, их примыканий и пересечений, обустройство заездов и съездов к различным объектам, включая объекты дорожного сервиса и стационарные торговые объекты, имеются. Данные требования отражены в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлениях Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" и от 29 октября 2009 г. N 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода", приказах Минтранса России от 13 января 2010 г. N 4 "Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения" и от 13 января 2010 г. N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения", ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", ВСН 25-86 "Указания по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах", ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Кроме того, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены механизмы участия органов местного самоуправления в процедуре принятия решений по размещению и присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, а также гарантии принимаемых обязательств владельцами объектов дорожного сервиса.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 данного федерального закона.
Следует отметить, что согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ в случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов. В случае строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода частной автомобильной дороги, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территориях которых планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов, либо, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществить на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района (часть 4 статьи 22).
В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации:
1) органом местного самоуправления поселения, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять в границах поселения;
2) органом местного самоуправления муниципального района, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять на межселенных территориях;
3) органом местного самоуправления городского округа, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять в границах городского округа (часть 5 статьи 22).
Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (часть 11 статьи 22).
Кроме того в отношении объектов капитального строительства, включая стационарные торговые объекты статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации заложены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, заключающиеся в осуществлении строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений, муниципальных районов, городских округов документаций по планировке территории.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Также, статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что:
гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта;
результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора;
исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Кроме того, Минтрансом России принят приказ от 12 ноября 2013 г. N 348 "Об утверждении Порядка осуществления владельцем автомобильной дороги мониторинга соблюдения технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, при строительстве и реконструкции в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, и объектов дорожного сервиса, а также при установке рекламных конструкций, информационных щитов и указателей" (зарегистрирован Минюстом России 31 марта 2014 г., регистрационный N 31767).
Согласно указанному Порядку мониторинг осуществляется в отношении объектов, расположенных в границах придорожных полос автомобильных дорог. Мониторинг включает в себя визуальный, в том числе, с использованием фотосъемки и (или) видеозаписи (при необходимости, инструментальный) сбор и фиксацию информации о соблюдении (несоблюдении) технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению владельцами объектов, а также сопоставление собранной информации с такими техническими требованиями и условиями, подлежащими обязательному исполнению владельцами объектов.
Вместе с тем, в целях дополнительного урегулирования вопросов, связанных с решением проблем автомобильных заторов в местах присоединения объектов дорожного сервиса и стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам, законопроектом предлагается внести изменения в следующие федеральные законы Российской Федерации:
- от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный Кодекс Российской Федерации";
- от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Изменения в Градостроительный Кодекс Российской Федерации связаны с введением отсылочной к законодательству Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности нормы по присоединению объектов дорожного сервиса и стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам, в соответствии с которой при размещении указанных объектов должны быть также учтены нормы по соблюдении технических требований и условий при "подключении к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования". Соблюдение указанных технических требований и условий является предметом экспертизы проектной документации и действующим законодательством урегулировано.
Соответственно статьей 2 законопроекта предложено внести изменения в статью 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дополнив ее примечанием, в соответствии с которым предлагается действующие требования в отношении объектов дорожного сервиса распространить на стационарные торговые объекты (с общей площадью не менее десяти тысяч квадратных метров) при их присоединении к автомобильным дорогам федерального значения.
При этом владельцам автомобильных дорог регионального, межмуниципального, местного значения дается право распространять требования статьи 22 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на стационарные торговые объекты, требующие доступа к указанным автомобильным дорогам, и имеющие общую площадь не менее десяти тысяч квадратных метров, посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Указанная выше норма позволит дополнительно урегулировать вопрос об участии органов местного самоуправления в процедуре принятия решений по размещению и присоединению стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам, а также гарантии принимаемых обязательств владельцами стационарных торговых объектов.
Статьей 3 законопроекта Закон о торговой деятельности предлагается дополнить отдельной статьей, предусматривающей особенности размещения стационарных торговых объектов. В частности владельцы стационарных торговых объектов общей площадью свыше десяти тысяч квадратных метров должны разместить схему организации движения транспортных средств и пешеходов на территории таких объектов (на въезде и в местах изменения направлений движения транспортных средств), а также обеспечить устройство и работу автоматизированной системы информации о наличии свободных мест для парковки и направлении движения к ним с использованием электронных табло-указателей работу по предупреждению возможности возникновения автомобильных заторов на подъезде к стационарным торговым объектам.
Обоснованность указанных требований к стационарным торговым объектам общей площадью свыше десяти тысяч квадратных метров связана со средним количеством парковочных мест, требуемых для обслуживания таких объектов - 200-250 (из расчета средней нормы 40-50 кв. м. общей площади торговых объектов на одно машино-место). При таком количестве парковочных мест водителю становится сложно самостоятельно ориентироваться и требуется соответствующее направление его движения.
Таким образом, принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к присоединению объектов дорожного сервиса, стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам" будет способствовать упорядочиванию деятельности по присоединению объектов дорожного сервиса и стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам и исключению образования автомобильных заторов в местах такого присоединения.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к присоединению объектов дорожного сервиса, стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к присоединению объектов дорожного сервиса, стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам" и реализация его положений не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к присоединению объектов дорожного сервиса, стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к присоединению объектов дорожного сервиса, стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к присоединению объектов дорожного сервиса, стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к присоединению объектов дорожного сервиса, стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам" не потребует разработки нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием указанного проекта федерального закона.
См. Сводный отчет по итогам публичного обсуждения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.