Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка разработки и утверждения административных регламентов"
(подготовлен Минэкономразвития России 01.04.2015 г.)
В рамках исполнения пункта 6 раздела III Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2516-р, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2014 г. N 991-р Минэкономразвития России были проанализированы предложения федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, предоставляющих государственные услуги, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы исполнительной власти).
Необходимость оптимизации структуры административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций (далее - административные регламенты), порядка их разработки и утверждения была отмечена подавляющим большинством органов исполнительной власти.
С учетом проработки и анализа поступивших предложений разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка разработки и утверждения административных регламентов" (далее - проект постановления).
В проекте постановления предполагается интегрировать процессы разработки и утверждения административных регламентов как нормативных правовых актов в бумажном виде с процессами отражения сведений, содержащихся в административных регламентах, в федеральных государственных информационных системах "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее соответственно - ФРГУ, Единый портал).
Сведения о государственных услугах и функциях в рамках административных регламентов предлагается структурировать по принципу отнесения к статической или динамической информации. Статическая часть подлежит утверждению посредством нормативного правового акта. К динамической части, размещаемой в информационных системах, относится справочная информация ненормативного характера, а также сведения, утвержденные нормативными правовыми актами высшей юридической силы и (или) являющиеся типовыми и не требующие в этой связи дублирования в каждом административном регламенте. Указанная мера позволит обеспечить актуальность административных регламентов и повысить роль информационных систем в процессе предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.
Дополнение предмета экспертизы, проводимой Минэкономразвития России в соответствии с частью 13 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федерального закона N 210-ФЗ), положениями о необходимости проверки сведений о государственной услуге (функции) в ФРГУ позволит активно стимулировать федеральные органы исполнительной власти поддерживать информацию в актуальном состоянии. При этом отсутствие сведений в ФРГУ будет являться основанием для возврата проекта административного регламента без заключения Минэкономразвития России.
В качестве мер организационного характера предлагается в приказах, утверждающих административный регламент, включать поручения ответственным лицам в ведомствах (с указанием конкретных сроков) разместить сведения о государственных услугах (функциях) в ФРГУ и на Едином портале. Одновременно с этим Правила ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 (далее - Правила ведения ФРГУ), дополняются указанием четких сроков представления сведений о государственных услугах (функциях) для размещения в ФРГУ. Так, сведения о государственных услугах (функциях) должны быть представлены для размещения в течение 10 рабочих дней со дня утверждения или внесения изменений в административный регламент.
Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (пункт 7) и Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (пункт 7), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 (далее соответственно - Правила по услугам, Правила по функциям, постановление N 373), установлено, что в целях учета государственных услуг и государственных функций Минэкономразвития России формирует перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", для которых должны быть разработаны административные регламенты и информация о которых должна быть размещена в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - перечень). В целях упорядочения деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" по разработке и утверждению административных регламентов, а также обеспечения актуальности и достоверности сведений в ФРГУ в постановлении N 373 предлагается закрепить статус Перечня в качестве классификатора государственных услуг (функций). При этом следует определить, что Перечень формируется с учетом методических рекомендаций, утверждаемых подкомиссией по вопросам повышения качества оказания государственных услуг и мониторинга реализации поэтапных планов выполнения мероприятий, содержащих ежегодные индикаторы, обеспечивающие достижение целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", созданной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2012 г. N 1729-р.
Кроме того, Минэкономразвития России разработана Концепция оптимизации механизмов проектирования и реализации межведомственного информационного взаимодействия, оптимизации порядка разработки и утверждения административных регламентов в целях создания системы управления изменениями (далее - Концепция), которая предполагает в том числе совершенствование порядка межведомственного информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры), кредитных и иных организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций. Проектирование межведомственного взаимодействия, согласно Концепции, планируется осуществлять на базе ФРГУ. Концепцией также предусмотрены мероприятия, направленные на оптимизацию структуры и порядка разработки и принятия административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг. Основной целью реализации данных мероприятий является обеспечение актуальности, достоверности и соответствия законодательству Российской Федерации информации, содержащейся в административных регламентах.
Таким образом, проектом постановления определены следующие основные направления по совершенствованию нормативного обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.
1. Оптимизация структуры административных регламентов.
1.1. Исключение из административного регламента информации справочного характера.
Правила по услугам (подпункт "в" пункта 13) и Правила по функциям (пункт 15) содержат указание на необходимость отражения в тексте административного регламента контактной информации уполномоченных органов (сведений об адресах, графике работы, времени приема заявителей, справочных телефонах, адресах официальных сайтов, адресах электронной почты). Сведения, относящиеся к контактной информации, являются наиболее востребованными у заявителей, однако они существенно увеличивают объем административного регламента, а их оперативное изменение и поддержание в актуальном состоянии не может быть обеспечено в полном объеме, поскольку в настоящий момент они являются неотъемлемой частью нормативного правового акта, а значит, требуют проведения полного спектра административных процедур, аналогичных процедурам по утверждению административного регламента. Вместе с тем, эти сведения сами по себе не носят нормативного характера.
В целях обеспечения доступности и поддержания сведений о контактных данных органов, предоставляющих (исполняющих) государственные услуги (функции), в наиболее актуальном состоянии проектом постановления предлагается исключить контактную информацию из текста административного регламента. При этом регламент должен содержать лишь общие требования к порядку информирования с указанием на возможность получения контактной информации на официальных сайтах органов власти в в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), на стендах в местах предоставления (исполнения) государственных услуг (функций) и на Едином портале.
1.2. Оптимизация раздела, касающегося состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур в электронной форме.
Во исполнение подпункта 3 части 2 статьи 12 Федерального закона N 210-ФЗ соответствующий раздел подлежит дополнению нормами, устанавливающими особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах. Такое требование является обязательным для государственных услуг, включенных в перечни государственных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональных центрах в соответствии с подпунктом 1 части 6 статьи 15 Федерального закона N 210-ФЗ. В начале раздела отдельно должны быть указаны административные процедуры, выполняемые в многофункциональных центрах.
1.3. Оптимизация раздела, касающегося досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и органа государственного внебюджетного фонда, предоставляющих государственную услугу, а также их должностных лиц (далее - порядок досудебного обжалования).
Порядок досудебного обжалования в соответствии с главой 2.1. Федерального закона N 210-ФЗ установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" (далее - постановление N 840). При этом положения Федерального закона N 210-ФЗ также детально описывают процедуры досудебного обжалования. Таким образом, представляется возможным исключить дублирование порядка досудебного обжалования, предусмотрев в тексте административного регламента необходимость указания органа государственной власти и должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение жалобы, и способов информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы, в том числе с использованием Единого портала.
2. Оптимизация порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления (исполнения) государственных услуг (функций).
2.1. Сокращение сроков независимой экспертизы проектов административных регламентов.
По результатам анализа предложений органов исполнительной власти было выявлено, что в настоящий момент основной проблемой в ходе разработки и утверждения административных регламентов являются длительные сроки проведения независимой экспертизы в соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ. Так, на федеральном уровне в соответствии с требованиями пункта 7.1 Правил по услугам проекты административных регламентов в целях проведения независимой экспертизы размещаются на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и органа государственного внебюджетного фонда, являющихся разработчиками регламента, а также на официальном сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, на срок не менее 60 календарных дней. Соответствующие сроки объективно препятствуют своевременному утверждению или изменению административного регламента, что в итоге приводит к невозможности поддержания его в актуальном состоянии.
Проектом постановления предлагается сократить сроки проведения независимой экспертизы административных регламентов предоставления государственных услуг до 30 дней. При этом сроки проведения независимой экспертизы административных регламентов исполнения государственных функций сократить до 15 дней, распространив при этом на такие проекты действие Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851.
2.2. Совершенствование механизма контроля полноты учета замечаний, представленных уполномоченным органом по результатам проведения экспертизы.
В соответствии с частью 13 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ Минэкономразвития России является уполномоченным органом по проведению экспертизы проектов административных регламентов, разработанных федеральными органами исполнительной власти, а также органами государственных внебюджетных фондов и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Проектом постановления предполагаются следующие меры по совершенствованию проведения экспертизы проектов административных регламентов, разработанных федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", а также органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации:
дополнение предмета экспертизы административного регламента положениями о необходимости проверки сведений о нем в ФРГУ (пояснительная записка должна содержать указание на уникальный реестровый номер (идентификатор), присвоенный ФРГУ), при этом отсутствие сведений в ФРГУ является основанием для возврата проекта регламента без заключения Минэкономразвития России;
дополнение предмета экспертизы административного регламента предоставления государственной услуги положениями о проверке особенностей выполнения административных процедур в многофункциональном центре;
закрепление прямого указания на необходимость урегулирования разногласий по заключению Минэкономразвития России (ранее необходим был только учет замечаний).
___________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.