Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 29.04.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части конкретизации функции полиции по доставлению содержащихся в следственных изоляторах осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве) разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. N ПР-884 и Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 г. N РД-П4-8463 (далее - законопроект).
Законопроект направлен на юридическое закрепление сложившейся в СССР и применяемой в настоящее время в Российской Федерации практики конвоирования осужденных и заключенных под стражу лиц.
Во исполнение Уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, а также в целях рассмотрения материалов уголовных дел в разумные сроки конвоирование осужденных и заключенных под стражу лиц (далее также - спецконтингент) из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы осуществляется по постановлениям (иным процессуальным документам) судебных и следственных органов Российской Федерации, в их интересах, и в связи с необходимостью обязательного участия спецконтингента в проведении следственных действий или судебного разбирательства и обратно специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию в два этапа:
на первом этапе конвоирование спецконтингента осуществляется караулами ФСИН России железнодорожным транспортом плановыми маршрутами до ближайшей к месту проведения следственных действий или судебного разбирательства железнодорожной станции (далее - обменного пункта) для передачи конвойным подразделениям органов внутренних дел;
на втором этапе конвоирование осуществляется конвойными нарядами органов внутренних дел (в суд или к месту проведения следственных действий, в изолятор временного содержания органов внутренних дел, на обменный пункт).
В соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", за ФСИН России закреплена функция по организации специальных перевозок осужденных, лиц, содержащихся под стражей, их конвоированию и охране на период конвоирования.
В ходе законодательного закрепления порядка конвоирования осужденных и заключенных под стражу лиц из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в суды и места проведения процессуальных действий был принят Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О полиции", который, однако не в полной мере урегулировал вопрос разграничения полномочий полиции и специальных подразделений уголовно-исполнительной системы, связанных с осуществлением конвоирования осужденных к лишению свободы и лиц, заключенных под стражу.
Анализ правоприменительной практики территориальных органов МВД России на региональном уровне показал, что в 2014 году подразделениями полиции было отконвоировано на обменные пункты для передачи специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию для дальнейшего направления в следственные изоляторы и обратно свыше 400 тыс. осужденных и заключенных под стражу лиц (10,2% или каждый десятый).
При этом доля отконвоированных заключенных под стражу лиц из следственных изоляторов через обменные пункты для участия в процессуальных действиях и обратно составила 28,8% (от 1392221 лиц).
Принятие законопроекта позволит устранить правовую неопределенность, возникающую при осуществлении конвоирования осужденных к лишению свободы и лиц, заключенных под стражу, а также обеспечит комплексное решение органами внутренних дел задач по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений.
Реализация требований законопроекта не потребует увеличения численности существующих или образования новых структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, а также их дополнительного финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.