Проект Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих"
(подготовлен Минтрудом России 21.05.2015 г.)
В целях повышения доверия общества к государственным и муниципальным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими Российской Федерации и муниципальными служащими должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной и муниципальной службе постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.
2. Государственным и муниципальным служащим руководствоваться Кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, утвержденным настоящим Указом.
3. Рекомендовать лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, руководствоваться Кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, утвержденным настоящим Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.
4. Руководителям федеральных государственных органов привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Указом.
5. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст. 3196; 2007, N 13, ст. 1531; 2009, N 29, ст. 3658).
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент |
|
проект
КОДЕКС
ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
I. Общие положения
1. Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее - Кодекс этики) представляет собой свод принципов профессиональной (служебной) этики, этических норм и правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие Российской Федерации и муниципальные служащие (далее - государственные (муниципальные) служащие) независимо от замещаемых ими должностей.
2. Целями настоящего Кодекса этики являются:
а) установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих;
б) содействие повышению правовой и нравственной культуры государственных (муниципальных) служащих;
в) укрепление авторитета государственных (муниципальных) служащих;
г) повышение общественного доверия к государственным органам (органам местного самоуправления).
3. Задачами настоящего Кодекса этики являются:
а) детализация и систематизация моральных, этических требований, предъявляемых к государственным (муниципальным) служащим;
б) формирование у государственных (муниципальных) служащих патриотизма и гражданской позиции, стремления и потребности служить на благо общества и приносить пользу своим согражданам;
в) доведение до государственных (муниципальных) служащих информации об этических нормах и правилах служебного поведения;
г) создание на государственной (муниципальной) службе атмосферы неприятия нарушений этических норм и правил служебного поведения;
д) повышение качества профессиональной (служебной) деятельности государственных (муниципальных) служащих.
е) доведение до граждан информации о требованиях, предъявляемых к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих
4. Настоящий Кодекс этики является составной частью системы требований, предъявляемых к профессиональной служебной деятельности государственных (муниципальных) служащих. Знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Кодекса этики является одним из критериев оценки качества их профессиональной (служебной) деятельности и служебного поведения.
5. Знание и согласие на соблюдение положений Кодекса этики является одним из условий приема граждан Российской Федерации на государственную (муниципальную) службу.
6. Для целей настоящего Кодекса этики используются следующие понятия.
Лояльность государственного (муниципального) служащего - верность обществу, государству, служебному и гражданскому долгу.
Моральная норма - форма нравственного требования, элемент моральных отношений, обычай, постоянно воспроизводимый в поступках граждан как нравственный закон.
Моральная (социальная) ответственность - характеристика личности с точки зрения выполнения нравственных требований, выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.
Нравственная культура личности - совокупность правового, социального и нравственного отношений государственного (муниципального) служащего к обществу и государству, государственным органам, органам местного самоуправления и государственной (муниципальной) службе, к своей профессиональной среде, которые определяют его поведение, возлагают на него обязательства по выполнению служебного долга и предусматривают способность предвидеть результаты управленческих действий, поступков и готовность отвечать за их последствия.
Правило служебного поведения - предписание, устанавливающее алгоритм действий и поступков государственного (муниципального) служащего, содержащее конкретные указания по выполнению той или иной нормы.
Этический принцип - требование, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его деятельности, характера взаимоотношения с людьми, выработанное в моральном сознании общества или определенной социальной группе.
Этическая норма - форма нравственного требования, выступающая как форма морального сознания и как элемент моральных отношений.
II. Принципы профессиональной служебной этики
государственных (муниципальных) служащих
7. Принципы профессиональной служебной этики государственных (муниципальных) служащих основываются на демократических ценностях приверженности общественному интересу, лояльности обществу и государству, патриотизме, добросовестности, честности, неподкупности, беспристрастности, ценностях человечности, уважительного, справедливого, вежливого отношения к людям.
8. Государственный (муниципальный) служащий, сознавая свою ответственность перед гражданами, обществом и государством, при исполнении своих должностных обязанностей руководствуется этическими принципами:
а) общественного служения;
б) законности;
в) лояльности;
г) социальной ответственности;
д) открытости и подотчетности;
е) честности и беспристрастности.
9. Следуя принципу общественного служения, государственный (муниципальный) служащий осуществляет свою деятельность руководствуясь следующими этическими нормами:
а) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства и определяет основной смысл и содержание деятельности государственных органов (органов местного самоуправления);
б) исполнять свои должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в интересах поддержания и укрепления доверия граждан к деятельности государственных (муниципальных) служащих и обеспечения эффективной работы государственных органов (органов местного самоуправления);
в) способствовать укреплению авторитета государственной (муниципальной) службы, веры граждан в честность и беспристрастность государственных (муниципальных) служащих своим поведением, действиями и поступками;
г) действовать в общенациональных интересах;
д) принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
10. Руководствуясь вышеуказанными этическими нормами государственный (муниципальный) служащий обязан придерживаться следующих правил служебного поведения:
а) верно и преданно служить интересам граждан, общества и государства;
б) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
в) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное для исполнения должностных обязанностей;
г) не использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
д) государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен являться по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе (органе местного самоуправления) либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
11. Следуя принципу законности, государственный (муниципальный) служащий осуществляет свою деятельность руководствуясь следующими этическими нормами:
а) соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
б) при исполнении должностных обязанностей соблюдать верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными локальными нормативными актами.
12. Руководствуясь вышеуказанными этическими нормами государственный (муниципальный) служащий обязан придерживаться следующих правил служебного поведения:
а) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа (органа местного самоуправления);
б) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
в) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
г) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
д) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
е) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения.
13. Следуя принципу лояльности, государственный (муниципальный) служащий осуществляет свою деятельность руководствуясь следующими этическими нормами:
а) соблюдать приверженность провозглашаемым ценностям, принципам, нормам и правилам поведения;
б) своими действиями и поступками подтверждать способность и готовность руководствоваться провозглашенными ценностям, принципам, нормам и правилам поведения во всех служебных ситуациях;
в) хранить верность традиционным ценностям государственной (муниципальной) службы, укреплять и приумножать их в интересах укрепления авторитета государства;
г) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
14. Руководствуясь вышеуказанными этическими нормами государственный (муниципальный) служащий обязан придерживаться следующих правил служебного поведения:
а) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
б) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов (органов местного самоуправления), их руководителей, если это не входит в должностные обязанности служащего;
в) проявлять терпимость и уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
г) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
д) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
15. Следуя принципу социальной ответственности, государственный (муниципальный) служащий осуществляет свою деятельность руководствуясь следующими этическими нормами:
а) добросовестно выполнять свой служебный долг;
б) предвидеть в управленческой деятельности социальные последствия принимаемых решений, осознавая личную ответственность за них;
в) нести персональную моральную и юридическую ответственность за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, не соблюдение требований к служебному поведению;
г) четко представлять свою роль и место в структуре государства и общества, свое социальное назначение.
16. Руководствуясь вышеуказанными этическими нормами государственный (муниципальный) служащий обязан придерживаться следующих правил служебного поведения:
а) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
б) действовать в полном соответствии с интересами общества и государства;
в) стремиться к обеспечению более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.
17. Следуя принципу открытости и подотчетности, государственный (муниципальный) служащий осуществляет свою деятельность руководствуясь следующими этическими нормами:
а) исходить в своей служебной деятельности из основ народовластия, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
б) своими действиями способствовать усилению подотчетности и подконтрольности государственного органа (органа местного самоуправления) гражданскому обществу;
в) обеспечивать прозрачность деятельности государственного органа (органа местного самоуправления), открытость, достоверность и доступность для общества информации, способствуя активному вовлечению граждан во взаимодействие на основе открытого и эффективного диалога.
18. Руководствуясь вышеуказанными этическими нормами государственный (муниципальный) служащий обязан придерживаться следующих правил служебного поведения:
а) способствовать повышению доступности предоставления государственных (муниципальных) услуг, расширению и усилению гражданского контроля за деятельностью государственных органов (органов местного самоуправления) путем добросовестного исполнения своих должностных обязанностей;
б) поддерживать в государственном органе (органе местного самоуправления) атмосферу открытости, помня о необходимости сохранять конфиденциальность сведений, предусмотренную законодательством;
в) совершенствовать технологии взаимодействия и обеспечения доступности для граждан и организаций социально значимой информации;
г) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа (органа местного самоуправления), а также оказывать содействие в получении достоверной информации;
д) обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан, достоверность предоставляемой гражданам информации о ходе рассмотрения обращения, полноту ответов на все поставленные в обращении вопросы и принятие необходимых мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19. Следуя принципу честности и беспристрастности, государственный (муниципальный) служащий осуществляет свою деятельность руководствуясь следующими этическими нормами:
а) руководствоваться в своей профессиональной (служебной) деятельности общественной пользой и интересами общества и государства;
б) избегать и (или) не создавать ситуаций, способных привести к возникновению конфликтов интересов, коррупционным и иным правонарушениям, нанести ущерб личной репутации государственного (муниципального) служащего или авторитету государственного органа (органа местного самоуправления).
20. Руководствуясь вышеуказанными этическими нормами государственный (муниципальный) служащий обязан придерживаться следующих правил служебного поведения:
а) сохранять независимость от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
б) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
в) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
г) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
д) воздерживаться от поступков и действий, которые могли бы вызвать сомнение в объективном и добросовестном исполнении должностных обязанностей;
е) не использовать в целях своей личной выгоды и пользы сведения, полученные при исполнении должностных обязанностей;
ж) не разглашать и не использовать в целях, не связанных с государственной, муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
з) не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, других государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
III. Ответственность за нарушение положений Кодекса этики
21. Соблюдение положений Кодекса этики является предметом внутреннего служебного контроля в государственном органе (органе местного самоуправления).
22. Оценка действий (бездействия) государственного (муниципального) служащего на предмет соблюдения норм и правил Кодекса этики осуществляется исходя из определения масштаба негативных последствий, под которыми понимается причинение ущерба репутации государственного (муниципального) служащего или авторитету соответствующего государственного органа (органа местного самоуправления) и материального ущерба.
23. Нарушение норм и правил Кодекса этики, не влекущее причинение ущерба репутации государственного (муниципального) служащего, третьих лиц или авторитету соответствующего государственного органа (органа местного самоуправления), а также материального ущерба, не влечет применения к данному служащему меры ответственности в виде общественного осуждения.
24. Нарушение норм и правил Кодекса этики, влекущее причинение ущерба репутации государственного (муниципального) служащего, влечет применение к данному служащему меры ответственности в виде морального осуждения.
25. Нарушение норм и правил Кодекса этики, влекущее причинение ущерба репутации государственного (муниципального) служащего, третьих лиц или авторитету соответствующего государственного органа (органа местного самоуправления), а также материального ущерба, влечет применение к данному служащему меры ответственности в виде морального осуждения и привлечение его к юридической ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим отдельные виды государственной (муниципальной) службы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.