Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части введения на государственной гражданской службе системы профессионального развития государственных гражданских служащих"
(подготовлен Минтрудом России 09.06.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части введения на государственной гражданской службе системы профессионального развития государственных гражданских служащих" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 5 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации С.Э. Приходько от 18 июля 2014 г. N СП-П17-6пр.
Законопроектом предлагается внедрить новый подход к вопросу профессионального развития государственных гражданских служащих, предусматривающий получение государственными гражданскими служащими новых и обновление имеющихся знаний, умений и навыков непрерывно в течение всего периода прохождения ими государственной гражданской службы.
Система дополнительного профессионального образования, в рамках которой государственные гражданские служащие проходят обучение в настоящее время сложилась более десяти лет назад в условиях, когда потребность в непрерывном получении государственными гражданскими служащими значительных объемов информации и знаний не была так очевидна.
Основы функционирования действующей системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих определены положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации".
В настоящее время государственные гражданские служащие проходят обучение на основе государственного заказа на дополнительное профессиональное образование (далее - государственный заказ), в рамках которого ежегодно дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации осваивают порядка:
60,5 тысяч федеральных государственных гражданских служащих (примерно 10 % от общего количества федеральных государственных гражданских служащих), включая 400-600 федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности, относящиеся к высшей группе должностей категории "руководители";
40 тысяч государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (примерно 20 % от общего количества государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации).
Следует отметить, что действующая система дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих позволяет лишь частично обеспечить потребности государственных органов в получении государственными гражданскими служащими дополнительного профессионального образования. При этом для государственных гражданских служащих, прошедших обучение в рамках действующей системы дополнительного профессионального образования, в течение следующих трех лет не предусмотрено участие на системной основе в мероприятиях, направленных на поддержание или повышение уровня их квалификации.
В условиях стремительного увеличения объемов информации, а также внедрения инновационных технологий в государственное управление, знания, имеющиеся у государственных гражданских служащих, требуют постоянного обновления, а подходы к организации обучения государственных гражданских служащих, определенные действующей системой дополнительного профессионального образования, нуждаются в корректировке.
В этой связи, а также в соответствии с объективными потребностями во внедрении новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, в том числе предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601, переход от системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих к системе их непрерывного профессионального развития на протяжении всего периода замещения должностей государственной гражданской службы становится закономерным.
Формирование системы непрерывного профессионального развития государственных гражданских служащих, осуществляемое в ходе проведения мероприятий по развитию государственной гражданской службы, позволит с учетом положительного опыта организации мероприятий в рамках действующей системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих создать необходимые условия для:
возможности получения государственными гражданскими служащими необходимых им знаний, умений и навыков непрерывно посредством использования различных форм, методов, технологий обучения и обмена актуальной информацией;
перспективного планирования профессионального развития государственных гражданских служащих и их карьерного роста, что, как подтверждает анализ зарубежного опыта организации мероприятий по профессиональному развитию, обеспечит не только мотивацию государственных гражданских служащих к обучению и самообразованию, но и повышение эффективности выполнения ими своих должностных обязанностей в целом.
Законопроектом предусмотрено, что государственные гражданские служащие должны не только получать дополнительное профессиональное образование, но и на системной основе участвовать в иных мероприятиях по профессиональному развитию, включающих в себя обучающие мероприятия (семинары, тренинги, мастер-классы и другие) и мероприятия по обмену опытом (круглые столы, стажировки, наставничество и другие).
Принимая во внимание важность вопросов профессиональной адаптации к условиям прохождения государственной гражданской службы, законопроектом в целях приобретения государственными гражданскими служащими, впервые поступившими на государственную гражданскую службу, навыков наиболее эффективного исполнения своих должностных обязанностей предлагается введение наставничества на государственной гражданской службе.
Планируется, что по решению представителя нанимателя наставником может быть назначен государственный гражданский служащий, имеющий стаж (общую продолжительность) государственной гражданской службы не менее 10 лет, обладающий профессиональной компетентностью, и достигший предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе (далее - наставник). При этом наставник сможет осуществлять свои полномочия в соответствии с условиями срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью государственной гражданской службы.
Данный подход к внедрению института наставничества на государственной гражданской службе представляется наиболее обоснованным и эффективным, в связи с тем, что позволит обеспечить передачу знаний, умений и навыков от опытных сотрудников государственным гражданским служащим, впервые поступившим на государственную гражданскую службу, а также не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Планирование мероприятий по непрерывному профессиональному развитию государственных гражданских служащих законопроектом предлагается осуществлять на основе планов их индивидуального профессионального развития с учетом потребности соответствующего государственного органа в развитии кадрового состава.
Индивидуальный план профессионального развития государственного гражданского служащего, рассчитанный на трехлетний период и сформированный с учетом результатов аттестации государственного гражданского служащего в соответствии с квалификационными требованиями к замещаемой им должности государственной гражданской службы, должен включать, в том числе:
информацию о планируемом обучении по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
информацию о планируемом участии в семинарах, тренингах, совещаниях и других обучающих мероприятиях;
информацию о планируемом наставничестве, а также участии в круглых столах, стажировках и других мероприятиях по обмену опытом;
информацию о планируемых направлениях самообразования.
Функционирование системы непрерывного профессионального развития предлагается осуществлять в рамках:
государственного заказа на дополнительное профессиональное образование и обучающие мероприятия федеральных государственных гражданских служащих, утверждаемого на трехлетний период Правительством Российской Федерации;
государственного заказа субъекта Российской Федерации на дополнительное профессиональное образование и обучающие мероприятия государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, утверждаемого на трехлетний период законом или иным нормативным правовым актом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается усовершенствовать механизм осуществления закупки образовательных услуг для государственных гражданских служащих.
Так, законопроектом предусмотрено, что закупка образовательных услуг в рамках государственного заказа на дополнительное профессиональное образование и обучающие мероприятия федеральных гражданских служащих осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в образовательных организациях, определенных единственными исполнителями услуг по обучению федеральных гражданских служащих по соответствующим дополнительным профессиональным программам.
Предусмотренное законопроектом формирование и внедрение системы профессионального развития государственных гражданских служащих на основе принципа его непрерывности, позволит повысить качество исполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей, что будет в целом способствовать повышению эффективности исполнения государственными органами возложенных на них функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.