Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по работе с семьей""
(подготовлен Минтрудом России 22.07.2015 г.)
Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций.
1.1. Перспективы развития вида профессиональной деятельности
Необходимость разработки профессионального стандарта обусловлена требованиями Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в которой определены система целей, задач, принципов и приоритетов мер, направленных на укрепление, развитие и защиту института традиционной семьи, повышение социальной роли семьи в жизни общества и стратегии развития России. Одним из главных тезисов Концепции является тезис "Государство может и должно разделить с семьей риски и ответственность, связанные с рождением детей, их воспитанием и обеспечением достойных уровня и качества жизни. Рождение и надлежащие воспитание детей должно стать не только частным семейным, но и признаваемым государством общественно значимым делом".
На заседании рабочей группы Комитета по делам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ от 04 февраля 2013 г подчеркивалось, что при разработке мер поддержки замещающих семей необходимо также избегать "перекосов" по отношению к семьям, воспитывающим кровных детей и находящимся в трудной жизненной ситуации. Чрезмерное дотирование замещающих семей может спровоцировать увеличение количества вновь выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся социальными сиротами.
Анализ существующей статистической, научной и учебно-методической литературы позволил выявить следующие особенности и тенденции необходимости их появления, разработки и внедрения профессиональных стандартов в разных странах. Анализ статистической, научной и учебно-методической литературы о состоянии и перспективах развития вида профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы, проведенный с учетом отечественных и международных тенденций в области социальной работы, с учетом перечня зарубежных профессиональных стандартов, регламентирующих данный вид профессиональной деятельности (на примере анализа не менее 5 стран-участниц организации экономического сотрудничества и развития: Великобритания, Германия, Канада, США, Финляндия, Франция) позволил выявить, что во всех описанных ниже системах основой для сертификации специалиста являются стандарты профессиональной деятельности. Эти стандарты разрабатываются на основе анализа и описания профессиональной деятельности (профессиональных практик).
Анализ исследований и научных статей показал, что особенно успешно процесс классификации и внедрения профессиональных стандартов происходит в Европе, причем можно выделить четыре страны-пионера исследования стандартов: Швейцария, Германия, Франция и Великобритания. Область изучения и создания профессиональных стандартов дополняется документами и работами международных сообществ, которыми признается исключительная важность стандартов деятельности и осознается определенный потенциал для будущего развития отрасли (стандарты Европейской комиссией, Европейского общества по оцениванию).
Основные результаты исследования перспектив развития данного вида профессиональной деятельности
Система разработки и применения профессиональных стандартов, в том числе, для подготовки и сертификации специалистов по работе с семьей за рубежом имеет длительную историю. Базовым требованием к профессионализации специалиста является наличие степени бакалавра. После получения диплома бакалавра становится возможной специализация в конкретной области социальной работы.
Подход к развитию профессионально-технического образования и обучения, а также профессиональных стандартов в Великобритании, Франции, Германии и Австрии имеет своё обоснование. Во-первых, скорость технологического развития увеличивает важность адаптационного и производственного обучения. Во-вторых, это ведет к необходимости модернизации образовательной системы. В-третьих, особенно в Европе, политика "пожизненного" образования привела к появлению таких инициатив как "Карта личностных навыков" (Personal Skills Card) и Европейская система аккредитации навыков (European Skills Accreditation System), с целью идентифицировать и проверить приобретенные компетенции. Особенность такой политики связана с четвертым фактором, моделью "Social Europe": начинать с изучения результатов, независимо от способа их приобретения, и в меньшей степени ориентироваться на время, проведенное в образовательных учреждениях. Это является ключевым для обеспечения широкого доступа к обучению и построению "карьерных лестниц" для тех, кто имел меньше возможностей для систематического образования и обучения, но, тем не менее, развил компетенции на основе собственного опыта. Пятый фактор также связан с целями европейской политики "обучения на основе жизненного опыта" и является ключевым компонентом подхода, основанного на компетенциях для того, чтобы объединить традиционное образование, профессиональное обучение и обучение на основе личного опыта. Шестым фактором, детально разработанным в Европейской стратегии занятости (European Employment Strategy), является потребность в постоянном развитии навыков и квалификации рабочей силы и обеспечении мобильности трудовых ресурсов через формирование общих контрольных уровней профессиональной компетентности.
Следует отметить, что в тех странах, где ориентация на результаты обучения имеет долгую традицию (Великобритания, Германия, Ирландия), существует более или менее прямая корреляция между профессиональными квалификациями и дипломами и сертификатами профессионального образования.
В настоящее время необходимо разработать сводный документ стандартов, определяющих, что представляет собой социальная работа на глобальном уровне. Данный документ, устанавливающий определенные универсалии, можно использовать как руководство к разработке национальных образовательных стандартов по подготовке специалистов социальной сферы по работе с семьей. Такой документ должен отражать определенный консенсус по ключевым проблемам, по вопросам роли и целей социальной работы. Однако, представленные фрагментарно исторические сюжеты профессии, современные дискуссии об идентичности социальной работы внутри профессии, а также ее идентичности по отношению к другим категориям кадров в секторе социального обеспечения населения, работающим в таких направлениях, как социальное развитие, забота о детях, система пробации, работа в микросоциальной среде, работа с молодежью (там, где данные категории кадров не входят в социальную работу), а также огромные национальные и региональные различия, вызвали некоторый скептицизм в возможности определения таких "универсалий". Было предложено сделать такой документ более гибким и приемлемым для любого контекста. Такая гибкость позволит осуществлять интерпретацию специфики образования и практики социальной работы в локальных условиях и учитывать социально-политические, культурные, экономические и исторические контексты каждой страны и региона в соответствии с международными стандартами.
Наиболее остро потребность в появлении профессионального стандарта специалиста по работе с семьей имеет в профилактике социального сиротства. Ни программы, ни Федеральный Закон N120 не смогли преодолеть снижение уровня детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при живых кровных родителях и родственниках. По данным статистики, число выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние году уменьшается незначительно и составляет 102 тыс. По-прежнему, остается высокий процент детей, которые изымаются из семей вследствие лишения родителей родительских прав, и низкий процент восстановления родителей в родительских правах и возвращения детей в кровные семьи. Об этом свидетельствуют следующие факты: ежегодно Органы опеки и попечительства около 72.560 родителей лишают родительских прав или ограничивают их в родительских правах и только 3060 родителей в год восстанавливаются в родительских правах и дети возвращаются в биологические (кровные) семьи, что составляет 3% от всего числа родителей, лишенных родительских прав. Такое положение позволяет говорить о том, что процесс выявления семей, проживающих в трудных жизненных ситуациях, разными органами и ведомствами ведется активно. Недостаточным остается процесс работы специалистов с такими семьями по нивелированию неблагоприятных условий воспитания и обучения детей и профилактике социального сиротства. Нет специалистов, осуществляющих работу не только по выявлению таких категории семей и семей с детьми, но и работающих с ними.
С целью оказания адресной помощи разным категориям семей с несовершеннолетними детьми и профилактике социального сиротства разрабатывается новый, межведомственный профессиональный стандарт "Специалиста по работе с семьей". Данный специалист будет востребован в разных органах, ведомствах и организациях: в социальной защите, в образовании, в здравоохранении, в полиции, в органах опеки и попечительства.
Особенно важны специалисты по работе с семьей в центрах помощи семье и детям, КДН и ЗП, социально-реабилитационных центрах для подростков и молодежи, учреждениях органов по делам молодежи, специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в специальной реабилитации, учреждениях социальной защиты, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центрах сопровождения замещающих семей, Уполномоченных организациях по устройству детей в семьи, центрах постинтернатного сопровождения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они будут востребованы в подразделениях по делам несовершеннолетних районных, городских отделов внутренних дел, отделов внутренних дел закрытых административно- территориальных образований др.
1.2 Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
В результате введения новой межведомственной профессии с определением ее обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснованием их отнесения к конкретным уровням квалификации будут разработаны образовательные программы подготовки данных специалистов по работе семьей в вузах. Появление специалиста по работе с семьей на рынке труда приведет к реализации ФЗ N120 ст.1, п.8 ст. 22 и п. 2 ст. 23, а также ст. 69, 73 и 77 Семейного Кодекса РФ, что позволит сократить численность детей-социальных сирот, сократить число отобраний детей у родителей, увеличить число родителей, восстановленных в родительских правах и увеличить численность детей, оставшихся без попечения родителей, возвращенных в кровные семьи.
В соответствии с пунктом 5 Плана разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 2204 - р (Собрание законодательства Российской Федерации) доведению информации о современных приоритетах государственной семейной политики и актуализации подходов к обучению специалистов в субъектах Российской Федерации, возникла острая необходимость разработки проекта профессионального стандарта "Специалист по работе с семьей" в социальной защите. Реализация государственной социальной политики как приоритетного направления требует введения новых профессий, которые имеют межведомственный характер и позволят решить реперные, наиболее острые социальные проблемы в области семейной политики.
Профессиональный стандарт "Специалист по работе с семьей" разработан с целью сформировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационных уровней, карьерному росту специалистов.
Профессиональный стандарт "Специалист по работе с семьей" составлен в соответствии с проектом макета профессионального стандарта и проектом методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Разработка данного профессионального стандарта позволит осуществить подготовку современных специалистов нового уровня, актуализировать подходы к обучению специалистов в субъектах Российской Федерации, обновить содержание образования в соответствии с современными научными знаниями и актуальными требованиями к организации работы в сфере защиты семьи и детства. Профессиональный стандарт позволит подготовить специалиста по работе с семьей, владеющего рядом трудовых функций. Перечень новых трудовых функций в соответствии с уровнями квалификации, разработанными в стандарте, будет способствовать более эффективному выполнению работы по профилактике социального сиротства, что приведет к уменьшению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах, интернатных учреждениях, позволит сохранять кровную семью для ребенка, реабилитировать разные типы семей, проживающих в неблагополучии, трудной жизненной ситуации, опасной жизненной ситуации. Профессиональный стандарт предполагает повышение престижности профессий в сфере защиты прав детства, обосновывает принципы обучения межведомственного и междисциплинарного взаимодействия команд специалистов, работающих на территории, включение в содержание обучения семейно-ориентированного подхода, методов его применения в социальной работе с семьей и детьми.
Отраслевые уровни (подуровни) квалификаций в оценочной деятельности были разработаны в соответствии с "Уровнями квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов", разработанными Минтрудом России.
Уровни квалификаций Российской Федерации применяются в целях:
-международной и межотраслевой сопоставимости квалификационных уровней для формирования единой системы квалификаций и обеспечения трудовой мобильности граждан;
-разработки отраслевых уровней квалификаций и установления единых требований к квалификации работников и выпускников образовательных организаций при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования, проведении оценки результатов образования и формировании системы сертификатов.
На основании уровней квалификаций в Российской Федерации разработаны отраслевые уровни (подуровни) квалификаций в оценочной деятельности, предусматривающие два квалификационных уровня (подуровней): с 1-го по 9-й.
Квалификационные отраслевые уровни (подуровни) соответствуют следующим уровням квалификаций в Российской Федерации: 6-му и 7-му, соответственно.
Перечисленные ниже девять направлений деятельности в свою очередь разделяются на обобщенные трудовые функции согласно уровням квалификации (Функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции в свою очередь разделяются на трудовые функции, которым присваивается индивидуальный код.
Внутри каждой трудовой функции находится перечень трудовых действий, которые совершает, находясь на своем рабочем месте, специалист в оценочной деятельности.
Кроме перечня трудовых действий, каждая трудовая функция имеет следующие характеристики:
-необходимые умения,
-необходимые знания,
-необходимые этические нормы,
-возможные места и условия работы,
-сроки повышения квалификации специалиста,
-перечень документов подтверждающих квалификацию.
На основании уровней квалификации можно сформулировать основную цель данного вида профессиональной деятельности:
Оказание помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум, с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей.
Обобщенные трудовые функции напрямую связаны с должностью специалиста по работе с семьей и отражают специфику его деятельности. В связи с тем, что это новая профессия, и она не имеет аналога в практике социальной сферы, нам представляется важным выделить два уровня квалификации 6 и 7. Уровни квалификации отражают деятельность данного специалиста по сложности ее исполнения.
К обобщенным трудовым функциям в профессиональном стандарте отнесены две:
1. Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, нуждающимися в государственной поддержке и помощи, с целью оказания им помощи.
2. Организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что основными видами деятельности специалиста по работе с семьей являются: выявление, оказание помощи и поддержки, просвещение и профилактика, консультирование, диагностика, коррекция. В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть как основным, так и входящим в её структуру в качестве вспомогательного, что находится в прямой зависимости от решаемой специалистом проблемы. При этом существует особая потребность практики в получении социально-психологической помощи от специалиста по работе с семьей, с учетом специфики социального окружения человека, его проблем, кризисов, трудных жизненных ситуаций, определенных видов зависимости и т.д.
Например, на нескольких трудовых функциях отчетливо видна специфика оказания помощи и поддержки, осуществляемая специалистом по работе с семьей в социальной сфере.
С учетом рекомендаций и принятых в национальных рамках квалификаций описаниях уровней квалификаций, а также требования ФГОС общего образования и результаты опроса специалистов, приведенные выше трудовые функции специалиста по работе с семьей следует отнести к 6 - 7 уровням в зависимости от конкретного их содержания (см. макет стандарта).
1.3.Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что основными видами деятельности специалиста по работе с семьей являются: выявление семей и семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, оказание им разных видов помощи в соответствии с их проблемами, обучение замещающих семей, просвещение родителей, профилактика социального сиротства, консультирование, диагностика. В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть как основным, так и входящим в её структуру в качестве вспомогательного, что находится в прямой зависимости от решаемой специалистом проблемы. При этом существует особая потребность практики в получении социально-психолого-педагогической и правовой помощи от специалиста по работе с семьей, с учетом специфики социального окружения семьи и семьи с детьми, их проблем, кризисов, трудных жизненных ситуаций, определенных видов зависимости и т.д.
Например, в описании нескольких трудовых функциях отчетливо видна специфика оказания помощи и поддержки, осуществляемая специалистом по работе с семьей.
С учетом рекомендаций и принятых в национальных рамках квалификаций описаниях уровней квалификаций, а также требования ФГОС общего образования и результаты опроса специалистов, приведенные выше трудовые функции специалиста по работе с семьей следует отнести к 6 - 7 уровням в зависимости от конкретного их содержания (см. макет стандарта).
Обобщенные функции включают 9 трудовых функций.
1. Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия |
2. Ведение учета разных типов семей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе замещающих семей, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей |
3. Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации. |
4. Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, с целью преодоления неблагополучия, осуществления на межведомственной основе оказания различных видов помощи |
5. Активизация потенциала семей и семей с детьми, нуждающихся в социальном обслуживании, поддержка их ресурса и реализация услуг по оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов |
6. Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью |
7. Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства |
8. Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе |
9. Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав |
Раздел 2 "Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта"
2.1 Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций.
Базовый состав организаций, представители которых приняли участие в разработке профессионального стандарта специалиста по работе с семьей - это государственные бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования (всего - 6 вузов), из них два государственных бюджетных образовательных учреждения высшего профессионального образования города Москвы, один Федеральный университет, один региональный университет и два - негосударственных образовательных учреждения высшего профессионального образования.
В разработке и оценке содержания данного профессионального стандарта приняли участие также представители Министерства, научно-исследовательского института, образовательной организации.
Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке и обсуждении проекта профессионального стандарта, приводятся в приложении N 1 к пояснительной записке.
2.2 Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке и обсуждению проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
В соответствии с техническим заданием в целях разработки профессионального стандарта сформирована экспертная группы, состоящей из руководителей и специалистов-экспертов в области разработки профессиональных стандартов либо разделов единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, специалистов в области управления, обучения и развития персонала, нормирования и охраны труда, специалистов органов опеки и попечительства, специалистов в области психологии и педагогики, (педагоги и психологи, руководители образовательных организаций, общеобразовательных организаций, специальных образовательных организации (ППМС-центры, ПМПК, интернаты, детские дома и школы-интернаты, иные ОО для детей с особыми образовательными потребностями); учреждений и реабилитационных центров Минтруда и соцзащиты, образования, здравоохранения, обществ инвалидов, специалистов органов опеки и попечительства, социозащитных учреждений для несовершеннолетних, кадровых служб и служб персонала предприятий и организаций.
В разработке данного профессионального стандарта приняли участие десять специалистов в области психологии, два специалиста в области педагогики, один руководитель в области разработки профессиональных стандартов, три руководителя по теме лота, три специалиста в области управления, один специалист в области кадровых служб и служб персонала предприятий и организаций, один специалист в области социозащитных учреждений для несовершеннолетних, один специалист в области опеки и попечительства, один специалист в области нормировании и охраны труда, один специалист специальных (коррекционных) образовательных организации, - всего 24 человека.
Территориальное распределение экспертов разработчиков по Федеральным округам Российской Федерации. В разработке профессионального стандарта приняли участие научно-педагогические кадры, представляющие Федеральные округа России: Центральный, Приволжский.
Центральный Федеральный округ РФ представлен наибольшим образом (18 человек).
Методы, используемые при разработке профессионального стандарта: метод описания, метод моделирования, метод анализа и синтеза, метод обобщения, метод структурирования, метод изучения и обобщения опыта, метод визуализации, метод редактирования, метод компьютерных технологий, метод анализа нормативной документации.
2.3 Общие сведения о нормативных правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
Приводим список нормативных правовых документов, регулирующих вид профессиональной специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся)
Нормативная документация:
Федеральные нормативные правовые акты:
Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации) 2002.
Гражданский кодекс Российской Федерации, части I, II, III (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001);
Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996)
Федеральный закон от 03.12.2012г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании"
Законопроект Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996);
Федеральный закон Российской Федерации N 315-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N273 от 29.12.2012;
Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации" N442 от 28.12.2013 г.
Постановления Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов"
Послание Президента Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г.
"Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761).
Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. N 1916-р "О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.".
Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей": "создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан Российской Федерации, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Общероссийские квалификационные справочники (ОКЗ, ЕКСД)
ГОСТ 1.1- 2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения;
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению;
ГОСТ 7.32-2001 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления;
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения;
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)
Профессионально-квалификационные справочники (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г.,), _ 2012 г., а также корпоративные стандарты, учебно-программная документация по подготовке специалистов в данной области;
Методическая документация: (справочники, бюллетени, статьи, учебно-методические издания, ФГОС ВПО в рамках УГС "Образование и педагогика", "Гуманитарные науки", Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования)
учебная документация (основные профессиональные образовательные программы высшего образования в рамках области знания "Образование и педагогика", "Гуманитарные науки", "Социальные науки", учебно-методические комплексы по вопросам работы с семьей),
Технологическая документация:
План разработки профессиональных стандартов на 2012 - 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 г. N 2204-р;
Приказ Минтруда России N147н от 12 апреля 2013 г. об утверждении Макета профессионального стандарта
Приказ Минтруда России N148н от 12 апреля 2013 г.Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов;
Приказ Минтруда России " 29" апреля 2013 г. N 170н Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов,
План-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.11.2012 г. N 565.
Официальный сайт Агентства социальной информации www.asi.ru
Официальный сайт Российского детского фонда www.detfond.org
Официальный сайт Фонда "Общественное мнение" www.fom.ru
Сайт информационно-просветительской кампании "Наши дети"
Раздел 3 "Обсуждение проекта профессионального стандарта"
3.1 Информация о порядке общественно-профессионального обсуждения
Цель, задачи общественно-профессионального обсуждения
Цель общественно-профессионального обсуждения, в соответствии с принятым Положением, заключается в обеспечении контроля качества разработки проекта профессионального стандарта специалиста по работе с семьей.
Основными задачами Общественно-профессионального обсуждения являются:
- проведение экспертизы проекта профессионального стандарта специалиста в социальной сфере в области профилактики социального сиротства, помощи по выходу семьи и семьи с детьми из трудной жизненной ситуации (далее - проекта профессионального стандарта);
- подготовка заключения по представленному на экспертизу проекту профессионального стандарта;
- разработка предложений по доработке проекта профессионального стандарта по итогам экспертизы.
Порядок организации общественно-профессионального обсуждения
Обсуждение проекта профессионального стандарта проводится путем:
1. Размещения проекта профессионального стандарта на сайте государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет" (далее - ГБОУ ВПО МГППУ) (www.мгппу.рф), сайте Федерации психологов образования России (www.rospsy.ru) - и сайте Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому образованию (www.psyumo.ru);
2. Организации специальных форумов в сети Интернет (сайт Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому образованию (www.psyumo.ru);
3. Проведения конференций, круглых столов, семинаров, рабочих групп и других публичных мероприятий;
4. Размещения информации о ходе разработки профессионального стандарта в профильных профессиональных изданиях и средствах массовой информации.
Критерии оценки общественно-профессионального обсуждения
Экспертиза проекта профессионального стандарта проводится по критериям:
1. Соответствие содержания макета принятым теоретическим подходам, определенным с учетом специфики выбранной профессиональной деятельности;
2. Соответствие структуры проекта требованиям Макета профессионального стандарта;
3. Адекватность выделения и полнота описания видов трудовой деятельности, единиц профессионального стандарта (трудовые функции, трудовые действия, необходимые знания и умения), установленных квалификационных уровней;
4. Требования технического задания к выборкам организаций и экспертов, привлеченным к разработке проекта профессионального стандарта;
5. Корректность отнесения проекта профессионального стандарта к выделенной области профессиональной деятельности или виду экономической деятельности;
6. Соответствие проекта профессионального стандарта нормативной правовой базе в данной области;
7. Возможность трансляции содержания проекта профессионального стандарта в требования к результатам освоения и условиям реализации образовательных программ высшего образования;
8. Возможность использования содержания проекта для формирования требований к процедурам сертификации персонала.
В общественно-профессиональном обсуждении проекта профессионального стандарта приняли участие 50 организаций и 20 экспертов и 100 участников круглых столов
Сводные данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта приведены в Приложении N 2 к пояснительной записке.
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приведены в таблице Приложения N 3 к пояснительной записке.
В целях обсуждения проекта данного профессионального стандарта проведены межрегиональные круглые столы и семинары для представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1. Первая конференция руководителей учреждений социальной защиты 17-18 июня 2013 г Москва.
2. Семинар - совещание для руководителей и специалистов органов управления образованием, опеки и попечительства по вопросам эффективности подготовки кадров и внедрения современных технологий в области профилактики социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, межведомственного взаимодействия 25-27 июня 2013 г в г. Москва
3. Заседание Президиума Совета Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию (г. Москва, Московский городской психолого-педагогический университет, 28 июня 2013 г).
4. Всероссийский круглый стол "Распространение методик и технологий тестирования кандидатов в замещающие родители, а также методических рекомендаций по их применению, в том числе с использованием компьютерных технологий" 4-5 июля 2013 г, г. Москва.
5. Совещание рабочей группы при Минтруде по разработке профессиональных стандартов специальностей социальной сферы, носящих межотраслевой характер, с ответственными исполнителями проектов по разработке профессиональных стандартов (г. Москва, Московский городской психолого-педагогический университет, 06 августа 2013 года).
6. Совещание рабочей группы при Минтруде по разработке профессиональных стандартов специальностей социальной сферы, носящих межотраслевой характер, с ответственными исполнителями проектов по разработке профессиональных стандартов (г. Москва, Московский городской психолого-педагогический университет, 20 августа 2013 года)
7. Совещание рабочей группы при Минтруде по разработке профессиональных стандартов специальностей социальной сферы, носящих межотраслевой характер, с ответственными исполнителями проектов по разработке профессиональных стандартов (г. Москва, Московский городской психолого-педагогический университет, 03 сентября 2013 года)
8. Совещание рабочей подгруппы по адаптации и внедрению профессиональных стандартов работников социальной сферы (стандарты 03.006, 03.007, 03.008, 03.009, рук. Забродин Ю.М.) и разработчиков профессиональных стандартов. Повестка: информация о Приказе Министерства труда от 30 сентября 2014г. N 671н.; списки рабочей группы (формирование подгруппы); план работы на 2015 год; предложения по формированию списка региональных стажировочных площадок; обсуждение формы анкеты эксперта по адаптации профстандарта, - 05 февраля 2015 г.
9. Совещание рабочей подгруппы по адаптации и внедрению профессиональных стандартов работников социальной сферы (стандарты 03.006, 03.007, 03.008, 03.009, рук. Забродин Ю.М.) - 09 февраля 2015 г.
Повестка:
информация о требованиях к структуре и содержанию профессионального стандарта;
механизмы использования профессионального стандарта в системе взаимодействия работодателя и работника;
обсуждение предложений по учету специфики деятельности специалистов, оказывающих анонимную и/или дистанционную помощь в профстандарте "Психолог в социальной сфере";
формирование состава и плана рабочей подгруппы при Минтруде по профессиональным стандартам в социальной сфере (руководитель - Ю.М. Забродин) и плана ее деятельности.
10. Рабочая встреча руководителя рабочей подгруппы по адаптации и внедрению профессиональных стандартов работников социальной сферы (стандарты 03.006, 03.007, 03.008, 03.009) и разработчиков профессиональных стандартов. Повестка: направления работы по разработке механизмов апробации и применения профстандартов - 19 мая 2015 г.
11. Всероссийское совещание "Профессиональные стандарты работников образования и социальной сферы: адаптация и внедрение лучших практик". Пленарное заседание и дискуссионная площадка "Профессиональные стандарты в социальной сфере: "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних", "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере", "Психолог в социальной сфере", "Специалист по работе с семьей" - 22 мая 2015 г..
Участники: представители Министерства образования и науки РФ, Министерства труда РФ, разработчики профессиональных стандартов в образовании и социальной сфере, представители вузов, осуществляющих подготовку педагогических работников для социальной сферы, представители работодателей, работники социальной сферы.
В рамках общественно-профессионального обсуждения проекта профессионального стандарта:
подготовлена и передана в печать публикация о ходе разработки профессионального стандарта для СМИ ("Учительская газета" г. Москвы");
опубликованы три статьи о ходе разработки профессионального стандарта в профильных изданиях;
В период с 19 июля 2013 года по настоящее время размещена информация о разработке профессионального стандарта педагога-психолога на сайтах Московского городского психолого-педагогического университета (www.мгппу.рф), Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому образованию (www.psyumo.ru), Федерации психологов образования России (www.rospsy.ru), организован форум для обсуждения проекта профессионального стандарта в сети Интернет (http://discus.psyumo.ru/).
Рабочая группа по адаптации и внедрению профессиональных стандартов работников социальной сферы, созданная в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1108 от 24 декабря 2014 года, в период с 1 марта 2015 года по 11 мая 2015 года осуществила анкетирование экспертного сообщества по вопросам актуализации и внедрения отдельных профессиональных стандартов работников социальной сферы.
Рабочая подгруппа по отдельным профессиональным стандартам (руководитель Ю.М. Забродин) проанализировала и обобщила полученные по результатам проведенного опроса предложения и замечания экспертов.
В анкетировании приняли участие эксперты - представители разных субъектов Российской Федерации (далее - регионы). Всего по итогам опроса получено 37 анкет из 21 региона по вопросам адаптации профессионального стандарта специалиста по работе с семьей.
В анкетировании приняли участие руководители, администрация и специалисты организаций социальной сферы.
Эксперты обозначили проблемы, связанные с процессами внедрения профессиональных стандартов, такие как:
отсутствие нормативных документов, регламентирующих апробацию и внедрение профессиональных стандартов работников социальной сферы,
отсутствие моделей дифференциации уровней соответствия профессиональных компетенций работников социальной сферы,
отсутствие перечня профессиональных компетенций работников социальной сферы в соответствии с перечнем трудовых функций и трудовых действий,
отсутствие рекомендаций по модернизации аттестационных процедур специалистов в рамках внедрения профессиональных стандартов и других инструкций и разъяснительных документов по внедрению профессиональных стандартов работников социальной сферы.
На основе анализа результатов анкетирования выявлены и обобщены в первом приближении замечания экспертов по изменениям, которые следует внести в профессиональные стандарты в связи с принятием ФЗ 442 "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации". В частности, приняты замечания экспертов о необходимости редакции текстов ПС в части терминологии и наименований, сформулированных в профессиональных стандартах.
Определены механизмы повышения качества процессов внедрения профессиональных стандартов работников социальной сферы, среди них:
разработка и апробация организационно-методических документов и рекомендаций, регламентирующих процессы внедрения профессиональных стандартов, соответствующих выявленным проблемам,
проведение обучающих семинаров и повышения квалификации работников социальной сферы по вопросам организации профессиональной деятельности работников социальной сферы в условиях профессиональных стандартов, создание сети стажировочных площадок по апробации и внедрению профессиональных стандартов работников социальной сферы.
По результатам анкетирования получены экспертные предложения по наименованиям должностей, соответствующим профессиональным стандартам работников социальной сферы, по необходимому уровню профессионального образования, требованиям к дополнительному профессиональному образованию, а также предложения к перечню отраслей знаний, которые необходимо включить в программы профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.
Подгруппа Рабочей группы по адаптации и внедрению отдельных профессиональных стандартов работников социальной сферы, изучив и обобщив предложения и замечания экспертов по вопросам адаптации профессиональных стандартов работников социальной сферы, приняла решение о внесении изменений в текст профессионального стандарта специалиста по работе с семьей в соответствии с применяемой терминологией в ФЗ 442 "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации".
1.1. В соответствии с ФЗ 442 "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации" следует в тексте профессионального стандарта использовать термины: социальное обслуживание граждан; социальная услуга; получатель социальных услуг; поставщик социальных услуг.
1.2. В тексте профессионального стандарта заменить формулировку "Клиент" на "Получатель социальных услуг".
1.3. В тексте профессионального стандарта заменить формулировку "Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации" на "Граждане, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании".
2. Решение о внесении редакционных изменений в профессиональный стандарт специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних будет направлено в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации после согласования его изменения курирующим Департаментом*(1) Министерства образования и науки Российской Федерации.
3. Подгруппа Рабочей группы по адаптации и внедрению отдельных профессиональных стандартов работников социальной сферы предлагает внести изменения в раздел профессиональных стандартов "Требования к образованию и опыту работы" для профессионального стандарта "Специалист по работе с семьей" - "Высшее образование, а также стаж работы не менее 3 лет".
4. В связи с введением в действие уровней квалификации, утвержденных в целях разработки профессиональных стандартов (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N148н от 12 апреля 2013 года), подгруппа Рабочей группы по адаптации и внедрению отдельных профессиональных стандартов работников социальной сферы вносит предложение о разработке отраслевой рамки квалификации для данной профессии*(2).
Приложение N 1 к пояснительной записке
Таблица 1. Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Должность уполномоченного лица |
ФИО уполномоченного лица |
Подпись уполномоченного лица |
Разработка проекта профессионального стандарта | ||||
1 |
Московский городской психолого-педагогический университет |
Заместитель председателя Совета УМО проректор по научной работе |
Забродин Юрий Михайлович |
|
2 |
Волгоградский государственный социально-педагогический университет |
Декан факультета психологии и социальной работы |
Андрущенко Татьяна Юрьевна |
|
3 |
Столичная финансово-гуманитарная академия |
Зав. лабораторией управления социальными системами защиты детства |
Семья Галина Владимировна |
|
4 |
Институт труда и социального страхования |
Заместитель директора |
Волошина Ирина Александровна |
|
5 |
Московский государственный областной университет |
Зав. кафедрой общей и педагогической психологии |
Резванцева Марина Олеговна |
|
6 |
Московский государственный областной университет |
Профессор кафедры социальной работы и социальной педагогики |
Студенова Елена Геннадьевна |
|
7 |
Московский городской психолого-педагогический университет |
Зав. лабораторией Психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства |
Ослон Вероника Ниссоновна |
|
8 |
Московский городской психолого-педагогический университет |
Старший научный сотрудник лаборатории Психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства |
Селенина Екатерина Вадимовна |
|
9 |
Администрация г.Ступино Московской области |
Д.п.н. зам. Главы Администрации Ступино по социальным вопросам |
Рацимор Александр Ефимович |
|
10 |
Московский психолого-социальный университет |
Д.психол.н.,проф., зав. кафедрой педагогической психологии МПСУ |
Шнейдер Лидия Бернгардовна |
|
11 |
Одинцовское зональное объединение Областного центра сопровождения замещающих семей Московской области |
начальник отдела Одинцовского зонального объединения Областного центра сопровождения замещающих семей Московской области, кандидат психологических наук |
Меркуль Ирина Анатольевна |
|
12 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" Департамента социальной защиты населения города Москвы |
Заместитель
директор |
Новокрешеннова Римма Александровна |
|
Согласование проекта профессионального стандарта | ||||
1 |
Институт труда и социального страхования |
Заместитель директора |
Волошина Ирина Александровна |
|
2 |
Правительство Московской области |
Первый заместитель председателя Правительства Московской области Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор |
Антонова Лидия Николаевна |
|
3 |
Государственная Дума РФ |
Заместитель председателя комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций |
Лахова Екатерина Филипповна |
|
4 |
Общероссийская общественная организация "Союз социальных педагогов и социальных работников.
|
Исполнительный директор |
Лукоянова Елена Леонидовна |
|
5 |
Администрация г.Ступино Московской области |
Зам. Главы Администрации Ступино по социальным вопросам |
Рацимор Александр Ефимович |
|
6 |
Одинцовское зональное объединение Областного центра сопровождения замещающих семей Московской области |
начальник отдела Одинцовского зонального объединения Областного центра сопровождения замещающих семей Московской области, кандидат психологических наук |
Меркуль Ирина Анатольевна |
|
7 |
Министерство образования Московской области |
Заместитель Министра образования МО |
Филатова Елена Эренстовна |
|
8 |
Министерство образования Московской области |
Управление развития семейных форм устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
Овечкина Людмила Сергеевна |
|
9 |
Министерство образования Московской области |
Консультант отделения социально-психологической поддержки детства управления воспитания и профилактики асоциальных явлений Минитерства образования Московской области Кандидат психологических наук
|
Ризванова Елена Викторовна |
|
10 |
Московский государственный областной университет |
Заведующий кафедрой социальной работы и социальной педагогики, профессор, д.ист.наук |
Фирсов Михаил Васильевич |
|
11 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" Департамента социальной защиты населения города Москвы |
Заместитель
директор |
Новокрешеннова Римма Александровна |
|
Приложение N 2 к пояснительной записке
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Организации |
Участники |
|
Должность |
ФИО |
|||
Первая конференция руководителей учреждений социальной защиты ГК "Открытый диалог" Москва |
17-18 июня 2013 г
|
Государственная Дума РФ |
Первый заместитель Комитета Государственной Думы РФ Федерального Собрания по бюджету и налогам |
Дмитриева Оксана Генриховна |
Институт социологии РАН, |
Главный научный сотрудник Отдела социально-экономических исследований Института социологии РАН |
Гаврилова Ирина Николаевна |
||
ГК "Открытый диалог" |
Руководитель проектов в социальной сфере ГК "Открытый диалог" |
Макаренко Елена Сергеевна |
||
Посольство Федеративной Республики Германии в Российской Федерации |
Первый секретарь Посольства Федеративной Республики Германии в Российской Федерации, руководитель отдела по вопросам труда, здравоохранения и социального обеспечения |
Лотар Ших |
||
Управление социальной защиты населения района Южное Медведково г. Москва |
Начальник управления социальной защиты населения района Южное Медведково г. Москва |
Зудинова Наталья Владимировна |
||
Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии |
Исполнительный директор Ассоциации в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии; эксперт Ассоциации "Handicap international" по странам СНГ; член Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан |
Соколова Марьяна Барасбиевна |
||
Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения г.Москвы |
Профессор Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения г.Москвы |
Кононова Людмила Ивановна |
||
Центр кадрового консалтинга и оплаты труда института труда и страхования РАНХ и ГС г.Москва |
Руководитель центра кадрового консалтинга и оплаты труда института труда и страхования РАНХ и ГС г.Москва |
Шестаков Михаил Алексеевич |
||
Центр кадрового консалтинга и оплаты труда института труда и страхования РАНХ и ГС г.Москва |
Ведущий специалист центра кадрового консалтинга и оплаты труда института труда и страхования РАНХ и ГС г.Москва |
Казаурова Светлана Юрьевна |
||
Всероссийский семинар-совещание для руководителей и специалистов органов управления образованием, опеки и попечительства по вопросам профилактики социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, организации межведомственного Взаимодействия, а также эффективности подготовки кадров |
25-27 июня 2013 г. |
Государственное казенное учреждение города Москвы детский дом-интернат для умственно отсталых детей "Южное Бутово" Департамента социальной защиты населения города Москвы |
Социальный педагог |
Бондарева Лидия Викторовна |
МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Удельнинский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, П. Удельная Раменского района МО |
Директор |
Головина Вера Викторовна |
||
Областной центр сопровождения замещающих семей, МО, г. Коломна |
Психолог |
Городничева Кристина Игоревна |
||
ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Непецинский детский дом-школа Московской области |
Начальник структурного подразделения сопровождения замещающих семей |
Горохова Ирина Венедиктовна |
||
ГБУ Центр содействия семейному воспитанию "Наш дом", г. Москва |
Психолог |
Евстратова Юлия Витальевна |
||
Автономное учреждение Тюменской области дополнительного профессионального образования "Областной центр "Семья", г. Тюмень |
Психолог |
Мунаева Евгения Анатольевна |
||
Областное государственное бюджетное учреждение "Белгородский областной ресурсно-консультационный центр по работе с семьёй и детьми",г. Белгород |
Педагог-психолог |
Нечаева Юлия Анатольевна |
||
Центр сопровождения замещающих семей ГБОУ "Егорьевский детский дом" МО,г. Егорьевск |
Педагог-психолог |
Оконешникова Наталья Михайловна |
||
Муниципальное учреждение центр социально-психологической помощи молодежи "Юность", МО, г. Подольск |
Заместитель директора |
Прокудина Татьяна Геннадьевна |
||
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Салтыковский детский дом Московской области, г. Железнодорожный |
Начальник организационно-методического отдела Центра сопровождения замещающих семей |
Сенаторова Наталья Николаевна |
||
Государственное бюджетное учреждение Владимирской области "Центр усыновления и опеки", г. Владимир |
Старший методист |
Сидорова Марина Владимировна |
||
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования "Стимул" Ярославская обл., г. Тутаев |
Педагог-психолог, руководитель службы сопровождения замещающих семей |
Смирнова Светлана Вячеславовна |
||
Государственное бюджетное учреждение Воронежской области "Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей", г. Воронеж |
Педагог-психолог |
Соколович Кристина Анатольевна |
||
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) "ДЕТСКИЙ ДОМ N9", Вологодская обл., г. Череповец |
Педагог-психолог |
Соловьева Мария Святославовна |
||
Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом г. Талдом |
Директор |
Стародубова Ирина Николаевна |
||
Центр сопровождения замещающих семей ГБОУ "Егорьевский детский дом" МО, г. Егорьевск |
Начальник отдела |
Степнов Вадим Владимирович |
||
Муниципальное казенное образовательное учреждение "Рузский детский дом", г. Руза |
Психолог |
Степченкова Ольга Михайловна |
||
Государственное бюджетное учреждение "Тверской областной центр социальной помощи семьи и детям", г.Тверь |
Директор |
Суханова Ирина Владимировна |
||
МБОУДОД "ДООспЦ" Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Владимира "Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр" |
Педагог-психолог |
Токарева Ирина Родионовна |
||
ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Непецинский детский дом-школа Московской области |
Педагог-психолог |
Фатина Екатерина Александровна |
||
Центр психолого-медико-социального сопровождения "Со-Действие",г. Клин |
Директор |
Федюкина Надежда Владимировна |
||
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр психолого-медико-социального сопровождения", г. Тамбов |
Педагог-психолог |
Филатова Лариса Николаевна |
||
Бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области "Вологодский детский дом N2" |
Педагог-психолог |
Харитонова Ирина Владимировна |
||
Областной центр сопровождения замещающих семей, МО, г. Одинцово |
Психолог |
Шумилова Юлия Олеговна |
||
ГАОУ ДПО "Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования", г. Саратов |
Заведующий кафедрой |
Чанилова Наталья Григорьевна |
||
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования "Стимул", Ярославская обл., г. Тутаев |
Социальный педагог службы сопровождения замещающих семей |
Чегодаева Наталья Борисовна |
||
ГКУ РС(Я) "Центр развития семейного устройства и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", г. Якутск |
Начальник отдела |
Шахурдина Зинаида Софроновна |
||
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи центр психолого - медико - социального сопровождения "Доверие" (МОУ Центр "Доверие"), г. Ярославль |
Директор |
Шелкова Валентина Анамовна |
||
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ТОГАОУ) "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Котовска" |
Руководитель/ социальный педагог Центра по профилактике социального сиротства |
Шелпакова Ирина Борисовна |
||
Казенное образовательное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом "Северяночка",г. Нягань |
Педагог-психолог |
Шулятьева Светлана Борисовна |
||
Государственное бюджетное учреждение Владимирской области "Центр усыновления и опеки", г. Владимир |
Педагог-психолог |
Щербакова Ольга Александровна |
||
БУ РК "Центр психолого-педагогической помощи в сфере образования", г. Элиста |
Педагог-психолог |
Яманова Кермен Хонгоровна |
||
Отдел областного центра сопровождения замещающих семей Ступинское зональное объединение, г. Ступино |
Заместитель начальника отдела |
Сарычева Екатерина Андреевна |
||
Отдел областного центра сопровождения замещающих семей Ступинское зональное объединение, г. Ступино |
Психолог |
Дятлова Светлана Александровна |
||
Областной центр сопровождения замещающих семей г. Одинцово |
Начальник отдела |
Меркуль Ирина Анатольевна |
||
Всероссийский круглый стол "Распространение методик и технологий психологического тестирования кандидатов в замещающие родители, а также методических рекомендаций по их применению, в том числе с использованием компьютерных технологий"
|
4-5 июля 2013 г. |
Управление социальной защиты населения Бутырского района города Москвы СВАО, отдел опеки, попечительства и патронажа |
Главный специалист отдела опеки, попечительства и патронажа |
Андреева-Твердова Наталия Николаевна |
Государственное казенное учреждение города Москвы Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Отрадное" Департамента социальной защиты населения города Москвы |
Директор |
Барсукова Татьяна Митрофановна |
||
Государственное казенное учреждение города Москвы детский дом-интернат для умственно отсталых детей "Южное Бутово" Департамента социальной защиты населения города Москвы |
Заведующая психолого-консультативного отделения |
Беднова Надежда Михайловна |
||
Государственное автономное образовательное учреждение "Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" (АО ИППК РО) Г. Архангельск |
Методист Центра профилактики социального сиротства |
Галушина Эммилия Борисовна |
||
Фонд "Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения", Г. Москва |
Председатель правления |
Егорова Марина Оскаровна |
||
Щербинское Управление социальной защиты населения города Москвы |
Начальник отдела |
Еланская Елена Викторовна |
||
Управление социальной защиты населения Нагорного района города Москвы ЮАО |
Начальник отдела опеки, попечительства и патронажа |
Зайцева Ирина Анатольевна |
||
Администрация муниципального округа Орехово- Борисово Северное |
Ведущий специалист |
Зорина Оксана Викторовна |
||
Государственное бюджетное учреждение Владимирской области "Центр усыновления и опеки", г. Владимир |
Юрист, главный специалист |
Зотова Любовь Владимировна |
||
Аппарат уполномоченного по правам человека в российской федерации |
Начальник управления |
Зубенко Виктор Владимирович |
||
Муниципалитет внутригородского муниципального образования Северное в городе Москве |
Ведущий специалист сектора опеки, попечительства и патронажа |
Иванова Людмила Ивановна |
||
Департамент образования города Москвы |
Ведущий специалист Управления организации обучения и социализации в профессиональном и дополнительном образовании |
Исмайлова Эллада Тофиковна |
||
Министерство образования Московской области |
Начальник управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Балашиха |
Казанцева Ирина Ивановна |
||
Министерство образования Московской области |
Начальник управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Раменскому муниципальному району |
Климова Светлана Анатольевна |
||
Министерство образования и науки Мурманской области, отдел опеки и попечительства |
Г. Мурманск |
Кудряшова Марина Анатольевна |
||
Администрация муниципального округа Молжаниновский в городе Москве |
Главный специалист сектора опеки, попечительства и патронажа |
Кулешова Елена Владимировна |
||
Администрация муниципального округа Молжаниновский в городе Москве |
Заведующий сектором опеки, попечительства и патронажа |
Кулик Татьяна Борисовна |
||
Министерство образования Московской области |
Заместитель начальника управления контроля и координации деятельности территориальных структурных подразделений по опеке и попечительству и образовательных учреждений по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Куркина Лидия Юрьевна |
||
Управление социальной защиты населения района Чертаново Южное города Москвы |
Ведущий специалист отдела опеки, попечительства и патронажа |
Кытина Наталья Сергеевна |
||
Филиал государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками" в с. Александровском Александровского района |
Педагог-психолог |
Ларионов Евгений Сергеевич |
||
Управление социальной защиты населения Таганского района города Москвы ЦАО |
Ведущий специалист |
Лоуда Елена Алексеевна |
||
Министерство образования Московской области |
Заведующий отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Клинскому муниципальному району |
Людвик Ирина Васильевна |
||
Государственное казенное учреждение города Москвы Детский дом-интернат для умственно отсталых детей N 21 Департамента социальной защиты населения города Москвы |
Специалист по социальной работе |
Ляпина Светлана Александровна |
||
Государственное казенное учреждение социально-реабилитационный центр "Возрождение" |
Заведующая отделением социальной диагностики |
Ляшко Анна Сергеевна |
||
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" Департамента социальной защиты населения города Москвы |
Директор |
Макарычева Антонина Петровна |
||
Государственное Казенное Учреждение города Москвы Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ВАО г. Москвы |
Педагог-психолог |
Малышева Маргарита Анатольевна |
||
Благотворительный фонд профилактики социального сиротства |
Директор |
Марова Александра Михайловна |
||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский областной государственный университет |
Директор Областного центра замещающих семей |
Мартинович Дина Семеновна |
||
Управление социальной защиты населения Бабушкинского района города Москвы |
Ведущий специалист |
Мелкумова Ольга Борисовна |
||
Муниципалитет внутригородского муниципального образования Гагаринское в городе Москве |
Ведущий специалист |
Мешалкина Вера Ивановна |
||
Управление социальной защиты населения района Митино города Москвы |
Заместитель начальника отдела опеки, попечительства и патронажа |
Мещерякова Елена Викторовна |
||
Государственное казенное учреждение Детский дом-интернат для умственно-отсталых детей N8 Департамента социальной защиты населения города Москвы |
Специалист по социальной работе |
Михайлова Ольга Юрьевна |
||
Администрация муниципального округа Фили-Давыдково |
Начальник отдела опеки, попечительства и патронажа |
Молина Евгения Марковна |
||
Администрация муниципального округа Капотня |
Ведущий специалист опеки и попечительства |
Морозова Елена Вячеславовна |
||
Министерство образования Московской области |
Заведующий отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Коломенскому муниципальному району |
Муратова Галина Васильевна |
||
Государственное бюджетное учреждение "Центр социально-правовой и психологической поддержки женщин "Надежда" Департамента социальной защиты населения города Москвы" |
Заместитель директора по социальным вопросам |
Мусейбова Наталья Дмитриевна |
||
Государственное казенное учреждение города Москвы Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Крюково" Зеленоградского административного округа города Москвы |
Социальный педагог |
Нестерова Нина Ивановна |
||
Министерство образования Республики Карелия, Г. Петрозаводск |
Специалист отдела опеки и попечительства |
Нефёдова Анастасия Павловна |
||
Государственное казенное учреждение города Москвы Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Крюково" Зеленоградского административного округа города Москвы |
Специалист по социальной работе |
Николотова Людмила Викторовна |
||
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" Департамента социальной защиты населения города Москвы |
Заместитель директора по общим вопросам |
Новокрещенова Римма Александровна |
||
Министерство образования Московской области |
Заведующий отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ступинскому муниципальному району |
Носова Ирина Александровна |
||
Министерство образования Московской области |
Начальник управления развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Овечкина Людмила Сергеевна |
||
Министерство образования Московской области |
Заведующий отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Подольскому муниципальному району |
Орлова Ольга Юрьевна |
||
Благотворительный детский фонд "Виктория" |
Заместитель программного директора
|
Осипова Ирина Ильинична |
||
Благотворительный детский фонд "Виктория" |
Руководитель программы "Семейный круг" |
Платонова Светлана Васильевна |
||
Государственное казенное учреждение города Москвы Детский дом-интернат для умственно отсталых детей N 15 Департамента социальной защиты населения города Москвы |
Социальный работник |
Подольская Ирина Рабисовна |
||
Администрация муниципального округа Хорошево-Мневники в городе Москве |
Главный специалист ООиП |
Полякова Елена Михайловна |
||
Министерство образования Московской области |
Заведующий отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Орехово-Зуевскому муниципальному району |
Попкова Ольга Юрьевна |
||
Министерство образования Московской области |
Заведующий отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Егорьевскому муниципальному району |
Постникова Татьяна Николаевна |
||
Администрация муниципального округа Очаково-Матвеевское |
Главный специалист отдела опеки, попечительства и патронажа |
Потехина Елена Сергеевна |
||
Управление социальной защиты населения района Соколиная гора города Москвы Восточный административный округ |
Главный специалист |
Придеина Елена Борисовна |
||
Агентство Республики Коми по социальному развитию, г. Сыктывкар |
Заместитель руководителя |
Романец Елена Борисовна |
||
Администрация МО Бибирево г. Москвы |
Заместитель главы администрации по опеке и попечительству |
Рябоконева Елена Альбертовна |
||
Министерство образования Московской области |
Начальник управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Воскресенскому муниципальному району |
Рязанская Нина Александровна |
||
Государственное казенное учреждение города Москвы социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Солнцево" Западного административного округа города Москвы |
Заместитель директора |
Самохина Елена Николаевна |
||
Управление образования и науки Липецкой области |
Ведущий консультант отдела опеки и попечительства |
Скорлуханова Ирина Олеговна |
||
Межрегиональная общественная благотворительная организация Российский комитет "Детские деревни SOS " |
Исполнительный директор |
Слабжанин Николай Юрьевич |
||
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Планета Я" городского округа Красноармейск Московской области |
Директор |
Айгунова Баху Камильевна |
||
Департамент образования Администрации муниципального образования Надымский район, г. Надым |
Главный специалист отдела по семейным и другим формам устройства Управления опеки и попечительства Департамента образования Надымский район |
Артеева Оксана Владимировна |
||
Государственное бюджетное учреждение Владимирской области "Центр усыновления и опеки", Владимирская обл., г. Владимир |
Педагог-психолог |
Балакина Наталья Сергеевна |
||
Министерство образования Московской области |
Заместитель Министра образования Московской области |
Филатова Елена Эренстовна |
Таблица приложения N 3.
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта.
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием принятия или отклонения) |
1 |
Волошина Ирина Александровна |
Институт труда и социального
страхования, зам.директора института |
1.Сократить количество обобщающих функций
2.Более четко определить
содержание обобщающих функций.
3.В трудовых функциях встречаются методы работы, их надо перенести в умения и знания
4.Расширить умения и знания специалиста |
1. Обобщающие функции сократили до двух
2. Дали более четкую их характеристику по содержанию
3.Принято и перенесено
4. Умения и знания изменены и расширены |
2 |
Новокрещенова Римма Александровна |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" Департамента социальной защиты населения города Москвы, Зам. директора |
1.Сократить обобщающие функции до 3. Предложено их определение.
2.Ведет учет семей на муниципальном уровне и передает информацию в банк данных 3.Пользоваться законодательными терминами-трудная жизненная ситуация, социально опасное положение 4.Заменить профессиональную терминологию на более понятную 5.Отредактировать содержание трудовых функций |
1.Обобщающие функции сокращены до двух.
2.Изменено в соответствии с предложением и внесено в трудовую функцию 3.Учтено и исправлено
4.Частично учтено и внесены правки.
5.Отредактировано |
-------------------------------------------
*(1) Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей
*(2) Справочник востребованных, перспективных и новых профессий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.