Проект Указа Президента Российской Федерации "Об одобрении Кодекса этики государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих"
(подготовлен Минтрудом России 03.08.2015 г.)
В целях повышения доверия общества к государственным и муниципальным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими Российской Федерации и муниципальными служащими должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной и муниципальной службе постановляю:
1. Одобрить прилагаемый Кодекс этики государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.
2. Рекомендовать государственным и муниципальным служащим руководствоваться Кодексом этики государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным настоящим Указом.
3. Рекомендовать лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, руководствоваться Кодексом этики государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, указанным в пункте 1 настоящего Указа, с учетом особенностей, установленных в федеральных законах, определяющих правовой статус этих лиц.
4. Рекомендовать руководителям федеральных государственных органов, руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления привести этические кодексы в соответствие Кодексом этики государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, предусмотренным в пункте 1 настоящего Указа.
5. Внести изменения в указы Президента Российской Федерации согласно приложению.
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент |
|
проект
Приложение N 1
к Указу Президента
Российской Федерации
от N
КОДЕКС
ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
I. Общие положения
1. Кодекс этики государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее - Кодекс этики) представляет собой свод основополагающих принципов и требований, которыми должны руководствоваться государственные служащие Российской Федерации и муниципальные служащие (далее - государственные (муниципальные) служащие) при исполнении должностных (служебных) обязанностей и во внеслужебной деятельности.
2. Реализация настоящего Кодекса этики основана на добровольном принятии и осознанном соблюдении при поступлении на государственную службу его положений государственным (муниципальным) служащим.
3. Знание и соблюдение государственным (муниципальным) служащим положений Кодекса этики является одним из критериев оценки его профессиональной (служебной) деятельности и служебного поведения.
4. Соблюдение Кодекса этики должно быть внутренним убеждением государственного (муниципального) служащего, что призвано соответствовать высокому званию человека, взявшего на себя обязательства быть государственным (муниципальным) служащим, и способствовать укреплению доверия общества к государственным органам, органам местного самоуправления.
5. Поступок государственного (муниципального) служащего на предмет соблюдения положений Кодекса этики оценивается исходя из характера, места, времени, обстоятельств его совершения.
6. Частная жизнь государственного (муниципального) служащего является его личным делом, в связи с чем соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления не вмешивается в нее. Вместе с тем, государственный (муниципальный) служащий должен помнить, что его поведение и род занятий во внеслужебное время, даже если они не связаны с его профессиональной (служебной) деятельностью, могут повлечь причинение вреда его репутации как государственного (муниципального) служащего, авторитету государственного органа (органа местного самоуправления) и в целом государственной (муниципальной) службе.
II. Основополагающие принципы государственного (муниципального) служащего и предъявляемые к нему требования
7. Основополагающие принципы государственного (муниципального) служащего:
а) гуманизм и патриотизм;
б) честность и социальная ответственность;
в) добросовестность;
г) беспристрастность и объективность.
8. Следуя принципу гуманизма и патриотизма
8.1. Государственный (муниципальный) служащий должен:
а) руководствоваться нравственными нормами, основанными на принципах гуманизма, социальной справедливости, правах человека;
б) действовать в общенациональных интересах и преданно служить государству;
в) служить на благо общества без политических предпочтений и ангажированности;
г) способствовать развитию общества и преумножению его благосостояния;
д) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное для исполнения должностных (служебных) обязанностей, обеспечивать эффективное и рациональное использование государственных (муниципальных) бюджетных средств.
8.2. Государственному (муниципальному) служащему запрещается ущемлять интересы физических и юридических лиц, этнических, социальных и иных групп и конфессий.
9. Следуя принципу честности и социальной ответственности:
9.1. Государственный (муниципальный) служащий должен:
а) ответственно исполнять должностные (служебные) обязанности, заслуживая и сохраняя доверие всех тех, с кем он взаимодействует;
б) проявлять нетерпимость к нарушениям законодательства и общепринятых этических норм;
в) действовать честно, руководствуясь нравственной чистотой, простотой и скромностью в общественной и частной жизни;
г) оказывать помощь и содействие коллегам по службе;
д) проявлять уважение к институту семьи;
е) уважать обычаи и традиции, культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий.
9.2. Государственному (муниципальному) служащему запрещается:
а) допускать влияние политических убеждений на свои действия при исполнении должностных обязанностей;
б) злоупотреблять служебным положением, преследовать свои личные интересы или интересы третьих лиц, используя в целях, не связанных с исполнением должностных (служебных) обязанностей, служебную информацию, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное (муниципальное) имущество;
в) принимать подарки и иные знаки гостеприимства и внимания, если это может скомпрометировать и повлечь возникновение объективных сомнений в его честности и объективности.
10. Следуя принципу добросовестности:
10.1. Государственный (муниципальный) служащий должен:
а) исполнять должностные (служебные) обязанности на высоком профессиональном уровне, проявлять инициативу, всегда и во всем подтверждая свою компетентность;
б) прислушиваться к рекомендациям экспертов по вопросам, связанным с его профессиональной (служебной) деятельностью;
в) способствовать в интересах общества качественному и эффективному осуществлению государственных (муниципальных) функций и представлению государственных (муниципальных) услуг, обеспечивая удовлетворенность физических и юридических лиц;
г) вести точную официальную отчетность, соблюдать требования открытости с учетом ограничений, установленных законодательством, не допускать обмана или введения в заблуждение иных лиц.
10.2. Государственному (муниципальному) служащему запрещается:
а) использовать непроверенные факты или неподтвержденные выводы при принятии решений, оказании помощи коллегам по службе по вопросам, связанным с профессиональной (служебной) деятельностью;
б) допускать волокиту и действия, способствующие затягиванию сроков реализации поручений и решений;
11. Следуя принципу беспристрастности и объективности:
11.1. Государственный (муниципальный) служащий должен:
а) принимать решения по существу и не допускать влияния на принимаемые решения личной выгоды, интересов лиц, лоббирующих получение необоснованных преимуществ;
б) государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен являться по отношению к ним образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе (органе местного самоуправления) либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
11.2. Государственному (муниципальному) служащему запрещается:
а) допускать предвзятые замечания, предъявлять неправомерные, незаслуженные обвинения;
б) допускать угрозы, оскорбительные выражения или реплики, проявление пренебрежительного тона, действия, препятствующие общению в культурной форме или провоцирующие противоправное поведение.
III. Требования к внешнему виду государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных (служебных) обязанностей
12. Внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных (служебных) обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственному органу (органу местного самоуправления), соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Указу Президента
Российской Федерации
от N
Изменения,
вносимые в Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", и в Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065
1. Пункт 3 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (далее - Положение) дополнить подпунктом "в" следующего содержания:
"в) в обеспечении соблюдения государственными служащими Кодекса этики государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее - Кодекс этики).".
2. В пункте 4 Положения после слов "конфликта интересов," добавить слова "Кодекса этики".
3. В пункте 5 Положения после слов "конфликта интересов," добавить слова "Кодекса этики".
4. В пункте 6 Положения после слов "конфликта интересов," добавить слова "Кодекса этики".
5. В пункт 16 Положения внести следующие изменения:
а) подпункт "а" дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"о несоблюдении государственным служащим Кодекса этики.";
б) подпункт "б" дополнить абзацем пятым следующего содержания:
"заявление государственного служащего, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим Кодекса этики".
6. Дополнить положение пунктом 23.1 следующего содержания:
"23.1. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце четвертом подпункта "а" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:
"а) установить, что государственный служащий соблюдал Кодекс этики, не причинил ущерба репутации государственного служащего и авторитету государственного органа.
б) установить, что государственный служащий не соблюдал Кодекс этики. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать государственному служащему на недопустимость нарушения Кодекса этики либо применить к государственному служащему конкретную меру ответственности, а также подвергнуть его моральному осуждению в присутствии сотрудников соответствующего федерального государственного органа или структурного подразделения при причинении ущерба репутации государственного служащего, но отсутствии ущерба для авторитета государственного органа;
в) установить, что государственный служащий не соблюдал Кодекс этики. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать государственному служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к государственному служащему конкретную меру ответственности, а также подвергнуть его моральному осуждению в присутствии сотрудников соответствующего федерального государственного органа или структурного подразделения и лиц, указанных в пункте 9 настоящего Положения, с последующим размещением данной информации, в том числе о примененной мере ответственности, на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа при причинении ущерба репутации государственного служащего и авторитету государственного органа.".
7. Дополнить Положение пунктом 25.3 следующего содержания:
"25.3. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце пятом подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:
"а) признать, что участие в соответствующих мероприятиях, совершение соответствующих действий, может считаться неправомерным, ненадлежащим или неэтичным, или иным образом не соответствует Кодексу этики, в связи с чем государственному служащему рекомендуется воздержаться от участия в указанном мероприятии или совершении соответствующих действий;
б) признать, что участие в соответствующих мероприятиях, принятие соответствующих действий, не может считаться неправомерным, ненадлежащим или неэтичным, или иным образом не соответствующим Кодексу этики, в связи с чем государственный служащий может принимать участие в указанном мероприятии или совершить соответствующие действия.".
8. В Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 (далее - Положение), внести следующие изменения:
а) пункт 1 Положения дополнить подпунктом г) следующего содержания:
"г) соблюдения государственным служащим в период прохождения государственной и (или) муниципальной службы требований Кодекса этики государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее - Кодекс этики).";
б) пункт 2 Положения дополнить предложением следующего содержания:
"Проверка, предусмотренная подпунктом "г" настоящего положения, осуществляется в отношении государственных служащих, замещающих любую должность федеральной государственной службы.";
в) пункт 5 Положения дополнить подпунктом г) следующего содержания:
"г) соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, Кодекса этики.";
г) пункт 5.1 Положения дополнить подпунктом г) следующего содержания:
"г) соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, Кодекса этики.";
д) пункт 6 Положения дополнить подпунктом г) следующего содержания:
"г) соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, Кодекса этики.";
е) пункт 7 Положения дополнить подпунктом г) следующего содержания:
"г) соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, Кодекса этики.";
ж) пункт 15 Положения дополнить подпунктом ж) следующего содержания:
"ж) наводить справки в открытых источниках, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.