Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Инженер по охране и защите леса"
(подготовлен Минтрудом России 09.09.2015 г.)
Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
1.1 Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Перспективы развития вида профессиональной деятельности "Осуществление охраны (в том числе мер пожарной безопасности и тушения лесных (природных) пожаров) и защиты лесов" описываются в документах перспективного планирования в виде аналитических материалов. Таким документом в лесной отрасли, к которой относится указанный вид профессиональной деятельности, является "Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года" (далее- Стратегия).
Согласно Стратегии, воспроизводством и защитой лесов, заготовкой и переработкой древесины занимаются около 60 тысяч крупных, средних и мелких предприятии?, расположенных во всех регионах страны. В 45 субъектах Российской Федерации производство лесобумажной продукции составляет от 10 до 50 процентов от общих объемов промышленной продукции этих регионов. На предприятиях и в организациях лесного комплекса занято более одного миллиона работающих.
В числе Основных факторов, обусловивших появление системных проблем в развитии лесного хозяйства, в Стратегии указаны значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
В целях усиления охраны и защиты лесов предусматривается переход к стратегии управления лесными пожарами и интегрированному контролю вспышек вредных организмов на основе лесопожарного и лесозащитного районирования лесов Российской? Федерации, прогнозирования горимости и повреждения лесов, а также совершенствование механизма взаимодействия государственной? власти и лесного бизнеса при осуществлении лесопожарных и лесозащитных мероприятии?.
Реализация Стратегии за счет сбалансированного развития лесного хозяйства и промышленной? переработки древесины позволит получить многоуровневый? синергетический? эффект.
За прогнозируемый? период по инновационному сценарию объем отгруженной? лесобумажной? продукции возрастет в 4,3 раза, налоговые поступления в бюджет увеличатся в 5,3 раза, производительность труда возрастет в 4,9 раза, душевое потребление бумаги и картона увеличится в 2,2 раза, восстановление лесов возрастет на 168 млн. га, лесной? доход увеличится в 2,3 раза.
Согласно "Прогнозу развития лесного комплекса России до 2030 г.". опубликованному FAO OUN у России есть шанс не только реконструировать лесную отрасль, но и сделать ее принципиально новой.
В соответствии с прогнозом FAO OUN, площадь лесных насаждений в Российской Федерации к 2030 г. должна увеличиться на 0,9-1,5% в зависимости от выбранного пути развития. Согласно инерционному сценарию, общая масса древесины на корню вырастет на 2,2% по сравнению с 2010 г. и составит 83,3 млрд. м3.
Чистый годовой прирост древостоя также увеличится с 1,01 до 1,09 млрд м3 в год. Средний возраст запасов древесины и кустарника будет снижаться: с 82 лет в 2010 г. до 78 лет в 2030 г. Это произойдет в результате увеличения площади под молодые насаждения и расширения леса.
За последние 40 лет в России из-за сильных пожаров, атак вредителей и вспышек заболеваний наблюдается стабильное увеличение поврежденных участков лесов и потеря лесных ресурсов. В 2010 г. было повреждено около 7,2 млн га леса.
По прогнозам экспертов, в случае выбора инерционного сценария эти повреждения увеличатся до 10,8 млн га леса, при выборе инновационного сценария они вырастут до 8 млн га.
1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта в рамках вида профессиональной деятельности " Осуществление охраны (в том числе мер пожарной безопасности и тушения лесных (природных) пожаров) и защиты лесов" были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ) и составляющие их трудовые функции (ТФ).
Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ и ТФ осуществлялась на основе следующих принципов:
1. Соответствие требованию полноты перечня. Совокупность ТФ полностью охватывает ОТФ; совокупность ТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности " Осуществление охраны (в том числе мер пожарной безопасности и тушения лесных (природных) пожаров) и защиты лесов ", выполнение всех перечисленных ОТФ необходимо и достаточно для достижения цели " Организация и обеспечение выполнения работ по охране лесов от пожаров, а также защите от вредных организмов и от иного негативного воздействия ".
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ и ТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются подавляющим большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ и ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности.
4. Соответствие требованию проверяемости (сертифицируемости). Существует возможность объективной проверки владения специалистом любой из ТФ и ОТФ.
Распределение трудовых функций инженера по охране и защите леса по уровням квалификации произведено на основе дескрипторов Национальной рамки квалификации Российской Федерации в редакции Приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н "Уровни квалификации в целях разработки профессиональных стандартов".
В проекте профессионального стандарта определены четыре обобщенные трудовые функции (таблица 1).
Таблица 1
Обобщенные трудовые функции и соответствующие им уровни квалификации
Обобщенные трудовые функции | ||
Код |
Наименование |
Уровень квалификации |
А |
Организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах |
7 |
В |
Организация комплекса мероприятий по защите леса от вредных организмов и от иного негативного воздействия |
7 |
Обобщенные трудовые функции "Организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах", "Организация комплекса мероприятий по защите леса от вредных организмов и от иного негативного воздействия" соответствуют 7 уровню квалификации.
Широта полномочий и ответственность данного уровня квалификации предусматривает определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений.
Характер умений предполагает решение задач развития, разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе, инновационных).
Характер знаний. Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в области лесного хозяйства и/или на стыке областей. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности.
Личностные компетенции. Дисциплинированность, стрессоустойчивость, креативность. Организаторские способности и стратегическое мышление. Способность приобретать новые знания и умения для внедрения инноваций в производство. Способность четко и понятно выражать свою позицию, готовить аналитические письменные отчеты, участвовать в общественных дискуссиях.
1.3. Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации
Трудовые функции и соответствующие им уровни квалификации приведены в таблице 2.
Таблица 2
Трудовые функции и соответствующие им уровни квалификации
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах |
7 |
Сбор и систематизирование информации по планируемым и выполненным мероприятиям по охране лесов от пожаров |
B/01.7 |
7 |
Планирование комплекса работ по охране лесов от пожаров |
B/02.7 |
7 |
|||
Подготовка соглашений о совместных мероприятиях в пожароопасном сезоне |
B/03.7 |
|
|||
Контроль за выполнением противопожарных мероприятий в рамках государственного задания или государственного контракта |
B/04.7 |
7 |
|||
Обеспечение контроля за соблюдением лицами, использующими леса, правил пожарной безопасности в лесах, а также выполнением требований документов лесного планирования в части организации мероприятий по охране лесов от пожаров; принятие мер воздействия к нарушителям правил пожарной безопасности в лесах |
B/05.7 |
7 |
|||
Формирование планов тушения лесных (природных) пожаров и согласование их с администрациями муниципальных районов, привлекаемыми организациями и лицами, использующими леса |
B/06.7 |
7 |
|||
Контроль за работой по предупреждению возникновения лесных (природных) пожаров, в том числе организация работы лиц, использующих леса, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, по противопожарному обустройству лесов и обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных (природных) пожаров |
B/07.7 |
7 |
|||
Организация противопожарной пропаганды |
B/08.7 |
7 |
|||
Организация тушения лесных (природных) пожаров |
B/09.7 |
7 |
|||
Формирование пакета документов о лесном (природном) пожаре |
B/10.7 |
7 |
|||
В |
Организация комплекса мероприятий по защите леса от вредных организмов и от иного негативного воздействия |
7 |
Рассмотрение лесохозяйственных регламентов в части охраны и защиты лесов |
C/01.7 |
7 |
Планирование комплекса мероприятий по защите леса от вредных организмов и других неблагоприятных воздействий в том числе: лесопатологических обследований, профилактических и истребительных мероприятий в очагах вредных насекомых и болезней леса, санитарно-оздоровительных мероприятий |
C/02.7 |
7 |
|||
Анализ материалов лесопатологического мониторинга |
C/03.7 |
7 |
|||
Проверка соблюдения лицами, использующими леса, правил санитарной безопасности в лесах |
C/04.7 |
7 |
|||
Проверка соблюдения правил проведения и приемка лесозащитных работ |
C/05.7 |
7 |
|||
Осуществление контроля за выполнением лицами, использующими леса, условий заключенных договоров аренды, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, купли-продажи лесных насаждений, проектов освоения лесов, а также правил санитарной безопасности в части защиты лесов |
C/06.7 |
7 |
|||
Сбор и систематизирование информации по охране и защите лесов, данных для государственного лесного реестра и отраслевой статистической отчетности |
C/07.7 |
7 |
|||
Подготовка документации по закупке работ и государственного задания на осуществление мероприятий по охране и защите лесов |
C/08.7 |
7 |
|||
Ведение статистической и отчетной документации |
C/09.7 |
7 |
|||
Работа с первичной документацией по результатам патрулирования лесов в целях охраны от лесонарушений и по оформлению фактов незаконной рубки |
C/10.7 |
7 |
|||
Подготовка материалов для передачи в правоохранительные органы и подачи в суды для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения лесного законодательства Российской Федерации |
C/11.7 |
7 |
При распределении должностей (профессий), а в итоге и трудовых функций, по квалификационным уровням учитывались требования, действующих в Российской Федерации, классификаторов:
1) ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности;
2) ОКЗ - Общероссийский классификатор занятий;
3) ОКПДТР - Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016-94;
4) Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003 (дата введения 01.01.2004) (ОКСО).
Отнесение трудовых функций к указанным выше уровням квалификации обосновано их соответствием уровням квалификации, предусмотренным Положением к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 г N148н "Уровни квалификации в целях разработки профессиональных стандартов".
Уровни квалификации, предложенные в профессиональном стандарте, и уровни квалификации, предусмотренные в Положении к приказу от 12.04.2013 г N148н, имеют соответствия по характерам знаний и умений, по требованиям к уровню образования, по широте полномочий и ответственности, а также по путям достижения уровня квалификации.
Раздел 2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта
Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта "Инженер по охране и защите леса":
-подготовка проекта профессионального стандарта;
-проведение широкого обсуждения проекта профессионального стандарта;
- доработка проекта профессионального стандарта в соответствии с полученными в ходе обсуждения замечаниями и предложениями.
При разработке профессионального стандарта необходимо было для каждого уровня квалификации выделить обобщенные трудовые функции и трудовые функции, входящие в обобщенные, определить перечень необходимых умений и знаний для каждой единицы профессионального стандарта, для чего использовались следующие методы опроса специалистов и работодателей в сфере лесного хозяйства:
Проведение круглых столов- это один из самых эффективных способов сбора информации, при котором сразу несколько приглашенных специалистов собираются в одном месте и устраивают обсуждение проекта профессионального стандарта, трудовых функций и уровней квалификации.
Индивидуальная консультация - это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы в форме "вопрос-ответ". Используется, когда требуется узнать мнения, взгляды конкретного специалиста или для более детального изучения материалов, собранных методом анкетирования.
Форум - создание Форума в сети Интернет. Форум был создан на сайте http://lesprof.rusff.ru. На форуме был выложен в формате .doc проект профессионального стандарта, а так же была создана тема для Вопросов и замечаний. Любой специалист, пройдя регистрацию, на Форуме мог оставить свои замечания и предложения по поводу проекта профессионального стандарта.
Информация с приглашением к участию в разработке и обсуждению профессионального стандарта рассылалась по не менее, чем 200 организациям лесного комплекса по всем регионам Российской Федерации.
Проведение опроса производилась в письменной форме в виде официальной переписки. Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных.
Проведение круглого стола, переписки и консультаций со специалистами и работодателями в сфере лесного хозяйства является неотъемлемой частью при разработке профессиональных стандартов и моделей компетенций специалистов.
Задачами всех видов опросов являются:
1) выявление обобщенных трудовых функций, трудовых функций (единиц профессионального стандарта) специалистов различного квалификационного уровня в соответствии с отраслевой рамкой квалификаций. Источниками первоначальной информации, как правило, служат должностные инструкции специалистов, программы проведения обучения, квалификационные справочники и др.;
2) определение характеристик трудовых функций, а так же необходимых знаний и умений для успешного их выполнения на различных квалификационных уровнях в соответствии с требованиями работодателей в сфере лесного хозяйства;
Результаты опроса специалистов и работодателей являются основной базой для разработки профессиональных стандартов и моделей компетенций специалистов.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. N170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта" были определены следующие этапы разработки профессионального стандарта:
1) формирование рабочей и экспертной группы, в состав которой включаются руководители и специалисты-эксперты в данном виде профессиональной деятельности;
2) анализ состояния и перспектив развития области и видов профессиональной деятельности с учетом отечественных и международных тенденций;
3) анализ нормативной, методической, учебной, технологической документации по конкретному виду профессиональной деятельности и трудовым функциям;
4) формирование перечня организаций и экспертов, предполагающихся к участию в исследовании (создание ИБД с контактами и "ответственными")
5) подготовка проектов писем (информационных, писем-приглашений, предложений по участию в разработке и экспертизе и т.д.
6) создание Форума в сети интернет с информацией о проекте профессионального стандарта, и обработка замечаний и комментариев поступивших на Форум.
7) проведение "Круглого стола" со специалистами в сфере лесного хозяйства.
8) проведение личных бесед (в том числе по телефону) со специалистами в сфере лесного хозяйства.
9) проведение экспертизы профессионального стандарта с привлечением специалистов, не принимавших участие в его разработке;
10) внесение корректив по итогам обсуждений, консультаций и анкетирования.
Разработчики принимают на себя обязательства по соблюдению процедур и содержательных требований к разработке, согласованию, внедрению и изменению профессионального стандарта, а также:
1) организуют разработку и согласование профессиональных стандартов;
2) информирует представителей заинтересованных организаций о ходе разработки и согласования профессиональных стандартов;
3) организуют внедрение профессиональных стандартов, формируют и сопровождают базы данных его потенциальных пользователей;
4) проводят мониторинг изменений технологий и содержания профессиональной деятельности в целях организации изменения профессиональных стандартов;
5) представляют в Минтруд России справки о состоянии разработки, применения и изменения профессиональных стандартов.
2.1 Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций.
Ответственная организация-разработчик профессионального стандарта ООО "СМУ 3" привлекла к организации и проведению разработки профстандарта ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет" и ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1" - научно-образовательные организации в которых работают специалисты высшей квалификации различного профиля деятельности, имеющие опыт разработки профессиональных стандартов, в том числе в области лесного хозяйства. Специалисты данных организаций выполняют научно-исследовательские и методические работы, экспертизы в данной области. Кроме этого, к разработке профессионального стандарта была привлечена коммерческая организация ООО "Воронец", являющаяся лесопользователем. Сотрудники данной организации имеют многолетний опыт работы в производственной сфере лесного хозяйства. Вопросы юридического сопровождения разрабатываемого документа решала Общественная организация Межрегиональное Санкт-Петербурга и Ленинградской области объединение организаций профсоюзов "Ленинградская Федерация Профсоюзов". Все привлеченные к разработке профстандарта организации располагаются в различных регионах Российской Федерации и обладают высококвалифицированными специалистами, способными эффективно работать с учетом требований, предъявляемых к разработчикам профессиональных стандартов.
Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта, приводятся в приложении N 1 к пояснительной записке.
2.2 Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
На первом этапе была сформирована экспертная группа (10 чел.), в состав которой входили руководители и специалисты-эксперты, специалисты в области управления, обучения и развития персонала, нормирования и охраны труда, представители профсоюзных организаций, и согласован план-график ее деятельности.
Далее был проведен предварительный анализ вида профессиональной деятельности. Для этого были проанализированы:
- актуальное состояние и перспективы развития вида профессиональной деятельности с учетом отечественных и международных тенденций, нормативной, методической, учебной, технологической документации;
- российские и международные профессиональные стандарты по родственным видам профессиональной деятельности;
- квалификационные характеристики, содержащиеся в действующих классификаторах и справочниках социально-экономической информации;
- информация о предприятиях, где реализуется исследуемый вид профессиональной деятельности и которые могут быть привлечены к разработке проекта профессионального стандарта.
На втором этапе был разработан проект Функциональной карты вида профессиональной деятельности (черновой вариант).
Участниками экспертной группы и привлеченными специалистами были реализованы следующие виды деятельности:
- подготовка программы разработки проекта профессионального стандарта (выбор методов, расчет выборки и т.д.);
- проведение структурно-функционального анализа вида профессиональной деятельности и предварительное отнесение трудовых функций к уровням квалификации;
- сбор информации о квалификационных требованиях к вальщику леса из дополнительных источников.
На третьем этапе был сформирован черновой вариант проекта профессионального стандарта посредством реализации следующих видов деятельности:
- проведение фокус-групп с экспертами-производственниками;
- организация индивидуальных опросов экспертов-производственников по анкетам, составленным на основе чернового варианта Функциональной карты;
- доработка проекта функциональной карты.
На четвертом этапе был организован масштабный заочный экспертный опрос, составленных по материалам Функциональной карты. Выборка исследования составила более 60 организаций и предприятий различных форм собственности, расположенных в разных субъектах Российской Федерации.
Пятый этап был посвящен подготовке проекта профессионального стандарта, включающего описание основных обобщенных трудовых функций.
Рабочая (экспертная) группа, участники фокус-групп и выборка респондентов, принимающих участие в экспертных опросах, формировались из числа специалистов, обладающих знанием специфики данного вида трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам. Это эксперты двух категорий:
1. Специалисты производственно-технологического блока: высококвалифицированные специалисты, руководители (линейные, среднего звена, функциональные - от мастера до инженера и технолога лесного хозяйства). Требования к компетенциям данных специалистов включают в себя знания:
- технологий производства, современных видов оборудования, инструментов, средств и предметов труда в исследуемом виде трудовой деятельности;
- трудовых функций работников, основные производственные операции;
- положений действующих отраслевых регламентов, нормативных документов, определяющих требования к содержанию и качеству профессиональной деятельности, критерии отраслевой системы квалификаций и требования по сертификации работников (при наличии таковых), наименования существующих должностей;
- требований, предъявляемых к профессиональным знаниям и умениям работников.
2. Специалисты в области управления персоналом. Они должны знать:
- требования, предъявляемые к работникам данного вида трудовой деятельности по состоянию здоровья, опыту работы, уровню образования, наличию специальных сертификатов;
- необходимые компетенции для выполнения работниками своих трудовых функций, включая дескрипторы компетенций, представленные по каждому квалификационному уровню в Национальной рамке квалификаций Российской Федерации.
Кроме того, в состав рабочей группы были включены специалисты по методологии и методике формирования профессиональных стандартов, проведения фокус-групп, организации экспертных опросов. В их компетенции входило владение концепцией и технологией разработки профессиональных стандартов, социологическими методами исследований, знание понятийно-терминологического аппарата, дескрипторов и принципов организации Национальной рамки квалификаций РФ, нормативной документации Министерства труда и социальной защиты РФ в сфере профессиональных стандартов.
В процессе разработки профессионального стандарта использовались следующие группы методов:
1. Аналитические методы исследования:
1.1. анализ общероссийских классификаторов социально-экономической информации и квалификационных справочников (ОКПДТР, ЕТКС, ОКЗ, ОКВЭД), профессиональных стандартов (в том числе корпоративных), квалификационных характеристик по виду профессиональной деятельности;
1.2. анализ отраслевых, ведомственных и корпоративных инструкций (в том числе определяющих должностные и функциональные обязанности персонала), квалификационные характеристики, описания рабочих мест;
1.3. анализ отраслевых, ведомственных и корпоративных нормативных актов (приказы, постановления, распоряжения), содержащих сведения о характеристиках вида профессиональной деятельности, об определении уровня квалификации при присвоении разрядов, квалификационных категорий и т.п.;
1.4. анализ документации предприятий (должностных инструкций, внутрифирменных регламентов взаимодействия работников и др.);
1.5. анализ технической документации (в том числе - компаний-производителей) на оборудование, инструменты (средства труда), технологических регламентов и карт по виду профессиональной деятельности и т.д.;
1.6. моделирование профессиональной деятельности (метод структурно-функционального анализа деятельности).
2. Методы экспертных опросов:
- анкетирование;
- интервьюирование;
- метод фокус-групп (групповые экспертные оценки).
2.3 Общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
Проект профессионального стандарта "Инженер по охране и защите леса" подготовлен в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014);
Глава 3. Охрана и защита лесов.
Статья 51. Общие положения об охране и о защите лесов
Статья 52. Охрана лесов от пожаров
Статья 54. Защита лесов
Статья 55. Санитарная безопасность в лесах
Статья 60. Отчет об охране и о защите лесов
- Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов";
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от 8 июля 2014 г. N 313 г. "Об утверждении Правил тушения лесных пожаров";
- Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) от 16 декабря 2008 г. N 532 "Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды";
- Письмо Рослесхоза от 10 ноября 2009 года N АС-05-54/7018 "Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров..";
- Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 4 апреля 2012 года N 126 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений";
- Проект Приказа Минприроды России "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" (по состоянию на 24.04.2015);
- Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2593-р <Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы>;
- Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 N 476
(ред. от 30.04.2015) "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 14.04.2014) "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах";
- Приказ Рослесхоза от 16.04.2012 N 141 "Об утверждении целевых прогнозных показателей, форм отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей";
- "Гражданский кодекс Российской Федерации" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015);
- "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015);
- Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 (ред. от 15.10.2014) "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (вместе с "Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания");
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.12.2012 года N 236-ФЗ);
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";
- Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов";
- "Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года" утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 37 "Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих";
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15 февраля 2012 N 126н (далее - ЕКС);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта";
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 года N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов";
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 года N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта".
Раздел 3. Обсуждение проекта профессионального стандарта
Проект профессионального стандарта был размещен на официальном сайте разработчиков для профессионального и общественного обсуждения. Был создан Форум на сайте http://lesprof.rusff.ru.
Для обсуждения проекта профстандарта были также организованы круглые столы в рамках различных мероприятий с широким привлечением профессионального сообщества, опросы, консультации и анкетирование. Сводные данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приводятся в приложении N 2 к пояснительной записке.
Целью проведения профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта является определение особенности профессиональной деятельности работников в сфере лесного хозяйства и согласование с требованиями рынка труда и развитием системы образования.
Задачей общественного обсуждения являлось уточнение обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в обобщенные, а также перечня трудовых действий, необходимых умений и знаний для каждой трудовой функции.
Профессионально-общественное обсуждение проходило на заседаниях круглых столов из числа представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (таблица 3). Такой тип обсуждения был принят в связи с необходимостью провести очную дискуссию специалистов и представителей отрасли в целях коллективного принятия решений (профессиональное обсуждение) по ключевым вопросам разработки профессионального стандарта, касающихся формулировки и определения обобщенных трудовых функций, трудовых функций и формирования Функциональной карты вида профессиональной деятельности.
Был организован масштабный заочный экспертный опрос на основе материалов, составленных по материалам Функциональной карты вида профессиональной деятельности. Выборка исследования составила более 60 организаций и предприятий различных форм собственности, расположенных в разных субъектах Российской Федерации.
Выбор организаций был обусловлен спецификой вида профессиональной деятельности. Все организации, участвующие в заочном экспертном опросе, как правило, относятся к категории крупных региональных организаций. К заочному опросу привлекались эксперты различных уровней квалификации и должностей (инженеры, специалисты в области охраны и защиты леса, обучения и развития персонала, специалисты по охране труда, руководители). По результатам опроса были получены замечания и предложения, направленные, как правило, в виде официальных писем от руководителей организаций и ведущих специалистов по данному профилю.
При разработке стандарта также использовался активный обмен замечаниями и версиями стандарта по электронной почте. Было разработано более 10 версий профессионального стандарта.
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приводятся в таблице приложения N 3 к пояснительной записке.
Таблица N 3
Перечень мероприятий, в рамках которых были проведены публичные мероприятия по обсуждению проекта профессионального стандарта
N п/п |
Наименование мероприятия |
Место |
Кол-во участников |
Дата |
1 |
Заседание рабочей группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального отделения общероссийского общественного движения "Народный фронт" "За Россию" в Ленинградской области |
г. Санкт-Петербург |
59 |
06 мая 2015 г. |
2 |
Совещание Рабочей группы по подготовке проектов профессиональных стандартов в Минтруда России |
г. Москва |
16 |
05 июня 2015 г. |
3 |
Круглый стол по обсуждению проектов проофстандартов "Инженер по охране и защите леса" и "Лесничий, помощник лесничего", проводимый в рамках работы 3-й Международной конференции EUROFORESTER "Широкий взгляд на исследования в области управления лесами и лесной продукции" |
г. Лигатне, Латвия |
17 |
04 июля 2015 г. |
4 |
Совещание в филиале ФБУ "Рослесозащита" ЦЗЛ Ленинградской области |
г. Санкт-Петербург |
7 |
19 августа 2015 г. |
Согласование проекта профессионального стандарта не требуется, так как в проекте профессионального стандарта не содержится трудовых функций, особо регулируемых законодательством. Нормативные основания для проведения согласования отсутствуют.
Приложение N 1 к пояснительной записке
Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта "Инженер по охране и защите леса"
N п/п |
Организация |
Должность уполномоченного лица |
ФИО уполномоченного лица |
Подпись уполномоченного лица |
Разработка проекта профессионального стандарта | ||||
1 |
ООО "Воронец" |
Генеральный директор, заслуженный лесовод России |
Чеснов Н.Н. |
|
2 |
ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет" |
Заведующий кафедрой биогеографии и охраны природы, доцент, кандидат биологических наук |
Егоров А.А. |
|
3 |
ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1" |
Заведующий кафедрой, доктор технических наук |
Пухов Е.В. |
|
4 |
Общественная организация Межрегиональное Санкт-Петербурга и Ленинградской области объединение организаций профсоюзов "Ленинградская Федерация Профсоюзов" |
Ведущий юрисконсульт |
Добрыш И.А. |
|
Приложение N 2
к пояснительной записке
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта "Инженер по охране и защите леса"
Мероприятие |
Дата проведения |
Организации
|
Участники |
||||
Должность |
ФИО |
||||||
Заседание рабочей группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального отделения Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Ленинградской области
|
06 мая 2015 г.
|
ОНФ по Ленинградской области |
Сопредседатель регионального штаба |
Кузьмин А.В. |
|||
Всеволожское отделение ООО "Всероссийское педагогическое собрание" |
Руководитель |
Маркова Т.В. |
|||||
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу |
Заместитель начальника |
Ердяков С.В. |
|||||
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Председатель комитета |
Курышкин С.П. |
|||||
Санкт-Петребургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства |
Ведущий научный сотрудник |
Антонов О.И. |
|||||
ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова" |
Заведующий кафедрой лесоводства, к. с.-х. н. |
Кузнецов Е.Н. |
|||||
Инженер |
Шведова О.А. |
||||||
Профессор, д. с.-х. н |
Смирнов А.П. |
||||||
Директор Межотраслевого института повышения квалификации, к. с.-х. н. |
Ахматович Н.А. |
||||||
Заместитель декана лесохозяйственного факультета, к. с.-х. н. |
Добровольский А.А. |
||||||
Совещание Рабочей группы по подготовке проектов профессиональных стандартов в Минтруда России |
05 июня 2015 г. |
ФГБУ "НИИ ТСС" Минтруда России |
Старший научный сотрудник |
Зайцева О.М. |
|||
ФБУ "Учебно-методический центр" |
Директор |
Берснева Л.А. |
|||||
ООО "СМУ 3" |
Заместитель директора по развитию |
Смирнов А.А. |
|||||
ООО "Кадастр СПб" |
Генеральный директор |
Нешатаев Н.В. |
|||||
ФГБНУ ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова |
Заведующий отделом |
Миньков С.И. |
|||||
ООО Фирма "Илига" |
Президент |
Галяутдинов И.И. |
|||||
ООО "Союз машиностроителей России" |
Первый заместитель Исполнительного директора |
Ажгиревич А.И. |
|||||
3-я Международная Конференция EUROFORESTER, Круглый стол по обсуждению проектов профессиональных стандартов "Лесничий, помощник лесничего", "Инженер по охране и защите леса" |
04 июля 2015 г. |
Университет леса и окружающей среды г. Каунас |
Заведующий каф. Лесоводства |
Довиле Д. |
|||
Латвийский государственный лесной научно-исследовательский институт |
Научный сотрудник |
Здорс Л. |
|||||
Министерство аграрной политики и продовольствия Украины |
Директор департамента |
Романовский О. |
|||||
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова |
Заведующий кафедры общей экологии, физиологии растений и древесиноведения |
Капица Е.А. |
|||||
Министерство природопользования и экологии Республики Карелия |
Начальник отдела ГЛР и ГИС |
Путешов Н.С. |
|||||
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова / ООО "Гелиантус" |
Заместитель декана лесохозяйственного факультета /Генеральный директор |
Добровольский А.А. |
|||||
Гринпис России |
Специалист по геоинформационным системам |
Хакимулина Т.В. |
|||||
Лесное предприятие Хеменсинас |
Инженер лесного хозяйства |
Битаускас Б. |
|||||
NEPCon LT |
Менеджер по лесной сертификации |
Логинас Х. |
|||||
ЛОГКУ "Ленобллес" |
Инженер по охране и защите леса |
Акайкин Д. |
|||||
Московский государственный университет леса |
Ведущий инженер |
Сиротова А. |
|||||
Шведский сельскохозяйственный университет |
Ведущий научный сотрудник департамента лесного хозяйства |
Эко П. |
|||||
Министерство Природных ресурсов Республики Литва |
Ведущий специалист |
Стуронате Г. |
|||||
Университет Александраса Стулгинскиса, Литва |
Аспирант |
Лагим С. |
|||||
Совещание в филиале ФБУ "Рослесозащита" ЦЗЛ Ленинградской области |
19 августа 2015 г. |
Филиал ФБУ "Рослесозащита" ЦЗЛ Ленинградской области |
Директор |
Глебов Р.Н. |
|||
Начальник отдела защиты леса |
Дудкевич А.В. |
||||||
Инженер -лесопатолог |
Мясникова А.В. |
||||||
ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова" |
Директор Межотраслевого института повышения квалификации |
Ахматович Н.А. |
|||||
Заместитель декана лесохозяйственного факультета |
Добровольский А.А. |
||||||
ЛОГКУ "Ленобллес" |
Главный лесничий Приозерского лесничества |
Лаухина Н.В. |
|||||
Инженер по охране и защите леса |
Гришунов В.В. |
||||||
Заочное обсуждение проекта профстандарта | |||||||
Обсуждение разрабатываемого профстандарта по телефону |
19 мая 2015 г. |
ГКУ Псковской области "Себежское лесничество" |
Руководитель |
Гуменюк А.Г. |
|||
03 июня 2015 г. |
филиал ФГКУ "ТУЛХ" Минобороны России "Морозовское лесничество" |
Главный лесничий |
Кожин В.Н. |
||||
10 июня 2015 г. |
ФБУ "Рослесозащита" |
Заместитель директора |
Тузов В.К. |
||||
27 мая 2015 г. |
ФБУ "Авиалесоохрана" |
Начальник летно-производственной службы |
Сементин В.Л. |
||||
28 июля 2015 г. |
Главный специалист-эксперт отдела использования лесов и ведения государственного реестра |
Шереметьев А. Г. |
|||||
04 сентября 2015 г. |
ФАУ ДПО "ВИПКЛХ" |
Заведующий кафедрой охраны лесов от пожаров |
Коршунов Н.А. |
||||
Официальная переписка по электронной почте |
25 мая 2015 г. |
ГКУ Чукотского автономного округа "Чукотское лесничество" |
И.о. Директора |
Быстрицкая Ю.А. |
|||
02 июня 2015 г. |
ГКУ МО "Мособллес" |
Начальник юридического отдела |
Голубева Е.Н. |
||||
02 июня 2015 г. |
ГОКУ "Мурманское лесничество" |
Руководитель |
Седелкин К.В. |
||||
04 июня 2015 г. |
Департамент лесного хозяйства Вологодской области |
Начальник отдела охраны, защиты и воспроизводства лесов |
Шахматов А.Ф. |
||||
05 июня 2015 г. |
Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды |
Начальник отдела государственной лесной охраны и защиты леса |
Клементьев В.Н. |
||||
08 июня 2015 г. |
ФБУ "Авиалесоохрана" |
Начальник летно-производственной службы |
Сементин В.Л. |
||||
Главный специалист-эксперт отдела использования лесов и ведения государственного реестра |
Шереметьев А. Г. |
||||||
09 июня 2015 г. |
Комитет лесного хозяйства Московской области |
Заместитель председателя |
Кобзев Н.В. |
||||
10 июня 2015 г. |
ФБУ "Рослесозащита" |
Заместитель директора |
Тузов В.К. |
||||
16 июня 2015 г. |
ОГКУ "Смоленское управление лесничествами" |
Директор |
Козлов А.Н. |
||||
17 июня 2015 г. |
Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области |
заместитель директора департамента лесного хозяйства |
Вавруш Р.Т. |
||||
18 июня 2015 г. |
Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу |
И.о. Начальника |
Долгушин Г.Н. |
||||
19 июня 2015 г. |
Министерство лесного хозяйства Калужской области |
Начальник отдела юридической, кадровой и организационно - контрольной работы |
Ермакова Н.А. |
||||
19 июня 2015 г. |
Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого АО |
Директор |
Чеботарева Ю.П. |
||||
22 июня 2015 г. |
Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики |
начальник отдела кадрового, документационного и информационно-технического обеспечения |
Карелина Н.С. |
||||
24 июня 2015 г. |
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу |
Заместитель начальника |
Штрахов С.Н. |
||||
25 июня 2015 г. |
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу |
Заместитель начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах |
Васильев Д.П. |
||||
25 июня 2015 г. |
Министерство лесного хозяйства Тверской области |
Специалист отдела правовой и организационно-кадровой работы |
Ермаш В.Л. |
||||
25 июня 2015 г. |
Комитет лесного хозяйства Волгоградской области |
Председатель |
Острая Т.И. |
||||
01 июля 2015 г. |
Департамент лесного хозяйства Костромской области |
Начальник отдела развития лесопромышленного комплекса |
Маянцев Н.Н. |
||||
20 июля 2015 г. |
Центр защиты леса Красноярского края |
И.о. Директора |
Ягунов М.Н. |
||||
24 июля 2015 г. |
Главное управление лесами Челябинской области |
эксперт отдела надзора в сфере лесного хозяйства и землепользования |
Заварухин А.Н. |
||||
31 июля 2015 г. |
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу |
Руководитель отдела управления государственной службы, кадров и ГО |
Заргарьян М.Е. |
||||
03 августа 2015 г. |
Архангельский филиал ФГУП "Рослесинфорг" |
Директор |
Третьяков А.Н. |
||||
04 августа 2015 г. |
Центр защиты леса Владимирской области |
заместитель начальника отдела охраны защиты Леса |
Шишкин С.Е. |
||||
05 августа 2015 г. |
Центр защиты леса Тверской области |
Директор |
Каупуш К.Р. |
||||
05 августа 2015 г. |
Федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" (ФГУП "Рослесинфорг") |
Директор |
Гайнетдинов А.Н. |
||||
07 августа 2015 г. |
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия |
начальника отдела охраны и защиты лесов |
Николаев Д.С. |
||||
11 августа 2015 г. |
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу |
Начальник |
Эглит А.А. |
||||
25 августа 2015 г. |
ФБУ "Авиалесоохрана" |
Начальник |
Гришин В.Е. |
||||
28 августа 2015 г. |
Центр защиты леса Ленинградской области |
Директор |
Глебов Р.Н. |
Приложение N 3
к пояснительной записке
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание,* предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием принятия или отклонения) |
1 |
Гуменюк А.Г. |
ГКУ Псковской области "Себежское лесничество", Руководитель |
Учитывать при разработке профстандарта должностные инструкции организаций |
Рекомендация учтена. "Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта", утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N170н. (далее- Методические рекомендации) |
2 |
Кожин В.Н. |
филиал ФГКУ "ТУЛХ" Минобороны России "Морозовское лесничество", Главный лесничий |
Добавить к профстандартам хозяйствующие функции, которые в настоящее время законодательством отменены |
Замечание отклонено в соответствии Методическими рекомендациями |
3 |
Тузов В.К. |
ФБУ "Рослесозащита", Заместитель директора |
Добавить в профстандарт ТФ "Анализ материалов лесопатологического мониторинга" |
Принято, в соответствии с Главой 3 Лесного Кодекса (далее- ЛК) |
4 |
Сементин В.Л. |
ФБУ "Авиалесоохрана", Начальник летно-производственной службы |
В ТД "Организовывать систему управления силами тушения различной ведомственной принадлежности с учетом уровней горимости" добавить в конце фразы слово "лесов" |
Принято в соответствии Методическими рекомендациями |
5 |
Шереметьев А. Г. |
ФБУ "Авиалесоохрана", Главный специалист-эксперт отдела использования лесов и ведения государственного реестра |
В ТД "Разрабатывать мероприятия, направленные на усиление противопожарной защиты и предупреждение пожаров в лесах" слово "защиты" заменить на "безопасности" |
Принято в соответствии Методическими рекомендациями |
6 |
Коршунов Н.А. |
ФАУ ДПО "ВИПКЛХ", Заведующий кафедрой охраны лесов от пожаров |
Убрать ОТФ "Обеспечение выполнения работ по обнаружению и тушению лесных (природных) пожаров" |
Принято. Указанная ОТФ объединена с ОТФ "Организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах" соответствии Методическими рекомендациями |
7 |
Быстрицкая Ю.А. |
ГКУ Чукотского автономного округа "Чукотское лесничество", И.о. Директора |
Замечание о невозможности применения профстандарта для условий данной организации |
Замечание отклонено в соответствии Методическими рекомендациями |
8 |
Голубева Е.Н. |
ГКУ МО "Мособллес", начальник юридического отдела |
Добавить ТФ "Сбор данных для государственного лесного реестра и отраслевой статистической отчетности" |
Замечание принято, исправление внесено в соответствии со ст. 91 ч. 9, 10 и п.6 ч.9 ст. 82 ЛК |
9 |
Седелкин К.В. |
ГОКУ "Мурманское лесничество", Руководитель |
Заменить 7 уровень квалификации у Лесничего на 1 уровень |
Отклонено в соответствии с Приказом Минтруда России N148н от 12 апреля 2013 г. "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" |
10 |
Шахматов А.Ф. |
Департамент лесного хозяйства Вологодской области, Начальник отдела охраны, защиты и воспроизводства лесов |
В государственных учреждениях, подведомственных Департаменту, работают специалисты по должности "Инженер по охране и защите леса". В проекте не корректно указаны трудовые функции по данной должности в части "Выполнение работ по предотвращению и тушению лесных пожаров". Руководителем тушения лесного пожара назначается специалист, имеющий опыт работы по тушению лесных пожаров, на период тушения лесного пожара. В его обязанности входит только организация тушения лесного пожара. Формирование планов тушения лесных пожаров, работа по предупреждению возникновения пожаров являются функциями других специалистов |
Принято частично. Профессиональный стандарт не должен быть привязан к определенному региону, однако должен учитывать все многообразие возможных наименований должностей и выполняемых ими трудовых функций. Таким образом в разрабатываемый проект профессионального стандарта "Инженер по охране и защите леса" введено наименовании должности Руководителя тушения лесного пожара. После получения соответствующих замечаний наименование изменено на "Руководитель отряда (команды) тушения лесных пожаров". "Формирование планов тушения лесных пожаров", "работа по предупреждению возникновения пожаров" оставлены в проекте профстандарта, так как данные трудовые функции могут реализовываться Инженером по охране и защите леса |
11 |
Клементьев В.Н. |
Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, Начальник отдела государственной лесной охраны и защиты леса |
Предлагаем объединить обобщенные трудовые функции инженера по охране и защите леса всех категорий, т.е. реализацию комплекса мероприятий по защите леса от вредных организмов и разработка и ведение документации связанной с работой по охране и защите лесов |
Принято в соответствии с Методическими рекомендациями |
12 |
Кобзев Н.В. |
Комитет лесного хозяйства Московской области, Заместитель председателя |
Предложение организовать дополнительный круглый стол |
Принято в соответствии с Методическими рекомендациями |
13 |
Козлов А.Н. |
ОГКУ "Смоленское управление лесничествами", Директор |
В столбце "Трудовые функции (ТФ)" (графа, как в предыдущем пункте) функцию "Работа по предупреждению возникновения лесных пожаров, в том числе противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров", с нашей точки зрения, необходимо изложить в следующей редакции: "Работа по предупреждению возникновения лесных пожаров, в том числе организация работы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение по противопожарному обустройству лесов и обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров" |
Принято в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417) |
14 |
Вавруш Р.Т. |
Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области, Заместитель директора департамента лесного хозяйства |
Наименование должности в соответствии с ОТФ оставить как: Инженер по охране и защите леса |
Принято в соответствии с Методическими рекомендациями |
15 |
Долгушин Г.Н. |
Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, И.о. Начальника |
В строке "Выполнение работ по предотвращению и тушению лесных пожаров" в графе Трудовые функции (ТФ) абзац "Работа по предупреждению возникновения лесных пожаров, в том числе противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров", заменить словами "Контроль за работой по предупреждению возникновения лесных пожаров, в том числе за противопожарным обустройством лесов и обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров" |
Принято. TФ "Работа по предупреждению возникновения лесных пожаров, в том числе противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров", заменена на "Контроль за работой по предупреждению возникновения лесных пожаров, в том числе организация работы лесопользователей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение по противопожарному обустройству лесов и обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров" в соответствии Методическими рекомендациями |
16 |
Ермакова Н.А. |
Министерство лесного хозяйства Калужской области, Начальник отдела юридической, кадровой и организационно - контрольной работы |
Добавить к ОТФ "Осуществление федерального государственного пожарного надзора" слова "в лесах" |
Принято в соответствии со ст. 97 ЛК. |
17 |
Чеботарева Ю.П. |
Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого АО, Директор |
Добавить ТФ "Участвует в формировании документов по подготовке участков лесного фонда для предоставления их в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, а также для федеральных нужд" |
Принято частично. Согласно рекомендациям Минтруда России и в соответствии с Методическими рекомендациями слово "Участие" в формулировке трудовых функций не применяется, так как не вносит конкретной информации в формулировку ТФ. Данное предложение будет рассмотрено в качестве последующего включения в ТФ |
18 |
Карелина Н.С. |
Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики, Начальник отдела кадрового, документационного и информационно-технического обеспечения |
Проектами профессиональных стандартов предложены возможные наименования должностей "старший государственный лесной пожарный инспектор", "руководитель тушения лесных пожаров", "помощник лесничего", "руководитель-лесничий", "заместитель руководителя-лесничего", "государственный лесной пожарный инспектор", которые не включены в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 390н от 08.08.2008 г. "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников лесного хозяйства" (далее - приказ Минздравсоцразвития РФ N 390н). В случае утверждения указанных профессиональных стандартов в целях определения квалификационных групп по перечисленным наименованиям должностей необходимо обязательное внесение соответствующих изменений в приказ Минздравсоцразвития РФ N 390н |
Замечание отклонено. Данная работа для разработки профессиональных стандартов не предусмотрена. Для разработки профстандартов поставлена задача руководствоваться существующими нормативно-правовыми документами в соответствии с Методическими рекомендациями |
19 |
Штрахов С.Н. |
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Заместитель начальника |
В обобщенную трудовую функцию "Организация комплекса мероприятий по защите леса от вредных организмов и от иного негативного воздействия" после трудовой функции "Работа с первичной документацией о результатах патрулирования лесов в целях охраны от лесонарушений и по оформлению фактов незаконной рубки" рекомендуем предусмотреть трудовую функцию "Ведение учета листков сигнализации и материалов лесопатологических обследований, учета лесонарушений. мониторинг информации о движении дел по лесонарушениям" |
Принято частично и учтено в формулировке трудовых действий профстандарта в соответствии с Методическими рекомендациями |
20 |
Васильев Д.П. |
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, Заместитель начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах |
Добавить ТФ: "Осуществление приемки лесозащитных работ, контроль за соблюдением методических документов по проведению работ по лесопатологическому обследованию и лесопатическому мониторингу лесов, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий" |
Предложение принято и будет учтено при разработке трудовых действий для функции "Проверка соблюдения правил проведения и приемка лесозащитных работ" в соответствии с Методическими рекомендациями |
21 |
Ермаш В.Л. |
Министерство лесного хозяйства Тверской области, Специалист отдела правовой и организационно-кадровой работы |
ТФ "Подготовка документации по закупке работ и государственного задания на осуществление мероприятий по охране и защите лесов" ДОПОЛНИТЬ Участие в приемке работ, выполненных в соответствии с государственными контрактами и государственными заданиями |
Принято как ТД к ТФ в соответствии с Методическими рекомендациями |
22 |
Острая Т.И. |
Комитет лесного хозяйства Волгоградской области, Председатель |
Считаем нецелесообразным разделение должностей государственных лесных инспекторов на государственного лесного пожарного инспектора и государственного лесного инспектора, так как контроль за соблюдением лесного законодательства включает и контроль за соблюдением пожарной безопасности, поэтому эти функции могут быть включены в должностные обязанности одного инспектора. Указанные функции исполняются на единой территории лесного фонда |
Замечание отклонено. Каждой ОТФ должна соответствовать определенная должность или группа должностей, которые не должны дублироваться в других ОТФ. К тому же, должность "Инженер по охране и защите леса" не включена в перечень должностей, являющихся государственными лесными инспекторами, но включена в перечень должностей, являющихся "государственными лесными пожарными инспекторами" в соответствии со статьями 96 и 97 ЛК РФ, а также Методическими рекомендациями |
23 |
Маянцев Н.Н. |
Департамент лесного хозяйства Костромской области, Начальник отдела развития лесопромышленного комплекса |
В разделе "Требования к образованию и обучению" в стандарте "Инженер по охране и защите леса" необходимо снизить требование к образованию от высшего образования, до уровня непрофильное среднее профессиональное образование с присвоением дополнительной квалификации по направлению профессиональной деятельности |
Принято частично в соответствии с Методическими рекомендациями |
24 |
Ягунов М.Н. |
Центр защиты леса Красноярского края, И.о. Директора |
Страница 20 - в графу "Особые условия допуска к работе" добавить "наличие прививки от клещевого энцефалита" |
Принято частично в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) |
25 |
Заварухин А.Н. |
Главное управление лесами Челябинской области, эксперт отдела надзора в сфере лесного хозяйства и землепользования |
Должность главного лесничего, заместителя руководителя, руководителя вывести из стандарта и включить в отдельную трудовую функцию |
Предложение отклонено. Включить данные должности в трудовую функцию нельзя, их можно включить только в обобщённую трудовую функцию в соответствии с Методическими рекомендациями |
26 |
Заргарьян М.Е. |
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Руководитель отдела управления государственной службы, кадров и ГО |
В части необходимые знания предлагаем добавить "Правила тушения лесных пожаров" |
Принято. В раздел "Необходимые знания" добавлено: "Правила тушения лесных пожаров" в соответствии с Методическими рекомендациями |
27 |
Третьяков А.Н. |
Архангельский филиал ФГУП "Рослесинфорг", Директор |
Пересмотреть Код В "Обеспечение выполнения работ по тушению лесных пожаров" и убрать ТФ не имеющие отношения к ОТФ |
Замечание принято. Из указанной обобщенной трудовой функции (ОТФ) выделены трудовые функции (ТФ) не относящиеся к выполнению работ по тушению лесных (природных) пожаров, в соответствии с ЛК ст. 52, 53.1, 53.4. |
28 |
Шишкин С.Е. |
Центр защиты леса Владимирской области, Заместитель начальника отдела охраны защиты Леса |
В приказе Рослесхоза от 09.06.2015 г. N 182 нет Руководства по организации и осуществлению ЛПМ, поэтому в настоящее время Филиал руководствуется приказом ФБУ "Рослесозащита" N 113-р от 19.06.2015 г. (прилагаем 18 страниц текста приказа и Приложение N 1 к этому приказу) |
Принято частично. В профстандарте недопустимо указывать реквизиты конкретных нормативно-правовых актов в соответствии с Методическими рекомендациями |
29 |
Каупуш К.Р. |
Центр защиты леса Тверской области, Директор |
Убрать в "необходимых умениях" формулировку "Проводить лесопатологическую таксацию и другие виды лесопатологического мониторинга" |
Отклонено, так как не противоречит п.4 ст.83 ЛК РФ - наличие умений не является трудовым действием. |
30 |
Гайнетдинов А.Н. |
ФГУП "Рослесинфорг", Директор |
В Коде В сформировать 2 трудовых функции: 1. Организация тушения лесного пожара 2.Ведение статистической отчетности и другой документации о лесных пожарах |
Принято частично. ТФ "Передача документов в правоохранительные органы и в суды", "Ведение статистической отчетности и другой документации о лесных пожарах" учтены в ОТФ "Организация комплекса мероприятий по защите леса от вредных организмов и от иного негативного воздействия" в соответствии с Методическими рекомендациями |
31 |
Николаев Д.С. |
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, Начальника отдела охраны и защиты лесов |
Профессиональный стандарт инженера по охране и защите леса требуется дополнить обобщенной трудовой функцией "Осуществление федерального лесного надзора (лесной охраны)", по аналогии Профессионального стандарта лесничего, помощника лесничего |
Отклонено. Каждой ОТФ должна соответствовать определенная должность или группа должностей, которые не должны дублироваться в других ОТФ. К тому же, должность "Инженер по охране и защите леса" не включена в перечень должностей, являющихся государственными лесными инспекторами, но включена в перечень должностей, являющихся "государственными лесными пожарными инспекторами" |
32 |
Эглит А.А. |
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Начальник |
"Лесничий, помощник-лесничего": Включить в Перечень обобщенных трудовых функций и трудовых функций Стандарта в трудовую функцию "Реализация лесохозяйственного регламента на территории лесничества (лесопарка)" после слов "Организация работ по первичному документированию и сбору данных для государственного лесного- реестра и отраслевой статистической отчетности" добавить предложение "Контроль за переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе при включении земель лесного фонда в границы населенных пунктов" |
Принято частично. Предлагаемая формулировка будет включена как трудовое действие к трудовой функции "Организация работ по первичному документированию и по сбору данных для государственного лесного реестра и отраслевой статистической отчетности" в соответствии со Ст. 91 ч. 9, 10 и п.6 ч.9 ст. 82 ЛК РФ |
33 |
Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесоохрана", Начальник |
"Инструкции по тушению лесных (природных) пожаров в зависимости от уровня горимости лесов" перефразировать в: "Правила тушения лесных (природных) пожаров" |
Принято в соответствии с Методическими рекомендациями |
34 |
Глебов Р.Н. |
Центр защиты леса Ленинградской области, Директор |
Перефразировать ТФ в : "Подготовка предложений по внесению изменений в лесохозяйственный регламент на основании планов-корректировок к лесохозяйственным регламентам и изменения требований по охране и защите лесов" |
Принято в соответствии с Приказом Рослесхоза от 04.04.2012 N 126 "Об утверждении состава ЛХР,_" |
35 |
Зайцева О.М. |
ФГБУ "НИИ ТСС" Минтруда России, Старший научный сотрудник |
В проекте профстандарта недопустимо использовать наименования конкретных нормативно-правовых документов, кодексов, писать названия документации (Акт, Сводный план и прочее) |
Рекомендация учтена "Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта", утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N170н. |
36 |
Берснева Л.А. |
ФБУ "Учебно-методический центр", Директор |
Добавить трудовую функцию (ТФ): оформление и ведение первичной документации, актов осмотра выполненных мероприятий по охране лесов от пожаров |
Предложение принято как трудовое действие (ТД) к ТФ: "Организация работ по первичному документированию и по сбору данных для государственного лесного реестра и отраслевой статистической отчетности" Ст. 91 ч. 9, 10 и п.6 ч.9 ст. 82 ЛК |
37 |
А.В. Шлямин |
Комитет лесов Республики Коми, Руководитель |
Из должности "Старший государственный лесной пожарный инспектор" убрать наименование "Старший" |
Замечание отклонено в соответствии с Общероссийским классификатором ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов |
* В таблице приводятся только по одному замечанию от каждого эксперта, полный перечень замечаний и ответов на них в приложении 5 и приложении 8 к пояснительной записке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.