Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями ("Использование радиолокационной станции"; "Использование системы автоматической радиолокационной прокладки (САРП)"; "Оператор ограниченного района ГМССБ")"
(подготовлен Минтрансом России 03.09.2015 г.)
В целях реализации частей 3 и 4 статьи 85 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (ч. 1), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, 566, N 19, ст. 2289, N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2930, 2933; N 26 (ч. 1), ст. 3388, N 30 (ч. 1), ст. 4217, 4257, 4263; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 42, 53, 72) приказываю:
Утвердить:
1) типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации "Использование радиолокационной станции";
2) типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации "Использование системы автоматической радиолокационной прокладки (САРП)";
3) типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации "Оператор ограниченного района ГМССБ"
Министр |
М.Ю. Соколов |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минтранса России
от ____________ N ______
Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Использование радиолокационной станции"
I. Общие положения
1. Настоящая типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Использование радиолокационной станции" (далее - Программа) разработана в соответствии с Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты с поправками 1978 года *(1) (далее - Конвенция ПДНВ), Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(2), приказом Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов"*(3), приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам"*(4) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. N 1244*(5), рекомендациями модельных курсов Международной морской организации (далее - ИМО) 1.07 "Radar Observation and Plotting and Operational Use of Automatic Radar Plotting Aids (ARPA)" и 1.08 "Radar, ARPA, Bridge Teamwork and Search and Rescue".
2. Целью настоящей Программы является практическая подготовка судоводителей на радиолокационном тренажере с целью поддержания требуемого уровня компетентности судоводителей в части использования радиолокационной станции (далее - РЛС) в судовождении.
3. Настоящая Программа направлена на обучение слушателей профессиональным компетенциям в соответствии с требованиями Разделов А-I/12, B-I/12, таблицами А-II/1, А-II/2 Конвенции ПДНВ и приказа Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов".
4. Настоящая Программа включает в себя: общие положения, учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия и методические указания.
5. Слушателями настоящей Программы могут быть: капитаны, старшие помощники капитана, вахтенные помощники капитана, лоцманы, ранее прошедшие начальное обучение по полной программе курса, и имеющие опыт практического использования РЛС, а так же успешно прошедшие входное тестирование.
6. Настоящая Программа разработана в форме образовательного курса, включающего в себя разделы и темы, представленные в учебным плане.
7. Календарный учебный график разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом собственных особенностей осуществления образовательного процесса.
9. Обучение по настоящей Программе осуществляется в форме лекций и тренажерной подготовки.
10. В результате изучения настоящей Программы слушатель должен знать:
положения резолюций ИМО, касающихся эксплуатации радиолокационного оборудования;
положения правил разделов I, II и III части "В" Конвенцией о международных правилах предупреждения столкновений судов в море*(6) (далее - МППСС-72), используя их взаимосвязь, определяющую объем необходимой радиолокационной информации для обеспечения безопасного плавания при различных условиях видимости;
основы относительного движения при сближении и расхождении судна на базе векторных построений;
закономерности относительного движения и типовые случаи перемещения эхо-сигналов по линиям относительного движения;
процесс нанесения векторной ситуации, оценки ситуации, выявление реальной и потенциальной опасности, выбор и обоснование вида маневра, расчет выбранного маневра;
назначение и методы работы с оперативной системой управления индикатором РЛС, ограничения РЛС (теневые секторы, ложных эхо-сигналов, радиолокационное затенение, оптимальность настройки радиолокационного изображения с учетом используемой шкалы дальности, усиления, засветки от волнения моря, метеорологических помех);
режимы стабилизации движения и ориентации изображения;
принципы выбора и обоснования вида маневра с учетом навигационных условий плавания и МППСС-72;
методы контроля результата выполненного маневра с использованием индикатора РЛС;
требования Резолюции MCS.192(79);
таблицу маневренных элементов судна;
методы настройки радиолокационного изображения с учетом используемой шкалы дальности, усиления, засветки от волнения моря, метеорологических помех;
факторы, влияющие на точность, принимая во внимание типовые ограничения РЛС;
прогнозирование условия появления ограничений;
методы комплексной обработки данных навигационных систем, включая РЛС, для обеспечения безопасного плавания в любых условиях видимости.
11. В результате изучения настоящей Программы слушатель должен уметь:
использовать радиолокационную информацию для обеспечения безопасного плавания в условиях ограниченной видимости;
выполнять операции процесса обработки и использования радиолокационной информации при ведении ручной прокладки на маневренном планшете;
применять векторный навигационный прогноз положения судов при плавании в узкости;
определять маяки-ответчики и транспондеры.
II. Учебный план
N п/п |
Наименование разделов и тем курса |
Количество часов |
Форма контроля |
|
Лекции |
Тренажерная подготовка |
|||
1. |
Входное тестирование |
1 |
Тестирование |
|
2. |
Введение |
1 |
- |
- |
3. |
Технические характеристики и настройка радиолокационных станций |
- |
1 |
- |
4. |
Радиолокационная прокладка. Закономерности относительного движения |
1 |
1 |
Зачет |
5. |
Применение МППСС-72. Оценка ситуации и опасности столкновения |
- |
8 |
Зачет |
6. |
Решение практических задач на расхождение с опасными судами в различных ситуациях сближения и при различных условиях видимости |
|
|
|
Итоговый контроль - аттестация |
- |
1 |
Экзамен |
|
Итого по курсу |
4 |
12 |
- |
|
16 часов |
III. Рабочая программа курса
11. Настоящая Программа включает в себя изучение следующих тем:
а) "Введение". В данной теме изучаются: цели и задачи курса; международное и национальное законодательство в области подготовке радиолокационного наблюдателя; нормативно-правовые документы ИМО в части эксплуатационных требований к РЛС; порядок прохождения подготовки;
б) "Технические характеристики и настройка радиолокационных станций". В данной теме изучаются: оборудование тренажера, органы управления судном, маневренные характеристики судов, включение и настройка РЛС;
в) "Радиолокационная прокладка. Закономерности относительного движения".
В данной теме изучаются принципы глазомерной оценки ситуаций по следам послесвечения; принципы ведения радиолокационной прокладки; понятие векторного треугольника; определение элементов движения целей; оценка ситуации сближения судов и степени опасности сближения; правила выбора маневра на безопасное расхождение и контроль его выполнения.
В ходе изучения темы осуществляется решение задач на маневренном планшете;
г) "Применение МППСС-72. Оценка ситуации и опасности столкновения".В данной теме изучается: толкование и применение МППСС-72, взаимосвязь правил Разделов I, II и III Части "В" МППСС-72;
д) "Решение практических задач на расхождение с опасными судами в различных ситуациях сближения и при различных условиях видимости". В данной теме осуществляется решение практических задач на расхождение с опасными судами в различных ситуациях сближения и при различных условиях видимости:
Задача N 1. Расхождение встречных судов встречных на курсах на виду друг у друга (Правило 14 МППСС-72).
Задача N 2. Расхождение на пересекающихся курсах на виду (Правило 14 МППСС-72).
Задача N 3. Обгон на виду друг у друга (Правило 13 МППСС-72).
Задача N 4. Расхождение в условиях ограниченной видимости (Правило 19 МППСС-72)
Задача N 5. Пересечение потока судов.
IV. Организационно-педагогические условия
12. Оценочными материалами по Программе являются блоки контрольных вопросов по разделам и (или) темам курса, формируемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и используемые при промежуточной и итоговой аттестации.
13. Методическими материалами к Программе являются нормативные правовые акты, положения которых изучаются при освоении разделов и тем Программы, учебная литература и методические пособия.
V. Методические указания
14. Практические упражнения выполняется на радиолокационном тренажере, имеющем одобрение Минтранса России. По мере прохождения курса необходимо обращать внимание слушателей на особенности, достоинства и ограничения разных типов РЛС и особенности их использования.
15. Следует обращать внимание слушателей на характеристики и ограничения РЛС при решении задач судовождения. Использование РЛС должно обязательно сочетаться со зрительным и слуховым наблюдением.
16. В ходе тренажерной подготовки рекомендуется отрабатывать эффективные действия в нештатных, чрезвычайных и аварийных ситуациях, включая отказ датчиков навигационной информации, внутренние отказы режимов индикации.
17. Каждое тренажерное занятие должно быть тщательно мотивировано и подготовлено (включая предварительные расчеты и прокладку, четкую постановку задачи и т.п.).
18. Следует добиваться минимального времени адаптации судоводителя при переходе от бумажной карты (планшета) к РЛС, а также отрабатывать навыки использования предупредительной сигнализации, оптимального сочетания и анализа визуальной и буквенно-цифровой информации в задачах навигации и управления движением судна.
19. Контроль за ходом упражнения и действиями слушателей должен осуществляться с помощью средств отображения информации, ее регистрации на пульте инструктора, а при необходимости непосредственным контактом инструктора со слушателями.
-------------------------------------------
*(1) Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года".
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (ч. 1), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, 566, N 19, ст. 2289, N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2930, 2933; N 26 (ч. 1), ст. 3388, N 30 (ч. 1), ст. 4217, 4257, 4263; 2015, N 1 (ч.1), ст. 42, 53.
*(3) Зарегистрирован Минюстом России июня 2012 г., регистрационный N 24456.
*(4) Зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444.
*(5) Зарегистрирован Минюстом России 14 января 2014 г., регистрационный N 31014.
*(6) Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. - М., 1979. С. 435 - 461. Конвенция вступила в силу для СССР 15 июля 1977 г. Документ о присоединении СССР к Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 9 ноября 1973 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минтранса России
от ____________ N ______
Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Использование системы автоматической радиолокационной прокладки (САРП)"
I. Общие положения
1. Настоящая типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Использование систем автоматической радиолокационной прокладки (САРП)" (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями Разделов А-I/12, А-II/1, А-II/2, B-I/12 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты с поправками 1978 года *(1) (далее - Конвенция ПДНВ), Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(2), приказом Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов"*(3), приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам"*(4) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. N 1244*(5), рекомендациями модельных курсов Международной морской организации (далее - ИМО) 1.07 "Radar Observation and Plotting and Operational Use of Automatic Radar Plotting Aids (ARPA)" и 1.08 "Radar, ARPA, Bridge Teamwork and Search and Rescue".
2. Целью настоящей Программы является практическая подготовка судоводителей на радиолокационном тренажере, направленная на поддержание требуемого уровня компетентности судоводителей в части использования РЛС в судовождении.
3. Настоящая Программа направлена на обучение слушателей профессиональным компетенциям в соответствии с требованиями Разделов А-I/12, B-I/12, таблицами А-II/1, А-II/2 Конвенции ПДНВ и приказа Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов".
4. Настоящая Программа включает в себя: общие положения, учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, методические указания.
5. Настоящая Программа разработана в форме образовательного курса, включающего в себя темы, представленные в учебным плане.
6. Календарный учебный график разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом собственных особенностей осуществления образовательного процесса.
7. Настоящая Программа рассчитана на капитанов, старших помощников капитана, вахтенных помощников капитана, лоцманов, ранее прошедших начальное обучение по полной программе курса и имеющие опыт практического использования РЛС и САРП, а так же успешно прошедших входное тестирование.
8. Обучение по настоящей Программе осуществляется в форме лекций, и тренажерной подготовки.
9. В результате изучения настоящей Программы слушатель должен знать:
положения нормативных документов (резолюции) ИМО, касающихся радиолокационного оборудования (РЛС и САРП);
методы использования радиолокационной информации для обеспечения безопасного плавания в условиях ограниченной видимости;
основы относительного движения при сближении и расхождении судна на базе векторных построений;
закономерности относительного движения и типовые случаи перемещения эхо-сигналов по линиям относительного движения;
процесс нанесения векторной ситуации, оценки ситуации, выявление реальной и потенциальной опасности, выбор и обоснование вида маневра, расчет выбранного маневра;
назначение и методы управления индикатором РЛС, ограничения РЛС (теневые секторы, ложные эхо-сигналы, радиолокационное затенение, оптимальность настройки радиолокационного изображения с учетом используемой шкалы дальности, усиления, засветки от волнения моря, метеорологических помех);
принципы работы средств автосопровождения и средств электронной прокладки, основные типы САРП;
методы настройки и управления индикатором САРП;
символику, используемую в САРП и ее назначение;
вывод системных параметров САРП с учетом условий плавания и маневренных характеристик судна;
режимы стабилизации движения;
принципы выбора и обоснования вида маневра с учетом навигационных условий плавания и МППСС-72;
методы проигрывания выбранного вида маневра с использованием блока проигрывания маневра САРП;
методы контроля результата выполненного маневра и использованием индикаторов РЛС и САРП;
назначение эксплуатационных предупреждений и проверок системы;
требования Резолюции ИМО А. 823(19) и MSC.192(79).11;
выбор способа отображения векторов;
ручной и автоматический захват целей на автосопровождение;
векторное представление информации о степени опасности, ракурсах судов, их реальной и потенциальной опасности;
векторный навигационный прогноз положения судов при плавании в узкости;
факторы, влияющие на точность, принимая во внимание типовые ограничения САРП.
10. В результате изучения настоящей Программы слушатель должен уметь:
толковать и применять правила разделов I и III части "В" МППСС-72, использовать взаимосвязь, определяющую объем необходимой радиолокационной информации для обеспечения безопасного плавания в условиях ограниченной видимости;
выполнять операции обработки и использования радиолокационной информации при ведении ручной прокладки на маневренном планшете;
применять таблицу маневренных элементов судна;
применять методы комплексной обработки данных навигационных систем, включая РЛС и САРП, для обеспечения безопасного плавания в любых условиях видимости.
II. Учебный план
N п/п |
Наименование тем курса |
Количество часов |
Форма контроля |
|
Лекции |
Тренажер |
|||
1. |
Входное тестирование |
- |
1 |
- |
2. |
Международные требования в области использования САРП |
1 |
- |
- |
3. |
Характеристика САРП |
1 |
- |
- |
4. |
Оценка степени опасности по относительным и истинным векторам |
2 |
- |
- |
5. |
Решение практических задач на тренажере с использованием САРП на различные правила МППСС 72 и анализ ошибок. |
- |
10 |
Зачет |
Итоговый контроль - аттестация |
- |
1 |
Экзамен |
|
Итого по курсу |
4 |
12 |
|
|
16 часов |
III. Рабочая программа курса
11. Настоящая программа включает в себя изучение следующих тем:
1) "Международные требования в области использования САРП". В данной теме изучаются: требования Кодекса ПДНВ к уровню подготовки судоводителей в части использования САРП, технико-эксплуатационные требования ИМО к САРП;
2) "Характеристика оборудования САРП". В данной теме изучаются: основные типы САРП и их ограничения, оборудование тренажера, маневренные характеристики моделей судов, настройка САРП;
3) "Оценка степени опасности по относительным и истинным векторам". В данной теме изучаются: анализ ситуаций, которые могут привести к столкновению судов; достоинства и недостатки относительных и истинных векторов; оценка опасности по времени и по дистанции, Влияние изменения своего курса или скорости на оценку;
4) "Решение практических задач на тренажере с использованием САРП на различные правила МППСС 72 и анализ ошибок". В данной теме изучаются: Расхождение по САРП при ограниченной видимости, расхождение по САРП при пересечении потока, использование САРП на встречных курсах, использование САРП на пересекающихся курсах, использование САРП при обгоне.
IV. Организационно-педагогические условия Программы
12. Курс "Использование системы автоматической радиолокационной прокладки (САРП)" построен по модульному принципу, причем каждый предыдущий модуль является основой для последующего.
13. Тренажерная часть курса выполняется на радиолокационном тренажере. По мере прохождения курса необходимо обращать внимание слушателей на особенности, достоинства и ограничения разных типов РЛС и САРП и особенности их использования.
14. Следует обращать внимание слушателей на характеристики и ограничения САРП при решении задач судовождения. Использование САРП должно обязательно сочетаться со зрительным и слуховым наблюдением.
15. В ходе тренажерной подготовки рекомендуется отрабатывать эффективные действия в нештатных, чрезвычайных и аварийных ситуациях, включая отказ датчиков навигационной информации, внутренние отказы режимов индикации.
16. Каждое тренажерное занятие должно быть тщательно мотивировано и подготовлено (включая предварительные расчеты и прокладку, четкую постановку задачи и т.п.).
17. Контроль за ходом упражнения и действиями слушателей должен осуществляться с помощью средств отображения информации, ее регистрации на пульте инструктора, а при необходимости непосредственным контактом инструктора со слушателями.
18. Разбор упражнений должен осуществляться в форме доклада слушателей по оценке ситуации и предпринятым действиям, оценкой инструктором с проигрыванием на пульте инструктора.
19. Оценочными материалами по Программе являются блоки контрольных вопросов по разделам и (или) темам курса, формируемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и используемые при промежуточной и итоговой аттестации.
20. Методическими материалами к Программе являются нормативные правовые акты, положения которых изучаются при освоении разделов и тем Программы, учебная литература и методические пособия.
21. Оценка практических навыков осуществляется во время выполнения слушателями практических упражнений на тренажере. При оценке компетентности слушателя используются следующие критерии:
1) информация, получаемая от РЛС, правильно расшифровывается и анализируется, принимая во внимание ограничения оборудования и преобладающие обстоятельства и условия;
2) действия, предпринимаемые для предотвращения чрезмерного сближения или столкновения с другими судами, соответствуют МППСС-72 с поправками;
3) решения по изменению курса и/или скорости своевременны и соответствуют принятой практике мореплавания;
4) изменения курса и скорости судна способствуют обеспечению безопасности плавания;
5) связь четкая, точная и постоянно подтверждается согласно хорошей морской практике;
6) сигналы при маневрировании даются в надлежащее время и соответствуют МППСС-72 с поправками.
22. Слушателям, успешно сдавшим экзамен, выдается свидетельство о прохождении подготовки по программе "Использование систем автоматической радиолокационной прокладки (САРП)"
-------------------------------------------
*(1) Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года".
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (ч. 1), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, 566, N 19, ст. 2289, N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2930, 2933; N 26 (ч. 1), ст. 3388, N 30 (ч. 1), ст. 4217, 4257, 4263; 2015, N 1 (ч.1), ст. 42, 53.
*(3) Зарегистрирован Минюстом России июня 2012 г., регистрационный N 24456.
*(4) Зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444.
*(5) Зарегистрирован Минюстом России 14 января 2014 г., регистрационный N 31014.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минтранса России
от ____________ N ______
Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Оператор ограниченного района ГМССБ*(1)"
I. Общие положения
1. Настоящая типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Оператор ограниченного района ГМССБ" (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями разделов А-IV/2, B-I/12 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты с поправками 1978 года *(2) (далее - Конвенция ПДНВ), Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3), приказом Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов"*(4), приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации "и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам"*(5) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. N 1244*(6), рекомендациями модельных курсов Международной морской организации (далее - ИМО) 1.26 "Restricted Operator's Certificate for the GMDSS".
2. Целью настоящей Программы является подготовка слушателей в объеме требований, предусмотренных Конвенцией ПДНВ для получения диплома "Оператор ограниченного района ГМССБ".
3. Настоящая Программа направлена на обучение слушателей профессиональным компетенциям в соответствии с положениями разделов А-IV/2, B-I/12 Конвенции ПДНВ и приказа Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62 ""Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов".
Лица, успешно освоившие данный курс и сдавшие предписанный экзамен, должны уметь эффективно использовать оборудование ГМССБ и выполнять обязанности лица, ответственного за радиосвязь в случаях бедствия, срочности, безопасности и в обычных ситуациях.
4. Настоящая Программа включает в себя: общие положения, учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, методические указания и рекомендации по проведению занятий.
5. Настоящая Программа разработана в форме образовательного курса, включающего в себя разделы и темы, представленные в учебным плане.
6. Календарный учебный график разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом собственных особенностей осуществления образовательного процесса.
7. Слушателями настоящей Программы могут быть: курсанты морских образовательных учреждений, судоводители, лоцманы, операторы-координаторы морских спасательно-координационных центров и иные лица, которым требуется получить подготовку в объеме требований, необходимых для получения диплома "Оператор ограниченного района ГМССБ".
8. Обучение по настоящей Программе осуществляется в форме лекций, занятий на тренажере и самоподготовки.
10. В результате изучения настоящей Программы слушатель должен знать:
основные положения, касающиеся организации ГМССБ;
требования к радиооборудованию, источникам питания, обязательной судовой документации, наличию радиоспециалистов на борту судна и несению радиовахты;
организацию поисково-спасательных операций;
базовые принципы организации систем связи и оповещения ГМССБ (ЦИВ, радиотелефония, Спутниковые системы связи, аварийные радиобуи, радиолокационные ответчики, системы передачи информации по безопасности на море);
процедуры аварийной радиосвязи и связи общего назначения;
должны уметь:
использовать оборудование ГМССБ для морского района А1 и нормативно-справочную судовую документацию для реализации процедур аварийной радиосвязи и связи общего назначения, приема информации по безопасности на море;
вести радиожурнал ГМССБ;
выполнять технические проверки радиооборудования 2;
рассчитывать оплату за услуги связи;
11. В результате изучения настоящей Программы слушатель должен приобрести устойчивые навыки в действиях, связанных с приемом и передачей сигналов бедствия и сообщений о бедствии, а также в случае подачи ложных сигналов бедствия.
II. Учебный план
N "п/п |
Наименование разделов и тем курса |
Количество часов |
Форма контроля |
||
Лекции |
Тренажер |
Самоподготовка |
|||
1. |
Введение |
1 |
- |
- |
- |
2. |
Основные принципы |
5 |
- |
- |
- |
2.1 |
Базовые принципы ГМССБ |
3 |
- |
- |
- |
2.2 |
Основные возможности и принципы организации МПС и МПСС. |
2 |
- |
- |
- |
3. |
Системы связи ГМССБ. Базовые принципы. Использование судового оборудования |
5 |
13 |
- |
- |
3.1 |
Системы спутниковой связи |
1 |
5 |
- |
- |
3.2 |
Цифровой избирательный вызов (далее - ЦИВ) |
2 |
5 |
- |
- |
3.3 |
Радиотелефония |
1 |
2 |
- |
- |
3.4 |
Техническое обслуживание оборудования |
1 |
1 |
- |
- |
4. |
Системы оповещения ГМССБ. Базовые принципы. Использование судового оборудования |
2 |
5 |
- |
- |
4.1 |
Аварийные радиобуи (далее - АРБ) |
1 |
1 |
- |
- |
4.2 |
Радиолокационные ответчики (далее - РЛО) |
- |
1 |
- |
- |
4.3 |
Передача информации по безопасности на море |
1 |
3 |
- |
- |
5. |
Организация спасательных операций. Процедуры связи в случае бедствия и для обеспечения безопасности |
2 |
8 |
- |
- |
5.1 |
Операции по поиску и спасанию |
2 |
3 |
- |
- |
5.2 |
Процедуры аварийной связи в ГМССБ |
- |
4 |
- |
- |
5.3 |
Защита частот бедствия. Действия в случае подачи ложных сигналов бедствия |
- |
1 |
- |
- |
6. |
Различные навыки и умения |
3 |
3 |
14 |
- |
6.1 |
Обязательная документация радиостанции МПС |
2 |
- |
- |
- |
6.2 |
Процедуры общественной радиосвязи |
1 |
3 |
- |
- |
6.3 |
Использование устного и письменного английского языка для аварийного радиообмена |
- |
- |
10 |
Зачет |
7. |
Заключительные тренировки |
- |
3 |
- |
- |
7.1 |
Процедуры аварийной радиосвязи и прием информации по безопасности на море |
- |
3 |
- |
- |
8. |
Консультации |
4 |
|
- |
|
Итоговый контроль - аттестация |
1 |
3 |
- |
Экзамен |
|
Итого по курсу |
23 |
35 |
14 |
|
|
72 часа |
III. Рабочая программа курса
12. В Разделе "Введение" изучаются: цели и задачи подготовки, план тренажерной подготовки, описание процедуры проведения квалификационного экзамена.
13. Раздел "Основные принципы" включает в себя изучение следующих тем:
1) "Базовые принципы ГМССБ". В данной теме изучаются: назначение "и основные функции ГМССБ, понятие и характеристика морских районов, систем связи, аварийной связи; передача информации по безопасности на море, связь общего назначения; состав оборудования судовой станции и способы обеспечения работоспособности радиооборудования; резервные источники питания судовых станций, обязательные судовые документы; инспектирование судовых станций; обязанности капитана, вахтенного помощника и лица, назначенного ответственным за связь во время бедствия;
2) "Основные принципы и возможности МПС и МПСС". В данной теме изучаются: виды связи и типы станций в МПС [M11], общие сведения "о радиоволнах и частотных диапазонах [M4, A1] (понятие радиоволн, соотношение между длинной волны и ее частотой, единицы измерения частот, диапазоны частот, характеристики распространения радиоволн, распространение радиоволн диапазона УКВ, основные сведения о видах модуляции и классах излучения, диапазоны частот, используемые в МПС, симплексные и дуплексные каналы, парные и непарные частоты; радиоканалы МСЭ; частоты бедствия и безопасности ГМССБ; частоты бедствия и безопасности, существующие до полного внедрения ГМССБ; вызывные и рабочие частоты); обобщенные схемы приемного и передающего устройств [M4]; Основные принципы и возможности МПСС [M16, M17, A1] (функции ИНМАРСАТ в ГМССБ; системы связи Inmarsat, виды сервиса; космический сегмент, наземный сегмент, судовая земная станция).
14. "Системы связи ГМССБ. Базовые принципы. Использование судового оборудования" включает в себя изучение следующих тем:
1) "Системы спутниковой связи". В данной теме изучаются: система ИНМАРСАТ-С [M12, M16, M17, A1], виды сервиса, передача сообщений "с промежуточным накоплением, идентификационные номера СЗС Inmarsat-С, состав оборудования СЗС Inmarsat-С;
2) "Цифровой избирательный вызов (далее - ЦИВ)". В данной теме изучаются: общие принципы и основные возможности ЦИВ, его назначение и функции "в ГМССБ; избирательные номера станций МПС [M11]; распределение частот для ЦИВ [M11]; береговые радиостанции ГМССБ; структура судового устройства ЦИВ; использование справочников МСЭ [M10] для поиска информации о береговых и судовых радиостанциях, использующих устройства ЦИВ для несения вахты; технический формат вызова [M15, A1]; оповещение о бедствии (состав данных, передаваемых в формате "бедствие", одночастотный и многочастотный способы передачи); ретрансляция оповещений о бедствии (состав передаваемых данных, полуавтоматический и ручной способы формирования и передачи); использование судового оборудования ЦИВ [M12]; включение и выключение устройства ЦИВ; ввод и корректировка координат и времени, дежурный прием, управление программами сканирования, прием и распечатка оповещений, журнал принятых вызовов, передача оповещений (вызов в формате "бедствие", ретрансляция "и подтверждение оповещений о бедствии, оповещения с категориями срочность "и безопасность в адрес береговых и судовых радиостанций, а также в адрес "всех судов" и "группы судов"; вызовы судовых и береговых радиостанций, не связанные с безопасностью мореплавания; внутреннее и внешнее тестирование устройств ЦИВ);
3) "Радиотелефония". В данной теме изучаются: базовые принципы радиотелефонии; назначение 06, 13, 16 и 70 каналов УКВ; распределение каналов "в диапазоне УКВ [M11], каналы, принятые в США, частные каналы; процедуры вызова и обмена по радиотелефону судовых и береговых радиостанций [M11]; "УКВ радиостанция [M12] (включение и выключение радиостанции, регулировка громкости и шумоподавителя, выбор каналов, несение вахты на двух каналах, изменение мощности); УКВ носимые радиостанции; (требования к ГМССБ [M2], включение, регулировка громкости и шумоподавителя, выбор каналов, изменение мощности); вахтенный приемник 2182 кГц [M12] (включение и выключение приемника, программирование таймера, проверка анализатора сигналов тревоги);
4) "Техническое обслуживание оборудования". В данной теме изучаются:
Перечень технических проверок оборудования [M5], правила проведения испытательных передач [M11], проверка работоспособности устройств при помощи встроенных средств тестирования, "внешнее" тестирование устройств ЦИВ, комиссионные испытания, проверка и замена предохранителей и индикаторных ламп, судовые антенны, техническое обслуживание, техника безопасности, конструкция резервной антенны, резервные источники питания, техническое обслуживание и техника безопасности;
15. Раздел "Системы оповещения ГМССБ. Базовые принципы использования судового оборудования" включает в себя изучение следующих тем:
1) "Аварийные радиобуи (АРБ)". В данной теме изучаются: назначение, виды радиобуев, используемые в ГМССБ, требования ГМССБ к техническим характеристикам [M1: Резолюции ИМО A.810(19), A.812(19)]; техническое обслуживание и проверки АРБ (КОСПАС/САРСАТ и УКВ); информация, содержащаяся в аварийном сообщении, ручной запуск, автоматический запуск, дополнительные устройства (функции ближнего привода на частоте 121,5 МГц, проблесковые маячки), предотвращение ложного срабатывания;
2) "Радиолокационные ответчики (РЛО)". В данной теме изучаются: назначение, требования ГМССБ к техническим характеристикам [M1: Резолюция ИМО A.802(19)], управление РЛО, техническое обслуживание;
3) "Передача информации по безопасности на море". В данной теме изучаются: система передачи информации по безопасности на море, районы НАВАРЕА, SafetyNET, описание службы [M17, A1], расписание передач службы [M8, M17], настройка приемника РГВ, прием и распечатка сообщений, использование режима "прием только сообщений РГВ"; работа с НАВТЕКС "(описание системы [M18, A1], использование справочников МСЭ [M10] "и руководства Мастер План [M8], включение и выключение, тестирование, программирование судового устройства НАВТЕКС); традиционная система связи, прием гидрометеорологических сообщений и навигационных извещений. Работа со справочниками [M10].
16. Раздел "Организация спасательных операций. Процедуры связи в случае бедствия и для обеспечения безопасности" включает в себя изучение следующих тем:
1) "Операции по поиску и спасанию". В данной теме изучаются: зоны ответственности СКЦ, функции СКЦ [M6], организация радиосвязи во время операций по поиску и спасению, функции участников спасательной операции [M7], система судовых сообщений, назначение, форматы сообщений [M6];
2) "Процедуры аварийной связи в ГМССБ". В данной теме изучаются: связь "в случае бедствия [M11], понятие "бедствия", права командира, сигналы тревоги "в случае бедствия, требования к достоверности передаваемой информации; передача сигналов тревоги в случае бедствия (вызов ЦИВ в формате "бедствие"; формат сообщения о бедствии для передачи по радиотелефону и радиотелексу; роль радиотелефонного сигнала тревоги; передача сигналов бедствия и сообщений "с приоритетом БЕДСТВИЕ с использованием СЗС ИНМАРСАТ); действия в случае получения сигнала бедствия, ретрансляция сигналов бедствия и сообщений "о бедствии (ЦИВ, ИНМАРСАТ, радиотелефония), связь на месте проведения спасательной операции(роль сигнала БЕДСТВИЕ, используемые частоты, стандартные сообщения); сообщения с категориями "срочность" и "безопасность" [M11]; действия в случае получения сигналов срочности и безопасности, форматы сообщений для передачи по радиотелефону и в режиме буквопечатания, передача сообщений по правилам ГМССБ (процедуры с использованием ЦИВ; передача сообщений в адрес специальных служб ИНМАРСАТ);
3) "Защита частот бедствия. Действия в случае подачи ложных сигналов бедствия". В данной теме изучаются: частоты бедствия и безопасности ГМССБ [M11], защита частот бедствия и безопасности [M11], ложные сигналы бедствия, профилактические меры и действия в случае подачи ложных сигналов бедствия [M2: Резолюция А.814(19)].
17. Раздел "Различные навыки и умения" включает в себя изучение следующих тем:
1) "Обязательная документация радиостанции МПС". В данной теме изучаются: состав документации радиостанции МПС (лицензия [A1], свидетельство о безопасности [A1], структура руководства по радиосвязи МПС и МПСС [M11], Структура справочников МСЭ [M10] том IV, V и справочника ИМО Мастер План [M8]); правила ведения радиожурнала ГМССБ;
2) "Процедуры общественной радиосвязи". В данной теме изучаются: вызывные и рабочие радиотелефонные частоты, процедуры вызова "по радиотелефону судовых и береговых радиостанций; оформление радиотелеграмм и телексных сообщений, передача сообщений в телефонном режиме (УКВ телефония) и через систему ИНМАРСАТ; заказ телефонных переговоров через оператора, с использованием оборудования ЦИВ, оплата услуг радиосвязи, выбор оптимальных по критерию стоимости способов передачи сообщений;
3) "Использование устного и письменного английского языка для аварийного радиообмена". В данной теме изучаются: самостоятельное ознакомление "со стандартным морским разговорником, стандартные сокращения и служебные коды, международный фонетический алфавит, терминология, используемая "во время аварийной радиосвязи;
4) "Навыки работы на клавиатуре ПК (оконечном оборудовании системы связи)". Изучение данной темы осуществляется в форме самостоятельные занятия "с тренажерами по работе на клавиатуре ПК.
18. Перечень вопросов, выделяемых для самостоятельной подготовки в ходе изучения раздела "Различные навыки и умения":
1) Английский язык. Стандартные сокращения и служебные коды. Международный фонетический алфавит [M9, A1]
2). Отработка уверенного и безошибочного ввода текста со скоростью не ниже 50 знаков в минуту при помощи программ-тренажеров по работе на клавиатуре ПК.
19. Раздел "Заключительные тренировки" включает в себя тренировки "по проведению поисково-спасательных операций, отмене ложных сигналов бедствия, передаче сообщений с категориями срочность и безопасность.
IV. Организационно-педагогические условия и методические указания
20. Перед началом тренажерной подготовки рекомендуется проведение тестирования по морскому английскому языку и навыкам работы с ПК, а также проведение дополнительных курсов подготовки, в случае недостаточного уровня знаний у слушателей.
21. Основной способ организации занятий - короткие лекционные занятия "и большой набор практических заданий - ознакомительных (выполняемых под руководством инструктора), основных (жесткий контроль со стороны инструктора) и тренировочных (выборочный контроль). Количество обучаемых в одной группе "не должно превышать 8 человек.
22. По всем вопросам, выделенным для самостоятельной подготовки, в конце курса проводится зачет.
23. В последний день курса тренажерной подготовки целесообразно выделить для проведения заключительных комплексных тренировок по аварийной радиосвязи (раздел 7), а также для проведения зачетов перед сдачей экзамена.
В день, предшествующий экзамену, рекомендуется проведение консультаций и самостоятельной подготовки слушателей.
24. Оценочными материалами по Программе являются блоки контрольных вопросов по разделам и (или) темам курса, формируемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и используемые "при промежуточной и итоговой аттестации.
25. Методическими материалами к Программе являются нормативные правовые акты, положения которых изучаются при освоении разделов и тем Программы, учебная литература и методические пособия.
V. Рекомендации по проведению занятий
26. Раздел "Системы связи ГМССБ. базовые принципы. Использование судового оборудования".
В темах 3.1 - 3.4 изучаются как базовые положения применительно "к рассматриваемым системам связи, так и управление конкретными устройствами, входящими в состав судовой радиостанции.
27. Раздел "Системы оповещения ГМССБ. Базовые принципы. Использование судового оборудования".
В темах 4.1 - 4.2 слушатели должны быть ознакомлены с требованиями ГМССБ и техническими характеристиками АРБ и РЛО. Особое внимание должно быть уделено вопросам технического обслуживания этих устройств и управлению ими в экстремальных обстоятельствах.
28. Раздел "Организация спасательных операций. Процедуры связи в случае бедствия и для обеспечения безопасности".
Темы 5.1 - 5.2 предусматривают изучение современной концепции поиска "и спасания [M6, M7], правил аварийной радиосвязи [M11] с учетом соответствующих положений [M5] и проведение практических занятий по отработке навыков ведения аварийного обмена в морском районе А1 с использованием систем связи и оповещения. При выполнении практических заданий слушатели должны использовать навыки, полученные при изучении разделов 4 и 5. В качестве подготовки к квалификационному экзамену на практических занятиях рекомендуется проводить письменные опросы по темам данного раздела.
В дополнение к международным правилам слушатели должны быть ознакомлены с особенностями национальной системы поиска и спасания.
В теме 5.3 особое внимание должно быть уделено профилактическим действиям, направленным на снижение вероятности подачи ложных сигналов бедствия и практической отработке действий в случае подачи ошибочных сигналов бедствия в соответствии с рекомендациями резолюции IMO A.814(19).
29. Раздел "Различные навыки и умения".
В теме 6.1. рассматривается структура нормативно-справочных документов. Материал рекомендуется предоставить в табличной форме, чтобы упростить определение документа и его раздела, содержащего интересующую информацию. При рассмотрении Руководства по радиосвязи в разделе особое внимание следует уделить структуре положений Регламента радиосвязи относительно аварийной радиосвязи и приложений к Регламенту радиосвязи в части радиотелефонных и радиотелексных рабочих частот
При изучении правил ведения радиожурнала необходимо руководствоваться положениями, привести примеры внесения записей в радиожурнал для стандартных ситуаций (проведение технических проверок оборудования, прием и передача сообщений, открытие и закрытие слуховой вахты) и выполнить соответствующие тренировки.
В теме 6.2 основное внимание должно быть уделено практической отработке процедур передачи общественной корреспонденции с использованием оборудования ГМССБ, изученного слушателями ранее (раздел 3), а также провести достаточное количество тренировок по расчету стоимости услуг радиосвязи.
Темы 6.3 и 6.4 отрабатываются слушателями самостоятельно. Учебно-тренажерный центр должен обеспечить слушателей учебными пособиями (5.3) "и учебными программами (5.4).
30. Раздел "Заключительные тренировки".
Раздел является заключительным этапом подготовки слушателей. Задания должны быть комплексными, учитывать возможность выхода из строя отдельных средств радиосвязи и выполняться за ограниченное время.
-------------------------------------------
*(1) Глобальная морская система связи при бедствии и безопасности.
*(2) Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года".
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (ч. 1), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, 566, N 19, ст. 2289, N 22, ст. 2769, N 23, "ст. 2930, 2933; N 26 (ч. 1), ст. 3388, N 30 (ч. 1), ст. 4217, 4257, 4263; 2015, N 1 (ч.1), ст. 42, 53.
*(4) Зарегистрирован Минюстом России 4 июня 2012 г., регистрационный N 24456.
*(5) Зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444.
*(6) Зарегистрирован Минюстом России 14 января 2014 г., регистрационный N 31014.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.