Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по производству металлорежущих инструментов (технолог-инструментальщик)"
(подготовлен Минтрудом России 05.11.2015 г.)
Раздел 1. Общая характеристика видов профессиональной деятельности, трудовых функций
1.1.Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Анализ состояния и перспектив развития вида экономической деятельности, группы занятий, к которым относится профессиональный стандарт
Организации машиностроительной отрасли России - инструментальные заводы выпускают различный инструмент:
- режущий, зажимной, слесарно-монтажный, мерительный, вспомогательный;
- металлообрабатывающий;
- хозяйственный, бытовой металлообрабатывающий;
- дереворежущий станочный;
- алмазный из сверхтвердых сплавов и материалов;
-абразивный;
- технологическую оснастку (штампы, пресс-формы, приспособления).
Среди инструментальных предприятий отдельную группу составляют медико-инструментальные заводы, выпускающие медицинский инструмент.
В России существует несколько типов предприятий инструментальной промышленности:
- бывшие цеха крупных предприятий, выжившие в условиях экономической нестабильности 90-х годов;
- бывшие инструментальные цеха заводов, ставшие самостоятельными юридическими лицами, но не потерявшие связь со своими головными компаниями;
- вновь образованные предприятия;
- специализированные заводы по производству инструментов, основанные в советское время.
Выделяют два основных вида организации производства на инструментальных заводах России:
1) Производство полного цикла (заготовительные, кузнечные операции, термообработка сталей, гальванопокрытие, сборка). Организационная структура такого производства включает несколько участков: штамповочный участок, участок приспособлений, участок прессформ.
Для таких предприятий характерно:
- использование отечественных материалов и комплектующих в основном собственного изготовления;
- станочный парк с ЧПУ - менее 5%, измерительные средства без применения компьютерных технологий, низкая загруженность парка оборудования;
- широкая номенклатура выпускаемой продукции;
- проектирование с минимальным использованием систем автоматизированного проектирования (САПР);
- поставка конечного продукта на 2-3 местных предприятия.
Как правило, такие предприятия во времена СССР были инструментальными цехами крупных заводов и ныне выделились в самостоятельные организации.
2) Производство, осуществляющее сборку продукции и приобретающее комплектующие по кооперации. Организационная структура представлена двумя производственными участками - подающим (механообрабатывающим) и сборочным.
Данный тип предприятий характеризуется:
- применением прогрессивных инструментальных материалов зарубежного производства;
- применением стандартных комплектующих (колонки, втулки, пружины, сепараторы) и заготовок преимущественно импортного производства;
- сокращением операций сборки;
- станочным парком с ЧПУ - более 90%;
- применением современных измерительных электронных, лазерных, компьютерных средств;
- узкой специализацией производства;
- компьютерным проектированием и моделированием;
- попытками конкуренции с мировыми производителями инструмента.
Такие инструментальные заводы с концентрацией ресурсов на производстве рабочих частей и сборке стали появляться в России в конце 90-х гг. XX века.
Российские производители инструментов практически полностью ориентированы на внутренний рынок, доля экспорта - всего 1,5%. Однако российским инструментальным предприятиям не удается полностью удовлетворить потребности отечественного машиностроения в дорогостоящем инструменте, используемом при высокопроизводительных методах обработки. Например, четвертая часть всего режущего инструмента, изготавливаемого из сверхтвердых материалов и твердых сплавов, поступает в Россию из-за рубежа.
Металлорежущий инструмент часто называют "хлебом" промышленности и это не преувеличение. Потребность машиностроения в деталях, получаемых из металлических заготовок благодаря режущему инструменту, всегда велика. Несмотря на то, что в себестоимости готового товара затраты на металлорежущий инструмент составляют немного, 5-10%, ценой использования некачественного металлорежущего инструмента, как правило, является отбраковка всей детали, а то и целой партии. Около 80% металлорежущего инструмента - это дорогостоящий инструмент.
В настоящее время для изготовления режущих элементов инструментов применяются следующие материалы: инструментальные стали (углеродистые, легированные и быстрорежущие), твердые сплавы, минералокерамические материалы, алмазы, абразивные материалы.
История развития обработки металлов показывает, что одним из эффективных путей повышения производительности труда в машиностроении является применение новых инструментальных материалов. Например, применение быстрорежущей стали, вместо инструментальной углеродистой, позволило увеличить скорость резания в 2-3 раза.
Аналогичное явление наблюдается при использовании в качестве инструментального материала твердых сплавов.
Во всем мире примерно 75% стружки снимается твердосплавным инструментом. На долю быстрорежущих сталей приходится не более 20%, а остальная стружка снимается алмазным инструментом, режущей оксидной керамикой, кубическим нитридом бора (КНБ) и т. п. Таким образом, твердосплавный металлокерамический инструмент является наиболее распространенным видом инструмента для обработки металла резанием.
Основными производителями твердосплавного металлорежущего инструмента в нашей стране являются ОАО "КАМАЗинструментспецмаш", ОАО "Канашский завод резцов", ОАО "Киржачский инструментальный завод", ОАО "Серпуховский инструментальный завод "Твинтос", ДОАО "Ижевский инструментальный завод", а также заводы Белгородской области (ООО "СКИФ-М", ЗАО "Белгородский завод фрез" (БЗФ) и ЗАО "Белгородский инструментальный завод" (БИЗ)). Основным производителем твердосплавных пластин для металлорежущего инструмента является ОАО "Кировградский завод твёрдых сплавов".
В 2014 году объём производства станкоинструментальной продукции (механообрабатывающего, литейного, кузнечно-прессового, сварочного, термического, гальванического, деревообрабатывающего и прочего оборудования, а также инструмента) составил 33,64 млрд рублей.
Основные проблемы российской инструментальной промышленности заключаются:
- в высокой энергоемкости производства инструмента;
- в высокой зависимости от близости источников сырья и его стоимости;
- в использовании предприятиями машиностроения большого количества инструментов, нормированных российскими стандартами и производимых только в РФ.
- в концентрации производства инструмента на крупных предприятиях, существующих со времен плановой экономики;
- в отставании в наукоемком секторе производства инструмента.
Вместе с тем в 2014 году начались структурные изменения в номенклатуре выпускаемой отечественными станкостроительными предприятиями продукции - увеличивается выпуск оборудования с ЧПУ и обрабатывающих центров, что повышает долю наукоёмкой продукции и положительно влияет на добавленную стоимость. Предприятиями отрасли освоен выпуск новых образцов цельного твёрдосплавного режущего инструмента, концевых фрез с нанесением нанопокрытий, фрез со сменными режущими пластинами для обработки высокопрочных титановых и жаропрочных никелевых сплавов.
Для того чтобы поддерживать производство металлорежущего инструмента, необходимо постоянно обучать и подготавливать большое количество специалистов по данной профессии.
Анализ квалификационных характеристик, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к квалификации технолога-инструментальщика.
В настоящее время квалификационные характеристики технолога-инструментальщика отсутствуют, поэтому для первичного анализа был использован "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, ред. от 12.02.2014, далее - ЕКС). В данном справочнике дана квалификационная характеристика техника-технолога, т.е. родовой по отношению к технологу-инструментальщику должности.
Систематизация описания должностных обязанностей техника-технолога в ЕКС позволяет выделить следующий функционал данного специалиста:
- разработка под руководством более квалифицированного специалиста прогрессивных технологических процессов и оптимальных режимов производства на простые виды продукции или ее элементы в соответствии с техническим заданием и действующими нормативными документами по проектированию;
- установление пооперационного маршрута обработки деталей и сборки изделий в процессе их изготовления и контроль по всем операциям технологической последовательности;
- составление карт технологического процесса, маршрутных и материальных карт, ведомостей оснастки и другой технологической документации;
расчет подетальных и пооперационных материальных нормативов, норм расхода сырья, материалов, инструмента, топлива и энергии,
- оформление изменений в технической документации в связи с корректировкой технологических процессов и режимов производства и согласование их с подразделениями предприятия;
- контроль соблюдения технологической дисциплины в производственных подразделениях предприятия и правил эксплуатации оборудования.
- участие в
проведении патентных исследований,
определении показателей технического уровня проектируемых объектов техники и технологии,
составлении технических заданий на проектирование приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных разработанной технологией,
внедрении технологических процессов в цехах,
выявлении причин брака продукции, подготовке предложений по его предупреждению и ликвидации;
разработке технически обоснованных норм времени (выработки),
испытаниях технологического оборудования, в проведении экспериментальных работ по проверке и освоению проектируемых технологических процессов и режимов производства.
Большинство перечисленных функций (но не все) выполняются и технологом-инструментальщиком, однако данная профессиональная деятельность имеет свою специфику, которую необходимо отразить в профессиональном стандарте (ПС). Для этого необходимо участие в разработке специалистов, владеющих описанной деятельностью (технологов-инструментальщиков) или хорошо знающих ее (как правило, инженеров-технологов).
Анализ российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности
Активная деятельность по разработке ПС в Российской Федерации актуализирует необходимость обращения к зарубежному и международному опыту создания и внедрения аналогичных документов. Аргументом в пользу разработки ПС является обеспечение четкой связи между требованиями работодателей и образованием. Стандартизация позволяет постоянно следить за обновлением квалификаций и соответствием образовательных программ потребностям рынка труда. В европейской практике сложилось понимание ПС как "способа классификации и описания наиболее важных работ, которые могут выполнять люди".*(1) В мире существует несколько подходов к разработке ПС. Подход, который подразумевает описание конкретной квалификации в соотнесении с конкретной должностью, используется в ряде европейских стран. Для каждой конкретной квалификации ПС становится основой разработки образовательного стандарта и оценочных средств. Такой подход используется в Испании. Подобная практика также существует во Франции и франкоговорящей части Бельгии. Но эта система используется по отношению к регулируемым квалификациям, где одной квалификации соответствует одна должность и присвоение квалификации в обязательном порядке осуществляется государством. К такому типу квалификаций можно отнести и ПС "Специалист по производству металлорежущих инструментов (технолог-инструментальщик)" (далее - ПС "Технолог-инструментальщик")
В Германии существует ряд квалификаций в составе группы по промышленной механике. Особенности производства предъявляют комплексные требования к работникам в сфере машиностроения. Однако описание квалификаций построено таким образом, чтобы была возможность учитывать особенности отдельных производств. Например, в группе выделяют инструментальщиков, токарей, механиков по конструкциям и т.д.
В России в 2014 году был утвержден ряд стандартов профессиональной деятельности в сфере машиностроения и материалообработки, а также общеотраслевых ПС, описывающих виды профессиональной деятельности, характерные и для машиностроения. Разработанные ПС по показателю охвата уровней квалификации и категорий работников можно отнести к двум основным группам. В каждом из ПС первой группы описывается только деятельность рабочих (оператор-наладчик электроэрозионных станков с ЧПУ, штамповщик, оператор-наладчик шлифовальных станков с ЧПУ, оператор-наладчик обрабатывающих центров с ЧПУ и др.). Соответственно они охватывают 2-4 уровень квалификации. В ПС второй группы описывается деятельность специалистов разных уровней квалификации: инженеров, специалистов среднего звена, а в некоторых и рабочих (служащих). К таким ПС относятся профессиональные стандарты "Специалист по технологиям заготовительного производства", "Специалист по техническому контролю качества продукции", "Специалист по разработке технологий и программ для оборудования с числовым программным управлением" и др. Они охватывают 5-7 уровень квалификации.
С точки зрения разработки ПС "Технолог-инструментальщик" для анализа наиболее интересны следующие стандарты:
- "Специалист по инструментальному обеспечению механосборочного производства";
- "Специалист по технологиям материалообрабатывающего производства";
- "Специалист по разработке технологий и программ для оборудования с числовым программным управлением".
ПС "Специалист по инструментальному обеспечению механосборочного производства" использовался при определении обобщенных трудовых функций (ОТФ) и трудовых функций (ТФ) в области технологического обеспечения производства металлорежущих инструментов, поскольку в нем описан "смежный" вид профессиональной деятельности.
ПС "Специалист по технологиям материалообрабатывающего производства" использовался поскольку в нем описана деятельность технолога (родовая по отношению к технологу-инструментальщику). Это позволило определить логику описания.
ПС "Специалист по разработке технологий и программ для оборудования с числовым программным управлением" использовался поскольку современный технолог-инструментальщик часто занимается не только разработкой технологий, но и разработкой программного обеспечения технологического процесса изготовления металлорежущих инструментов на станках с числовым программным обеспечением.
1.2. Описание обобщенных трудовых функций, трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации
В основу разработки ПС была положена методика функционального анализа деятельности. При выделении обобщенных трудовых функций был проведён анализ нормативной, методической, технологической документации. Выделено три обобщенные трудовые функции:
A. Разработка технологической документации производства и эксплуатации металлорежущих инструментов,
B. Организация производства, контроль технологического процесса изготовления инструмента,
C. Разработка программного обеспечения технологического процесса изготовления металлорежущих инструментов на станках с числовым программным управлением.
При проведении декомпозиции вида профессиональной деятельности эксперты руководствовались следующими определениями и правилами.
Обобщенная трудовая функция (ОТФ) - это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе. Каждая конкретная трудовая функция представляет собой отдельный законченный элемент трудовой деятельности, требующий собственных методов и процессов.
Трудовая функция (ТФ) - это система трудовых действий, для которой определены необходимые умения и знания.
Выделение ОТФ и ТФ проводилось в логике процессуального подхода (представлен цикл деятельности) и с учетом объектов (предметов) профессиональной деятельности.
ОТФ и ТФ на основе экспертного анализа были отнесены к 5-му уровню квалификации.
Таблица 1. Обобщенные трудовые функции и трудовые функции
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
Обоснование уровня (подуровня) квалификации |
||||
Код |
Наименование |
Уровень квалифи-кации |
Наименование |
Код |
Уровень (подуровень) квалификации |
|
А |
Разработка технологической документации производства и эксплуатации металлорежущих инструментов |
5 |
Разработка технологических процессов изготовления металлорежущего инструмента |
А/01.5 |
5 |
Деятельность предполагает решение различных типов практических задач с элементами проектирования, самостоятельный поиск и анализ информации, выбор способа решения в зависимости от условий, осуществление текущего и итогового контроля, оценку и коррекцию деятельности и ее продуктов по полученным результатам. Для ее выполнения требуется понимание научно-технических основ решения различных типов профессиональных задач в области технологического обеспечения производства металлорежущего инструмента, применение специальных знаний по технологии и методике производства металлорежущих инструментов. Технолог-инструментальщик, как правило, самостоятельно решает задачи, поставленные перед ним инженером, взаимодействует со специалистами различных служб и несет ответственность за решение поставленных задач и результаты деятельности на уровне подразделения. |
Разработка технологической документации по эксплуатации металлорежущего инструмента |
А/02.5 |
5 |
||||
В |
Организация технологического процесса изготовления металлорежущего инструмента |
5 |
Технологическая подготовка производства металлорежущего инструмента |
В/01.5 |
5 |
|
Испытание металлорежущего инструмента |
В/01.5 |
5 |
||||
Контроль технологического процесса изготовления металлорежущего инструмента |
В/01.5 |
5 |
||||
С |
Разработка программного обеспечения технологического процесса изготовления металлорежущих инструментов на станках с числовым программным обеспечением (ЧПУ) |
5 |
Разработка технических заданий на программирование изготовления металлорежущего инструмента сложной конфигурации |
С/01.5 |
5 |
|
Разработка программного обеспечения изготовления металлорежущего инструмента простой конфигурации |
С/01.5 |
5 |
||||
Отладка программного обеспечения изготовления металлорежущего инструмента |
С/01.5 |
5 |
Раздел 2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта
2.1. Этапы разработки профессионального стандарта
1. Аналитический: изучение и анализ
- российских и международных (зарубежных) ПС по видам профессиональной деятельности, схожим с разрабатываемыми ПС
- анализ состояния и перспектив развития соответствующих видов экономической деятельности, групп занятий, к которым относятся ПС
- тарифно-квалификационных характеристик, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих
- нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, в которых определены требования к квалификации по профессиям, должностям, специальностям по видам профессиональной деятельности, соответствующим разрабатываемым ПС
- технологий и содержания профессиональной деятельности.
2. Проектировочный:
- разработка требований к экспертам-разработчикам;
- формирование экспертной группы;
- планирование и ресурсное обеспечение работы группы;
- постановка задачи разработчикам;
- подготовка проекта ПС.
3. Апробационный:
- обсуждение проекта ПС с представителями профессионального сообщества, заинтересованными организациями (работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и профильными профессиональными ассоциациями), федеральными и региональными органами исполнительной власти и др. (информация представлена в разделе 3 Пояснительной записки);
- сбор, анализ и систематизация замечаний и предложений по совершенствованию проекта ПС;
- принятие обоснованных решений о корректировке проекта ПС по результатам обсуждений: принятии, частичном принятии или отклонении предложений, замечаний;
- внесение изменений в проект ПС по результатам обсуждений.
2.2. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций
В соответствии с техническим заданием разработка ПС предполагала формирование рабочей группы экспертов - представителей различных организаций.
Ответственная организация-разработчик ПС ООО - "Российский союз промышленников и предпринимателей" привлекла к организации и проведению разработки АНО "Национальное агентство развития квалификаций" (г.Москва) - экспертов в области развития систем квалификаций, ГАПОУ Чувашской Республики "Чебоксарский электромеханический колледж", осуществляющий подготовку специалистов среднего звена в области машиностроения.
Сведения об организациях, привлеченных к разработке проекта ПС, представлены в таблице приложения 1.
В перспективе деятельность по апробации, внедрению и актуализации ПС будет вести Совет по профессиональным квалификациям в машиностроительной отрасли (ОООР Союзмаш России).
Кроме этого к проведению исследования в процессе разработки, обсуждения и экспертизы ПС были привлечены компетентные организации. Их выбор осуществлялся на основе следующих критериев:
- список организаций включает организации из разных субъектов Российской Федерации;
- среди организаций представлены отраслевые объединения работодателей;
- среди организаций представлены организации, область деятельности которых связана с производством и применением металлорежущего инструмента;
- среди организаций представлены организации, осуществляющие подготовку технологов машиностроения, в т.ч. технологов инструментального производства.
-организации обладают специалистами-экспертами, удовлетворяющими требованиям, описанным в п. 2.3. данной пояснительной записки.
В итоге были отобраны следующие организации:
ООО "Машиностроительный завод" (Ивановская область, г. Вичуга)
АО "Атомэнергомаш" (г.Москва)
ОАО Строммашина (Ивановская область, г. Кохма)
ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение"
Бугульминский механический завод ОАО "Татнефть"
ОАО "АК "Транснефть" (г.Москва)
ОАО Национальный институт авиационных технологий
ОАО "Алтайский моторный завод"
ОАО "Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина"
ОАО "ВНИИИНСТРУМЕНТ" (г. Москва)
ООО "Липецкий завод гусеничных тягачей"
АО "Авиатехприемка" (г. Москва)
ООО "Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ"
ФГАУ "Федеральный институт развития образования" (г. Москва)
ООО "Региональное агентство развития и оценки качества образования" (Республика Бурятия)
ОГБПОУ Кохомский индустриальный колледж (Ивановская область, г. Кохма)
ОГБПОУ Вичугский многопрофильный колледж (Ивановская область, г. Вичуга)
ФГБОУ ВО "Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)"
Союз "Омское региональное объединение работодателей"
Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта (Объединение "Желдортранс")
Совет по профессиональным квалификациям (СПК) в автомобилестроении (Некоммерческое партнерство "Объединение автопроизводителей России") и другие (см. приложение 2).
2.3. Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
Методика разработки ПС предполагает формирование экспертной группы, в состав которой должны входить специалисты-эксперты в области разработки ПС, специалисты в области технологии производства, современных видов оборудования, инструментов, средств и предметов труда в данном виде трудовой деятельности. В соответствии с данным положением были разработаны требования к экспертам, привлекавшимся к разработке ПС.
Требования к профессиональным компетенциям экспертов:
- разрабатывать ПС;
- оформлять ПС в соответствии с требованиями к данному типу документов;
- представлять разработанный документ профессиональной общественности.
Требования к общим компетенциям эксперта:
- реально оценивать ситуацию с точки зрения главной перспективы, решать задачи, метод решения которых полностью или частично неизвестен;
- следовать правилам делового этикета, ясно и свободно выражать свои мысли письменно и устно
- усваивать и анализировать значительный объем разнообразной информации в области разработки ПС;
- работать в команде.
Требования к знаниям и умениям, обеспечивающим соответствующие компетенции:
Эксперт должен знать:
- законодательство Российской Федерации в области образования и в области разработки ПС, включая
- Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 2204-р;
- Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 147н;
- Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N148н;
- Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от " 29" апреля 2013 г. N 170н;
- способы и методы работы со служебной информацией и персональными данными;
- методику и алгоритм разработки профессиональных стандартов;
- зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных квалификационных требований;
- содержание и структуру деятельности в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми должны обладать эти работники;
- принципы и методы командной работы, приемы эффективного общения.
Эксперт должен уметь:
- проводить функциональный анализ профессиональной деятельности;
- формулировать цель вида профессиональной деятельности;
- выделять обобщенные трудовые функции и сопоставимые с ними трудовые функции с учетом логики последовательной декомпозиции;
- формулировать перечень трудовых действий, необходимых умений и знаний, раскрывающих содержание трудовых функций;
- определять уровень (подуровень) квалификации, требуемый для выполнения трудовой функции;
- взаимодействовать в процессе разработки профессионального стандарта с другими экспертами
Требования к личностным качествам эксперта
независимость, то есть способность противопоставлять предубеждениям и массовому мнению свою точку зрения;
всесторонность, то есть способность видеть проблему с различных точек зрения;
широкий кругозор, логическое мышление, аналитический склад ума;
принципиальность и объективность.
Критерии отбора экспертов
В соответствии с государственным контрактом и спецификой деятельности по разработке профстандартов основными критериями в процессе отбора экспертов были следующие:
уровень компетентности эксперта в области разработки профессиональных стандартов, а также в области профессионального образования, дополнительного профессионального образования и дополнительного образования (учитываются: профиль и уровень образования, профиль деятельности (насколько тесная связь с обозначенной областью), предшествующий опыт работы в области разработки профессиональных и образовательных стандартов);
полнота охвата группой разработчиков всех видов деятельности внутри профессионального стандарта;
степень объективности эксперта-участника при оценке, обобщении и анализе данных, принятии решения по формированию содержания профессионального стандарта.
2.4. Общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта (приводится список нормативных правовых документов с указанием их реквизитов, конкретных статей и пунктов).
Проект ПС "Специалист по производству металлорежущих инструментов (технолог-инструментальщик)" подготовлен в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами, регламентирующими разработку профессиональных стандартов:
1.Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов".
2. Макет профессионального стандарта, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 147н,
3. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N148н;
4. Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от " 29" апреля 2013 г. N 170н и др.
Проект профессионального стандарта разработан в соответствии с требованиями законодательной и нормативной правовой базы в сфере труда и образования, в том числе:
- Трудового кодекса Российской Федерации (в действующей редакции);
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 15.05.2013)).
Проект профессионального стандарта содержит информацию, связывающую разрабатываемый документ, со следующими классификаторами социально-экономической информации и квалификационными характеристиками:
- "ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст);
- "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст);
- "ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов" (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012)).
- "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, ред. от 12.02.2014
Раздел 3. Обсуждение проекта профессионального стандарта
Для обсуждения проекта ПС были использованы следующие инструменты:
1) Размещение информации о ходе работ по созданию ПС на официальном сайте Национального агентства развития квалификаций:
- размещение информации о начале разработки ПС, создании рабочей группы, сроках разработки - 02 июля 2015 года (http://www.nark-rspp.ru/?p=2333#more-2333);
- размещение информации о проведении совещаний, семинаров (вебинаров):
Семинары с разработчиками проектов ПС проводились рамках договора АНО НАРК и РСПП по разработке 15 профессиональных стандартов. На сайте АНО НАРК была размещена информация о проведении совещаний рабочей группы, на котором обсуждались основные вопросы по разработке проекта профессионального стандарта, итоги обучения, а также сроки дальнейшего обсуждения:
- информационно-методический вебинар по формированию проектов профессиональных стандартов 18 августа 2015 года (http://www.nark-rspp.ru/?p=2353#more-2353);
- информационно-методический вебинар по формированию проектов профессиональных стандартов 25 августа 2015 года (http://www.nark-rspp.ru/?p=2366#more-2366);
Информация о семинарах (вебинарах) по обсуждению проектов профессиональных стандартов на сайте на сайте Национального агентства развития квалификаций:
- семинар-совещание с возможностью подключения в режиме вебинара по обсуждению проектов профессиональных стандартов, проведенный АНО НАРК 16 сентября 2015 года (http://www.nark-rspp.ru/?p=2398#more-2398);
- по обсуждению проектов профессиональных стандартов, проведенный АНО НАРК 21 сентября 2015 года (http://www.nark-rspp.ru/?p=2412#more-2412);
семинар-совещание с возможностью подключения в режиме вебинара обсуждению проектов профессиональных стандартов, проведенный Департаментом образования Ивановской области 15 октября 2015 г (http://www.nark-rspp.ru/?p=2465#more-2465).
Списки участников приведены в приложении 2.
2) Размещение проекта профессионального стандарта на сайтах:
Первая редакция проекта профессионального стандарта размещена
на сайте АНО НАРК 5 октября 2015 года (http://www.nark-rspp.ru/?p=2443#more-2443);
на сайте РСПП 7 октября 2015 года (http://www.rspp.ru/simplepage/803)
3) Организация специальных форумов в сети Интернет по обсуждению проекта профессионального стандарта:
Для обсуждения проекта профессионального стандарта на сайте "и-Маш" (ресурс машиностроения), 25 сентября и 13 октября, были открыты форумы:
http://www.i-mash.ru/news/nov_otrasl/72084-o-razrabotke-professional nykh-standartov.html
http://www.i-mash.ru/news/nov_otrasl/72706-o-khode-razrabotki-profes sionalnykh-standartov.html
Замечаний по проекту профессионального стандарта с форумов не поступало.
В целях обсуждения концептуальных оснований и результатов разработки профессионального стандарта проведены следующие мероприятия с участием представителей объединений работодателей, профессиональных ассоциаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов в области машиностроения, представителей профессиональной общественности:
16 сентября 2015 года состоялась рабочая встреча представителей АНО НАРК и ОООР "СоюзМаш России" (Совет по профессиональным квалификациям в области машиностроения) по вопросам взаимодействия при разработке проектов профессиональных стандартов в области машиностроения, по результатам которой были достигнуты договоренности о сотрудничестве при проведении профессионально-общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов, разрабатываемых в 2015 г. http://www.nark-rspp.ru/?p=2405#more-2405
16 октября 2015 года в Москве состоялась межрегиональная отраслевая конференция "Подготовка проектов профессиональных стандартов для машиностроительной отрасли: результаты работы 2015 г.": http://www.nark-rspp.ru/?p=2623#more-2623; видео запись: https://yadi.sk/i/802HIAJejqiXu.
С целью привлечения экспертов к профессионально-общественному обсуждению АНО НАРК направлены письма организациям и предприятиям машиностроительной отрасли, первому заместителю Исполнительного директора ОООР "СоюзМаш России" А.И.Ажгиревичу, в Советы по профессиональным квалификациям. Копии писем представлены в приложении 4.
В настоящее время получен отзыв (заключение) от ООО "Научно-производственная фирма "Металлика"" (г.Чебоксары) (Приложение 4), ряд замечаний высказан экспертами в рассматриваемой области профессиональной деятельности.
По мере поступления замечаний и предложений проводилось обсуждение, готовились аргументированные ответы по каждому из них, на основе принятых или частично принятых замечаний и предложений в текст вносились соответствующие изменения.
Подробная информация об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приводится в таблице приложения N 2 к пояснительной записке.
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приводятся в таблице приложения N 3 к пояснительной записке.
Публичное обсуждение позволило обеспечить:
- соответствие основных положений профессионального стандарта требованиям законодательной и нормативно-правовой базы;
- сопоставимость уровней (подуровней) квалификации обобщенных трудовых функций и трудовых функций профессиональной деятельности по разным видам профессиональной деятельности в области машиностроения;
- определение современных требований к уровню образования, необходимому для выполнения каждой из обобщенных трудовых функций.
Приложение 1
Таблица приложения N1. Сведения об организациях, привлеченных к разработке проекта профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Должность уполномоченного лица |
ФИО |
Подпись уполномоченного лица |
Разработка проекта профессионального стандарта | ||||
1 |
Автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций", г. Москва |
генеральный директор |
Лейбович А.Н. |
|
2 |
ГАПОУ Чувашской Республики "Чебоксарский электромеханический колледж" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, город Чебоксары |
директор |
Судленков А.А. |
|
Таблица приложения N 2. Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата и место проведения |
Организации
|
Участники |
|
Должность |
ФИО |
|||
Межрегиональный семинар-вебинар по обсуждению проектов профессиональных стандартов Видео-запись вебинара: https://youtu.be/vhfGMVgbXg4
|
16.09.15 Москва, НАРК |
АНО Национальное агентство развития квалификаций |
Руководитель Департамента АНО НАРК |
Прянишникова Ольга Дмитриевна |
ФГАУ "Федеральный институт развития образования" |
Руководитель Центра профессионального образования, эксперт АНО НАРК |
Блинов Владимир Игоревич |
||
Вед. н. сотрудник Центра профессионального образования, эксперт АНО НАРК |
Клинк Ольга Фридриховна |
|||
Ст. н. сотрудник Центра профессионального образования, эксперт АНО НАРК |
Шмонов Михаил Владимирович |
|||
ГБПОУ НСО "Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева" |
Директор колледжа |
Сартакова Елена Владимировна |
||
Заместитель директора |
Червякова Татьяна Николаевна |
|||
ООО "Региональное агентство развития и оценки качества образования", Республика Бурятия |
Аналитик-эксперт |
Аверина Надежда Викторовна |
||
ОГБПОУ Кохомский индустриальный колледж |
Старший мастер |
Лебедева Антонина Ивановна |
||
ОАО Строммашина |
Преподаватель профессиональных дисциплин |
Смирнова Татьяна Витальевна |
||
ОГБПОУ Вичугский многопрофильный колледж |
Директор |
Носова Любовь Владимировна |
||
Зам. по УПР |
Самухина Елена Владимировна |
|||
ООО "Машиностроительный завод" |
Мастер производственного участка |
Ветрова Валентина Алексеевна |
||
Республиканский координационный центр World skills Russia |
Руководитель |
Калинин Александр Федорович |
||
Бурятский республиканский индустриальный техникум |
Мастер п/о профессии СПО "Токарь-универсал" |
Варфоломеева Наталья Ивановна |
||
Зам. директора СПО |
Сындеева Юлия Федоровна |
|||
Чебоксарский электромеханический колледж |
Старший мастер |
Иванов Владимир Иванович |
||
Межрегиональный семинар-вебинар по обсуждению проектов профессиональных стандартов Видео-запись вебинара: https://youtu.be/rGRc4VazoJQ |
21.09.15 Москва, НАРК |
АНО Национальное агентство развития квалификаций |
Руководитель Департамента АНО НАРК |
Прянишникова Ольга Дмитриевна |
ГБПОУ НСО "Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева |
Директор колледжа |
Сартакова Елена Владимировна |
||
Заместитель директора |
Червякова Татьяна Николаевна |
|||
ООО "Региональное агентство развития и оценки качества образования" |
Аналитик-эксперт |
Аверина Надежда Викторовна |
||
Чебоксарский электромеханический колледж |
Старший мастер |
Иванов Владимир Иванович |
||
ОГБПОУ Кохомский индустриальный колледж |
Старший мастер |
Лебедева Антонина Ивановна |
||
ОАО Строммашина |
Преподаватель профессиональных дисциплин |
Смирнова Татьяна Витальевна |
||
ОГБПОУ Вичугский многопрофильный колледж |
Директор |
Носова Любовь Владимировна |
||
Зам. по УПР |
Самухина Елена Владимировна |
|||
ООО "Машиностроительный завод" |
Мастер производственного участка |
Ветрова Валентина Алексеевна |
||
Республиканский координационный центр World skills Russia |
Руководитель |
Калинин Александр Федорович |
||
Бурятский республиканский индустриальный техникум |
Мастер п/о профессии СПО "Токарь-универсал" |
Варфоломеева Наталья Ивановна |
||
Зам. директора СПО |
Сындеева Юлия Федоровна |
|||
Чебоксарский электромеханический колледж |
Старший мастер |
Иванов Владимир Иванович |
||
ФГАУ "Федеральный институт развития образования" |
Заместитель руководителя Центра профессионального образования, эксперт АНО НАРК |
Факторович Алла Аркадьевна |
||
Вед. н. сотрудник Центра профессионального образования, эксперт АНО НАРК |
Есенина Екатерина Юрьевна |
|||
Ст. н. сотрудник Центра профессионального образования, эксперт АНО НАРК |
Шмонов Михаил Владимирович |
|||
Региональный семинар-вебинар по обсуждению проектов профессиональных стандартов |
15.10.15 Ивановская область |
ОГБПОУ Кохомский индустриальный колледж |
Старший мастер |
Лебедева Антонина Ивановна |
ОАО Строммашина |
Преподаватель профессиональных дисциплин |
Смирнова Татьяна Витальевна |
||
Начальник бюро технического отдела, ведущий специалист завода |
Соколов Николай Иванович |
|||
ОГБПОУ Вичугский многопрофильный колледж |
Директор |
Носова Любовь Владимировна |
||
Зам. по УПР |
Самухина Елена Владимировна |
|||
ООО "Машиностроительный завод" |
Мастер производственного участка |
Ветрова Валентина Алексеевна |
||
Межрегиональная отраслевая конференция "Подготовка проектов профессиональных стандартов для машиностроительной отрасли: результаты работы 2015 г." http://www.nark-rspp.ru/?p=2623#more-2623 |
16.10.15 Москва |
ОООР "СоюзМаш России" |
Представитель СПК в машиностоительной отрасли, |
Снигирев Денис Георгиевич |
Союз "Омское региональное объединение работодателей" |
Исполнительный директор |
Мясников Александр Иванович |
||
ОООР "СоюзМаш России" |
Главный специалист, |
Варенникова Екатерина Викторовна |
||
Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта (Объединение "Желдортранс") |
Начальник управления профессиональных квалификаций |
Куликов Олег Васильевич |
||
НИУ ВШЭ |
Главный эксперт, |
Машукова Наталья Дмитриевна |
||
АО "Атомэнергомаш" |
Главный специалист управления развития персонала и кадровой политики
|
Пивоварова Екатерина Викторовна. |
||
Совет по профессиональным квалификациям (СПК) в автомобилестроении (Некоммерческое партнерство "Объединение автопроизводителей России") |
зам. пред СПК автомобилестроения |
Сереженкин Алексей Михайлович |
||
Чебоксарский электромеханический колледж |
Старший мастер |
Иванов Владимир Иванович |
||
ГБПОУ НСО "Новосибирский химико-технологический колледж им.Д.И.Менделеева" |
Зам. директора по учебно-методической работе |
Червякова Татьяна Николаевна |
||
Методист ГБПОУ НСО |
Грудянкина Людмила Викторовна |
|||
заведующий лабораторией по
переработке пластических масс |
Тимонин Вячеслав Николаевич |
|||
Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН |
заведующий мастерскими |
Мызь Артем Леонидович |
||
Ковровский гуманитарный колледж |
Зам.директора по УПР |
Яковлева Любовь Юрьевна |
||
ОАО "АК "Транснефть" |
Заместителя начальника организационно- аналитического отдела департамента управления персоналом |
Воронченкова Галина Анатольевну |
||
Бугульминский механический завод ОАО "Татнефть" |
Начальник отдела кадров |
Залялутдинов Руслан Абузарович |
||
Заместитель начальника отдела кадров |
Ушаков Сергей Леонидович |
|||
Начальник отдела организации труда и заработной платы |
Утибаев Марат Раисович |
|||
Первый заместитель директора по производству-главный инженер |
Талыпов Шамиль Мансурович |
|||
Главный технолог
|
Анисимов Михаил Валерианович |
|||
Заместитель главного технолога |
Илларионов Юрий Геннадьевич |
|||
ФГАОУ ДПО "ИПК ТЭК" |
первый проректор Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса |
Конуркин Валерий Алексеевич |
||
ОГБПОУ Вичугский многопрофильный колледж, |
зам.директора по учебно-производственной работе |
Самухина Елена Владимировна |
||
Кохомский индустриальный колледж |
старший мастер Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение |
Лебедева Антонина Ивановна |
||
"Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)" |
Проректор по научной работе Университета машиностроения |
Боровин Юрий Михайлович |
||
Проректор по международной деятельности |
Строганов Дмитрий Викторович |
|||
ГБПОУ МГОК |
Директор |
Артемьев Игорь Анатольевич |
||
Руководитель структурного подразделения |
Лобанова Татьяна Михайловна |
|||
Федеральный кадровый центр ОПК ФГУП "ЦНИИ "Центр" |
Начальник отдела системных исследований |
Утробин Геннадий Федорович |
||
ОАО Национальный институт авиационных технологий |
Зам. ген. директора по качеству |
Сироткин Ростислав Олегович |
||
"Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)" |
Доцент, к.т.н. |
Пини Борис Евгеньевич |
||
Доцент, к.т.н. |
Авдеев Валерий Борисович |
|||
Доцент, к.т.н. |
Паршина Светлана Алексеевна |
|||
Доцент, к.т.н. |
Алексашина Ольга Вячеславовна |
|||
Доцент, к.т.н. |
Аббясов Валерий Михайлович |
|||
ОАО "Алтайский моторный завод" |
Начальник отдела кадров |
Козулина Евгения Леонидовна |
||
ОАО "Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина" |
Начальник отдела организации труда |
Климова Виктория Викторовна |
||
Экономист по труду 1 категории |
Фомина Ольга Сергеевна |
|||
Ведущий инженер |
Кочеткова Тамара Васильевна |
|||
Инженер 1 категории |
Богданова Наталья Владимировна |
|||
Инженер по организации труда 1 категории |
Дауге Елена Эдуардовна |
|||
Экономист по труду |
Чашенкова Ольга Михайловна |
|||
Инженер по организации труда |
Юдина Оксана Анатольевна |
|||
Инженер по организации труда 2 категории |
Анисимова Анфиса Николаевна |
|||
ОАО "ВНИИИНСТРУМЕНТ" |
Заведующая отделом по работе с персоналом |
Виноградова Татьяна Александровна |
||
ООО "Липецкий завод гусеничных тягачей" |
Специалист по обучению |
Бондарь Елена Петровна |
||
АО "Авиатехприемка" |
Главный специалист отдела научно-технического развития |
Замалдинов Максим Юрьевич |
||
ОРП ООО "Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ" |
И.о. начальника |
Полеева Марина Сергеевна |
||
Ведущий экономист по труду |
Красникова Нина Викторовна |
|||
Ведущий экономист по труду ООТиЗ |
Сухорукова Светлана Викторовна |
|||
УКЦ ОАО "ЧАЗ" |
Руководитель группы комплектования и оценки - начальник |
Кирпичев Андрей Николаевич |
||
ОАО "Промтрактор" |
Начальник отдела кадров |
Герасимова Олимпиада Аркадьевна |
||
ЗАО "Промтрактор - Вагон" |
Начальник сектора по управлению персоналом |
Загидуллина Елена Владимировна |
||
АО "НПК "КБМ" |
Экономист |
Кульбакина Светлана Анатольевна |
||
АО "ЦНИИТОЧМАШ" |
Зам. Генерального директора по персоналу |
Хаванова Ирина Борисовна |
||
ОАО "ММП имени В.В.Чернышева" |
Директор по персоналу |
Иванченко Вадим Михайлович |
||
АНО НАРК |
Генеральный директор |
Лейбович Александр Наумович |
||
Руководитель Департамента |
Прянишникова Ольга Дмитриевна |
|||
Руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ "ФИРО", эксперт |
Блинов Владимир Игоревич |
|||
Ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций, эксперт |
Есенина Екатерина Юрьевна |
|||
Ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций, эксперт |
Клинк Ольга Фридриховна |
|||
Заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций, эксперт |
Факторович Алла Аркадьевна |
Приложение 3
Таблица приложения N 3. Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием принятия или отклонения) |
1. |
Аверина Надежда Викторовна |
ООО "Региональное агентство развития и оценки качества образования" Аналитик-эксперт |
Перед первым использованием аббревиатуры ввести ее в текст |
Принято |
2. |
Пини Борис Евгеньевич
Сироткин Ростислав Олегович |
"Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)" Доцент, к.т.н.
ОАО Национальный институт авиационных технологий Зам. ген. директора по качеству |
Эксперты высказали противоположные точки зрения по поводу наличия ОТФ В "Организация технологического процесса изготовления металлорежущего инструмента" в описываемой деятельности.
|
ОТФ В оставлена в ПС по результатам консультаций с экспертами от работодателей |
3 |
Пини Борис Евгеньевич
|
"Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)" Доцент, к.т.н. |
Технолог-инструментальщик не проводит испытание металлорежущего инструмента |
ТФ B/02.5 "Испытание металлорежущего инструмента" заменена на "Организация коррекции технологической документации производства и эксплуатации металлорежущих инструментов на основе их испытания" |
4 |
Сироткин Ростислав Олегович
Пини Борис Евгеньевич |
ОАО Национальный институт авиационных технологий Зам. ген. директора по качеству "Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)" Доцент, к.т.н. |
В формулировках ТФ C/02.5. "Разработка программного обеспечения программы изготовления металлорежущего инструмента простой конфигурации" и C/03.5 "Отладка программного обеспечения программы изготовления металлорежущего инструмента простой конфигурации" словосочетание "программного обеспечения" заменить на более конкретное "управляющей программы" |
Принято: формулировка ТФ C/02.5 "Разработка управляющей программы изготовления металлорежущего инструмента простой конфигурации на станках с ЧПУ" формулировка ТФ C/03.5 Отладка управляющей программы изготовления металлорежущего инструмента простой конфигурации на станках с ЧПУ |
5. |
Прянишникова Ольга Дмитриевна |
АНО Национальное агентство развития квалификаций Руководитель департамента |
В некоторых случаях формулировки умений дублируют трудовые действия. Требуется коррекция |
Принято |
6 |
Клинк Ольга Фридриховна |
ФИРО, ведущий научный сотрудник |
Конкретизировать наименования трудовых функций так, чтобы было указано отнесение деятельности к производству металлорежущих инструментов |
Принято |
7 |
Конкретизировать наименования трудовых действий, в т.ч. не использовать абстрактные формулировки "обеспечение", "принятие мер", а указать, что делается для того, чтобы обеспечить |
Принято |
||
8 |
Использовать единообразные формулировки (например, "технологическая документация", а не "нормативная документация" или наоборот) |
Принято |
Приложение 4.
Копии писем, направленных АНО НАРК организациям и предприятиям машиностроительной отрасли, в Советы по профессиональным квалификациям, с целью привлечению экспертов к профессионально-общественному обсуждению проектов профессиональных стандартов
-------------------------------------------
*(1) The dynamics of qualifications: defining and renewing occupational and educational standards. - Cedefop panorama series Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.