Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по контролю качества производства композиционных материалов"
(подготовлен Минтрудом России 06.11.2015 г.)
Раздел 1. Общая характеристика видов профессиональной деятельности, трудовых функций
1.1.Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Анализ состояния и перспектив развития вида экономической деятельности, группы занятий, к которым относится профессиональный стандарт
Композиционные материалы (композиты, КМ) состоят из двух и более разнородных по химическому составу и структуре компонентов, определенным образом распределенных по объему детали (изделия), что дает возможность конструировать материалы с заданными свойствами. За счет использования композитов может быть значительно повышена прочность и термостойкость изделий, работоспособность динамических конструкций (аэрокосмических, энергетических, строительных и др.). По прочности, сопротивлению тепловому воздействию и особенно по надежности композиционные материалы превосходят любой из своих компонентов в отдельности. Композиционные материалы имеют более высокие значения временного сопротивления и предела выносливости (на 50-100% больше, чем у обычных сплавов); у них более высокий модуль упругости и удельная прочность; они обладают пониженной склонностью к трещинообразованию. Применение композиционных материалов повышает жесткость конструкций при одновременном снижении их материалоемкости.
Объем мирового рынка композитов составляет 12 млн. тонн в год и не менее 700 млрд. евро в денежном выражении. В то время как объемы производства композитов в России исчисляются десятками тысяч тонн и составляют всего 0,3-0,5% от мирового объема (данные 2012 года). Низкие показатели производства неметаллических композиционных материалов в России, по мнению экспертов, обусловлены зависимостью от импорта качественного сырья и высокотехнологичного оборудования, а также отсутствием единых общероссийских норм и правил проектирования конструкций, технических регламентов. Затрудняет внедрение композиционных материалов в конструкции также отсутствие квалифицированных кадров по их проектированию, изготовлению и обслуживанию.
Несмотря на низкие показатели, эксперты убеждены, что у российского рынка композитов есть перспективы роста и к 2020 году он может увеличиться более чем в 10 раз.
Минпромторг предлагает три сценария развития рынка композитов в России до 2020 г. Первый - инерционный, объем рынка составит 30 млрд. руб., 64% будет занимать авиа- и судостроение и космос. Второй - базовый, объем рынка прогнозируется в размере 120 млрд. руб., преобладать будет транспортная инфраструктура (19%). И третий сценарий - целевой, при объеме рынка в 223 млрд. руб. лидировать с долей 22% будет также транспортная инфраструктура, на втором месте - строительная индустрия (18%), далее - транспортное машиностроение и автопром (16%). Для выполнения запланированных объемов к 2020 г. даже по базовому сценарию существующие производственные мощности необходимо увеличить в четыре раза, по целевому сценарию - в 12 раз. Основа реального роста - появление новых средних и крупных производств.
Традиционным потребителем композитов в России являются предприятия оборонно-промышленного комплекса, авиапромышленность, космос, судостроение. Анализ мирового опыта показывает, что наиболее перспективными и массовыми рынками композиционных материалов являются рынки строительства и эксплуатации транспортной инфраструктуры (автомобили, железные дороги, трубопроводы, ЖКХ, транспортное машиностроение, электроника и электротехника).
В последние годы принят ряд документов, призванных стимулировать развитие производства композитов в России. Применение композиционных материалов растет в области берегоукрепления, в дорожном строительстве - при обустройстве обочин, создании мостов и тоннелей, покрытий, сооружений безопасности. Государство активно поддерживает это направление. Разработана и утверждена программа нормативно-технического обеспечения применения КМ в дорожном хозяйстве на 2012-2015 гг. Основные задачи программы - исследование долговечности КМ и условий их совместной работы в конструкциях из асфальтобетона, цементобетона; разработка оптимальных конструкций и составов КМ или их компонентов; разработка требований к КМ и конструкциям с их применением в различных областях их применения; разработка (уточнение) методов оценки свойств КМ; выполнение опытно-экспериментальной проверки новых технических решений.
По окончании программы количество объектов с применением КМ на участках строительства и ремонта автодорог должно вырасти в 1.5 раза, а протяженность дорог, построенных или отремонтированных с применением КМ, - увеличиться на 15%.
Наиболее активно развивается сегмент труб, емкостей и профилей. Это обусловлено относительно дешевым входом на рынок, для композитных профилей они составляют всего 30-100 млн. рублей. Такие инвестиции включают в себя стоимость комплекта технологического оборудования, расходов на проектирование, строительство, сертификацию и оборотный капитал.
Неотъемлемой частью технологического процесса производства композиционных материалов является контроль качества. Для его проведения необходимы специально подготовленные специалисты внутреннего аудита менеджмента качества, осуществляют контроль на всех этапах производства: от формирования заявки на производство композиции до получения отзывов клиентов о качестве продукции.
Профессиональный стандарт специалиста по контролю качества производства композиционных материалов является многофункциональным нормативным и методическим документом. Он разрабатывается для достижения следующих целей и решения следующих задач:
- поддержания единых требований к качеству профессиональной деятельности;
- решения задач в области управления персоналом - разработки систем профессиональной ориентации, профессионального отбора и подбора (распределения по видам работ), аттестации, независимой оценки квалификации, разработки систем мотивации работников;
- разработки федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и формирования примерных основных профессиональных образовательных программ, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов с учетом лучшего мирового опыта;
- мотивации специалистов по контролю качества производства композиционных материалов к профессиональному росту.
Анализ квалификационных характеристик, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к квалификации специалистов по контролю качества производства композиционных материалов.
В настоящее время квалификационные характеристики специалистов по контролю качества производства композиционных материалов отсутствуют, поэтому для первичного анализа был использован "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, ред. от 12.02.2014, далее - ЕКС). В данном справочнике даны квалификационные характеристики мастера контрольного (участка, цеха), инженера по качеству, инженера по стандартизации, начальника отдела контроля качества, начальника отдела стандартизации, т.е. специалистов, занимающихся контролем качества на различных видах производств.
Анализ данных квалификационных характеристик позволяет говорить о наличии трех основных категорий организационно-технических проблем контроля качества продукции:
- контроль качества материалов, полуфабрикатов и готовых изделий;
- анализ причин снижения качества;
- выработка управляющих воздействий, нивелирующих эти изменения.
В то же время профессиональная деятельность по контролю качества производства композиционных материалов имеет свою специфику, которую необходимо отразить в профессиональном стандарте. Для этого необходимо участие в разработке специалистов, владеющих описанной деятельностью или хорошо знающих ее.
Анализ российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности
Активная деятельность по разработке профессиональных стандартов в Российской Федерации актуализирует необходимость обращения к зарубежному и международному опыту создания и внедрения аналогичных документов. Аргументом в пользу разработки профессиональных стандартов является обеспечение четкой связи между требованиями работодателей и образованием. Стандартизация позволяет постоянно следить за обновлением квалификаций и соответствием образовательных программ потребностям рынка труда. В европейской практике сложилось понимание профессионального стандарта как "способа классификации и описания наиболее важных работ, которые могут выполнять люди".*(1) В мире существует несколько подходов к разработке профессиональных стандартов. Подход, который подразумевает описание конкретной квалификации в соотнесении с конкретной должностью, используется в ряде европейских стран. Для каждой конкретной квалификации профессиональный стандарт становится основой разработки образовательного стандарта и оценочных средств. Такой подход используется в Испании. Подобная практика также существует во Франции и франкоговорящей части Бельгии. Но эта система используется по отношению к регулируемым квалификациям, где одной квалификации соответствует одна должность и присвоение квалификации в обязательном порядке осуществляется государством. К такому типу квалификаций можно отнести и профессиональный стандарт "Специалист по контролю качества производства композиционных материалов)".
В России в 2014 году был утвержден ряд общеотраслевых профессиональных стандартов, стандартов профессиональной деятельности в сфере машиностроения, материалообработки, наноиндустрии. Разработанные профессиональные стандарты по показателю охвата уровней квалификации и категорий работников можно отнести к двум основным группам. В каждом из профессиональных стандартов первой группы описывается только деятельность рабочих (оператор-наладчик электроэрозионных станков с ЧПУ, штамповщик, оператор-наладчик шлифовальных станков с ЧПУ, оператор-наладчик обрабатывающих центров с ЧПУ и др.). Соответственно они охватывают 2-4 уровень квалификации. В профессиональных стандартах второй группы описывается деятельность специалистов разных уровней квалификации: инженеров, специалистов среднего звена, а в некоторых и рабочих (служащих). К таким профессиональным стандартам относятся профессиональные стандарты "Специалист по техническому контролю качества продукции", "Специалист по разработке технологий и программ для оборудования с числовым программным управлением" и др. Они охватывают 5-7 уровень квалификации.
С точки зрения разработки ПС "Специалист по контролю качества производства композиционных материалов" для анализа интересен стандарт "Специалист по техническому контролю качества продукции". Он описывает родовую по отношению к контролю качества производства композиционных материалов профессиональную деятельность. Технический контроль качества продукции включает три обобщенных трудовых функции:
А. Контроль качества продукции на всех стадиях производственного процесса (5 уровень квалификации);
В. Организация работ по контролю качества продукции в подразделении (6 уровень квалификации);
С. Организация работ по повышению качества продукции (7 уровень квалификации).
Рядоположенными разрабатываемому ПС являются, например, следующие стандарты:
- "Специалист по контролю качества термического производства",
- "Специалист по контролю качества механосборочного производства",
- "Специалист по контролю качества нефти и нефтепродуктов",
- "Специалист по техническому контролю и диагностированию объектов и сооружений нефтегазового комплекса",
- "Специалист по входному контролю комплектующих изделий в ракетно?космической промышленности" и др.
Для разработки ПС "Специалист по контролю качества производства композиционных материалов" наиболее интересны ПС, описывающие деятельность по контролю качества различных производств.
Например, ПС "Специалист по контролю качества термического производства" включает три ОТФ:
Технологический контроль и выполнение операций по оценке качества изделий термического производства (5 уровень квалификации);
Обеспечение контроля качества продукции термического производства (6 уровень квалификации);
Организация работ по контролю качества термического производства и повышение эффективности контролирующей деятельности (7 уровень квалификации).
Логика выделения ОТФ в ПС "Специалист по контролю качества механосборочного производства" аналогична:
Контроль качества заготовок и изделий в механосборочном производстве (5 уровень квалификации);
Обеспечение качества изделий в механосборочном производстве (6 уровень квалификации);
Управление качеством изделий в механосборочном производстве (7 уровень квалификации).
Похожий подход использован и в "частном" по отношению к разрабатываемому ПС "Специалист по обеспечению комплексного контроля производства наноструктурированных композиционных материалов". В проекте данного ПС описаны четыре ОТФ:
- Контроль соответствия сырья, полуфабрикатов и готовой продукции производства наноструктурированных композиционных материалов техническим условиям и стандартам (6 уровень квалификации);
- Контроль качества продукции и технической документации по производству наноструктурированных композиционных материалов (6 уровень квалификации);
- Организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по комплексному контролю в организации по производству наноструктурированных композиционных материалов (7 уровень квалификации);
- Руководство проведением работ по контролю производства наноструктурированных композиционных материалов (7 уровень квалификации).
1.2. Описание обобщенных трудовых функций, трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации
В основу разработки профессионального стандарта была положена методика функционального анализа деятельности. При выделении обобщенных трудовых функций был проведён анализ нормативной, методической, технологической документации. Выделено три обобщенные трудовые функции:
А. Контроль качества сырья, полуфабрикатов, заготовок производства композиционных материалов;
В. Контроль качества готовой продукции производства композиционных материалов;
С. Нормативно-техническое руководство работами по контролю качества в производстве продукции из композиционных материалов.
При проведении декомпозиции вида профессиональной деятельности эксперты руководствовались следующими определениями и правилами.
Обобщенная трудовая функция (ОТФ) - это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе. Каждая конкретная трудовая функция представляет собой отдельный законченный элемент трудовой деятельности, требующий собственных методов и процессов.
Трудовая функция (ТФ) - это система трудовых действий, для которой определены необходимые умения и знания.
Выделение ОТФ и ТФ проводилось в логике процессуального подхода (представлен цикл деятельности) и с учетом объектов (предметов) профессиональной деятельности.
ОТФ и ТФ на основе экспертного анализа были отнесены к 5-му уровню квалификации.
Таблица 1. Обобщенные трудовые функции и трудовые функции
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
Обоснование уровня (подуровня) квалификации |
|||
код |
наименование |
уровень квалификации |
Наименование |
уровень квалификации |
|
A |
Контроль качества сырья, полуфабрикатов, заготовок производства композиционных материалов |
5 |
Подготовка к проведению испытаний по контролю качества сырья, полуфабрикатов, заготовок производства композиционных материалов |
5 |
Деятельность осуществляется под руководством. Предполагает самостоятельное проведение анализа, диагностики и контроля качества в производстве композиционных материалов, выявление и анализ причин брака. В процессе деятельности необходимо осуществлять выбор способа действия (определение методов контроля) из известных с использованием ГОСТ или ТУ. Деятельность требует понимания научно-технических основ решения практических задач, применения специальных знаний, самостоятельной работы с информацией. Работник несет ответственность за решение поставленных задач |
Проведение испытаний качества сырья, полуфабрикатов, заготовок из композиционных материалов |
5 |
||||
Оформление технической документации на выявленную забракованную продукцию (сырье, полуфабрикаты, заготовки производства композиционных материалов) |
5 |
||||
В |
Контроль качества готовой продукции производства композиционных материалов |
5 |
Подготовка к проведению испытаний для контроля качества готовой продукции из композиционных материалов |
5 |
|
Выполнение испытаний по контролю качества готовой продукции из композиционных материалов |
5 |
||||
Подготовка и составление технической документации, удостоверяющей качество готовой продукции из композиционных материалов |
5 |
||||
С |
Нормативно-техническое руководство работами по контролю качества в производстве продукции из композиционных материалов |
6 |
Ведение документации и составление периодической отчетности о качестве выпускаемой продукции из композиционных материалов |
6 |
Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка технологических решений на основе самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Применение профессиональных знаний технологического характера, самостоятельный поиск информации, необходимой для решения задач. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации |
Разработка нормативных документов по контролю качества в производстве продукции из композиционных материалов |
6 |
Раздел 2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта
2.1. Этапы разработки профессионального стандарта
1. Аналитический: изучение и анализ
- российских и международных (зарубежных) профессиональных стандартов по видам профессиональной деятельности, схожим с разрабатываемыми профессиональными стандартами
- анализ состояния и перспектив развития соответствующих видов экономической деятельности, групп занятий, к которым относятся профессиональные стандарты
- тарифно-квалификационных характеристик, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих
- нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, в которых определены требования к квалификации по профессиям, должностям, специальностям по видам профессиональной деятельности, соответствующим разрабатываемым профессиональным стандартам
- технологий и содержания профессиональной деятельности.
2. Проектировочный:
- разработка требований к экспертам-разработчикам;
- формирование экспертной группы;
- планирование и ресурсное обеспечение работы группы;
- постановка задачи разработчикам;
- подготовка проекта профессионального стандарта.
3. Апробационный:
- обсуждение проекта профессионального стандарта с представителями профессионального сообщества, заинтересованными организациями (работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и профильными профессиональными ассоциациями), федеральными и региональными органами исполнительной власти и др. (информация представлена в разделе 3 Пояснительной записки);
- сбор, анализ и систематизация замечаний и предложений по совершенствованию проекта профессионального стандарта;
- принятие обоснованных решений о корректировке проекта профессионального стандарта по результатам обсуждений: принятии, частичном принятии или отклонении предложений, замечаний;
- внесение изменений в проект профессионального стандарта по результатам обсуждений.
2.2. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций
В соответствии с техническим заданием разработка ПС предполагала формирование рабочей группы экспертов - представителей различных организаций.
Ответственная организация-разработчик ПС ООО - "Российский союз промышленников и предпринимателей" привлекла к организации и проведению разработки АНО "Национальное агентство развития квалификаций" (г. Москва) - экспертов в области развития систем квалификаций, ГАПОУ ГБПОУ НСО "Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева", осуществляющий подготовку специалистов среднего звена в области машиностроения, а также ОАО "Химпласт-Новосибирск", как организацию - производитель изделий из композиционных материалов.
Сведения об организациях, привлеченных к разработке проекта ПС, представлены в таблице приложения 1.
В перспективе деятельность по апробации, внедрению и актуализации ПС будет вести Совет по профессиональным квалификациям в машиностроительной отрасли (ОООР Союзмаш России).
Кроме этого к проведению исследования в процессе разработки и экспертизе ПС были привлечены компетентные организации. Их выбор осуществлялся на основе следующих критериев:
- список организаций включает организации из разных субъектов Российской Федерации;
- среди организаций представлены объдинения работодателей;
- среди организаций представлены организации, область деятельности которых связана с производством изделий из композиционных материалов;
- среди организаций представлены организации, осуществляющие подготовку специалистов в области контроля качества изделий из композиционных материалов;
-организации обладают специалистами-экспертами, удовлетворяющими требованиям, описанным в п. 2.3. данной пояснительной записки.
В итоге были отобраны следующие организации:
ООО "Машиностроительный завод" (Ивановская область, г. Вичуга)
АО "Атомэнергомаш" (г.Москва)
ОАО Строммашина (Ивановская область, г. Кохма)
ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение"
Бугульминский механический завод ОАО "Татнефть"
ОАО "АК "Транснефть" (г.Москва)
ОАО Национальный институт авиационных технологий
ОАО "Алтайский моторный завод"
ОАО "Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина"
ОАО "ВНИИИНСТРУМЕНТ" (г. Москва)
ООО "Липецкий завод гусеничных тягачей"
АО "Авиатехприемка" (г. Москва)
ООО "Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ"
ФГАУ "Федеральный институт развития образования" (г. Москва)
ООО "Региональное агентство развития и оценки качества образования" (Республика Бурятия)
ОГБПОУ Кохомский индустриальный колледж (Ивановская область, г. Кохма)
ОГБПОУ Вичугский многопрофильный колледж (Ивановская область, г. Вичуга)
ФГБОУ ВО "Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)"
Союз "Омское региональное объединение работодателей"
Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта (Объединение "Желдортранс")
Совет по профессиональным квалификациям (СПК) в автомобилестроении (Некоммерческое партнерство "Объединение автопроизводителей России")
Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН
Институт Катализа им. Г.К. Борескова СО РАН
ООО "БФК-Экструзия"
Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН и другие (см. приложение 2).
2.3. Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
Методика разработки ПС предполагает формирование экспертной группы, в состав которой должны входить специалисты-эксперты в области разработки ПС, специалисты в области технологии производства, современных видов оборудования, инструментов, средств и предметов труда в данном виде трудовой деятельности. В соответствии с данным положением были разработаны требования к экспертам, привлекавшимся к разработке ПС.
Требования к профессиональным компетенциям экспертов:
- разрабатывать ПС;
- оформлять ПС в соответствии с требованиями к данному типу документов;
- представлять разработанный документ профессиональной общественности.
Требования к общим компетенциям эксперта:
- реально оценивать ситуацию с точки зрения главной перспективы, решать задачи, метод решения которых полностью или частично неизвестен;
- следовать правилам делового этикета, ясно и свободно выражать свои мысли письменно и устно
- усваивать и анализировать значительный объем разнообразной информации в области разработки ПС;
- работать в команде.
Требования к знаниям и умениям, обеспечивающим соответствующие компетенции:
Эксперт должен знать:
- законодательство Российской Федерации в области образования и в области разработки ПС, включая
- Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 2204-р;
- Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 147н;
- Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N148н;
- Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от " 29" апреля 2013 г. N 170н;
- способы и методы работы со служебной информацией и персональными данными;
- методику и алгоритм разработки профессиональных стандартов;
- зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных квалификационных требований;
- содержание и структуру деятельности в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми должны обладать эти работники;
- принципы и методы командной работы, приемы эффективного общения.
Эксперт должен уметь:
- проводить функциональный анализ профессиональной деятельности;
- формулировать цель вида профессиональной деятельности;
- выделять обобщенные трудовые функции и сопоставимые с ними трудовые функции с учетом логики последовательной декомпозиции;
- формулировать перечень трудовых действий, необходимых умений и знаний, раскрывающих содержание трудовых функций;
- определять уровень (подуровень) квалификации, требуемый для выполнения трудовой функции;
- взаимодействовать в процессе разработки профессионального стандарта с другими экспертами
Требования к личностным качествам эксперта
независимость, то есть способность противопоставлять предубеждениям и массовому мнению свою точку зрения;
всесторонность, то есть способность видеть проблему с различных точек зрения;
широкий кругозор, логическое мышление, аналитический склад ума;
принципиальность и объективность.
Критерии отбора экспертов
В соответствии с государственным контрактом и спецификой деятельности по разработке профстандартов основными критериями в процессе отбора экспертов были следующие:
уровень компетентности эксперта в области разработки профессиональных стандартов, а также в области профессионального образования, дополнительного профессионального образования и дополнительного образования (учитываются: профиль и уровень образования, профиль деятельности (насколько тесная связь с обозначенной областью), предшествующий опыт работы в области разработки профессиональных и образовательных стандартов);
полнота охвата группой разработчиков всех видов деятельности внутри профессионального стандарта;
степень объективности эксперта-участника при оценке, обобщении и анализе данных, принятии решения по формированию содержания профессионального стандарта.
2.4. Общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта (приводится список нормативных правовых документов с указанием их реквизитов, конкретных статей и пунктов).
Проект ПС подготовлен в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами, регламентирующими разработку профессиональных стандартов:
1.Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов".
2. Макет профессионального стандарта, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 147н,
3. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N148н;
4. Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от " 29" апреля 2013 г. N 170н и др.
Проект профессионального стандарта разработан в соответствии с требованиями законодательной и нормативной правовой базы в сфере труда и образования, в том числе:
- Трудового кодекса Российской Федерации (в действующей редакции);
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 15.05.2013)).
Проект профессионального стандарта содержит информацию, связывающую разрабатываемый документ, со следующими классификаторами социально-экономической информации и квалификационными характеристиками:
- "ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст);
- "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст);
- "ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов" (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012)).
- "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, ред. от 12.02.2014
Раздел 3. Обсуждение проекта профессионального стандарта
Для обсуждения проекта ПС были использованы следующие инструменты:
1) Размещение информации о ходе работ по созданию ПС на официальном сайте Национального агентства развития квалификаций:
- размещение информации о начале разработки ПС, создании рабочей группы, сроках разработки - 02 июля 2015 года (http://www.nark-rspp.ru/?p=2333#more-2333);
- размещение информации о проведении совещаний, семинаров (вебинаров):
Семинары с разработчиками проектов ПС проводились рамках договора АНО НАРК и РСПП по разработке 15 профессиональных стандартов. На сайте АНО НАРК была размещена информация о проведении совещаний рабочей группы, на котором обсуждались основные вопросы по разработке проекта профессионального стандарта, итоги обучения, а также сроки дальнейшего обсуждения:
- информационно-методический вебинар по формированию проектов профессиональных стандартов 18 августа 2015 года (http://www.nark-rspp.ru/?p=2353#more-2353);
- информационно-методический вебинар по формированию проектов профессиональных стандартов 25 августа 2015 года (http://www.nark-rspp.ru/?p=2366#more-2366);
Информация о семинарах (вебинарах) по обсуждению проектов профессиональных стандартов на сайте на сайте Национального агентства развития квалификаций:
- семинар-совещание с возможностью подключения в режиме вебинара по обсуждению проектов профессиональных стандартов, проведенный АНО НАРК 16 сентября 2015 года (http://www.nark-rspp.ru/?p=2398#more-2398);
- по обсуждению проектов профессиональных стандартов, проведенный АНО НАРК 21 сентября 2015 года (http://www.nark-rspp.ru/?p=2412#more-2412);
семинар-совещание с возможностью подключения в режиме вебинара обсуждению проектов профессиональных стандартов, проведенный Департаментом образования Ивановской области 15 октября 2015 г (http://www.nark-rspp.ru/?p=2465#more-2465).
Списки участников приведены в приложении 2.
2) Размещение проекта профессионального стандарта на сайтах:
Первая редакция проекта профессионального стандарта размещена
на сайте АНО НАРК 5 октября 2015 года (http://www.nark-rspp.ru/?p=2443#more-2443);
на сайте РСПП 7 октября 2015 года (http://www.rspp.ru/simplepage/803)
3) Организация специальных форумов в сети Интернет по обсуждению проекта профессионального стандарта:
Для обсуждения проекта профессионального стандарта на сайте "и-Маш" (ресурс машиностроения), 25 сентября и 13 октября, были открыты форумы:
http://www.i-mash.ru/news/nov_otrasl/72084-o-razrabotke-professional nykh-standartov.html
http://www.i-mash.ru/news/nov_otrasl/72706-o-khode-razrabotki-profes sionalnykh-standartov.html
Замечаний по проекту профессионального стандарта с форумов не поступало.
В целях обсуждения концептуальных оснований и результатов разработки профессионального стандарта проведены следующие мероприятия с участием представителей объединений работодателей, профессиональных ассоциаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов в области машиностроения, представителей профессиональной общественности:
16 сентября 2015 года состоялась рабочая встреча представителей АНО НАРК и ОООР "СоюзМаш России" (Совет по профессиональным квалификациям в области машиностроения) по вопросам взаимодействия при разработке проектов профессиональных стандартов в области машиностроения, по результатам которой были достигнуты договоренности о сотрудничестве при проведении профессионально-общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов, разрабатываемых в 2015 г. http://www.nark-rspp.ru/?p=2405#more-2405
16 октября 2015 года в Москве состоялась межрегиональная отраслевая конференция "Подготовка проектов профессиональных стандартов для машиностроительной отрасли: результаты работы 2015 г.": http://www.nark-rspp.ru/?p=2623#more-2623; видео запись: https://yadi.sk/i/802HIAJejqiXu.
С целью привлечения экспертов к профессионально-общественному обсуждению АНО НАРК направлены письма организациям и предприятиям машиностроительной отрасли, первому заместителю Исполнительного директора ОООР "СоюзМаш России" А.И.Ажгиревичу, в Советы по профессиональным квалификациям. Копии писем представлены в приложении 4.
В настоящее время получены три отзыва (заключения) от Института катализа СО РАН, Института химии твердого тела и механохимии Сибирского отделения Российской академии наук, а также от инженера-технолога "БФК-Экструзия" (Приложение 4). Все отзывы положительные. Ряд замечаний был высказан экспертами в рассматриваемой области профессиональной деятельности в процессе публичного обсуждения.
По мере поступления замечаний и предложений проводилось обсуждение, готовились аргументированные ответы по каждому из них, на основе принятых или частично принятых замечаний и предложений в текст вносились соответствующие изменения.
Подробная информация об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приводится в таблице приложения N 2 к пояснительной записке.
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приводятся в таблице приложения N 3 к пояснительной записке.
Публичное обсуждение позволило обеспечить:
- соответствие основных положений профессионального стандарта требованиям законодательной и нормативно-правовой базы;
- сопоставимость уровней (подуровней) квалификации обобщенных трудовых функций и трудовых функций профессиональной деятельности по разным видам профессиональной деятельности в области машиностроения;
- определение современных требований к уровню образования, необходимому для выполнения каждой из обобщенных трудовых функций.
Приложение 1
Таблица приложения N1. Сведения об организациях, привлеченных к разработке проекта профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Должность уполномоченного лица |
ФИО |
Подпись уполномоченного лица |
Разработка проекта профессионального стандарта | ||||
1 |
Автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций", г. Москва |
генеральный директор |
Лейбович А.Н. |
|
2 |
ГБПОУ НСО "Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева" |
Директор колледжа |
Сартакова Елена Владимировна |
|
|
ОАО "Химпласт-Новосибирск" |
Генеральный директор |
Васильев Эдуард Васильевич |
|
Таблица приложения N 2. Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата и место проведения |
Организации
|
Участники |
|
Должность |
ФИО |
|||
Межрегиональный семинар-вебинар по обсуждению проектов профессиональных стандартов Видео-запись вебинара: https://youtu.be/vhfGMVgbXg4
|
16.09.15 Москва, НАРК |
АНО Национальное агентство развития квалификаций |
Руководитель Департамента АНО НАРК |
Прянишникова Ольга Дмитриевна |
ФГАУ "Федеральный институт развития образования" |
Руководитель Центра профессионального образования, эксперт АНО НАРК |
Блинов Владимир Игоревич |
||
Вед. н. сотрудник Центра профессионального образования, эксперт АНО НАРК |
Клинк Ольга Фридриховна |
|||
Ст. н. сотрудник Центра профессионального образования, эксперт АНО НАРК |
Шмонов Михаил Владимирович |
|||
ГБПОУ НСО "Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева" |
Директор колледжа |
Сартакова Елена Владимировна |
||
Заместитель директора |
Червякова Татьяна Николаевна |
|||
ООО "Региональное агентство развития и оценки качества образования", Республика Бурятия |
Аналитик-эксперт |
Аверина Надежда Викторовна |
||
ОГБПОУ Кохомский индустриальный колледж |
Старший мастер |
Лебедева Антонина Ивановна |
||
ОАО Строммашина |
Преподаватель профессиональных дисциплин |
Смирнова Татьяна Витальевна |
||
ОГБПОУ Вичугский многопрофильный колледж |
Директор |
Носова Любовь Владимировна |
||
Зам. по УПР |
Самухина Елена Владимировна |
|||
ООО "Машиностроительный завод" |
Мастер производственного участка |
Ветрова Валентина Алексеевна |
||
Республиканский координационный центр World skills Russia |
Руководитель |
Калинин Александр Федорович |
||
Бурятский республиканский индустриальный техникум |
Мастер п/о профессии СПО "Токарь-универсал" |
Варфоломеева Наталья Ивановна |
||
Зам. директора СПО |
Сындеева Юлия Федоровна |
|||
Чебоксарский электромеханический колледж |
Старший мастер |
Иванов Владимир Иванович |
||
Межрегиональный семинар-вебинар по обсуждению проектов профессиональных стандартов Видео-запись вебинара: https://youtu.be/rGRc4VazoJQ |
21.09.15 Москва, НАРК |
АНО Национальное агентство развития квалификаций |
Руководитель Департамента АНО НАРК |
Прянишникова Ольга Дмитриевна |
ГБПОУ НСО "Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева |
Директор колледжа |
Сартакова Елена Владимировна |
||
Заместитель директора |
Червякова Татьяна Николаевна |
|||
ООО "Региональное агентство развития и оценки качества образования" |
Аналитик-эксперт |
Аверина Надежда Викторовна |
||
Чебоксарский электромеханический колледж |
Старший мастер |
Иванов Владимир Иванович |
||
ОГБПОУ Кохомский индустриальный колледж |
Старший мастер |
Лебедева Антонина Ивановна |
||
ОАО Строммашина |
Преподаватель профессиональных дисциплин |
Смирнова Татьяна Витальевна |
||
ОГБПОУ Вичугский многопрофильный колледж |
Директор |
Носова Любовь Владимировна |
||
Зам. по УПР |
Самухина Елена Владимировна |
|||
ООО "Машиностроительный завод" |
Мастер производственного участка |
Ветрова Валентина Алексеевна |
||
Республиканский координационный центр World skills Russia |
Руководитель |
Калинин Александр Федорович |
||
Бурятский республиканский индустриальный техникум |
Мастер п/о профессии СПО "Токарь-универсал" |
Варфоломеева Наталья Ивановна |
||
Зам. директора СПО |
Сындеева Юлия Федоровна |
|||
Чебоксарский электромеханический колледж |
Старший мастер |
Иванов Владимир Иванович |
||
ФГАУ "Федеральный институт развития образования" |
Заместитель руководителя Центра профессионального образования, эксперт АНО НАРК |
Факторович Алла Аркадьевна |
||
Вед. н. сотрудник Центра профессионального образования, эксперт АНО НАРК |
Есенина Екатерина Юрьевна |
|||
Ст. н. сотрудник Центра профессионального образования, эксперт АНО НАРК |
Шмонов Михаил Владимирович |
|||
Региональный семинар-вебинар по обсуждению проектов профессиональных стандартов |
15.10.15 Ивановская область |
ОГБПОУ Кохомский индустриальный колледж |
Старший мастер |
Лебедева Антонина Ивановна |
ОАО Строммашина |
Преподаватель профессиональных дисциплин |
Смирнова Татьяна Витальевна |
||
Начальник бюро технического отдела, ведущий специалист завода |
Соколов Николай Иванович |
|||
ОГБПОУ Вичугский многопрофильный колледж |
Директор |
Носова Любовь Владимировна |
||
Зам. по УПР |
Самухина Елена Владимировна |
|||
ООО "Машиностроительный завод" |
Мастер производственного участка |
Ветрова Валентина Алексеевна |
||
Межрегиональная отраслевая конференция "Подготовка проектов профессиональных стандартов для машиностроительной отрасли: результаты работы 2015 г." http://www.nark-rspp.ru/?p=2623#more-2623 |
16.10.15 Москва |
ОООР "СоюзМаш России" |
Представитель СПК в машиностоительной отрасли, |
Снигирев Денис Георгиевич |
Союз "Омское региональное объединение работодателей" |
Исполнительный директор |
Мясников Александр Иванович |
||
ОООР "СоюзМаш России" |
Главный специалист, |
Варенникова Екатерина Викторовна |
||
Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта (Объединение "Желдортранс") |
Начальник управления профессиональных квалификаций |
Куликов Олег Васильевич |
||
НИУ ВШЭ |
Главный эксперт, |
Машукова Наталья Дмитриевна |
||
АО "Атомэнергомаш" |
Главный специалист управления развития персонала и кадровой политики
|
Пивоварова Екатерина Викторовна. |
||
Совет по профессиональным квалификациям (СПК) в автомобилестроении (Некоммерческое партнерство "Объединение автопроизводителей России") |
зам. пред СПК автомобилестроения |
Сереженкин Алексей Михайлович |
||
Чебоксарский электромеханический колледж |
Старший мастер |
Иванов Владимир Иванович |
||
ГБПОУ НСО "Новосибирский химико-технологический колледж им.Д.И.Менделеева" |
Зам. директора по учебно-методической работе |
Червякова Татьяна Николаевна |
||
Методист ГБПОУ НСО |
Грудянкина Людмила Викторовна |
|||
заведующий лабораторией по
переработке пластических масс |
Тимонин Вячеслав Николаевич |
|||
Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН |
заведующий мастерскими |
Мызь Артем Леонидович |
||
Ковровский гуманитарный колледж |
Зам.директора по УПР |
Яковлева Любовь Юрьевна |
||
ОАО "АК "Транснефть" |
Заместителя начальника организационно- аналитического отдела департамента управления персоналом |
Воронченкова Галина Анатольевну |
||
Бугульминский механический завод ОАО "Татнефть" |
Начальник отдела кадров |
Залялутдинов Руслан Абузарович |
||
Заместитель начальника отдела кадров |
Ушаков Сергей Леонидович |
|||
Начальник отдела организации труда и заработной платы |
Утибаев Марат Раисович |
|||
Первый заместитель директора по производству-главный инженер |
Талыпов Шамиль Мансурович |
|||
Главный технолог
|
Анисимов Михаил Валерианович |
|||
Заместитель главного технолога |
Илларионов Юрий Геннадьевич |
|||
ФГАОУ ДПО "ИПК ТЭК" |
первый проректор Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса |
Конуркин Валерий Алексеевич |
||
ОГБПОУ Вичугский многопрофильный колледж, |
зам.директора по учебно-производственной работе |
Самухина Елена Владимировна |
||
Кохомский индустриальный колледж |
старший мастер Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение |
Лебедева Антонина Ивановна |
||
"Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)" |
Проректор по научной работе Университета машиностроения |
Боровин Юрий Михайлович |
||
Проректор по международной деятельности |
Строганов Дмитрий Викторович |
|||
ГБПОУ МГОК |
Директор |
Артемьев Игорь Анатольевич |
||
Руководитель структурного подразделения |
Лобанова Татьяна Михайловна |
|||
Федеральный кадровый центр ОПК ФГУП "ЦНИИ "Центр" |
Начальник отдела системных исследований |
Утробин Геннадий Федорович |
||
ОАО Национальный институт авиационных технологий |
Зам. ген. директора по качеству |
Сироткин Ростислав Олегович |
||
"Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)" |
Доцент, к.т.н. |
Пини Борис Евгеньевич |
||
Доцент, к.т.н. |
Авдеев Валерий Борисович |
|||
Доцент, к.т.н. |
Паршина Светлана Алексеевна |
|||
Доцент, к.т.н. |
Алексашина Ольга Вячеславовна |
|||
Доцент, к.т.н. |
Аббясов Валерий Михайлович |
|||
ОАО "Алтайский моторный завод" |
Начальник отдела кадров |
Козулина Евгения Леонидовна |
||
ОАО "Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина" |
Начальник отдела организации труда |
Климова Виктория Викторовна |
||
Экономист по труду 1 категории |
Фомина Ольга Сергеевна |
|||
Ведущий инженер |
Кочеткова Тамара Васильевна |
|||
Инженер 1 категории |
Богданова Наталья Владимировна |
|||
Инженер по организации труда 1 категории |
Дауге Елена Эдуардовна |
|||
Экономист по труду |
Чашенкова Ольга Михайловна |
|||
Инженер по организации труда |
Юдина Оксана Анатольевна |
|||
Инженер по организации труда 2 категории |
Анисимова Анфиса Николаевна |
|||
ОАО "ВНИИИНСТРУМЕНТ" |
Заведующая отделом по работе с персоналом |
Виноградова Татьяна Александровна |
||
ООО "Липецкий завод гусеничных тягачей" |
Специалист по обучению |
Бондарь Елена Петровна |
||
АО "Авиатехприемка" |
Главный специалист отдела научно-технического развития |
Замалдинов Максим Юрьевич |
||
ОРП ООО "Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ" |
И.о. начальника |
Полеева Марина Сергеевна |
||
Ведущий экономист по труду |
Красникова Нина Викторовна |
|||
Ведущий экономист по труду ООТиЗ |
Сухорукова Светлана Викторовна |
|||
УКЦ ОАО "ЧАЗ" |
Руководитель группы комплектования и оценки - начальник |
Кирпичев Андрей Николаевич |
||
ОАО "Промтрактор" |
Начальник отдела кадров |
Герасимова Олимпиада Аркадьевна |
||
ЗАО "Промтрактор - Вагон" |
Начальник сектора по управлению персоналом |
Загидуллина Елена Владимировна |
||
АО "НПК "КБМ" |
Экономист |
Кульбакина Светлана Анатольевна |
||
АО "ЦНИИТОЧМАШ" |
Зам. Генерального директора по персоналу |
Хаванова Ирина Борисовна |
||
ОАО "ММП имени В.В.Чернышева" |
Директор по персоналу |
Иванченко Вадим Михайлович |
||
АНО НАРК |
Генеральный директор |
Лейбович Александр Наумович |
||
Руководитель Департамента |
Прянишникова Ольга Дмитриевна |
|||
Руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ "ФИРО", эксперт |
Блинов Владимир Игоревич |
|||
Ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций, эксперт |
Есенина Екатерина Юрьевна |
|||
Ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций, эксперт |
Клинк Ольга Фридриховна |
|||
Заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций, эксперт |
Факторович Алла Аркадьевна |
|||
Семинар-совещание по обсуждению проекта профессионального стандарта "Специалист по контролю качества производства композиционных материалов" |
20.10.2015 г |
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт химии твердого тела и механохимии Сибирского отделения Российской академии наук (ИХТТМ СО РАН). |
Ученый секретарь института , к.х.н. |
Шахтшнейдер Т.П. |
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения РАН |
Ведущий инженер-технолог НТО ПК |
Проценко Роман Станиславович |
||
ООО "БФК-Экструзия" |
Инженер-технолог |
Чучерина Ирина Борисовна |
||
Новосибирский технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет дизайна и технологии" |
к.т.н., преподаватель кафедры химической технологии |
Черных Елена Викторовна |
Приложение 3
Таблица приложения N 3. Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием принятия или отклонения) |
1. |
Аверина Надежда Викторовна |
ООО "Региональное агентство развития и оценки качества образования" Аналитик-эксперт |
Перед первым использованием аббревиатуры ввести ее в текст |
Принято |
3 |
Пини Борис Евгеньевич
|
"Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)" Доцент, к.т.н. |
Специалист по контролю качества не занимается разработкой предложений по повышению качества выпускаемой продукции (ТФ С /03.6) |
Принято |
4 |
Сироткин Ростислав Олегович
Пини Борис Евгеньевич |
ОАО Национальный институт авиационных технологий Зам. ген. директора по качеству "Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)" Доцент, к.т.н. |
Специалист по контролю качества не определяет методы контроля качества сырья, полуфабрикатов, заготовок в производстве композиционных материалов, а также методы контроля качества готовой продукции, а использует ГОСТ или ТУ |
Принято |
5. |
Прянишникова Ольга Дмитриевна |
АНО Национальное агентство развития квалификаций Руководитель департамента |
В некоторых случаях формулировки умений дублируют трудовые действия. Требуется коррекция |
Принято |
6 |
Клинк Ольга Фридриховна |
ФИРО, ведущий научный сотрудник |
Конкретизировать наименования трудовых функций так, чтобы было указано отнесение деятельности к производству металлорежущих инструментов |
Принято |
7 |
Конкретизировать наименования трудовых действий, в т.ч. не использовать абстрактные формулировки "обеспечение", "принятие мер", а указать, что делается для того, чтобы обеспечить |
Принято |
||
8 |
Использовать единообразные формулировки |
Принято |
Приложение 4.
Копии писем, направленных АНО НАРК организациям и предприятиям машиностроительной отрасли, в Советы по профессиональным квалификациям, с целью привлечению экспертов к профессионально-общественному обсуждению проектов профессиональных стандартов
-------------------------------------------
*(1) The dynamics of qualifications: defining and renewing occupational and educational standards. - Cedefop panorama series Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.